Субтрактивное (вычитательное) смешение
Цель: уяснить понятие субтрактивного смешения и способа его получения.
Задание 3
Впишите определение субтрактивного смешения.
Субтрактивное смешение – это________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 4
Получите любой составной цвет путем вливания цвета в цвет (акварелью «по-мокрому», т.е. не давая слоям просыхать).
Проверьте, получили ли вы центральный квадрат окрашенным в составной цвет.
Задание 5
Выполните выкраски:
а) основных цветов при аддитивном смешении;
б) основных цветов при субтрактивном смешении;
в) результирующий цвет при аддитивном смешении основных цветов;
г) результирующий цвет при субтрактивном смешении основных цветов.
а б
в г
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВ
(КОНТРАСТЫ)
Задачи:
- закрепление понятия контраста;
- формирование навыков зрительного выявления изменений цветов по цветовому тону, светлоте и насыщенности;
- формирование умения различать и использовать различные степени контрастности цветов.
Задание 1
Впишите определение контраста.
Контраст – это_____________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Одновременный цветовой контраст
|
|
Цель: уяснить влияние насыщенности на восприятие цвета в зависимости от цвета фона.
Задание 2
Впишите определение одновременного цветового контраста.
Одновременный цветовой контраст – это________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Рабочие элементы: полоса, квадраты 1 – 2.
Итоговое размещение:
Задание 3
Подберите цвета четырех пар рабочих элементов таким образом, чтобы получить на итоговых размещениях следующие эффекты:
а) квадрат 1 на полосе ярче, насыщеннее;
б) квадрат 2 более тускло.
а б
1 |
1 |
2 |
2 |
Цель: уяснить визуальное изменение светлоты цвета при изменении тона.
Рабочие элементы: полосы 1–3, квадраты 1–4.
Итоговое размещение:
Задание 4
1) Подготовьте три комплекта квадратов 1 - 4, окрасив их в любые 4 из известных вам основных цвета.
2) Подготовьте три полосы, окрасив их в белый (1), средне-серый (2) и черный (3) цвета.
3) Разместите каждый из трех комплектов квадратов на трех полосах.
4) Проанализируйте визуальное изменение светлоты каждого цвета при изменении тона (светлоты) ахроматического фона.
Полоса 1 1 2 3 4 |
|
|
Продолжение «ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВ»
Полоса 2 1 2 3 4 |
Полоса 3 1 2 3 4 |
На какой полосе цвета:
– кажутся темнее: на ___________полосе;
– кажутся светлее: на___________полосе;
– не изменяют собственную светлоту: на________полосе.
Цель: уяснить, что составной цвет является промежуточным не только по цвету, но и по светлоте.
Рабочие элементы: квадраты большие 1 - 2; квадрат малый.
Итоговое размещение:
Задание 5
1) Окрасьте большие квадраты 1 и 2 в выбранные вами два основных цвета (при субтрактивном смешении).
2) Окрасьте малый квадрат в составной цвет, промежуточный от выбранных основных цветов.
3) Разместите один и тот же малый квадрат на каждом из больших.
4) Проанализируйте, на каком фоне квадрат составного цвета(малый) выглядит темнее, а на каком светлее.
1 |
2 |
Укажите, на каком фоне квадрат составного цвета (малый) выглядит темнее.
На фоне____________цвета.
На каком фоне квадрат составного цвета (малый) выглядит светлее?
На фоне____________цвета.
Одновременный светлотный контраст
Задание 6
Впишите определение одновременного светлотного контраста.
Одновременный светлотный контраст – это______________
|
|
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Цель: выявление степени контрастности.
Рабочие элементы: полосы 1–4, квадраты 1–4.
Итоговое размещение:
Задание 7
1) Окрасьте полосы и квадраты попарно в ахроматические цвета: белый, светло-серый, темно-серый, черный.
2) Расположите квадраты разных ахроматических цветов потри на каждой полосе, исключив квадрат, такой же по светлоте, что и полоса.
3) Проанализируйте степень контрастности каждого из 12 квадратов с учетом фона, обратив внимание на самое контрастное сочетание и на наименее контрастные сочетания.
Укажите
самое контрастное сочетание:
____________на___________;
____________на___________;
наименее контрастные
сочетания:
____________на___________;
____________на___________;
____________на___________;
____________на___________;
____________на___________;
____________на___________.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (несобственные) СВОЙСТВА ЦВЕТА
Задачи:
- постижение особенностей взаимосвязи цвета и психического состояния зрителя;
- формирование навыков использования цвета для создания нужной психической реакции зрителя.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА
С УЧЕТОМ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗРИТЕЛЯ
|
|
Цель: уяснить воздействие цвета на зрителя и установить то, каким образом, используя цвет, можно влиять на психологический настрой человека.
Задание 1
Подберите цветовые иллюстрации к следующим антонимам:
а) по физическим характеристикам предметов и явлений
теплый – холодный легкий – тяжелый звонкий – глухой
б) по характеристикам психического состояния человека
бодрящий - угнетающий умиротворяющий - беспокоящий успокаивающий- возбуждающий
в) по эмоциональному состоянию
веселый – грустный праздничный – будничный радостный – печальный
Творческие задания
Составьте несложный натюрморт из 3–5 предметов по следующим цветовым характеристикам предметов и явлений:
а) по характеристикам психического состояния человека (успокаивающий – возбуждающий);
б) по эмоциональному состоянию (радостный – печальный).
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Цели:
- уяснение особенностей составления цветовых гармонических групп;
- формирование навыков практического использования гармонизатора «цветовой круг» при постановке натюрмортов;
- уяснение гармоничных комбинаций цветовых тонов в двенадцатицветном цветовом круге.
На основе гармонизатора «цветовой круг» рассматриваются 3 вида гармонических групп (или комбинаций) цветов: диады, триады и тетриады.
Гармонизатор «цветовой круг»
В обучающих целях на основе гармонических групп цветов составляются натюрморты (для закрепления навыков передачи цветных рефлексов, избавления от константности восприятия, а также для решения других живописных и декоративных задач).
Задание 1
Подсчитайте количество возможных гармоничных диад в двенадцатицветном цветовом круге:
а) диаметрально контрастных –______________диад;
б) предельно контрастных – ______________диад.
Пояснение к заданию
Диада – это комбинация из двух цветов; триада – это комбинация из трех цветов; тетриада – это комбинация из четырех цветов.
Разновидности диад:
– диаметрально контрастная диада (или пара) – это пара цветов гармонизатора «цветовой круг», в которой первый цвет – произвольный, а второй цвет должен быть прямо противоположным первому (в цветовом круге они должны располагаться на противоположных концах диаметра);
– предельно контрастная диада – это пара цветов гармонизатора «цветовой круг», в которой первый цвет – произвольный, а второй цвет должен быть взят со смещением на один тон вправо или влево от цвета, прямо противоположного первому.
Задание 2
Подсчитайте количество возможных гармоничных триад в двенадцатицветном цветовом круге:
а) классических – _______________триад;
б) контрастных – _______________триад;
в) аналогичных – _______________триад.
Пояснение к заданию
Триада – это комбинация из трех цветов.
Разновидности триад:
– классическая триада – ее образуют цвета двенадцатицветного гармонизатора «цветовой круг», отстоящие друг от друга на равные промежутки в три шага;
– контрастная триада – это три цвета из двенадцатицветного гармонизатора «цветовой круг», причем первый цвет – произвольный, а два других предельноконтрастные ему;
– аналогичная триада – ее образуют три цвета, взятые в двенадцатицветном гармонизаторе «цветовой круг» подряд.
Задание 3
Подсчитайте количество возможных гармоничных тетриад (комбинаций из четырех цветов) в двенадцатицветном цветовом круге:
а) 1-я комбинация - ________________ тетриад;
б) 2-я комбинация - ________________ тетриад;
в) 3-я комбинация - ________________ тетриад.
Пояснение к заданию 3
Тетриада – это комбинация из четырех цветов.
Разновидности тетриад:
– 1-я комбинация – цвета классической триады и цвет, противоположный центральному цвету триады;
– 2-я комбинация – цвета аналогичной триады и цвет, противоположный центральному цвету триады;
– 3-я комбинация – цвета двух предельно контрастных диад.
Цель: приобрести навыки составления гармоничных комбинаций цветовых тонов на основе двенадцатицветного цветового круга.
Задание 4 Составьте двенадцатицветный гармонизатор «цветовой круг».
Условия составления гармонизатора:
а) вы должны получить следующую последовательность цветов:
1)
1 |
7 |
10 |
4 |
2 |
3 |
5 |
6 |
11 |
12 |
8 |
9 |
2) желто-оранжевый;
3) оранжевый;
4) красный;
5) пурпурный;
6) красно-фиолетовый;
7) фиолетовый;
8) сине-фиолетовый;
9) синий;
10) сине-зелёный;
11) зеленый;
12) зеленовато-желтый;
б) желтый (1) должен быть самым светлым, а фиолетовый (7) – самым темным цветом гармонизатора. Все остальные цвета от желтого по часовой стрелке должны постепенно темнеть до фиолетовогого (1–7) и светлеть до желтого (8–12);
Задание 5
Составьте примеры гармоничных комбинаций цветовых тонов на основе двенадцатицветного цветового круга для всех разновидностей диад, триад и тетриад.
а) диаметрально контрастная б) предельно контрастная в) классическая триада
пара пара
г) контрастная триада д) аналогичная триада
е) четыре гармоничных цвета
Цель: выполнить краткосрочный этюд натюрморта на основе одной из гармоничных комбинаций (триады или тетриады), выбранной вами из двенадцатицветного цветового круга.
Задание 6
1) Выберите гармоничную комбинацию, содержащую не менее трех цветов, и на ее основе самостоятельно составьте натюрморт из трех – четырех элементов (в постановке допускается использовать предметы, близкие по цветовому тону к цветам гармоничной комбинации, но отличающиеся от них светлотой и насыщенностью).
2) Выполните краткосрочный этюд составленного натюрморта.
3) На приведенной рядом схеме цветового круга закрасьте выбранные вами цвета гармоничной комбинации.
Этюд приложите к данному упражнению.
Гармонизация цветов
Задачи:
- осознание необходимости гармонизации цветов при работе над этюдами;
- уяснение схемы гармонизации цветов этюда.
Цель: сгармонизировать локальные цвета.
Задание 7
1) Выполните четырехцветную формальную композицию из произвольных фигур, используя только локальные цвета.
2) Выполните ту же композицию, осуществив гармонизациюцветов по насыщенности и светлоте.
3) Выявите визуальные различия между композицией из локальных цветов и композицией из сгармонизированных.
Опишите особенности восприятия и визуальные различия между двумя композициями:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________
____________________________________________________________________________________________
Творческие задания
Цель: отработать умения варьировать цветовыми оттенками; научиться создавать более сложные по цвету композиции.
Выполнить формальную композицию из геометрических или абстрактных элементов. Взять пару контрастных цветов и их смесь (серый цвет) различных оттенков. Например красный – зеленый и их смешение в различных вариантах: больше красного или больше зеленого; равное количество цветов; добавление белого или черного. Перед выполнением основной композиции следует сделать варианты и эскизы в цвете по различным гармоническим парам, выбрать лучший. Чистые тона белого и черного в композиции не использовать. Черного контура на предметах быть не должно. Не забывать о соотношениях по площади цветов и их оттенков.
КОЛОРИТ
Задачи:
- уяснение основных элементов колорита;
- колористический анализ домашнего этюда натюрморта.
КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТЮДА
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!