Из Договора Руси с Византией 911 г.
«Послал Олег мужей своих установить мир и заключить договор между греками и Русью.
Прежде всего заключим с вами, греками, мир и станем дружить друг с другом всей душой и не допустим, по нашему общему стремлению, никакого беспорядка и обиды... Если же убьет Русин Христианина или Христианин Русина — пусть умрет там, где совершил убийство. Если же убийца скроется, а окажется имущим, то ту часть имущества, которая ему принадлежит по закону, пусть возьмет близкий родственник убитого... Если ладья сильным ветром будет выброшена на чужую землю и будет обнаружена кем-либо из Руси, то они будут охранять ее с ее снаряжением и товарами и отошлют в землю Христианскую. Также если случится несчастье с ладьей Русской около земли Греческой, (мы) проводим ее в Русскую землю...
Цесарь же Леон почтил послов Русских дарами, золотом, шелками и драгоценными тканями. И так отпустил их в свою землю с честью великой» (Фортунатов В. В. История отечественного государства и права. СПб., 1999. С. 5-6).
МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУССКИЕ ЗЕМЛИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ
«Незваный гость хуже татарина». Эта поговорка иногда воспринимается как не совсем корректная. Ведь в современной России татары — один из самых многочисленных народов. Но у русского народа эта пословица сохранилась. Многие современные татары считают себя потомками не пришельцев-захватчиков, а булгар, живших в среднем течении Волги. Попытка заменить поговорку — «незваный гость лучше татарина» — ничего не дает. Историю и язык не обманешь. Нашествие монголо-татар и последовавшее монгольское иго явились тяжелейшим испытанием для русского народа.
|
|
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
На реке Сити, вблизи реки Мологи, 4 марта 1238 г. русское объединенное войско потерпело сокрушительное поражение, несмотря на стойкость, мужество и отчаянное сопротивление простых воинов. Великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович проявил робость, нерешительность, неудачно расположил главные силы и резервы на местности. Отсутствовала разведка, что позволило противнику ударить с тыла. Сам князь, и его родичи пали в битве при Сити. Владимирская Русь лежала в пепелище.
На месте битвы ныне находится село Божонка (Божий городок) Сонковского района Тверской области.
Первая столица Золотой Орды называлась Сарай-Бату (1254-1480). Здесь находились дворцы, мечети, жилые кварталы, базары и т. д. В настоящее время сохранились развалины у с. Селитренное Астраханской области. Второй столицей Золотой Орды (с 1-й половины XIV в.) был Сарай-Берке (Новый Сарай). Остатки кварталов, монеты, керамика встречаются у с. Царев Волгоградской области. Сарайчик (Малый Сарай) был городом Золотой Орды, затем — Ногайской орды в XIV-XVI вв. В настоящее время сохранились остатки городских построек, ремесленных мастерских, керамика у с. Сарайчиковское Гурьевской области.
|
|
ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ
«Меч — на Западе, мир — на Востоке».
Эту спасительную для русской цивилизации стратегию выживания определил Александр Ярославич Невский. Александр Невский отказался от союза с крестоносцами под эгидой Папы Римского. Католицизм являлся профетической религией. Тех, кто не принимал католическую веру, физически уничтожали. Те, кто принимал католицизм, оказывались в зависимости от Папы, ассимилировались, утрачивали свою идентичность. В Прибалтике крестоносцы уничтожили и ассимилировали племя пруссов. Вождь пруссов был повешен и после этого пронзен мечом. Монголо-татары, приняв ислам, терпимо относились к другим вероисповеданиям, ограничивались дополнительным налогом с немусульман. «Даст Бог, ор да переменится», — надеялись в русских землях.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ
Александр Ярославич большую часть своего детства и юности провел в Северном Переяславле. Он подолгу жил в Новгороде с отцом и старшим братом, стал правителем этого города в 1236 г. На великокняжеском престоле утвердился в 1252 г., после того как младший брат Андрей был разгромлен татарскими войсками и бежал в Швецию.
|
|
Александр Ярославич Невский был причислен Русской православной церковью к лику святых. Его прах по повелению Петра I перенесли в Петербург и поместили в Александро-Невскую церковь, а затем в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Александр Невский стал покровителем нового города на Неве. После 1922 г. мощи князя оказались в Казанском соборе, а серебряный саркофаг — в Государственном Эрмитаже. В 1989 г. прах выдающегося государственного деятеля и полководца был возвращен в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В советское время Александр Невский оценивался как великий патриот, государственник и полководец. Художественный фильм «Александр Невский» (1938), посвященный Ледовому побоищу, был создан выдающими мастерами искусства: режиссер — С. М. Эйзенштейн, исполнитель роли Александра Невского — Н. А. Черкасов, музыка — С. Прокофьева. В годы войны был учрежден орден Александра Невского, который высоко ценился офицерами, так как давался за личную храбрость и умение при проведении боевых операций.
|
|
ИСТОРИОГРАФИЯ
«Несмотря на победоносное в целом продвижение в Юго-Восточной Европе, Батый все же не воспользовался плодами своих завоеваний (если не считать грабежа и разорения захваченных им территорий, что отчасти совершалось лишь с целью материального снабжения его несметных полчиш) и к осени 1241 г. повернул обратно, на восток, пройдя в Северное Причерноморье долиной Ауная.
С1243 г. Русь была превращена в улус Золотой Орды, нового государства, созданного Батыем в междуречье Яика (Урала) и Днепра с центром на Нижней Волге (Сарай). Таким образом, односторонняя, наступательная и беспошадная война, которая велась монголо-татарскими полчищами с 1236 по 1241 г. на территории Древней Киевской Руси — от Волги до Карпат, т. е. в течение пяти лет, закончилась без всякого заключения мира, без всякого подведения итогов и договоренностей участвовавших в этой войне сторон, простым, автоматическим обращением Руси в бесправное, вассальное, полностью подвластное Золотой Орде государство, связанное с Ордой данническими отношениями в фискальной и экономической области и полной политической зависимостью княжеской власти от власти ханов («царей»). Такое положение продолжалось для Руси в течение 240 лет— по 1481 г.». ( Похлёбкин В.В. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв.
ХРЕСТОМАТИЯ
Лаврентьевская летопись
«В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекли, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых церквей огню предали, монастырей и сел пожгли...
Татары, станы свои урядив около города Владимира, пошли и взяли Суздаль, и Святую Богородицу разграбили, и двор княжеский огнем пожгли, и монастырь Св. Дмитрия сожгли, а другие разграбили, а монахов и монахинь старых, и попов, и слепых, и хромых, и глухих, и немощных, и людей всех порубили, а молодых монахов и монахинь, и попов и дьяконов, и жен их и дочерей, и сыновей их повывели в станы свои и само пошли к городу Владимиру... В субботу Мясопустную начали татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки (стенобитные орудия), а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю (воскресенье) Мясопустную рано утром начали штурм города месяца февраля в 7 день... и взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот у (церкви) св. Спаса по примету (навалу из земли и бревен) через городские стены, а отсюда с северной стороны от Лыбеди к Орининым воротам и к Медным, а отсюда от (реки) Клязьмы к Волжским воротам, а так вскоре взяли Новый город, и бежали Всеволод и Мстислав и все (оставшиеся в живых) люди в Печерный город (старая часть Владимира)...
А епископ Митрофан и княгиня Юрьева с дочерью и с снохами, и с внучатами и прочие княгини владимирские с детьми, и многое множество бояр и всего народа, укрывшиеся в церкви св. Богородицы, без милости огнем запалены были... Татары, выломав двери церковные, увидели одних от огня погибших, других же оружием до конца смерти предали, церковь разграбили, чудесную икону, украшенную золотом и серебром и драгоценным ка-меньем, ободрали, все монастыри и иконы ободрали и ограбили, а иные порубили, а иные забрали... и книги разодрали, и драгоценнейшие одежды покойных первых князей, которые они повешали в церквах святых на память о себе, тоже взяли себе в добычу... И убиты были архимандрит монастыря Рождества св. Богородицы Пахомий, да игумен Успенский Феодосии Спасский, и прочие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяконы от юного и до старца и сущего младенца, и всех тех порубили, одних убивая, а других гоня в плен босых и без одежды, умирающих от мороза, в станы свои» (Хрестоматия... 1989. С. 76-79).
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!