Определение общего тона (светлоты) этюда



Задание 1

1) Определите три основных тона этюда и сделайте соответствующие выкраски (а).

2) Определите доминирующую тональность этюда и сделайте соответствующую выкраску (б).

 

 

 


а                                                         б

Определение общего цвета этюда

Задание 2

1) Определите три основных цветотона этюда и сделайте соответствующие выкраски (а).

2) Определите доминирующий цветотон в этюде (б).

 

 


а                                                         б

Определение характерных особенностей цветовой гаммы вашего этюда (например, теплая, светлая, холодная и т.д.)

Задание 3

Сформулируйте три характерные особенности цветового решения своего этюда в произвольной форме.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Степень передачи тепло-холодности в этюде

Задание 4

Сформулируйте суть понятия «тепло-холодность».

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Охарактеризуйте степень передачи тепло-холодности в своем этюде:

а) вообще не передана;     в) передана недостаточно;

б) передана чрезмерно;     г) передана оптимально.

Определение вида взаимодействия цветотонов, использованного в вашем этюде

Задание 5

Определите вид взаимодействия цветотонов, который вы используете в своем этюде:

Кратко обоснуйте.

а) контрастный;               _________________________

б) нюансный;                 _________________________

в) гармоничный.               _________________________

                                                 _________________________

                                                 _________________________

                                                 _________________________

                                                 _________________________

 

Творческие задания

Цель: познакомиться с живописно-декоративной системой построения формы цветом; развить умение творчески подходить к работе с натуры, создавая декоративный вариант конкретной постановки.

Категория колорита тесно связана и является производной от тональности художественного произведения. Попробуйте выполнить следующий натюрморт из 4–5 предметов в трех разных ситуациях по отношению к источнику света:

а) силуэт предметов против света;

б) цветовой рельеф при скользящем свете (сверху, сбоку, снизу);

в) освещение предметов в упор рассеянным светом.

На каждую ситуацию выполните поисковые эскизы. Выполните наиболее интересные композиции с соблюдением тональных различий.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

ПО ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

 

 

1.Учебный рисунок – основа обучения изобразительной деятельности.

2. Закономерности наблюдательной перспективы и их использование в рисунке и живописи.

3. История развития цветоведения.

4. Психофизиология цветового зрения.

5. Факторы обусловленного цвета (на примере живописи натюрморта или пейзажа).

6. Основные свойства цвета в живописи.

7. Последовательность выполнения краткосрочного этюда натюрморта.

8. Виды учебного рисунка.

9. Одно-, двух-, трехстадийная модель цветового зрения.

10. Цветовой круг И. Ньютона и И. Гете.

11. Цветовая пирамида В. Ламберта и цветовой шар Ф. Рунге.

12. Цветовая система В. Оствальда (двойной конус).

13. Цветовая система А. Менселла.

14. Составные элементы колорита (на примере натюрморта и пейзажа).

15. Учебные и творческие задачи натюрморта, пейзажа, портрета.

16. Изобразительные материалы и средства рисунка.

17. Виды контрастов в цветоведении и их применение в практике живописи и ДПИ.

18. Целостность – основной закон профессионального изображения.

19. Несобственные (психологические) свойства цвета.

20. Средства выявления композиционного центра в изображении.

21. Изобразительные средства живописи.

22. Методическая разработка длительной постановки натюрморта в акварельной живописи.

23. Конструктивный рисунок гипсовой головы.

24. Приемы и методы работы акварельными красками.

25. Тоновой и цветовой масштаб в изображении с натуры.

26. Техника масляной живописи в эпоху Возрождения.

27. Техника масляной живописи в различных школах реалистической живописи Западной Европы в XVII–XVIII вв.

28. Техника живописи импрессионистов.

29. Техника масляной живописи художников-реалистов конца XIX – начала XX в.

30. Реализм и различные авангардистские направления в искусстве XX в.

31. Метод работы цветотоновыми отношениями – основа реалистического живописного изображения.

32. Приемы и методы учебного рисунка.

33. Техника живописи гуашью и темперой.

34. Основные закономерности композиции в реалистическом изображении.

35. Способы смешения цветов.

36. Гармонизация цвета с помощью цветового круга.

 

 

ТЕСТИРОВАНИЕ

 

ФИО, курс, группа                        Дата проведения _____ г.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

«Теория обучения изобразительного искусства»

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для ответа на каждый поставленный вопрос нужно выбрать и обвести кружком позицию КАЖДОГО ПРАВИЛЬНОГО ответа. При этом важно пом­нить, что на поставленные вопросы:

а) правильными могут быть ОДИН или НЕСКОЛЬКО ответов;

б) ВСЕ предложенные для каждого вопроса варианты ответов пра­вильными быть МОГУТ.

ОТМЕЧАЙТЕ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ!

 

ФИЗИЧЕСКАЯ теория ЦВЕТА

1. Укажите первоисточники света:

а) костер;                                    в) Земля;

б) нить электрической лампы; г) Солнце.

2. Красочный слой картины воспринимается благодаря следующим процессам:

а) отражение;                                  в) поглощение;

б) диффузия;                              г) преломление.

3. Цвет в живописи – это:

а) степень выраженности цветового тона;

б) свойство, показывающее окраску предмета;

в) свойство предметов вызывать определенное зрительное ощущение в соот­ветствии со спектральным составом отраженных лучей;

г) нет верного ответа.

4. Укажите, что не относится к характеристике световых волн:

а) частота;                 в) длина волны;

б) масса волны;                      г) скорость распространения.

5. Спектр – это:

а) совокупность цветовых полос, получающаяся при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду;

б) цветовые полосы, получаемые от работы электрической лампы;

в) свет, отраженный от какой-либо поверхности;

г) распределение сил магнита по разным направлениям, обнаруживаемое в рисунке железных опилок, которыми покрывают поверхность магнита.

6. Спектр оптического излучения делится на следующие:

а) длинноволновый;             в) коротковолновый;        б) средневолновый;         г) нет верного ответа.

7. Диапазонов цвета, имеющих традиционный спектр:

а) 14;                                  в) 7;

б) 3;                                    г) 10.

8. Укажите цвета, которых нет в спектре:

а) зеленый;                          в) черный;       

б) желтый;                     г) пурпурный.

9. Существуют следующие способы измерения цвета:

а) точный и точечный;

б) измерение приборами и опытами;

в) точный и визуальный;

г) измерение приборами и измерение «на глаз»:

10. Цвет измеряют:

а) спектрометром;         в) тонометром;

б) дозиметром;                 г) колориметром.

ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ

 

11. Предметным цветом называется:

а) собственный цвет предмета;

б) цвет, воспринятый обыденно;

в) цвет, воспринятый измененным;

г) живописный цвет.

12. Обусловленным цветом называется:

а) собственный цвет предмета;

б) предметный цвет;

в) цвет, воспринятый измененным;

г) живописный цвет.

13. Следующие факторы являются факторами обусловленного цвета:

а) контрастное взаимодействие цветов;

б) пространственная удаленность;

в) собственный цвет предмета:

г) спектральный состав освещения;

д) рефлексная взаимосвязь;

е) сила освещения.

14. Составными цветами являются:

а) фиолетовый;                      в) желтый;        

б) оранжевый;                       г) зеленый.

15. Взаимодополнительные цвета – это:

а) красный и желтый;

б) красный и зеленый;

в) фиолетовый и белый;

г) желтый и синий.

16. Унитарные цвета – это:

а) красный, желтый, синий;

б) желтый, синий, зеленый, красный;

в) синий, зеленый, красный.

17. Трихроматы – это:

а) унитарные цвета;

б) гармоничные сочетания;

в) нормально видящие люди.

18. Дальтонизм – это:

а) частичная цветовая слепота;

б) аномалия цветного зрения;

в) неспособность различать главным образом красный и зеленый цвета;

г) полная цветовая слепота.

19. Синонимами термина «предметный цвет» являются термины:

а) обусловленный цвет;

б) взаимодополнительный цвет;

в) памятный цвет;

г) собственный цвет.

20. Синонимами термина «обусловленный цвет» являются термины:

а) локальный цвет;

б) плоскостный цвет;

в) живописный цвет.

21. Антонимами термина «хроматический цвет» являются:

а) серый, белый, черный;

б) красный, зеленый, оранжевый и т. д.;

в) ахроматический цвет.

22. Синонимами термина «ахроматический цвет» являются:

а) хроматический цвет;

б) желтый, зеленый, синий и т. д.;

в) серый, белый, черный.

23. Термином «общий цвет» обозначается:

а) доминирующий цветотон в этюде, картине;

б) живописный цвет;

в) ахроматический цвет.

24. Синонимами термина «ахроматический» являются термины:

а) цветовой;                   в) светлотный;

б) бесцветный;         г) бледный.

25. Различия цветов натуры по цветовому тону, светлоте и насыщенности – это:

а) цветовые ассоциации;

б) цветовые отношения;

в) цветовые предпочтения.

 

ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ

26. Система – это:

а) комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и единстве;

б) неорганизованный объект знаний;

в) понятие, в котором главным выступает субъект организованных знаний, опытов, экспериментов;

г) нет верного ответа.

27. Цветовой круг – это:

а) важная основа любой эстетической теории цвета, поскольку дает систему расположения цветов, помогает работе художника;

б) геометрическая цветная фигура, предназначенная для игры с детьми;

в) система организации цветов для работы в графических редакторах.

28. Укажите цвет, который присутствует в цветовом круге Ньютона и отсутствует в цветовом круге Гете:

а) фиолетовый;                                в) пурпурный;

б) желтый;                                        г) белый.

29. Отметьте фамилии ученых, создавших плоские цветовые системы:

а) Рунге;                                      в) Гете;

б) Ньютон;                                  г) Ламберт.

30. Из перечисленных ученых первую цветовую систему создал:

а) Менселл;                                 в) Гете;

б) Ламберт;                               г) Ньютон.

31. Автор идеи создания цветовой системы в виде шара:

а) Ламберт;                                 в) Ньютон;       

б) Гете;                                             г) Рунге.

32. Цветовую систему в виде двойной пирамиды создал:

а) Ньютон;                                  в) Рунге;  

б) Ламберт;                                 г) Менселл.

33. Цветовую систему в виде двойного конуса создал:

 

а) Оствальд;                                  в) Менселл;    

б) Рунге;                                      г) Гете.

34. Проблемы цвета были чужды:

а) Леонардо да Винчи;         в) Гете;

б) Сервантесу;                            г) Аристотелью.

35. Разработал атлас цветов:

а) Ньютон;                              в) Гете;          

б) Менселл;                                г) Оствальд.

36. Из этих цветовых систем используются в компьютерной графике:

a) TGL;                  в) RGB.   

б) HLS;

37. Принцип аддитивного смешения цветов лежит в основе:

а) цветовой системы Гете;    в) RGB.

б) цветовой системы Ньютона;

 

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

38. Какие виды смешения цветов вы знаете:

а) аддитивное;              в) красочное;

б) собственное;       г) субтрактивное.

39. Аддитивное смешение – это:

а) следствие эмоциональной реакции при восприятии цветов;

б) механическое смешение красок;

в) смешение цветов красок;

г) оптическое смешение цветных световых потоков.

40. Аддитивное смешение – это:

1) оптического характера;

2) механическое смешение;

3) слагательное смешение;

4) вычитательное смешение;

41. Субтрактивное смешение – это:

а) оптическое смешение цветных световых потоков;

б) механическое смешение красок;

в) смешение цветов красок в пространстве;

г) переход от одного цвета к другому.

42. Из перечисленных цветов являются основными при аддитивном смешении:

а) красный; в) фиолетовый;    д) зеленый.

б) желтый;  г) синий;           

43. Из перечисленных цветов являются основными при механическом смешении:

а) желтый;  б) черный;     в) синий;     г) красный.

44. Автор трех законов оптического смешения теории цветоведения:

а) Гете; б) Ньютон;         в) Менселл; г) Кравков.

45. Первый закон оптического смешения гласит:

а) цвет смеси не зависит от спектрального состава смешиваемых цветов;

б) для каждого хроматического цвета имеется другой хроматический цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет;

в) смешивая два недополнительных цвета, получаем новый цвет, промежуточный.

46. Второй закон оптического смешения гласит:

а) цвет смеси не зависит от спектрального состава смешиваемых цветов;

б) смешивая два не дополнительных цвета, получаем новый цвет, промежуточный;

в) для каждого хроматического цвета имеется другой хроматический цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет.

47. Третий закон оптического смешения гласит:

а) для каждого хроматического цвета имеется другой хроматический цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет;

б) цвет смеси не зависит от спектрального состава смешиваемых цветов;

в) смешивая два недополнительных цвета, получаем новый цвет, промежуточный.

48. При оптическом смешении красного и зеленого получается:

а) серый;  б) черный;        в) белый;   г) желтый.

49. При оптическом смешении красного, зеленого и синего получается:

а) серый; б) желтый;         в) белый: г) оранжевый.

50. При механическом смешении красного и синего получается:

а) фиолетовый;                 в) коричневый;

б) зеленый;                            г) черный.

51. Синонимами термина «аддитивное смешение» являются термины:

а) слагательное смешение;

б) вычитательное смешение;

в) оптическое смешение;

г) субтрактивное смешение.

 

КОНТРАСТЫ

52. Контраст – это:

а) ощущение гармонии цветов;

б) резкое противопоставление предметов и явлений;

в) резкая противоположность цветотонов;

г) взаимодополнительность цветотонов.

53. Отметьте существующие виды контрастов:

а) реагирующий: в) одновременный светлотный;

б) пограничный: г) механический.

54. Последовательный контраст возникает:

а) когда переводим взгляд с одного цветового тона на другой;

б) на границе двух смежных цветовых тонов;

в) когда рядом расположены две полосы, различные по светлоте;

г) при приблизительном равенстве светлот сопоставляемых цветов.

55. Суть последовательного контраста заключается в том, что:

а) происходит видимое изменение цветового тона и одновременное изменение его светлоты и насыщенности;

б) при переводе взгляда с одного цвета на другой на последнем наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему вследствие остаточного раздражения сетчатки;

в) светлое пятно на темном фоне кажется светлее, а темное на светлом темнее, чем есть на самом деле.

56. Одновременный цветовой контраст возникает:

а) когда рядом расположены две полосы, различные по светлоте;

б) при приблизительном равенстве светлот сопоставляемых цветов;

в) на границе двух смежных цветовых тонов;

г) при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического цвета с ахроматическим.

57. Суть одновременного цветового контраста заключается в том, что:

а) светлое пятно на темном фоне кажется светлее, а темное на светлом темнее, чем есть на самом деле;

б) происходит видимое изменение цветового тона и одновременное изменение его светлоты и насыщенности;

в) при переводе взгляда с одного цвета на другой на последнем наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему вследствие остаточного раздражения сетчатки.

58. Одновременный светлотный (или световой) контраст возникает:

а) когда пятно окружено более светлым или темным тоном;

б) при приблизительном равенстве светлот сопоставляемых цветов;

в) на границе двух смежных цветовых тонов;

г) при рассмотрении дополнительных цветов с далекого расстояния.

59. Суть одновременного светлотного (или светового) контраста заключается в том, что:

а) светлое пятно на темном фоне кажется светлее, а темное на светлом темнее, чем есть на самом деле;

б) происходит видимое изменение цветового тона и одновременное изменение его светлоты и насыщенности;

в) цвет возле границы с другим цветом приобретает цветовой оттенок, дополнительный цвету, с которым граничит.

60. Одновременный светлотный контраст зависит от:

а) размера площадей реагирующего и индуктирующего полей;

б) точки зрения;

в) перспективы;

г) расстояния между реагирующим и индуктирующим полями.

61. Пограничный цветовой контраст возникает:

а) когда рядом расположены две полосы, различные по светлоте;

б) при приблизительном равенстве светлот сопоставляемых цветов;

в) на границе двух смежных цветовых тонов;

г) при рассмотрении дополнительных цветов с далекого расстояния.

62. Суть пограничного цветового контраста заключается в том, что:

а) цвет возле границы с другим цветом приобретает цветовой оттенок, дополнительный цвету, с которым граничит;

б) светлое пятно на темном фоне кажется светлее, а темное на светлом темнее, чем есть на самом деле;

в) до определенного расстояния контраст увеличивается пропорционально расстоянию.

63. Суть пограничного светлотного (светового) контраста заключается в том, что:

а) светлое пятно на темном фоне кажется светлее, а темное на светлом темнее, чем есть на самом деле;

б) если контрастирующие цвета расположены непосредственно друг около друга, часть светлого участка, находящаяся рядом с темным, выглядит светлее, чем остальной светлый участок;

в) при переводе взгляда с одного цвета на другой на последнем наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему вследствие остаточного раздражения сетчатки;

г) когда переводим взгляд с одного цветового тона на другой;

64. Пограничный контраст всегда проявляется вместе с контрастом:

а) одновременным;  б) краевым;   в) последовательным.

65. Часть светлого участка рядом с темным выглядит:

а) темнее; б) светлее; в) серее.

66. На черном и темно-сером фоне цвет воспринимается менее:

а) темным;    б) серым; в) светлым;   г) насыщенным.

67. На белом и светло-сером фоне цвет воспринимается более:

а) светлым; б) ярким; в) насыщенным; г) черным.

СВОЙСТВА ЦВЕТА.

68. Цветовой тон – это:

а) свойство цвета, которое подразумевают в обыденной жизни, когда называют цвет предмета;

б) качество ахроматического цвета;

в) качество хроматического цвета;

г) свойство цвета, показывающее окраску предмета.

69. Цветовой тон определяется:

а) рецепторами, дающими наибольшую реакцию;

б) длиной волн световых лучей;

в) яркостью раздражителя;

г) увеличением чувствительности глаза.

70. Светлота – это:

а) воспринимаемая глазом яркость цвета;

б) свойство цвета, показывающее окраску предмета;

в) показатель, насколько цвет светлее или темнее другого;

г) степень отличия хроматического цвета от ахроматического.

71. Насыщенность – это:

а) воспринимаемая глазом яркость цвета;

б) степень отличия хроматического цвета от ахроматического;

в) степень выраженности цветового тона;

г) степень отличия цвета от равного с ним по светлоте серого или приближенность цвета к чистому спектральному.

72. Собственные качества цвета – это:

а) качества цвета, которые можно измерить;

б) свойства цветов, которые объективно им не присущи;

в) цветовой тон, светлота, насыщенность;

г) следствие эмоциональной реакции при восприятии цветов.

73. Несобственные качества цвета иначе называют:

а) теоретическими;   в) психологическими.

б) творческими;

74. Несобственные качества цвета – это:

а) свойства цветов, которые объективно им не присущи;

б) следствие эмоциональной реакции при восприятии цветов;

в) следствие раздражения сетчатки глаза.

75. Синонимами термина «насыщенность» являются термины:

а) теплота цвета;

б) интенсивность цвета;

в) сила цвета;

г) цветовой тон.

76. К психологическим свойствам цвета относятся:

а) светлота цвета;

б) видность цвета;

в) плотность цвета;

г) зрительный вес цвета;

д) теплота цвета.

77. Если при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения – это явление, обозначаемое термином:

а) цветовые ассоциации;

б) апперцепция;

в) цветовая синестезия.

 

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ В ЖИВОПИСИ

78. Термин «гармония» означает:

а) созвучие;                   в) согласие;

б) равновесие;              г) симметрия.

79. Цветовая гармония в живописи – это:

а) цветовой строй работы;

б) переход от одного цвета к другому;

в) согласованность цветов между собой;

г) нет верного ответа.

80. Термин «нюанс» означает:

а) цвет; б) оттенок;   в) лессировка; г) тон.

81. Существуют типы гармонизаторов:

а) цветовой квадрат;

б) цветовой круг;

в) клавиатура;

г) гармонизатор по коллекции цветов;

д) набор шкал;

е) цветовой ромб.

82. Субъективные цвета – это:

а) множество светлых цветов, полученных в результате примешивания белого к хроматическим цветам;

б) цвета, созданные в качестве гармоничных каждым человеком;

в) цвета, воспринятые обыденно.

83. Из цветовых гармоний не относятся к гармониям, которые сформулировал Брюккле:

а) однотонная;

б) трехцветная;

в) полярная;

г) изохромия.

84. Из цветовых гармоний не относятся к гармониям, сформулированным российскими учеными Б.М. Тепловым и П.А.Шеваревым:

а) однотонная;

б) пойкилохромия;

в) многоцветная;

г) хомеохромия;

д) трехцветная;

е) мерохромия.

85. Гармония дополнительных цветов – это:

а) основа колористики;

б) когда каждая пара дополнительных цветов включает один из основных тонов спектра, а другой тон каждой пары является производным от их смешения;

в) созвучие двух дополнительных цветов с ахроматическим тоном;

г) согласованность дополнительных цветов с прямо противоположными им цветами.

86. Гамма – это:

а) непременное свойство гармонии;

б) свойство композиции;

в) атрибут гармонии;

г) нет верного ответа.

 

КОЛОРИТ

 

87. Колорит в реалистической живописи – это:

а) гармоничное сочетание основного цвета с второстепенными;

б) цветовой строй картины;

в) свойство предметов вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженных лучей;

г) взаимосвязь всех цветовых элементов изображения.

88. Считается, что термин «колорит» произошел от слова colour, что в переводе означает:

а) цвет;                      в) цветовая система;

б) цветовой тон;      г) кисть.

89. Виды колорита:

а) гармоничный; в) тональный;

б) бесцветный;    г) преувеличенный.

90. К разновидностям гармонического цветового сочетания относятся:

а) аналогичная триада; в) активные цвета;

б) классическая триада; г) предельно контрастная диада.

91. Бихромия – это:

а) сочетание двух гармоничных цветов;

б) цветовая система;

в) качество колорита, определяемое двумя цветами.

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ИЗО

 

92. Основные виды рисунка:

а) академический; в) учебный;

б) выдуманный;      г) творческий.

93. По использованию изобразительных средств выделяют виды учебного рисунка:

а) точечный; в) точный; д) линейный;

б) тональный;     г) «на глаз»;  е) конструктивный.

94. По длительности выполнения выделяют виды учебного рисунка:

а) длительный;                 в) краткосрочный;

б) долговременный;        г) все ответы верны.

95. Рисунок выполняется:

а) по памяти;

б) по настроению;

в) по представлению;

г) с оригинала (копирование).

96. Графика – это:

а) вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки;

б) вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств точку, пятно, мазок;

в) оба ответа верны;

г) нет верного ответа.

97. Существуют следующие виды графики:

а) станковая;            г) прикладная;

б) книжная;              д) живописная;

в) компьютерная;     е) все ответы верны.

98. Печатание – это:

а) процесс получения оттисков путем переноса краски с печатной формы на бумагу, картон, ткань и другой материал;

б) повышенная выразительность произведения искусства;

в) начертание букв, обусловленное определенным характером и единством композиционного рисунка;

г) под этим термином понимают искусство правильного изображения устной речи на письме, с помощью письменных знаков.

99. Понятие, не относящиеся к видам печати:

а) глубокая;             в) высокая;

б) плоская;               г) низкая.

100. Прикладная графика – это:

а) группа листовых изобразительных изданий, имеющих главным образом бытовое или близкое к нему служебное назначение;

б) обширная область искусства графики, включающая все виды унитарных графических работ: почтовую графику, денежные знаки, информационные материалы и промышленную графику;

в) вид изображения предметов в декоративно-прикладном искусстве;

г) нет верного ответа.

101. Монотипия – это:

а) вид печатной графики;

б) один из видов декоративной живописи;

в) нанесение красок кистью от руки на любую гладкую поверхность с последующим печатанием на станке;

г) нет верного ответа.

102. Набросок – это:

а) простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта;

б) изображение трехмерности формы на плоскости;

в) обобщенное изображение небольшого размера, исполненное художником минимальным количеством графических средств за короткий промежуток времени;

г) картина в виде замкнутой круговой ленты.

103. Живопись – это:

а) один из главных видов изобразительной деятельности, заключающийся в создании картин или полотен красками;

б) какое либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна;

в) растворы пленкообразующих веществ в органических соединениях;

г) новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности.

104. Живопись подразделяют на:

а) станковую, монументальную, декоративную;

б) театрально-декоративную, миниатюрную иконопись;

в) линейно-констуктивную;

г) нет верного ответа.

105. Декоративная живопись:

а) не имеет самостоятельного значения;

б) предназначена для украшения архитектуры или различных изделий;

в) служит дополнением к дизайну, связывая все предметы интерьера воедино;

г) все ответы верны.

106. Алла прима – это:

а) способ выполнения живописного произведения сразу, за один прием;

б) способ создания изделий из разноцветных кусков бумаги или ткани, наклеенных на различные поверхности;

в) живопись на стекле;

г) нет верного ответа.

107. Акварель – это:

а) от латинского слова вода;

б) морской пейзаж;

в) живописная техника, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества;

г) краски на растительном клее, разводимые водой.

108. Энкаустика – это:

а) вид живописной техники, в которой связующим краски веществом служит воск;

б) живопись на ткани;

в) восковая живопись;

г) нет верного ответа.

109. К изобразительным средствам живописи относятся:

а) акварель, гуашь, масло;

б) точка, пятно, мазок;

в) лессировка, письмо по сырому, корпусное письмо;

г) краски, кисти, мастихин.

110. Живописные техники – это:

а) акварель, гуашь, масло;

б) точка, пятно, мазок;

в) лессировка, письмо по сырому, корпусное письмо;

г) краски, кисти, мастихин.

111. К манерам письма относятся:

а) точка, пятно, мазок;

б) акварель, гуашь, масло;

в) краски, кисти, мастихин;                         

г) лессировка, письмо по сырому, корпусное письмо, мозаичный метод.

112. Пастозность – это:

а) антоним лессировки;

б) цветной непрозрачный порошок, который используется как красящее вещество;

в) след кисти с краской;

г) в технике масляной живописи и темпере значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство.

113. Подмалевок:

а) вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной;

б) эскиз проекта в дизайне;

в) подготовительная стадия работы над картиной, в технике многослойной живописи, в основном масляной;

г) все ответы верны.

114. Этюд:

а) инструментальная пьеса виртуозного характера, предназначенная для концертного исполнения;

б) упражнение для развития актёрской техники, основанное на импровизации;

в) в эмоционально-смысловом обучении — ролевая игра;

г) упражнение, в котором художник совершенствует свои профессиональные навыки и овладевает более глубоким и правдивым изображением натуры.

115. Работать цветотоновыми отношениями – значит:

а) уметь видеть предметы натурной постановки одновременно, все сразу;

б) уметь цельно воспринимать объекты натуры и находить большие, основные пятна;

в) передавать цветовые и тоновые различия предметов в пропорциональных натуре отношениях;

г) измерять цвета на глаз.

116. Теплохолодность – это:

а) свойство предметов вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженных лучей;

б) игра холодных оттенков в теплом цвете и наоборот;

в) согласованность цветов между собой;

г) следствие эмоциональной реакции при восприятии цветов.

117. Явления, которые необходимо учитывать при создании живописного произведения:

а) эффект ореола;              в) иррадиация;

б) эффект Пуркинье:       г) аккомодация.

118. В основе цветовой перспективы лежит эффект:

а) опалесценции:

б) полос Маха;

в) интерференции.

119. Книгу под названием «Наука о цвете и живопись» написал:

а) Зайцев;                           в) Цойгнер;

б) Беда;                              г) Ростовцев.

120. Труд Г. Цойгнера по цветоведению называется:

а) «Цветоведение»;                        в) «Вопросы колорита»;

б) «Учение о цвете»;       г) «Цвет в психологии».

121. Г.В. Беда написал книги:

а) «Вопросы колорита»;

б) «Живопись»;

в) «Основы изобразительной грамоты»;

г) «Учение о цвете».

122. Композиция – это:

а) важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника;

б) взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесном художественном произведении;

в) разделение целого на части;

г) все ответы верны.

123. Натюрморт – это:

а) любое явление в изобразительном искусстве, объекты и предметы действительности, которые художник непосредственно наблюдает в процессе изображения;

б) синоним слова «постановка»;

в) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности;

г) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

124. Пейзаж:

а) материальный мир Вселенной;

б) изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, всего разнообразия и богатства растительности;

в) естественная среда обитания человека;

г) нет верного ответа.

125. Портрет – это:

а) жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека либо группы людей;

б) одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев;

в) передача индивидуальных особенностей, раскрытие внутреннего мира и характера, выявление в облике типичных черт эпохи и социальной среды;

г) все ответы верны.

126. Тень – это:

а) пространственное оптическое явление, выражающееся зрительно уловимым силуэтом, возникающим на произвольной поверхности благодаря присутствию объекта (тела или вещества; например, в газообразном или жидком состоянии) между нею и источником света;

б) элемент светотени, укрытые от источника света, наименее освещенные участки в натуре и в изображении.

127. Существуют следующие виды теней:

а) отраженная;

б) собственная;

в) близлежащая;

г) падающая.

128. Не являются основными средствами композиционного построения:

а) симметрия и ритм;

б) асимметрия;

в) константность зрительного восприятия;

г) динамика и статика.

129. Симметрия – это:

а) антоним асимметрии;

б) строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним;

в) геометрически пропорциональное расположение частей объекта, обеспечивающее его неизменность при каких-либо преобразованиях;

г) все ответы верны.

130. Понятие асимметрии не относится к следующим ответам:

а) синоним симметрии;

б) одно из основных средств формообразования или композиции;

в) аритмия;

г) соответствие, неизменность.

131. Экспрессия произведения – это:

а) повышенная выразительность;

б) проявление темпераментного подчерка художника;

в) нет верного ответа;

г) оба ответа верны.

132. Пропорциональности означает:

а) соразмерность тех или иных характеристик предмета одной части предмета подобным характеристикам другой ее части и натуре в целом;

б) отношение размеров изображений к фону, отношение масс группировок, форм друг к другу;

в) сокращение живых и предметных форм по мере их удаления от глаза по законам линейной перспективы;

г) все ответы верны.

133. Равновесие – это:

а) состояние покоя;

б) подведение площади опоры под сместившуюся проекцию центра тяжести тела;

в) проекция общего центра тяжести тела, находящаяся внутри площади опоры;

г) положение всех элементов композиции, создающее эффект стабильности, устойчивости, способствующее лучшему восприятию образа.

134. Ракурс обусловлен:

а) положением человека в обществе;

б) точкой зрения на натуру;

в) уровнем работоспособности художника;

г) положением натуры в пространстве.

135. Ритм – это:

а) средство композиции;

б) чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью, частотой;

в) последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты;

г) один из законов пластических искусств, отражающий в пространственных ритмических рядах присущие природе временные и пространственные закономерности, взаимосвязи движения.

136. Станковое искусство – это:

а) жанр изобразительного искусства, в котором главным является использование масляных красок;

б) название происходит от станка, на котором создаются произведения: мольберт, скульптурный станок;

в) область знаний, рассматривающая эстетические проблемы применительно к изобразительному искусству, а также специальные искусствоведческие дисциплины, касающиеся природы изобразительного искусства, методов его изучения, структуры;

г) нет верного ответа.

137. Фантазия – это:

а) отрицание реальности;

б) синоним воображения;

в) личная одаренность человека;

г) синоним опыта.

138. Перспектива – это:

а) система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве;

б) кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии;

в) нет верного ответа;

г) оба ответа верны.

139. Виды перспектив:

а) обратная;              г) преувеличенная;

б) перцептивная; д) цветная;

в) воздушная;           е) уменьшительно-ласкательная.

140. Педагогика искусства:

а) целенаправленное приобщение молодых поколений к художественной культуре;

б) обязательный предмет в учебных планах высших учебных заведений;

в) освоение способов практической работы в различных областях искусства;

г) все ответы верны.

141. Модерн – это:

а) художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX в., основным признаком которого является декоративность и уподобление рукотворной формы природной, и наоборот;

б) стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший во Франции в начале XIX в., в период Первой империи Наполеона Бонапарта;

в) направление в искусстве в середине XX в., отличительные признаки этого направления: усталость, геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы;

г) искусство аутсайдеров – направление в искусстве в середине ХХ в., произведения которого созданы непрофессиональными художниками, которые как с психической, так и с общественной точки зрения являются маргиналами.

142. Леонардо да Винчи согласно своей теории классификации цветов, появившейся в эпоху Возрождения, основными цветами считал:

а) красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный;

б) красный, желтый, синий, черный;

в) красный, желтый, синий, пурпурный;

г) красный, желтый, синий.

143. Фальшивым колоритом называют:

а) не гармоничный;

б) ахроматический;

в) однородный;

г) все ответы верны.

144. Заслуга разделения на два принципиально разных типа смешения: субстрактивного и аддитивного принадлежит:

а) Ньютону;

б) Г. Гельмгольцу;

в) Гете;

г) Ф. Ф. Ушакову.

145. Двенадцатиступенчатый цветовой круг образован:

а) из восмиступенчатого цветового круга путем добавления желто-зеленого и зелено-голубого цветов;

б) вычитательным смешением основных красок попарно;

в) из семи цветов цветового круга Ньютона и дополнительного пурпурного;

г) нет верного ответа.

146. Признаки категории цветовой гармонии:

а) равновесие;

б) мера;

в) баланс яркости;

г) все ответы верны.

Баллы

1.----------------------------------------------------------------------------------

2.----------------------------------------------------------------------------------

3.----------------------------------------------------------------------------------

4.----------------------------------------------------------------------------------

5.----------------------------------------------------------------------------------

6.----------------------------------------------------------------------------------

8.----------------------------------------------------------------------------------

9.----------------------------------------------------------------------------------

10.---------------------------------------------------------------------------------

На сколько баллов я оцениваю свой уровень знаний по теории ИЗО?

 На_________баллов из 100 возможных баллов.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!