Зло, которое мы совершаем, не есть ли оно зачастую результат того положения, в которое нас поставили другие люди; и кто в таком случае более виноват?



– «3ло возвращается к тому, кто его вызвал. Так, человек, доведённый до зла положением, в которое его поставили другие люди, менее виновен, нежели те, кто были тому причиной; ибо каждый понесёт кару свою не только за то зло, которое он лично совершил, но и за последствия от своих действий, причиной которого он стал.»

Тот, кто сам не сделал зла, но кто пользуется злом, совершённым другими, в той же ли мере он виновен, что и они?

– «Если он им пользуется, то это всё равно, как если бы он делал его сам, потому что пользоваться таким злом – значит участвовать в нём. Быть может, он и отступил бы перед действием; но если, найдя всё совершившимся, он этим злом пользуется, это значит, что он одобряет его и что он бы и сам совершил его, если б мог или если б посмел.»

Желание зла, так же ли оно предосудительно, как и самое зло?

– «Смотря по обстоятельствам; добродетель состоит в том, чтобы добровольно сопротивляться злу, желание к коему испытывается, в особенности когда есть возможность это желание удовлетворить; если же дело лишь в том, что нет к тому случая, то человек виновен.»

Достаточно ли просто не творить зла, чтобы быть угодным Богу и обеспечить своё будущее положение?

– «Нет, добро нужно делать на пределе возможностей своих сил, ибо каждый ответит за то зло, которое совершилось из-за того, что не было сделано добро.»

Есть ли люди, которым их положение не даёт возможности делать добро?

– «Нет никого, кто не мог бы творить добро: лишь эгоист никогда не находит к тому возможности. Достаточно пообщаться с другими людьми для того, чтобы найти повод творить добро, и каждый день жизни даёт возможность к этому всякому, кто не ослеплён эгоизмом; ибо добро делать – значит не только быть милосердным, это также быть полезным в меру ваших сил всякий раз, когда требуется помощь ваша.»

Среда, в которую некоторые люди оказываются помещены, не является ли она для них первоисточником множества пороков и преступлений?

– «Да, но это опять-таки испытание, выбранное самим духом в пору, когда он был развоплощён; он хотел подвергнуться искушению, чтобы иметь заслугу в том, что он устоял перед ним.»

Когда человек как бы погружён в атмосферу порока, то разве зло не оказывает на него почти непреодолимого влияния?

– «Влияние есть, но непреодолимости его нет; ибо и в этой атмосфере порока ты иногда встретишь великие добродетели. Это суть именно прогрессирующие духи, кои имели силу сопротивляться такому влиянию, и в то же время миссия их состояла в том, чтобы оказывать благотворное влияние на собратий своих.»

 

Заслуга в сделанном добре, подчинена ли она определённым условиям; иначе говоря, есть ли различные степени заслуг за добро?

– «Заслуга за добро лишь в трудности его совершения; нет никакой заслуги в делании добра, если делать его не составляет труда, когда сделанное добро, по сложности, ничего вам не стоит. Богу более угоден бедняк, делящийся своим последним куском хлеба, нежели скаредный богач, отдающий лишь свой избыток. Иисус сказал это в: «Притча о динаре вдовы.»

 

Деление природного закона

Заключается ли весь закон Божий в заповеди «любви» и уважения к ближнему, преподанной Иисусом?

– «Конечно же, эта заповедь содержит в себе обязанности людей в отношении друг друга; но нужно ещё показать им её применение, иначе они будут пренебрегать ею и впредь, как делают они это сегодня; впрочем, природный закон заключает в себе все обстоятельства жизни; и эта заповедь лишь часть всего этого. Людям нужны точные правила; общие и слишком туманные предписания оставляют слишком много дверей для всевозможных толкований.»

Что думаете вы о делении естественного закона на десять частей, включающих законы о поклонении, труде, деторождении, поддержании жизни, её прекращении, об обществе, прогрессе, равенстве, свободе и, наконец, закон справедливости, любви и милосердия?

– «Такое дробление закона Божьего было сделано Моисеем; указывает на детальное исполнение всех вопросов мирской жизни, что и важно. Ты можешь, стало быть, следовать ему, или не следовать; хотя такое деление и не содержит ничего абсолютного, равно как и все прочие системы классификации, зависящие от точки зрения рассуждающего, с какой рассматривают он ту или иную проблему. Последний закон самый важный; благодаря именно ему человек может всего далее продвинуться в духовной жизни, ибо он подводит итог всем прочим законам.»

Глава Вторая

ЗАКОН ПОКЛОНЕНИЯ

 

Цель поклонения – Внешнее поклонение – Созерцательная жизнь – О молитве – Политеизм – Жертвоприношения

 

Цель поклонения


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!