ПОЛИТИЧЕСКИЙ и ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА



ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Велика страна наша, а порядка в ней нет». Данное высказывание связано с верси­ей о «призвании варягов». В Повести временных лет Нестор-летописец под 852 г. запи­сал: «Когда начал царствовать Михаил (византийский император), стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царь-град, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим». Далее под 859 г. сообщается: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вяти­чей — брали по серебряной монете и по белке с дыма». (Дымом в то время называли от­дельное хозяйство, одну семью.)

ИСТОРИОГРАФИЯ

Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственном периоде в ис­тории нашей страны является причиной многолетних дискуссий и различных спеку­ляций.

Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было основано варяга­ми (викингами, норманнами, т. е. скандинавами), которых в 862 г. пригласили кня­жить, управлять собой два славянских (ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, при­глашенные для работы в Россию. Данную версию поддерживали многие дореволюци­онные историки, но, например, Н. М. Карамзин считал, что варягов «избрали». Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теории считали, что уже в VIVIII вв. славянские племенные княжения объединялись в круп­ные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь. Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, советский академик Б. А. Рыбаков и другие счита­ли, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем раз­бойные скандинавы, и не нуждались в их услугах.

На Украине создателем украинского (не русского) государства считают западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изображающий сокола, па­дающего на добычу, является государственным символом современной Украины (выглядит как трезубец).

Согласно карельской версии современного историка В. И. Паранина, государство восточных славян базировалось в VIVIII вв. на территории современного Карель­ского перешейка. Этот перешеек отождествляется Параниным с островом Рус, упо­минаемым в различных источниках. Остров с востока омывался Ладожским озером, с юга — рекой Невой, с запада — Финским заливом, а с севера — сплошной в то вре­мя водной системой реки Вуоксы. Карельские русы уже тогда контролировали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», т. е. к Черному и Каспийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и получило отражение в летописи.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Рось — река на Украине, правый приток Днепра (впадает в Кременчугское водохра­нилище). Длина реки Рось 346 километров. Площадь бассейна составляет 12,6 тыс. кв. км: На Роси находятся города Белая Церковь, Богуслав, Корсунь-Шевченковский. «Детальное рассмотрение летописных определений Русской земли в XI-XII вв., про­тиворечивых на первый взгляд и как будто бы взаимно исключающих друг друга, при­вело нас к выводу о существовании трех географических концентров, одинаково на­зываемых Русью или Русской землей: 1) Киев и Поросье; 2) Киев, Поросье, Чернигов, Переяславль, Северская земля, Курск и, может быть, восточная часть Волыни, т. е. лесостепная полоса от Росси до верховьев Сейма и Донца; 3) все восточнославян­ские земли от Карпат до Дона и от Ладоги до степей Черного (Русского) моря. Воз­можно, что постепенное расширение областей отражает исторические этапы разви­тия русской народности от племени к союзу племен и от союза племен к народности. Русская земля IX—XIV вв. в широком смысле слова — это область древнерусской на­родности с единым языком, единой культурой, временной единой государственной границей... Славянские племена занимали в Восточной Европе примерно 700 000 кв. км»1.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

На вопросы: «А был ли Рюрик?» и «Кто был Рюрик?», как выше уже упоминалось, есть разные ответы. Бесспорно следующее — Дом Рюриковичей управлял русскими землями с 862 по 1598 г. Последним Рюриковичем на троне по прямой мужской линии был сын Ивана Грозного Федор Иванович (1584-1598).

К началу XX в. от Рюриковичей вели свою родословную потомки восьми княже­ских домов: 1) черниговские князья — Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгору­ковы, Елецкие, Звенигородские - Спячевы, Кольцовы-Масальские, Оболенские, Обо­ленские-Белые, Одоевские, Репнины-Волконские, Святополк-Мирские, Святополк-Четвертинские, Щербатовы; 2) галицкие князья — Бабичевы, Друцкие, Друцкие-Соколинские; 3) смоленские князья — Вяземские, Козловские, Кропоткины; 4) ярославские князья — Дуловы, Засекины, Львовы, Морткины, Прозоровские, Сонцовы, Сонцовы-Засекины, Шаховские, Шсхоиские, Щетинины; 5) ростовские князья — Касаткины-Ростовские, Лобановы-Ростовские, Щепины-Ростовские; 6) белозерские князья — Бе-лосельские, Вадбольские, Ухтомские, Шелешпанские; 7) суздальские князья — Шуй­ские; 8) стародубские князья — Гагарины, Хилковы. От четырех ветвей дома Рюрика — князей полоцких, перемышльских, московских и тверских — потомства к XX в. не оста­лось.

СПРАВОЧНИК

Некоторые авторы связывают названия «Россия», «русские», «Русь» и др. с названием реки Рось. Писатель В. Чивилихин в романе «Память» предположил, что русские — это «люди, живущие по берегам рек», «речной народ». Различные авторы выводят родовое на­звание русского народа из названий балтийско-скандинавских (варяги-русь, руотси), ирано­язычных (аорсы, росомоны, роксоланы и др.) и других народов. Существует версия и о том, что потомки этрусков, вытесненные из Италии, со временем достигли европейского северо-востока. Данное название иногда связывают с обозначением географического местонахож­дения одного народа по отношению к другому.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ и ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Золотой век русской истории». Людям свойственно забывать плохое и вспоми­нать хорошее, связанное чаще всего со временем молодости. После двух столетий мон­гольского ига, еще двух столетий борьбы с его последствиями и еще двух столетий кре­постного права время Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого выглядело как время относительной свободы и благополучия. Не случайно период Древней Руси стали считать лучшим временем в истории страны, «золотым веком». Каждый народ мечтает о «золотом веке». Современные россияне на вопрос: «Когда же будет жить хо­рошо?» часто сами себе отвечают: «Хорошо уже было».

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Княгиня Ольга — единственная женщина из всех правителей «империи Рюрико­вичей». Ее происхождение является предметом споров. В Пскове ее считают своей землячкой. Некоторые полагают, что она была знатного происхождения, возможно скандинавского. Игоря она покорила умом и красотой. После его смерти Ольга стала фактической правительницей при малолетнем сыне Святославе. С ее именем связано создание становищ и погостов, своеобразных «крепостиц», защита которых обеспечи­валась «воями». Погосты и становища превращались впоследствии в административ­ные центры государства.

Налоговая и административная реформы способствовали экономическому укреп­лению и повышению политического веса молодого государства. В 957 г. во время визита в Константинополь Ольга приняла крещение из рук византийского императора Кон­стантина Багрянородного. Русь в период ее правления не воевала ни с одним из сосед­них государств. В 964 г. Ольга передала власть достигшему совершеннолетия Святославу, но во время его длительных военных походов продолжала управлять государством.

Она осталась в истории как рачительная, дальновидная, мудрая устроительница русской земли. Умерла в 969г., похоронена по христианскому обычаю и вскоре причислена к лику святых Русской православной церкви (РПЦ).

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Мужчин в Древней Руси с уважением называли «люди», «мужи». Они пахали, сеяли, рубили и палили лес под новую пашню («подсечно-огневая система»). Могли зава­лить медведя, лося, кабана, наловить рыбы, собрать мед из лесных бортей. «Муж» Древней Руси участвовал в сходе общины, выбирал старосту, участвовал в судебном разбирательстве в составе своеобразной «коллегии присяжных» — «двенадцати луч­ших мужей», преследовал конокрада, поджигателя, убийцу; участвовал в вооружен­ном ополчении в случае крупных военных походов и вместе с другими отбивался от кочевников. Свободный человек должен был контролировать свои чувства, отвечать за себя, родственников и зависимых людей. За предумышленное убийство в соответ­ствии с Русской Правдой, сводом законов первой половины XI в., имущество конфи­сковалось, а семья полностью обращалась в рабство (эта процедура называлась «по­ток и разграбление»). За клок волос, вырванный из бороды или усов, обиженному свободному человеку «за моральный ущерб» полагалась компенсация в 12 гривен. (Гривна — слиток серебра весом примерно в 200 граммов; в настоящее время гривна является основной денежной единицей на Украине.) Так ценилось личное достоинст­во свободного человека. Убийство каралось штрафом в размере 40 гривен. Древнерусский мужчина был бесспорным военнообязанным, участником военных походов. По решению народного вече в поход выступали боеспособные мужчины, получавшие оружие, как правило, из княжеского арсенала. Так, армия Святослава (965-972), включая наряду с дружиной и народное ополчение, насчитывала до 50-60 тыс. человек.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Ярославродился около 978 и умер в 1054 г., прожив 76 лет. Его матерью была по­лоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Ярослав кня­жил в Новгороде, ежегодно собирал дань в размере 3 тыс. гривен, из которых две трети отсылал в Киев отцу — великому князю Владимиру. Ярослав отказался платить дань и нанял отряды варягов для борьбы с отцом, после смерти которого в результате борьбы с братьями стал самовластцем Русской земли.

Ярослав Мудрый проявил себя выдающимся государственным деятелем. При нем Русь была сильной и единой. Он считается автором Русской Правды, целого комплекса юридических документов, отразивших и регулировавших русскую социальную жизнь. При нем переводились с греческого на русский язык многие книги, были организованы школы для начального обучения, возникла своеобразная средневековая академия из «книжных людей» того времени. Крупным летописным центром Древней Руси стал Киево-Печерский монастырь, основанный еще при Ярославе. Ярослав знал 8 языков, много читал не только днем, но и при свечах ночью. Он строил храмы. Сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу Русской церкви — митрополита Ил­лариона. Его называли самовластцем, «каганом» (на восточный лад), а в конце жизни стали называть царем, как византийского императора. Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого он был при жизни изображен вместе с семьей.

    СПРАВОЧНИК

  Гривной называли весовую, денежно-весовую и денежно-счетную единицу Древней Руси и других славянских земель. В Средней и Северной Европе гривна называлась маркой. Название «гривна» происходит от украшения из золота или серебра в виде обруча, кото­рое носили на шее (на «загривке»). Со временем это слово стало означать определенное количество (вес) ценного металла. Поскольку это количество серебра могло слагаться из определенного количества одинаковых монет, возник счет их на штуки. Гривна, состоящая из определенного количества монет, называлась гривной кун (денежно-счетная единица). Гривна серебра (весовая) и гривна кун (счетная) стали на Руси платежно-денежными по­нятиями. В XII в. гривна серебра (около 204 г) по ценности равнялась 4 гривнам куп. Нов­городские гривны XIII в. представляли собой длинные серебряные палочки весом около 204 г. На основе гривны возник рубль. С XVIII в. гривна составила половину фунта. Гривна как единица веса делилась на 48 золотников (по 4,26 г), а золотник — на 25 почек (по 0,17 г). Гривна весом 204 г была положена в основу чеканки русских монет1.

ХРЕСТОМАТИЯ

Русская Правда

«1. Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры (племянники); если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой бу­дет, или Словении, то уплатить за него 40 гривен.

2.Если кто будет избит до крови или синяков, то (для получения вознаграждения) ему не надо представлять свидетеля; если на нем не будет явных знаков избиения, то он дол­жен представить свидетеля, а если не может — делу конец; если же он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю.

3.Если кто кого ударит батогом, или жердью, или пястью, или чашей, или рогом, или тупой стороной меча, то должен заплатить за это обиженному 12 гривен; если обидчика не настигнут, то он должен заплатить (эту сумму), и делу конец.

4.Если ткнет кого мечом, не вынимая из ножен, или рукоятью меча, то платить оби­женному 12 гривен.

5.Если же ударит руку и рука отпадет или высохнет, то заплатить потерпевшему 40 гри­вен. Если нога останется целой или потерпевший станет хромать, то пусть дети его отом­стят обидчику.

14. Если где-нибудь кто потребует от другого остатка похищенного, а тот начнет отпи­раться (отказываться), то явиться ему (с ответчиком) на разбирательство спора перед 12 мужами; и если они установят, что ответчик виноват, не вернул истцу остатка, то он обязан вернуть его имущество и заплатить ему за обиду 3 гривны»

     КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Путята крестил Русь огнем, а Добрыня — мечом». Христианизация Древней Ру­си была длительным, сложным и противоречивым процессом. В ряде мест население оказывало крещению упорное сопротивление, возглавляемое волхвами. В Новгороде дядя Владимира Добрыня в «диспуте» с местным волхвом использовал убедительный прием. Он спросил волхва о его планах на вечер. Волхву не удалось в присутствии дру­гих новгородцев закончить рассказ, ибо Добрыня разрубил его пополам.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Владимир I был сыном князя Святослава и Малуши, рабыни, ключницы княгини Ольги. Он княжил в Новгороде. В ходе борьбы за великокняжеский престол в Киеве убил полоцкого князя Рогволда с сыновьями, погубил брата Ярополка. После занятия Киева в 980 г. создал языческое капище. Воевал с Польшей, ятвагами, булгарами. При­соединил земли в Прикарпатье (Перемышль, Нервен), в Прикамье — вятичей

Провозгласил христианство государственной религией. Построил в Киеве церковь Богородицы («Десятинную»), ввел отчисления от княжеских доходов (десятину) в поль­зу церкви. Основал школы для детей знати. Воевал с печенегами, строил крепости. Лю­бил пиры, праздненства, отличался хлебосольством. Умер в l0l5 г. Причислен к лику святых. Герой легенд, былин. При нем древнерусское государство вступило в фазу сво­его расцвета и широкого признания.

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Реки, наполняющие вселенную». Так в Повести временных лет говорится о книгах. «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся на пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источник мудрости. В книгах ведь неисчерпа­емая глубина; ими в печали утешаемся». Трудно не согласиться с Нестором. Даже в век всеобщей информатизации и компьютеризации книги сохраняют свое значение глав­ного «хлеба культуры», а библиотеки остаются «вместилищами мудрости».

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Митрополит Илларион был священником церкви Святых апостолов в селе Бере­стове — загородной резиденции Ярослава Мудрого. На месте молений Иллариона («пещерки малой») позже возник Киево-Печерский монастырь — центр восточносла­вянской православной культуры. Предполагают, что Илларион получил высшее обра­зование в Византии, участвовал в посольстве во Францию. В 1051 г. по воле Ярослава Мудрого стал киевским митрополитом — высшим русским церковным иерархом.

«Слово о законе и благодати», написанное между 1037 и 1050 гг., является первым известным памятником древнерусского торжественного красноречия. Илларион впер­вые высказал патриотическую идею права Руси на равенство среди других христиан­ских народов. Его представления о соотношении права и нравственности, о роли и за­конности полномочий верховной власти, об ответственности правителя перед народом и другие на протяжении веков влияли на формирование политического сознания ин­теллектуальной элиты русского общества. «Слово о законе и благодати» определило направление русской средневековой богословской, философско-общественной и поли­тико-правовой мысли, явилось отправной точкой в развитии отечественной духовной культуры. Причины оставления своего поста Илларионом, дата смерти и место захоронения служат предметом споров. «Слово» же сохранило свою актуальность на протяжении тысячелетия.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

С принятием христианства семья стала моногамной. Запрещались многоженство, наложничество (конкубинат). Возросла ответственность отцов за воспитание детей и материальное благополучие семьи, но усилилась зависимость женщины от мужчины. В брак девушкам разрешалось вступать с 12 лет, юношам — с 15, но летописи сохра­нили немало фактов оформления браков в более юном возрасте, в основном из по­литических соображений. Принуждать к вступлению в брак запрещалось, но наруше­ния были довольно частыми. Брак запрещался между родственниками (до четвертого колена), с монашествующими, в четвертый раз. Жена приносила в семью мужа при­даное.

Брак прекращался в случае смерти или ухода в монастырь одного из супругов. Развод допускался в случае прелюбодеяния, покушения жены на жизнь мужа. Инициатора­ми развода обычно выступали мужья. Для этого было достаточно, если жена без сво­его мужа будет ходить к посторонним и там есть и пить или спать вне своего дома, а также, если жена будет днем и ночью ходить на игрища и не послушает увещеваний мужа. Причиной развода могла служить бездетность брака, в том числе и из-за импо­тенции мужчины: «Аше муж не лазит на жену свою, про то их разлучити». Однако разводных грамот, связанных с неисполнением мужем супружеских обязанностей, не сохранилось'.

Законодательно предусматривались большие денежные штрафы за прелюбодеяние между братом и сестрой, с двоюродными сестрами, свекра со снохой, кума с кумой, с двумя сестрами, двух братьев с единой женой, с мачехой, с монахиней, а также двоеженство. Строго наказывались скотоложество, педофилия, гомосексуализм. Если дочь рожала в доме отца и матери вне брака, то ее забирали в церковный дом для покаяния и последующего выкупа родом2.

        РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

«Народная масса охотно слушала своих скоморохов, предавалась "бесовским" уве­селениям язычества — но оставалась совершенно глуха к церковной проповеди и христианской легенде. Когда надо идти в церковь, говорит проповедник в одном па­мятнике, написанном около 1400 года, мы "позевываем, и почесываемся, и потяги­ваемся, дремлем и говорим: холодно или дождь идет... А когда плясуны, или музы­канты, или иной какой игрец позовет на игрише или сборише идольское, то все туда бегут с удовольствием... и весь день стоят там, глазеют", хотя и нет там ни крыши, ни какой-либо зашиты от дождя и вьюги. "Это все мы охотно выносим, губя душу зрели­щами. А в церкви есть и крыши, и зашита от ветра, а не хотят придти на поученье, ле­нятся"»'.

      СПРАВОЧНИК

С принятием христианства на Руси вводится юлианский календарь с римскими наиме­нованиями месяцев, которые сохранились до наших дней, и семидневной неделей. Этот календарь был введен в 46 г. до и. э. римским консулом Юлием Цезарем (отсюда и его название «юлианский»). Но христианство было принято Русью от Византии, где счет годам шел не от Рождества Христова, как в Западной Европе, а от сотворения мира. По Библии считалось, что Христос родился через 5508 лет после сотворения мира. Поэто­му разница между двумя календарями была равна 5508 годам. Если Ледовое побоище произошло по летописи в 6750 году от сотворения мира, то современное летосчисление определяет это событие в 1242 г. от Рождества Христова (6750 - 5508 = 1242). В совре­менных изданиях русских летописей (например, Повести временных лет) приводятся обе даты. До 1492 г. год на Руси мог начинаться и в марте, и в сентябре. С 1492 г. новый год на Руси начинался только с 1 сентября. В декабре 1699 г. реформу календаря предпринял Петр I.

ХРЕСТОМАТИЯ

Крещение Руси

«Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей (Почайну) и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его...

После этого Владимир послал по всему городу со словами: "Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня".

Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей за­ставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых (знатных) людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым...» (Повесть временных лет. СПб., 1997, с. 86-87).

«Поучение» Владимира Мономаха

«...В дому своем не ленитесь, но сами смотрите за всем; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам над домом вашим, ни над обедом вашим. Выйдя на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод, не угождайте питью, ни еде, ни спаныо; стражу сами расставляйте, и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вставайте рано; да оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись из-за лени, — от этого внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи и пьянства — от этого погибает душа и тело. Куда не пойдете по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пако­сти делать ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напойте и накормите просящего. Больше всего чтите гостей, откуда бы он к вам не пришел — простой ли человек, или знатный, или посол, — если не можете одарить его, то угостите едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, прославят чело­века или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом...Что знаете хоро­шего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец: он, дома сидя, изучил пять языков. За это честь отдают (уважают) и в других землях. А леность — мать всему дурному, (ленивый) что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь ни на что доброе» (Хрестоматия... 1989. С. 46-47).


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!