МИР МИНЕРАЛОВ, РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ



 

Минералы и растения – Животные и человек – Метампсихоз (переселение душ)

 

Минералы и растения

Что вы думаете о разделении природы на три царства или на два класса: существ органических и неорганических? Некоторые выделяют род человеческий в особый мир. Какая из этих классификаций предпочтительней?

– «Они хороши все; всё зависит просто от точки зрения. На материальном уровне есть лишь существа органические и существа неорганические; с точки зрения моральной, существуют, очевидно, четыре класса, четыре царства.»

Примечание. Эти четыре класса действительно имеют характеры ярко выраженные, хотя границы их и представляются не очень чёткими: неживая материя, образующая царство минералов, содержит в себе лишь механическую силу; растения, состоящие из неживой материи, одарены жизненностью, и животные, состоящие из неживой материи, одарены жизненностью и наделены, сверх того, ещё своего рода инстинктивным, ограниченным умом, обладающим сознанием своего существования и своей индивидуальности; человек, имеющий всё, что есть в растениях и животных, господствует надо всеми другими классами своим особым, неограниченным умом, дающим ему осознание своего места в природе, осознания своего места во времени и пространстве, постижение вещей вне материальных и знание о космосе, духовном, о Высших Силах и Боге.

Имеют ли растения сознание своего существования?

– «Нет, они не думают, они обладают лишь органической жизнью.»

Ощущают ли растения что-либо? страдают ли они, когда их увечат?

– «Растения получают физические впечатления, какие являются результатом воздействия на материю, но у них нет ощущений; соответственно, они не имеют чувства боли.»

Сила, притягивающая растения друг к другу, независима ли она от их воли?

– «Да, поскольку они не думают. Это механическая сила материи, воздействующая на материю: они не смогли бы этому воспротивиться.»

Некоторые растения, например мимоза и мухоловка, имеют особые движения, которые свидетельствуют о большой чувствительности и, в некоторых случаях, о своего рода воле, как, например, мухоловка, лопасти которой схватывают муху, севшую на её цветок, чтобы пить нектар; мухоловка словно бы готовит ей западню с тем, чтобы затем убить её. Одарены ли эти растения способностью мысли? Есть ли у них воля и не составляют ли они промежуточного класса между растительным миром и миром животным? не переход ли они от одного к другому?

– "В природе всё есть переходное состояние 54  , в силу самого факта, что части целого совершенно несходны между собою, но всё, тем не менее, поддерживается в своём первоначальном виде. Растения не думают и, следовательно, не обладают волей. Устрицы и все зоофиты не наделены мыслью: в них один лишь слепой, естественный инстинкт."

Примечание. Человеческий организм являет нам примеры подобных движений без участия воли в функциях пищеварения и кровообращения; пилорий (привратник) сжимается при соприкосновении с некоторыми телами, чтобы загородить им проход. То же самое должно происходить и с мимозой, движения которой никоим образом не предполагают необходимость восприятия и ещё менее – воли.

Разве нет у растений, как у животных, инстинкта самосохранения, который побуждает их искать то, что может быть им полезным, и избегать того, что может им повредить?

– «Это, если угодно, своего рода инстинкт: всё зависит от того, сколь широко вы толкуете это слово; но он чисто механичен. Когда в химической реакции вы наблюдаете соединение двух тел, то это означает, что они соответствуют друг другу, т.е. что между ними есть сродство; но вы не называете это „инстинктом“.»

В мирах высших природа растений, как и прочих существ, более ли она совершенна?

– «Да. Всё более Совершенно; но растения остаются растениями, как животные всегда остаются животными, а люди – всегда людьми.»

 

Животные и человек

Если мы сравним человека и животных по уму, то разграничительную линию как будто бы провести трудно, ибо некоторые животные обладают в этом отношении значительным превосходством над некоторыми из людей. Можно ли провести это разграничение с большей точностью?

– «По этому поводу меж вашими философами согласья нет: одни хотят, чтобы человек был животным, другие желают, чтобы животное было человеком; и все они неправы; человек – совершенно особое существо, иногда опускающееся весьма низко или могущее подняться очень высоко. В физическом плане человек подобен животным и не так хорошо одарён, как многие из них; природа дала ему Ум, Интуицию познания Мира, и всё то, что человек вынужден изобретать своим умом для удовлетворения собственных нужд и самосохранения; тело его разрушается так же, как и тела животных, это правда, но Дух его предназначен к своей особой судьбе, которую лишь человек способен понять, потому что лишь он один полностью свободен в своих проявлениях. Бедные Люди, опускающиеся часто ниже скотины! Неужто вы не знаете, чем от неё отличаетесь?

Человека узнаете по мыслям о Боге, духовной сути Вселенной.» 55


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!