S Проанализируйте предложенную таблицу и ответьте на следующие вопросы.
1. Какие функции публицистического стиля не отражены в таблице? Как вы думаете, почему?
2. В чем особенность адресатов публицистического стиля? Как эта особенность учитывается и отражается в публицистических текстах?
3. Расскажите о языковых ресурсах публицистического стиля, дополнив таблицу примерами из СМИ.
Уровень языка | Языковые ресурсы | Примеры |
Лексика | стилистически маркированные лексико-фразеологические единицы | |
новые значения слов | ||
иностилевая лексика | ||
Словообразование | активность суффиксов иноязычного происхождения: -ций-, -аций-, -изаций-,-изм- | |
суффиксы негативной оценки –щин, –(нич)а | ||
субстантивированные прилагательные среднего рода | ||
Морфология | глаголы наст. вр. в значении настоящего репортажного | |
Синтаксис | употребление эмоционально-экспрессивно окрашенных конструкций: - восклицательные предл., - риторические вопросы, -предложения с обращением, -именительный темы, -сегментированные и парцеллированные конструкции, -инверсии | |
Стилистика | средства словесной образности: -метафоры, -метонимия, -олицетворение, -метафорические перифразы, -необычное употребление и обновление фразеологизмов, пословиц, поговорок, -антитезы, -другие тропы и фигуры |
4. Чем можно объяснить большое количество иностилевой лексики в публицистическом стиле?
5. В каких формах речи реализуется публицистический стиль? Докажите примерами.
|
|
6. Как можно представить структуру публицистического стиля? Попытайтесь классифицировать все известные вам жанры публицистического стиля с точки зрения функции и языковых особенностей. Что относится к ядру и периферии стиля?
7. Какие тенденции в историческом изменении публицистического стиля вы можете назвать? Чем их можно объяснить?
# Практические задания
1. В начале 70-х годов ХХ века Д.Э.Розенталь писал о тенденции к усилению дифференциации языковых средств внутри отдельных стилей. Согласитесь ли Вы сегодня с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Определите коммуникативную задачу данных текстов и средства ее достижения. Определите жанр. Найдите языковые приметы публицистического стиля.
«Грипповуха»
Вирус гриппа действительно имеет пренеприятную особенность являться в совершенно новом обличье приблизительно каждые 30-50 лет. Он коварен и непредсказуем, но за его формами и передвижениями пристально следят национальные центры ВОЗ в 110 странах мира. «Но в этом сезоне нет никаких оснований ожидать появления пандемического вируса гриппа с новой оболочкой», - заверила нас Анна Соминина, заместитель директора НИИ гриппа РАМН.
|
|
Это не значит, что не нужно готовиться к эпидемии (она всё равно будет), делать прививки и запасаться лекарствами в аптеках. Не нужно только народ пугать (АиФ на Оби).
Президент заблокирует дороги и разблокирует проблемы
Послезавтра на один день в Новосибирск приедет президент России Владимир Путин. Кстати, его предшественник Борис Ельцин за 8 лет побывал в нашем городе всего два раза, а президент СССР Михаил Горбачев – ни разу.
Главный самолет страны прибудет в аэропорт Толмачево в 2 часа ночи. После отдыха глава государства встретится со студентами и преподавателями НГТУ. ВУЗ как раз отмечает на днях свой полувековой юбилей. Затем намечено посещение Академгородка. После обеда Путину будут представлены предложения по государственной стратегии развития Сибири. В облсовете собирается большое совещание с участием руководителей всех сибирских регионов, членов правительства, ученых и депутатов. Приглашены и те, кого называют «олигархами», - от Романа Абрамовича до Анатолия Чубайса. Вечером, после общения с прессой, Владимир Владимирович встретится с губернаторами Сибири.
Как стало известно «АиФ на Оби», новосибирские власти обратятся к Путину с просьбами помочь в завершении строительства взлетно-посадочной полосы в Толмачево, северной объездной дороги вокруг Новосибирска, новых станций метро, а также в проведении ремонта оперного театра.
|
|
3. Подберите публицистический текст и проанализируйте его по схеме.
А. Определите, кому адресован текст и какова цель его создания. Обратите внимание на авторство текста: личное или коллективное.
Б. Проанализируйте стилеобразующие черты данного текста:
- выявите фактическую основу данного текста;
- проанализируйте используемые языковые средства с точки зрения их стандартизированности;
- проанализируйте выражение оценочной позиции автора данного текста (скрытая или явная оценка);
- определите, какими средствами автор текста добивается усиленного воздействия на адресата, его эмоционально-духовную сферу; найдите и охарактеризуйте все средства образности и экспрессивности.
В. Выделите иностилевые языковые средства и определите, какую роль они играют в общении автора и адресата.
Г.Сделайте вывод о принадлежности данного текста к официальному или неофициальному подстилю публицистики, определите жанр текста.
Д. Можно ли сделать вывод об авторской индивидуальности данного журналиста по данному тексту? Докажите свою мысль, опираясь на речевую ткань текста.
|
|
4. Познакомьтесь с предложенным текстом и его анализом, выполненным студенткой А.Хмелевой. Выскажите свою точку зрения по поводу произведенного анализа. Что бы Вы хотели исправить или добавить?
Здравствуйте!
Меня зовут Андрей Кикеля, мне 38 лет. Мы с Вами давно знакомы. Хорошо знаю и люблю Центральный район. Поскольку здесь я живу и работаю.
Высшее образование получил по специальности «экономист».
Работаю директором производственного предприятия «Автономные системы теплоснабжения и водоподготовки».
Избирательный блок «Новое Поколение» выдвинул меня кандидатом в депутаты Городского совета по нашему избирательному округу. «Новое Поколение» – избирательный блок, поддерживаемый Движениями «Союз Правых Сил» и «Яблоко». Политический принцип «Нового Поколения» – нельзя сидеть сложа руки, иначе и через поколение ничего не изменится.
Важнейшей задачей считаю законодательное оформление муниципального заказа на жилищно-коммунальные, образовательные, медицинские, социальные услуги и обеспечение контроля горожан за их качеством, ценой услуг и бюджетными расходами.
Надеюсь, что мы обсудим эти вопросы и предлагаемые нами проекты законов в ходе наших встреч.
Приглашаю Вас на бесплатные юридические консультации Блока «Новое Поколение» по адресу: ул. Трудовая 1, комната 214, телефон: 22-70-40.
Ваш кандидат в горсовет
Андрей Кикеля.
Анализ текста
1. Данный текст является листовкой, адресованной жителям г. Новосибирска, особенно жителям Центрального района с целью сагитировать их проголосовать на выборах в Городской совет за Андрея Кикелю, который является автором данной листовки (личное авторство).
2. Как и любая другая листовка, она информирует нас о биографии кандидата – 38 лет, живет в Центральном районе Новосибирска, имеет высшее образование по специальности «экономист», работает директором предприятия; о партиях, которые его выдвинули – избирательный блок «Новое Поколение», поддерживаемый Движениями «Союз Правых Сил» и «Яблоко», а также о задачах, которые кандидат намерен выполнить после вступления в должность: оформление муниципального заказа на жилищно-коммунальные, образовательные, медицинские, соц. услуги, обеспечение контроля горожан за качеством, ценой услуг и бюджетными расходами.
3. Так как данный текст выполняет, прежде всего, воздействующую функцию, в нем практически не встречаются средства словесной образности, но имеется большое количество закрепившихся в публицистическом стиле общественно политической лексики: избирательный блок, кандидат, депутат, Городской совет, политический принцип, политическое движение. Также в данном тексте встречаются общелитературные слова и юридическая терминология, которая приобрела в данном контексте публицистическую окраску: важнейшая задача; законодательное оформление; муниципальный заказ; жилищно-коммунальные, образовательные, медицинские, социальные услуги; обеспечение контроля горожан; цена услуг; бюджетные расходы; проекты законов; юридические консультации. Воздействующая функция проявляется также через личностные элементы, которые устанавливают более тесный контакт с адресатом: «Здравствуйте! … Мы с Вами давно знакомы». В области синтаксиса использованы парцеллированные конструкции (разбиение предложения на несколько высказываний), неполные и бессоюзные предложения: «Меня зовут Андрей Кикеля, мне 38 лет. Мы с Вами давно знакомы. Хорошо знаю и люблю Центральный район. Поскольку я здесь живу и работаю». Кроме того, в данном тексте встречается инверсия: высшее образование получил по специальности «экономист».
4. Основным принципом публицистики является единство экспрессии и стандартов, в данном тексте экспрессия проявляется через оценочность, призывность, лозунговость, которая, в свою очередь, выражается через документализм, т.е. точное изложение фактов, использование профессиональной лексики (см. пункт 2, 3); через определенное построение фраз: «ваш кандидат в горсовет Андрей Кикеля», этим самым он косвенно призывает голосовать за него.
5. В целях выразительности и влиятельности здесь используются элементы разговорной речи.
6. Согласно всем описанным характеристикам данного текста: экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности, отбор языковых средств с установкой на их доходчивость, наличие общественно-политической лексики, использование клише – все это подтверждает, что данный текст принадлежит официальному подстилю публицистического стиля и относится к такому жанру, как листовка.
5. Определите жанровую принадлежность следующих текстов:
Убить по-братски
Состоялась презентация компьютерной игры «Брат-2». В основу, естественно, положены ключевые моменты одноименного фильма, с фрагментов которого начинается каждый новый уровень. Есть, правда, некоторые сюжетные отклонения (Данила Багров снова едет в США спасать непутевого старшего братишку, которого захватил какой-то американский бандит, отсюда подзаголовок «Обратно в Америку»), но атмосфера прежняя: братец Данилушка в поисках недругов бродит по складским помещениям, музеям, безымянным коридорам. Нашел – убил. Но уже не так кроваво, как в фильме, выбор оружия ограничен, шуметь не рекомендуется: а то сбегутся враги и – прощай, брат!
Присутствовавший на презентации актер Сергей Бодров, говоря о том, что его киногерой уже живет вполне самостоятельной жизнью, пошутил: «осталось только пароход назвать «Данила Багров».
Ну зачем же так скромно? Есть масса других способов восславить в веках бессмертный фильм и его героя.
Благотворительная лотерея «Брат-2». Главный приз – поездка в Америку с правом провоза огнестрельного оружия. Остальные деньги – в фонд помощи российским спортсменам и проституткам, работающим в США.
Межрегиональная депутатская группа «Данилы России» (лозунг – «За гуманизм в киноискусстве, за мир и дружбу между народами»).
Телевикторина «О,брательник!» (Вопрос: сила – она в чем? Варианты ответа: а) в деньгах, б) в правде; в) в ньютонах).
Опера «Брат –2» (партию Данилы Багрова исполняет Николай Басков).
Братская-2 ГЭС.
Водка «Багров».
Мальчиковое трио «Данилушки international ».
Ну и так далее. Правильно сказано в буклете: «Ничто не в силах остановить русского парня по имени Данила!». (КП. 23.11.00).
Неудавшееся покушение
Попытка покушения на убийство генерального директора деревообрабатывающего предприятия АО «Большевик» Виктора Мульбайера совершена во вторник в Новосибирске. Как сообщил корреспонденту РИА «Новости» прокурор Центрального района Юрий Кондратьев, при выходе из собственной квартиры в подъезде многоэтажного дома предприниматель столкнулся с вооруженным человеком, который напал на него. Однако гендиректор не растерялся и выбил пистолет из рук нападавшего. После чего даже попытался самостоятельно задержать преступника, но тому все-таки удалось скрыться. По факту покушения на убийство возбуждено уголовное дело. К расследованию обстоятельств произошедшего подключилась областная прокуратура. (Метро. 23.11.00).
6. Определите, каково авторское отношение к описываемому событию и как оно проявляется.
Оскар–2003. Пушки отдельно, шампанское отдельно
23 марта 2003 года вечером авиация коалиции нанесет очередные удары по Багдаду, Мосулу и Киркуку, сухопутные войска сообщат о проведении успешной операции в Басре и в Лос-Анджелесе начнется самое главное событие в киноиндустрии – церемония вручения наград Американской киноакадемии.
США воюют за «Свободу Ирака», а поскольку это занятие небезопасное, «Оскару» пришлось отправить в чулан красную ковровую дорожку, пригласить вместо официантов с шампанским батальон химзащиты и Национальную гвардию и отменить банкет после церемонии награждения.
Перед началом операции в Ираке организаторы «Оскара» пообещали перемежать в телетрансляции кадры плачущих от счастья кинозвезд и съемки иракских боев. И робко предположили, что если зритель захочет, то церемонию могут и перенести на более мирное время.
55 миллионов зрителей «Оскара», за 75 лет привыкшие к этому ежегодному представлению, разумеется, это предложение не приняли. А устроители телетрансляции, цена минуты рекламного времени которой сопоставима со стоимостью запуска крылатой ракеты «Томагавк», не стали настаивать.
Сражение за статуэтки золотых мужчин, стоящих на коробках кинопленки, интересует давно уже покоренный Голливудом мир, ничуть не меньше, чем сводки с фронта. Диспозиция в битве за «Оскар» такова:
Наступление возглавляет «Чикаго» ( Chicago ). Перед началом военной операции в Ираке академики решили проявить патриотизм и отдать большинство номинаций мюзиклу, считающемуся таким же символом Америки, как гамбургер и статуя Свободы (www.NTV.ru 23.03.03.).
Тема №7
Художественный стиль
1. Соотношение понятий «язык художественной литературы» и «художественный стиль».
2. Особое место художественного стиля среди других стилей русского языка. Основная функция художественного стиля.
3. Стилеобразующие черты.
4. Языковые ресурсы художественного стиля.
. Вопрос о месте художественного стиля в системе функциональных стилей русского языка решается неоднозначно разными учеными. Одно исследователи считают его равноправным с другими стилями, так как он имеет свою сферу использования (художественная литература), выполняет свою собственную функцию (эстетического воздействия), свои языковые особенности (широкое использование средств словесной образности). Другие лингвисты исключают художественный стиль из системы функциональных стилей литературного языка, аргументируя свою точку зрения «незамкнутостью» системы используемых языковых средств. При таком подходе происходит смешение двух понятий: понятия художественного стиля и понятия языка художественной литературы. По мнению В.Д Левина, «язык современной литературы принципиально разностилен», поэтому «язык художественной литературы – явление принципиально иного порядка, чем языковой стиль». Художественный стиль и язык художественной литературы объединяются эстетической функцией, широким использованием изобразительно-выразительных средств, проявлением творческой активности автора. Но художественному стилю свойственна нейтральная и так называемая «высокая» лексика, язык же художественной литературы вбирает в себя не только иностилевые заимствования, но и выходит за пределы литературного языка, если этого требует замысел автора.
# Практические задания
1. Установите стиль отрывка из повести А.П.Чехова «Степь».
А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.
2. Какое средство словесной образности использовал автор в выделенном предложении?
О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова (А.П.Чехов).
3. Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительного средства?
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое (М.Цветаева).
4. Какой прием использовали авторы в следующих фрагментах текста:
Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче (А.Гайдар).
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел… (С.Есенин).
5. Познакомьтесь с фрагментом текста и его анализом, выполненным студенткой Н.Бездольной. Какие из стилистических средств, отмеченных в анализе, являются текстообразующими? С чем вы согласны или не согласны и что хотели бы добавить к анализу данного текста?
Что такое Буэнос-Айрес?
Это Пласа де Майо, куда усталые и счастливые они вернулись, отвоевав свое.
Это лабиринт огней, куда мы подлетаем к городу, а внутри: это улица, поворот, этот последний дворик, эти спокойные вещи.
Это место, где был казнен один из моих предков.
Это большое дерево на улице Хунин, которое, не зная того, дает прохладу и тень.
Это длинная улица хижин, где ломается и навсегда пропадает западный ветер.
Это южный причал, за который держится Космос.
Это дверь под каким-то номером, где я провел десять дней и ночей, неподвижен. Вспоминаю как целую вечность.
Это бронзовый всадник, что бросил на землю тень. Тень ползет по земле, в день совершая круг.
Это тот же памятник под дождем.
Это угол улицы Перу, где Хулио Кесар Дабове говорил, что зачать ребенка, дать ему выйти в жизнь, в страшную жизнь – преступно.
Это Эльвира де Альвиар за своим бесконечным романом, что начат словами с чистой тетради, а далее - непонятно.
Это шпага, служившая раньше войнам, а сегодня не столько шпага, сколько воспоминание.
Это день, когда мы покидаем женщину, и день, когда женщина покидает нас.
Это арка на улице Боливара, за которой – Библиотека.
Это и полинялые деньги, и поблекший дагерротип, - собственность времени.
Это вечная пьеса, где умер Пауль Гроссас.
Это последнее зеркало, отразившее лик моего отца.
Это лица Христа, которое я увидел разбитым, в пыли, на одном из кораблей Сострадания.
Это высокий дом, где я и моя жена переводили Уитмена, чье влияние (дай-то Бог!) даже на этой странице.
Это Лугонес, смотрящий в окно купе, на то, как предметы теряют форму, и думающий о том, что больше не надо их называть словами, ибо это последний путь.
Это безлюдная ночь, запертое кафе в переулке Одиннадцати, где покойный Македонии Фернандес говорил мне, что смерти нет.
Не хочу продолжать, это слишком мое, личное. Эти вещи слишком самостоятельны, чтобы строить из них город.
Буэнос-Айрес – это другая улица, по которой никто не ходит, это та сердцевина яблока, тот самый последний дворик, который закрыли здания, это мой враг, если есть вообще таковой, я ему (впрочем, как и себе) посвящаю стихи, это старая книжная лавка, которую снова находишь, это то, что исчезло, и то, что будет, это там, впереди – неизвестность. Это центр, окраина, пригород, незамеченный и желанный, никогда не мой и не твой.
(Х.Л.Борхес. Буэнос-Айрес)
Анализ текста
Данный текст принадлежит к художественному стилю. Его главная функция – эстетическое воздействие. Автор поставил перед собой цель создать образ города, показать «свой» город читателю. Все используемые в тексте стилистические приемы и средства со стилистической окраской направлены на достижение этой цели.
Весь тест построен на использовании анафоры и параллелизма. С их помощью автор представляет читателю город, как череду образов, личных воспоминаний.
Описывая город, автор использует следующие метафоры: «лабиринт огней», «ломается и навсегда пропадает западный ветер», «сердцевина яблока». Можно сказать, что текст в целом – это образ, метафора.
Часто используются прилагательные. Встречаются обычные определения («длинная улица», «высокий дом», «большое дерево», «южный причал», «бронзовый всадник») для описания «общей» картины города, которую видят все, которая возникает при первом, поверхностном взгляде. Одновременно используются необычные эпитеты, которые придают обычным вещам личную, часто эмоциональную окраску («спокойные вещи», «полинялые деньги», «последнее зеркало, отразившее лик моего отца», «безлюдная ночь», «Это центр, окраина, пригород, незамеченный и желанный, никогда не мой и не твой»).
Для придания большей эмоциональности используются слова, усиливающие значения («…это слишком мое, личное. Эти вещи слишком самостоятельны»), лексика «предельного» значения, придающая категоричность («последний дворик», «навсегда пропадает», «вспоминаю как целую вечность», «бесконечный роман», «вечная пьеса», «последний путь», «никто не ходит»).
Особый эффект создает сочетание конкретных образов и абстрактных понятий («Это южный причал, за который держится Космос», воспоминания о конкретных людях, вещах и «неизвестность»).
Для придания большей образности также используются такие приемы, как:
- оксюморон («…покойный Македонии Фернандес говорил мне, что смерти нет»);
- хиазм («Это день, когда мы покидаем женщину, и день, когда женщина покидает нас»);
- зевгма («…бесконечным романом, что начат словами с чистой тетради, а далее – неразборчиво»).
Таким образом, данный текст отличается образностью, эмоциональностью. Он очень индивидуален, отражает внутренний мир автора, его чувства, эмоции. В тексте используется множество стилистических приемов, которые направлены на создание образа города. Все это доказывает принадлежность данного текста к художественному стилю.
6. Подберите фрагмент текста и докажите его принадлежность к художественному стилю.
7. Проанализируйте следующий фрагмент текста. Докажите его принадлежность к художественному стилю, анализируя языковые особенности.
Начало апреля, утро свежо и облачно. Воздух прозрачен, краски несколько дики. Стая краснолапых чаек долго провожала нас вчера, долго плыла на тугих острых крыльях, косясь на длинный малахитовый след за кормою. Низкие, плоские берега Новороссии скрылись вчера еще в полдень. Перед вечером скрылись и чайки. Сизо-алый закат был холоден и мутен. Огонек, еще при свете заката вспыхнувший на верхушке мачты, был печален, как лампада над могилой. Неприятный ветер, крепко дувший по правому борту, рано согнал всех с палуб, и тяжелая черная труба хрипела, распуская по ветру космы дыма. А ночь с мутно-бледной луной и неясными тенями, едва означавшимися от вант и дыма, была еще холоднее (И.А.Бунин).
Тексты для анализа
1. Специфика государственного управления
В научной литературе управление подразделяется на виды по различным основаниям. В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности выделяют: управление обществом в целом, экономическое управление/ социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление. От структуры общественных отношений: управление экономическим и, соответственно, управление политическим, социальным и духовным развитием общества. От объектов управления: экономическое (хозяйственное) управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью. По другому основанию — характер и объем охватываемых управлением общественных явлений - называют: управление обществом, управление государством, управление отраслями, сферами народного хозяйства, управление предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами и т.д.
Многие авторы основанием видов управления признают природу и субстанциональную специфику субъектов управления, исходя из чего, разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий — государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий — общество и его структуры), менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник, хозяин дела). В качестве своеобразной подсистемы управления рассматривают также местное самоуправление (муниципальное управление). Существует членение и общественного управления, в котором наряду с управлением со стороны общественных объединений указывают общественное самоуправление, посредством которого люди сами формируют и практически реализовывают управляющие воздействия.
Предметом данного курса лекций является теория государственного управления, поэтому другие виды управления (при любой их классификации) упоминаются только в той мере, в какой они соприкасаются с государственным управлением, связаны с ним, влияют на него либо предопределяют те или иные его характеристики.(Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций)
2. Состав территориальных финансовых ресурсов
Территориальные финансы можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, используемых на социальное и экономическое развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов - финансовое обеспечение социально и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).
Региональные бюджеты - основная составная часть территориальных финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.
Средства субъектов хозяйствования - также составная часть территориальных финансов.
Территориальные внебюджетные фонды - третий компонент территориальных финансов. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
3. Вдруг рванул ветер и... со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Он дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. <...>
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём; тотчас же опять загремел гром...
Дождь почему-то долго не начинался... Было страшно темно... А молнии в потёмках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. <...>
Вдруг над самой головой его [Егорушки] с страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.
«Тррах! тах, тах! тах!» — явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым — «трра!..»
Раньше молнии были только страшны, при таком же громе они представлялись зловещими. Их колдовской свет проникал сквозь закрытые веки и холодом разливался по всему телу. Что сделать, чтобы не видеть их? Егорушка решил обернуться лицом назад...
«Трах! тах! тах!» — понеслось над его головой, упало под воз и разорвалось — «ррра!» <...>
...Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дали... По дороге текли ручейки и прыгали пузыри (А.Чехов)
4. За ночь до экзамена
- Прикинь, какая засада. У нас зачет первого января.
- Во сколько?
- В час.
- Ха, у пятой группы вон в десять утра зачет. Вот это стопудово засада!
НЕДЮЖИННУЮ (так и скажем - стопудовую!) проблему поднимает подслушанный в метро разговор двух студентов. Назначить зачет на первое похмельное утро нового года - верный способ отбить у человека всякое желание к нему готовиться.
Конечно, многие просто-напросто "забивают". Одни - в надежде на извечное русское «авось», другие - уповая на то, что "препод, он тоже человек". Хорошо, если экзаменатор, подобно Олегу Басилашвили в рекламном ролике, за бутылку пивка вам пятерочку презентует. Но ведь и по-другому бывает. Так что лучше все-таки готовиться.
Ожидание экзамена - это всегда стресс, вызывающий чувство тревоги. Независимо от того, насколько хорошо вы знаете предмет.
Марина БОРИСОВА, научный сотрудник лаборатории "Личность и стресс" факультета психологии МГУ, считает, что многим для нормальной работы просто необходим определенный уровень напряжения. Чтобы начать готовиться к экзамену, им надо довести себя до последней черты. Как говорится, пока жареный петух не клюнет... В этой ситуации они лучше запоминают и соображают.
- С другой стороны, праздники - это тоже стресс, - говорит Борисова. - Перед ними, как правило, происходит большое количество семейных ссор. Тем более - перед новогодними праздниками, которые для многих из нас с детства являются самыми важными.
Получается, что один стресс накладывается на другой. Человек, как буриданов осел, разрывается между двумя полюсами: надо бы и повеселиться, и к экзамену подготовиться. На самом деле временно переключиться с работы на веселье - это лучший способ отдыха. В данной ситуации все зависит от того, насколько хорошо вы можете управлять собой и своими эмоциями.
КАК увеличить объем запоминаемого материала, если время подготовки к экзамену ограничено? Психологи дают такие советы.
Во-первых, в любом предмете есть некая суть, стержень. Вполне достаточно знать только ее. Все остальное - детали, ответвления и прочее - наращивается потом. Обычно студенты детально прорабатывают первый билет, второй и т. д. Этот способ неверный, ведь билеты зачастую никак друг с другом не связаны.
Второй момент. Важно не просто механически зубрить предмет, а уметь видеть его, строить причинно-следственные отношения. Это уже определенный стиль мышления, которому надо учиться.
В-третьих, замечено, что если ситуация с экзаменом для вас определена (то есть вы имеете представление о том, как он будет проходить), ваша тревога значительно снизится. И наконец, не забывайте, что оптимальный способ запомнить материал - одновременно читать его и записывать какие-то основные положения. Это всегда помогает (Д.Писаренко)
5. Пассажиры стали прислушиваться к нашему разговору.
- А чего в пакете-то? - деловито спросил человек с бутылкой.
- Да я же и говорю, - сказала гражданка. - Может, я нарочно туда костей-тряпок напихала... Потому - вор не разбирается, чего в нем. А берет, что под руку попадет... Знаю я, не спорьте. Я, может, с неделю так езжу...
- И что же - попадают? - с любопытством спросил кто-то.
- А то как же, - воодушевилась гражданка. - Обязательно попадают... Давеча дамочка вкапалась... Молоденькая такая, хорошенькая из себя. Черненькая брунеточка... Гляжу я - вертится эта дамочка. После цоп пакет и идет... А-а-а, говорю, вкапалась, подлюга...
-С транвая их, воров-то, скидывать надоть! - сказал сердито человек с пилой.
- Это ни к чему - с трамвая, - вмешался кто-то. - В милицию надо доставлять.
- Конечно, в милицию, - сказала гражданка. - Обязательно в милицию... А то еще другой вкапался... Мужчина, славный такой, добродушный... Тоже вкапался. Взял прежде пакет и держит. Привыкает. Будто свой. А я молчу. И в сторону будто гляжу. А он после встает себе и идет тихонько... А-а, говорю, товарищ, вкапался, гадюка...
- На живца, значит, ловишь-то? усмехнулся человек с бутылкой. - И многие попадают?
- Да я же и говорю, - сказала гражданка, - попадают.
Она замигала глазами, глянула в окно, засуетилась и пошла к выходу.
И, уходя из вагона, она сердито посмотрела на меня и снова сказала:
- Сбил ты меня с плану, черт такой! Начал каркать на весь вагон. Теперь, ясно, никто на пакет не позарится. Вот и схожу раньше времени.
Тут кто-то с удивлением произнес, когда она ушла:
- И зачем ей это, братцы мои? Или она хочет воровство искоренить?
Другой пассажир, усмехнувшись, ответил:
- Да нет, ей просто охота, чтобвсе люди вокруг воровали. (М.Зощенко. На живца)
6. Вы, товарищи, все совершенно правильно говорили. Но я вам приведу небольшой пример из Великой Отечественной Войны. Был у нас солдатик, вроде Веньки вон, щупленький такой же, молодой, лет двадцати, наверно. Ну, пошли в атаку, и тот солдатик испужался. Бросил винтовку, упал, обхватил, значит, руками голову... За такое расстрел на месте, но мы, которые постарше солдаты, не дали. Подняли, он побежал с нами... И што вы думаете? Самолично, у всех на глазах заколол двух фашистов. И (фашисты были под потолок, рослые, а тот солдатик, забыл уж теперь, как его фамилия, не больше Веньки. Откуда сила взялась! Я это к тому, што бывает найдет на человека слабость, стихия ну, вроде пропал, совсем пропал человек... А тут, наоборот, не надо торопиться, он еще подымется. Вы сами-то воевали, товарищ?
(В. Шукшин. Мой зять украл машину дров)
7. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Расходы на пенсионное обеспечение - самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение 1993-1996 гг. эти финансовые потоки составляли от 25 до 47% но отношению к расходам федерального бюджета. На 1 января 1998 г. в стране насчитывалось свыше 38 млн. пенсионеров более 1/5 всего населения.
За четыре года поступления в ПФР возросли более чем в 13,8 раза (см. табл. 23.2.1). Основной источник доходов Пенсионного фонда — страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15-го числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, утверждает Правительство РФ.
Пенсионный фонд Российском Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. На долю пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов.
8. Сколько на Земле льда
Почти 11% всей земной суши скрыто под блестящим ледяным панцирем. Объем льда оценивается сейчас в 30000000 км3. Сюда входят и айсберги, и ледяные шапки Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов.
Ледники по своему объему составляют примерно 80% всего льда на Земле. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности, то он покроет ее слоем толщиной в 60 см.
Самый толстый слой льда обнаружен в Антарктиде - свыше 5000 м. Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность, то ее внешний теплообмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка -90°.
Ныне земные льды ведут себя «агрессивно». Отмечено, что, начиная с 40-50-х г., ледники начали энергично наступать на сушу. Очевидно, предполагают ученые, период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала нашего века, заканчивается. (Из газеты).
9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17.12.96 №771
г. Новосибирск
Об утверждении перечня самостоятельных субъектов межбюджетных отношений
Во исполнение решения шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов второго созыва от 24.09.98 «О неотложных мерах по обеспечению подготовки проектов бюджетов муниципальных образований Новосибирской области на 1999 год» с учетом заключения согласительной комиссии по вопросам разграничения предметов ведения в части вопросов местного значения, формирования бюджетов муниципальных образований и разграничения объектив муниципальной собственности
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Включить в состав самостоятельных субъектов межбюджетных отношении в проект бюджета на 1999 год следующие муниципальные образования:
1. г.Болотное (Болотнинский район)
2. Бурмистровский сельский Совет (Искитимский район)
3. Евсинский сельский Совет (Искитимский район)
4. Линевский поселковый Совет (Искитимский район)
5. Улыбинский сельский Совет (Искитимский район)
6. г.Каргат (Каргатский район)
7. Кольцовский поселковый Совет (Новосибирский район)
8. Горновский поселковый Совет (Тогучинский район)
9. г.Тогучин (Тогучинский район)
2. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Киселева В.Н.
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 630; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!