Аддитивное (слагательное) смешение



Министерство образования и науки Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

В.И. ДЕНИСЕНКО, А. В. ГОРДИЕНКО, М.В. МИРОНЧУК.

 

 

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

 

 

Практикум

 

 

Краснодар

2015

УДК 75.047(075.8)

ББК 85.147 я 73

Д 332

Рецензенты:

Доктор педагогическихнаук, профессор

Ю.В. Коробко

Заслуженный художник РФ

А. А. Зайцев

 Денисенко, В. И., Гордиенко, А. В., Мирончук, М. В.

Д 332 Цветоведение и колористика: Практикум/ В.И. Денисенко,   

       А. В. Гордиенко, М.В. Мирончук. -   Краснодар:

 Кубанский гос. ун-т, 2015. – 78 с. 500 экз.

 

Содержится система самостоятельных заданий, способствующих закреплению теоретических знаний по основам цветоведения, необходимых в процессе обучения живописи и декоративно-прикладному искусству.

Адресовано студентам 1-го курса направления 05060162 «Педагогическое образование» двух профилей: «Изобразительное искусство» и «Компьютерная графика» в рамках учебной дисциплины «Методика обучения ИЗО И ДПИ». Может быть использовано преподавателями художественных школ, высших художест­венно-педагогических учебных заведений и всеми специалистами, интересующимся проблемами преподавания основ цветоведения в начальной стадии обучения живописи и декоративно-прикладному искусству.

 

                                                                     УДК  75.047(075.8)

                                                                     ББК            85.147 я 73

 

                                              ©Кубанский государственный университет, 2015

                                              © Денисенко В. И., Гордиенко А. В.,

                                              Мирончук М. В., 2015


ВВЕДЕНИЕ

Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса Практика всегда должна быть воздвигнута на хорошей теории.

Леонардо да Винчи

 

Слова великого ученого отражают не только необходимость теоретического изучения предметов, но и не разрывность теории и практики. Недооценка роли теории в специальной подготовке художника-педагога приводила к отрицательным последствиям в педагогической работе выпускников факультета. Неумение доходчиво обосновать последовательность выполнения графического или живописного изображения учащимся, поверхностное знание терминов и понятий живописной грамоты снижает уровень педагогического воздействия, что негативно сказывается на уровне художественного образования и эстетического воспитания детей. На художественно-графических факультетах педагогических вузов страны издано большое количество учебно-методических пособий, в которых рассматриваются проблемы не только теоретического, но и практического обучения по специальным дисциплинам: рисунку, живописи, композиции. Но есть необходимость иметь методическое пособие, в котором будут собраны материалы не только теоретическому курсу, но и практикум по живописи, рисунку, композиции, материалы для самостоятельного контроля знаний, творческие задания для саморазвития и реализации способностей.

Практикум содержит разделы согласно требованиям федерального образовательного стандарта 3 - го поколения. Учитывая, что студенты, приступающие к обучению на художественно-графическом факультете, имеют начальную подготовку в системе художественного образования (изостудии, ДХШ), пособие ориентирует обучающихся на использование интеграционных связей специальных дисциплин и разделов цветоведения и колористики применительно к подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование» двух профилей одновременно: «Изобразительное искусство» и «Компьютерная графика».

Цвет, будучи основным элементом зрительного восприятия окружающего мира человека, ещё и фактор формирования его художественного видения и эстетического восприятия пространства. Цвет порой недооценивается нами, но он является стимулирующим средством в работе, а у людей, профессионально занимающихся вопросами цвета, уме­ние работать с цветом должно стать потребностью и жизненной необхо­димостью.

Роль теории цветоведения неотъемлема от современного мира компьютерных технологий. Сегодня уже практически ни одна отрасль человеческой деятельности не обходится без них. Следовательно, глубокие знания по теории цве­товедения позволяют максимально реализовывать современные мощные графические интерфейсы в прикладных программах, ис­пользуемых не только в рекламе, но и в дизайне, архитектуре, в медицинской диагностике, геодезии, астрономии, кинематографе, моде  т. д.

В связи с этим значительно возрастает роль цветоведения как научной основы для грамотного использования цветов и пра­вильного (т. е. отвечающего поставленным целям) подбора цвето­вых сочетаний. К сожалению, в учебных планах ХГФ этой учебной дисциплины нет, а самостоятельное обучение этой сложной науке для большинства первокурсников практически невозможно.

Предлагаемое пособиепризвано помочь усвоить студентам основы цветоведения и колористики в рамках учебной дисциплины «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству» в конкретном разделе: «Теория обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». В нем излагаются задания по основам цветоведения, и колористике – анализируются понятия и научные термины; рассматриваются основные характеристики цвета; описывается технология выполнения упражнений, направленных на усвоение видов смешения цветов, типов контрастов, цветовых гармоний; психологических свойств цвета, составных элементов колорита. Студент, заканчивающий первый модуль из курса по теории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству должен уметь применять свои знания на практике, выполняя для начала задания, способствующие закреплению теоретических основ по цветоведению, которые необходимы в процессе изучения живописи и декоративно-прикладного искусства.

Предлагаемые задания способствуют закреплению полученных теоретических знаний на практике, позволяют контролировать степень их усвоения, способствуют расширению возможностей практического применения основ цветоведения в дальнейшем изучении живописи и ДПИ.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению заданий

 

Практические задания по цветоведению включают:

а) выполнение записей на листе упражнения (заполнение текстом ответов на выделенных строках);

б) выполнение выкрасок (заполнение цветом рабочих элементов);

в) выполнение творческого задания с самостоятельной постановкой натюрморта и написания его в технике акварели, гуаши согласно указанным целям в заданиях.

Если в задании необходимо дать определение какого-либо термина, то вписывайте вручную требуемое определение термина. Это определение может быть взято из рекомендуемой литературы либо быть результатом ваших собственных размышлений.

Записи должны выполняться ручкой с черной или синей пастой.

Для выполнения каждой выкраски какого-либо цвета советуем организовать работу следующим образом:

а) на акварельном  листе бумаги равномерно закрасьте плоскость (минимум 10×10 см) нужным цветом;

б) для каждого упражнения сделайте из ватмана шаблоны рабочих элементов. Выбрав визуально наиболее равномерно закрашенный участок листа, приложите к нему шаблон, тонко обведите карандашом, затем вырежьте его и наклейте на обозначенный в соответствующем листе упражнения участок.

Все выкраски должны быть приклеены на самом листе только клеем «Момент».

 

 

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА

Задачи:

– уяснение и закрепление  понятий цветового тона, светлоты и насыщенности;

– формирование навыков зрительного выявления изменений цветов по цветовому тону, светлоте и насыщенности;

– формирование умения различать и использовать различные степени светлоты и насыщенности цветов в ДПИ, живописных композициях.

 

Цветовой тон

Цель:    уяснить понятие цветового тона

Рабочие элементы: квадраты 1–8.

Задание 1

Впишите определение цветового тона.

Цветовой тон – это__________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

Задание 2

Сделайте выкраски четырех пар квадратов че­тырьмя разными цветовыми тонами таким образом, чтобы квадра­ты, составляющие пару, были одного цветового тона, но разных цветовых оттенков, наклейте их на указанные места.

    1
    3
    5
    7
    8
    6
    4
    2

 


Светлота

Цель: уяснить понятие светлоты и осознать, что уровень (качество) светлоты в разных живописных техниках различен.

 

Задание 3

 Впишите определение светлоты.

Светлота – это_____________________________________

_______________________________________________________

 

Задание 4

Выполните в двух живописных техниках (акварель и гуашь) выкраски квадратов таким образом, чтобы они составили плавный переход (растяжку) по светлоте:

а) от выбранного вами основного цвета (1) до белого;

б) от выбранного вами основного цвета (1) до черного.

 

Акварель

           

 

а

 

Гуашь

           

 

Акварель

           

 

б

 

Гуашь

           

 

 

Насыщенность

Цель: уяснить понятие насыщенности.

Задание 5

Впишите определение насыщенности.

Насыщенность – это ________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Задание 6

1. Выберите любой основной цвет и заполните им соответствующий прямоугольник (0).

2. Сделайте цветовую растяжку от основного цвета (0) влево, до белого (Л 5).

3. Сделайте цветовую растяжку от основного цвета (0) вправо, до черного (П 5).

 

Направление окраски

 

                     

 


Л 5  Л 4 Л 3   Л 2 Л 1     0   П 1    П 2   П 3   П 4 П 5

 

Задание 7

Проанализируйте степень повышения или понижения насыщенности по мере изменения светлоты основного цвета при перемещении от основного цвета к белому и от основного цвета к черному:

а) укажите, номер квадрата (Л 5 – П 5), в котором цвет менее насыщен: ________________________________________;

б) укажите, номер квадрата (Л 5 – П 5), в котором цвет более насыщен:_________________________________________.

 

 

ВИДЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ

Задачи:

- постижение понятий аддитивного и субтрактивного видов смешения цветов;

- формирование навыков зрительного выявления изменений цветов по цветовому тону, светлоте и насыщенности;

- формирование умения использовать различные способы смешения в живописи и ДПИ.

 

Аддитивное (слагательное) смешение

 

Цель: закрепить понятие аддитивного смешения цветов и способов аддитивного смешения красок.

 

Задание 1

Впишите определение аддитивного (оптического) сме­шения.

Аддитивное смешение – это___________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Исследуем способы получения аддитивного смешения.

 

Задание 2

1) Мозаика. Получите составной цвет (оранжевый, зеленый или фиолетовый) путем оптического смешения основных, используя принцип мозаики (квадратиками, мазками или точками). Проверьте, глядя на рабочие элементы на расстоянии, получили ли вы нужный составной цвет.

 

 


(квадратиками, мазками или точками)

2) Лессировка. Получите выбранный составной цвет путем лессировки одним основным цветом по другому:

а) окрасьте два квадрата слева направо теплым основным цветом, дайте просохнуть;

б) окрасьте два квадрата справа налево холодным основным цветом, дайте просохнуть.

Проверьте, получили ли вы центральный квадрат, окрашенным в составной цвет.

 

     

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!