Текст 5. «Я говорю от чистого сердца»: образ Дон Жуана в комедии Мольера.



Проанализируйте образ Дон Жуана. Как можно объяснить противоречия его поступков? Каковы их мотивы? Что привлекает Дон Жуана в женщинах? Каковы смысл и содержание его любовных побед? Обратите внимание на сцены II акта с участием Шарлотты: как меняется её поведение на протяжении действия? Прокомментируйте фрагмент из второго акта.

ЯВЛЕНИЕ II

 

 Дон Жуан, Сганарель; Шарлотта (в глубине сцены).

 

 Дон Жуан. Мы потерпели неудачу, Сганарель: этот нежданный шквал вместе с лодкой опрокинул и всю нашу затею. Но, по правде сказать, крестьянка, с которой я только что расстался, за все меня вознаградила, - она до того очаровательна, что я уже начинаю забывать об огорчении, которое мне доставил наш неуспех. Это сердечко не должно ускользнуть от меня, и я уже сумел так расположить его к себе, что мне недолго придется томиться и вздыхать.

 Сганарель. Признаться, сударь, я вам дивлюсь. Только что нас миновала смертельная опасность, а вы, вместо того чтобы возблагодарить небо за милость, которую оно нам явило, вы опять стараетесь навлечь на себя его гнев вашими всегдашними затеями и любовными...

 

 Дон Жуан грозит ему.

 

Ну, довольно, мошенник ты этакий: ты сам не знаешь, что говоришь, а вот господин твой знает, что делает. Идемте!

 Дон Жуан (заметив Шарлотту). Ого! Откуда же, Сганарель, взялась еще и эта крестьяночка? Посмотри, какая хорошенькая! Ведь правда, она не хуже первой?

 Сганарель. Разумеется. (В сторону.) Новое дело!

 Дон Жуан (Шарлотте). Чему я обязан, красавица, столь приятной встречей? Неужели в сельской местности, среди деревьев и скал, можно встретить особ, подобных вам?

 Шарлотта. Как видите, сударь.

 Дон Жуан. Вы из этой деревни?

 Шарлотта. Да, сударь.

 Дон Жуан. Вы там и живете?

 Шарлотта. Да, сударь.

 Дон Жуан. А как ваше имя?

 Шарлотта. Шарлотта, с вашего позволения.

 Дон Жуан. Ах, какая красивая! И какие глаза! Так в душу и смотрят.

 Шарлотта. Сударь, мне просто стыдно.

 Дон Жуан. О, пусть вам не будет стыдно - вам же говорят правду! Сганарель, что ты скажешь? Какая прелесть! Повернитесь, пожалуйста. Ах, какая изящная талия! Чуть-чуть выше голову, сделайте милость. Ах, какое миленькое личико! Откройте глаза пошире. Ах, как они хороши! Позвольте мне взглянуть на ваши зубки. Ах, какое очарование! А ваши губки так соблазнительны! Я в полном восторге, такой обворожительной особы я еще никогда не видел.

 Шарлотта. Воля ваша, сударь, но только, может, вы смеетесь надо мной.

 Дон Жуан. Мне над вами смеяться? Боже сохрани! Я слишком вас люблю, я говорю от чистого сердца.

 Шарлотта. Премного вам благодарна, ежели так.

 Дон Жуан. Не за что благодарить. За все, что я говорю, вы должны быть благодарны не мне, а только вашей красоте.

 Шарлотта. Все это, сударь, для меня слишком красно сказано, у меня и ума-то не хватает ответить вам.

 Дон Жуан. Сганарель, посмотри-ка на эти руки.

 Шарлотта. Полно вам, сударь, они у меня черные как невесть что!

 Дон Жуан. Да что вы! Таких рук ни у кого нет. Позвольте мне их поцеловать.

 Шарлотта. Это мне, сударь, слишком много чести будет. Кабы я раньше знала, я бы их помыла с отрубями.

 Дон Жуан. А скажите, прекрасная Шарлотта, вы ведь еще, наверное, не замужем?

 Шарлотта. Нет, сударь, но скоро выйду за Пьеро, сына нашей соседки Симонетты.

 Дон Жуан. Возможно ли! Такой особе, как вы, быть женой простого крестьянина! Нет, нет, это значило бы осквернить подобную красоту, вы рождены не для жизни в деревне. Вы достойны, несомненно, лучшей участи, и небо, которое это знает, как раз и привело меня сюда для того, чтобы я помешал этому браку и воздал должное вашим прелестям. Ведь я, прекрасная Шарлотта, люблю вас всем сердцем, так что от вас одной будет зависеть, чтобы я вырвал вас из этого убожества и помог вам занять положение, которого вы достойны. Моя любовь зародилась внезапно, не отрицаю, но ничего не поделаешь, Шарлотта: такова сила вашей несравненной красоты, - вас за четверть часа полюбишь так, как другую не полюбил бы и за полгода.

 Шарлотта. Когда вы говорите, сударь, я, право, не знаю, как быть. То, что вы сказали, мне по сердцу, и я хотела бы вам верить, но мне всегда твердили, что господам верить нельзя и что вы, придворные, обманщики; у вас одно на уме: как бы обольстить девушку.

 Дон Жуан. Я не из таких людей.

 Сганарель (в сторону). Как же!

 

Сделайте вывод о социальных, психологических, религиозно-философских аспектах содержания образа Дон Жуана. В чём тайна обаяния этого образа? Связана ли проблематика «Дон Жуана» с проблематикой «Тартюфа»?

Определите, в чём значение образа Сганареля в комедии, объясните её финал.

Литература

Основная:

Ауэрбах Э. Святоша // Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

Мягкова И. Г. Мольер в послевоенной Франции. Дон Жуан в театре, кино, литературе // Современное западное искусство, ХХ в. М., 1988.

Родионова И. Образ Дон Жуана в комедии Ж. Б. Мольера, опере В. А. Моцарта, трагедии А. С. Пушкина (К вопросу о жанровой поэтике) // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX–XX веков. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 1997.

Смирнов А. А. Образ Дон Жуана у Мольера // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1969.

Томашевский Б. В. «Маленькие трагедии» Пушкина и Мольер // Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960.

Файко А. Дон Жуан Мольера среди других литературных обработок этого типа // Современная драматургия. 1986. № 3.

Дополнительная:

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. М., 1991.

Веселовский А. Н. Тартюф. История типа и пьесы. М., 1879.

Гликман И. Мольер. М.; Л., 1966.

Гриб В. Р. Мольер // Гриб В. Р. Избр. работы. М., 1956.

Мокульский С. С. Вещественное оформление спектакля во Франции накануне классицизма. Творчество Мольера // Мокульский С.С. О театре. М., 1963.

Штейн А. Л. Мольер – зачинатель и основоположник // Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. М., 1990.

Рекомендуемые источники:

Мольер Ж. Б. Комедии / Вступ.ст.и примеч. Г. Н. Бояджиева. М., 1972 (БВЛ).

Мольер. Полн. собр. соч. : в 3 т. / Предисл. Ю. А. Гинзбург, С. И. Великовского. М., 1985–1987.

Мольер. Полн. собр. соч. : в 4 т. / Под ред. Н. Любимова. М., 1966–1967.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!