Дух, соединяясь с телом, отождествляет ли он себя с материей?



– «Материя лишь оболочка Духа, как одежда – оболочка тела. Дух, соединяясь с телом, сохраняет свойства своей духовной природы.»

Проявляются ли способности духа после соединения его с телом во всей их полноте?

– «Проявление способностей зависит от органов, служащих орудиями этого проявления; они ослабляются грубостью материи тела.»

– В согласии с этим, материальная оболочка должна быть препятствием для свободного проявления способностей духа, подобно тому как матовое стекло препятствует свободному прохождению света?

– «Да, к тому же весьма матовое.»

Примечание. Можно ещё сравнить действие грубой материи тела на дух с действием тинистой воды, которая сковывает свободу движений погружённого в неё тела.

Подчинено ли свободное пользование способностями души развитию органов?

– «Органы суть орудия действий проявления способностей души; это проявление находится в прямой зависимости от развитости и степени совершенства этих самых органов, подобно тому, как качество работы зависит от качества инструментов, которыми её выполняют.»

Можно ли из этой теории влияния органов вывести связь между развитостью мозговых органов и развитостью нравственных и интеллектуальных качеств?

– «Не путайте причину со следствием. Дух всегда имеет способности, коие ему присущи; главное – это то, что не органы тела дают способности духа, но качества духа и его способности поддерживают состояние его органов.»

Примечание. Не верна фраза: «В здоровом теле – здоровый дух.» Нам так удобнее говорить. Разумнее сказать: В Здоровом Духе – Здоровое тело.! (Думайте, что говорите.!)

– В согласии с этим разнообразие склонностей у человека объясняется единственно положением, коего достиг дух?

– «Сказать, что это „единственно“, значит сказать не совсем точно; качество духа, который может быть более или менее развит, это основа, суть; но следует учитывать и влияние материи, которая в той или иной мере сковывает проявление этих способностей.»

Примечание. Воплощаясь, дух привносит некоторую предрасположенность, потребность в том или ином качестве, свойстве; и если допустить для каждой способности по отдельному органу, соотносящемуся с мозгом, то развитие этих органов будет следствием, а не причиной. Если бы способности имели своё начало в органах, то человек был бы попросту машиной, лишённой какой-либо воли и не способной отвечать за свои поступки. Нужно было бы допустить и то, что самые великие гении – учёные, поэты, художники – гениальны лишь потому, что случай предоставил им специфические органы, из чего уже следует, что без этих органов они бы никак не были гениями и что самый «последний глупец» мог бы достичь величины Великих Личностей Ньютона, Вергилия или Рафаэля, будь он снабжён такими же органами, – предположение ещё более вздорное, если применить его к моральным качествам. Так, в согласии с этой системой, Св. Викентий Павел, одари его природа тем или иным органом, мог бы быть не святым, но злодеем; и самому величайшему злодею, окажется, недостаёт всего лишь одного органа, чтобы стать святым Викентием Павлом. Предположите же, наоборот, что специфические органы, коль таковые существуют, вторичны, что они развиваются упражнением способности, как мускулы укрепляются движением, – и у вас не будет ничего иррационального. Возьмём самое тривиальное сравнение, сильное своей неоспоримостью. По некоторым физиономическим признакам вы без труда узнаете человека, подверженного выпивке; эти ли признаки делают его пьяницей, или же его пьянство приводит к появлению таких признаков? Можно сказать, что органы отмечены печатью проявляющихся через них способностей.

 

Идиотство, безумие, сумасшествие

Мнение о том, будто у кретинов и идиотов душа низшего порядка, основательно ли оно?

– «Нет, душа у них человеческая, зачастую более разумная, нежели вы полагаете; она страдает от недостаточности средств, каковыми располагает для того, чтобы сообщаться с вами, как немой страдает от того, что не может чётко говорить.»

Какова цель Провидения при создании столь обездоленных существ, как кретины и идиоты?

– «В телах идиотов живут наказанные духи.! Эти духи страдают от принуждения, которое они испытывают, и от бессилия, в каковом находятся, чтобы проявиться посредством неразвитых или неисправных органов.» (Очевидно они прочувствуют ту степень бессилия, когда в прошлой жизни фанатично унижали подчинённых людей).

– Стало быть, нельзя сказать, что органы никакого влияния на способности не имеют?

– «Мы никогда и не говорили, будто органы не имеют влияния; влияние их на проявление способностей весьма велико, но они не дают самих этих способностей, в этом разница. Если хороший музыкант станет исполнять музыку на плохом инструменте, то настоящей музыки не получится, но это вовсе не помешает ему быть хорошим музыкантом.»

Примечание. Следует различать состояние нормальное и состояние патологическое. В нормальном состоянии духовный настрой преодолевает препятствие, которое ему воздвигает материя; но бывают Богом данные такие случаи, когда материя тела оказывает настолько сильное сопротивление, что в результате духовные проявления оказываются скованы и искажены, как это происходит при слабоумии, ДЦП, сумасшествии; это патологические случаи, и так как в этом состоянии душа не пользуется полнотою своей свободы, то даже не всегда справедливый человеческий закон освобождает её от ответственности за свои действия: «Что с него взять разумения, коли он претерпевает наказание за свои деяния, бывших дел.»


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!