Переяславская Рада. Из статейного списка русского посла на Украину В. Бутурлина. 4-9 января 1654 г.



«...И стал гетман посреди круга... начал речь гетман ко всему народу говорить: ...Для того ныне собрали мы есмя раду, явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; второй — хан крымский; третий — король польский, который, буде сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку Припяти может; четвер­тый есть православный Великия Русии самодержец восточный, которого мы уже 6 лет бес­престанными молениями нашими себе просим — тут которого хотите избирайте. Царь тур­ский есть бусурман; всем вам ведомо, как братия наши, православнии християне греки, беду терпят и в каком суть от безбожных утеснений. Крымской хан тож бусурман, которо­го мы по нужди и в дружбу принявши, каковые нестерпимые беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови христианские от польских панов утеснения — никому вам сказывать не надобеть... А православный христанский великий государь, царь восточный, есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания... Той великий государь царь христианский, зжалившися над нестерпимым озлоблением право­славные церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не пре­зревши, теперь, милостивое свое царское сердце к нам приклонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме его царския высокия руки, благотишнейшего пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет вольная дорога.

К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати. Потом полковник переяславский Тетеря, ходячи по кругу, на все стороны спрашивал: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно. Потом гетман молвил, буди тако. Да господь бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою. А народ по нем вси единогласно возопил: боже, утверди, боже, укрепи, чтоб есми вовеки вси едино были...» (Хрестоматия... С. 191-192).

УСТАНОВЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

 ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Этой поговорке уже больше четырех столе­тий. Она появилась в конце XVI в., по-видимому, после первой отмены права перехода крестьян от владельца к владельцу. Историки спорят: был ли специальный царский указ в 1581 г., который отменил «правило Юрьева дня», или эта отмена проходила ад­министративным порядком. Неизвестно и то, к какой именно бабушке обратился бе­зымянный автор знаменитой фразы. Народ как бы «выдохнул» эту поговорку. И она прижилась. Потому что обозначила часто повторяющуюся ситуацию — высшая власть неожиданно меняет «правила игры». При этом положение населения ухудшается. Во времена дефолта в августе 1998 г., когда российское правительство «нагрело» зарубеж­ных и российских покупателей государственных краткосрочных обязательств, заморо­зило счета многих вкладчиков в банках, россияне в очередной раз вспомнили знамени­тую поговорку.

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

«Русский человек того времени, если имел достаток, то старался казаться беднее, чем был, боялся пускать свои денежки в оборот, чтобы, разбогатев, не сделаться предметом доносов и не подвергнуться царской опале, за которой следовало отобра­ние всего его достояния "на государя" и нищета его семьи; поэтому он прятал деньги где-нибудь в монастыре или закапывал в землю про черный день, держал под замком вышитые золотом дедовские кафтаны и охабни, собольи шубы и серебряные чарки, а сам ходил в грязной потертой однорядке из грубого сукна или в овчинном тулупе и ел кое-что из деревянной посуды. Неуверенность в безопасности, страх грозы, каждую минуту готовой ударить его сверху, подавляли в нем стремление к улучшению своей жизни, к изящной обстановке, к правильному труду, к умственной работе. Русский человек жил как попало, приобретал средства к жизни как попало; подвергаясь все­гда опасности быть ограбленным, предательски погубленным, он и сам не затруднялся предупреждать то, что с ним могло быть, он также обманывал, грабил, где мог поживиться на счет ближнего ради средств к своему, всегда непрочному, существованию. От этого русский человек отличался в домашней жизни неопрятностью, в труде — ленью, в сношениях с людьми — лживостью, коварством и бессердечностью».

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991. С. 341.

СПРАВОЧНИК

С сентября 1648 по январь 1649 г. работал Земский собор, рассмотревший Соборное уло­жение. В работе Собора участвовала «верхняя палата»: 14 членов Освященного собора (верхи духовенства) и 40 членов Боярской думы (представители родовой титулованной знати). «Нижнюю палату» составили 153 представителя провинциального дворянства, 12 выборных от московских торговых сотен, 15 человек от стрелецких полков и 79 выбор­ных от посадского населения.

Соборное Уложение подготовила специальная комиссия (приказ) во главе с боярином князем Никитой Ивановичем Одоевским. В работе также участвовали князь Семен Про­зоровский, окольничий Федор Волконский, дьяки Гаврила Леонтьев и Федор Грибоедов. Это был закон, объединявший в себе все писаное уголовное, административное, процессу­альное и светское гражданское право и включавший 967 статей в 25 главах. В Европе того времени ни в одной из крупных стран подобного свода не было. Россия опередила всех по уровню кодификации законодательства. Соборное уложение было переведено на латин­ский, французский, немецкий и датский языки. Подлинный список представлял собой свиток длиной в 309 м. Но это был первый свод законов в России, который напечатали в типографии и разослали для использования в виде книги. Соборное уложение действова­ло до введения в действие в 1835 г. Свода законов Российской империи, составленного М. М. Сперанским. Отдельные нормы вошли в СЗРИ и действовали до 1917 г.

 

 

***

В 1607 г. при подавлении восстания И. И. Болотникова войсками В. И. Шуйского было утоплено до 45 тыс. мятежников. Сам И. И. Болотников был отвезен в Каргополь, где ослеп­лен и утоплен. При подавлении «медного» бунта в 1662 г. было казнено 2000 человек. За подделку денег в царствование Алексея Михайловича было казнено свыше 7000 человек. В 1698-1699 г. по приказу Петра I было казнено свыше 2000 стрельцов, в 1707-1708 — свыше 400 участников восстания под руководством К. Булавина, который успел застре­литься. С. Т. Разин был четвертован на Болотной площади в Москве. Ему последовательно отрубили руки и ноги, а затем и голову.

ХРЕСТОМАТИЯ


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!