Осада Москвы ханом Тохтамышем, 1382 г.



Хрестоматия по истории СССР Том I

http://bibliotekar.ru/4-1-14-hrestomatiya-po-istorii/index.htm

Хан Тохтамыш же царь пришел к Москве в августе месяце в 23 день, в понедельник в пол-обеда. И увидели их из города и затрубили горожане. Они же пришли на поле городское и стали в поле за 2 или за 3 полета стрелы от города. И потом в небольшом количестве подъехали к городу и спросили о великом князе: «В городе ли князь Дмитрий?»

Горожане отвечали им с городской стены: «Нет его в городе». Татары же объехали вокруг всего города, рассматривая его, и отошли, потому что было около города чисто, так как горожане сами пожгли свои посады и не оставили ни одного тына или дерева, остерегаясь примета к городу. Князь же Остей литовский, внук Ольгерда, со множеством народа, оставшимся в городе, сколько собралось со всех сторон в город, укреплялись и готовились к бою против татар.

А в городе добрые люди молились богу день и ночь и, предавшись посту и молитве, ожидали смерти горькой, готовились (к ней) с покаянием, причастием и слезами. А некоторые недобрые люди начали обходить дворы и, вынося из погребов меды господские, сосуды серебряные и стекляницы дорогие, упивались допьяна. К (своему) шатанию они и дерзость прибавляли, говоря: «не боимся нашествия поганых татар, имея такой крепкий город, у которого стены каменные и ворота железные; а те не выдержат долго стоять под городом, имея двоякий страх: изнутри города остерегаются бойцов,. а. вне города наступления наших собирающихся князей».

И снова, пьяные, влезали на городские стены, и шатались, и ругали татар, бесстыдно досаждая им и произнося слова, полные укоризны и хулы, плевали и укоряли их... И царя их бранили и укоряли. А татары махали на них и на город своими обнаженными саблями, показывая издали, как будто рубят (их). В тот день к вечеру полйи татарские отступили от города, а горожане начали упиваться и веселиться, думая, что устрашатся татары.

На утро же сам царь со всею своею силою пришел под город. И приступили к городу со всех сторон, но не стреляя, а только глядя на город. Горожане же пустили в них по стреле; а они начали саблями махать по них, как будто хотят сечь.

Горожане же еще больше пускали в них стрел, метали камни, стреляли из самострелов и тюфяков. Татары же разъярились и начали стрелять в город со всех сторон. И летели стрелы их на город, как сильный, все прибавляющийся дождь, не давая проглянуть, так как и воздух они омрачили стрелами. И многие горожане в городе и на забралах падали мертвые, потому что одолевали татарские стрелы больше, чем городские. Был приступ их к городу очень яростен; стрелы у них были очень хороши, и некоторые из них стреляли, стоя, а другие, — быстро подаваясь туда и сюда, так они были выучены, и стреляли без промаха; иные, разогнав коней, быстро стреляли и без промаха в обе стороны, вперед и назад. А другие, сделав лестницы и прислонив их, лезли на стену. Горожане же, кипятя воду в котлах, лили на них кипяток и так мешали им. Утомившись, отошли эти татары, и приступили другие, более свирепые и лютые.

А горожане подвизались против них, стреляя, сшибая их камнями, напрягая самострелы, пороки и тюфяки; а некоторые и самые пушки обратили на них. Был же один горожанин, по имени Адам, был он москвич-суконник и стоял над Фроловскими воротами. Заметив одного татарина, богатого и славного, который был сыном одного ордынского князя, он натянул самострел и пустил стрелу прямо в него, уязвил его стрелою в сердце его гневливое и (вскоре) причинил ему смерть. Это очень уязвило всех татар, так что и сам царь стал тужить о нем.

 

Взятие Москвы Тохтамышем, 1382 г.

Хрестоматия по истории СССР Том I

http://bibliotekar.ru/4-1-14-hrestomatiya-po-istorii/115.htm

Когда все так происходило, царь стоял у города три дня, а на четвертый день обманул князя Остея, внука Ольгерда, лживыми словами и лживым предложением мира, вызвал его вон из города и убил перед городскими воротами, а своим войскам повелел приступать к городу со всех сторон. А обман князя Остея и всех находящихся в осаде горожан был таков.

Царь стоял три дня около города, а на четвертый день утром в пол-обеда, по повелению царя, приехали под город важные татары, и князья ордынские и советники царя, и с ними и два князя суздальских, шурья великого князя Дмитрия Ивановича, Василий да Семен, сыновья великого князя Дмитрия Константиновича Суздальского. И подойдя «по опасу» (под охраною обычая переговоров) близко к стенам города, начали так говорить народу, находившемуся на городских стенах: «Царь хочет жаловать вас, своих людей, своего улуса, так как вы неповинны и недостойны смерти; не на вас ведь пришел царь войною, но на великого князя Дмитрия Ивановича ополчился, а вы достойны милости.

И ничего другого не требует от вас царь, как только выйти навстречу ему с честью и дарами вместе с князем своим, — с легкими дарами, потому что царь хочет видеть этот город, войти в него и побыть в нем. Вам он дарует мир и любовь свою,, а вы отворите ему ворота городские». Так же и князья Нижнего Новгорода, князь Василий да князь Семен, шурья великого князя и сыновья князя Дмитрия Константиновича Суздальского говорили горожанам заодно с татарами: «Верьте нам, мы ведь ваши князья христианские, говорим вам то же и клянемся в том, что вам нечего остерегаться царя и татар его». Народ же христианский поверил их словам; подумали и прельстились; ослепила их злоба татарская, омрачил их обман басурманский; не поняли и не вспомнили говорящего: «не всякому духу имейте веру». И отворили ворота городские и вышли к царю с крестами, с князем своим, со многими дарами и с лучшими людьми, а также и архимандриты, и игумны, и попы с крестами; за ними бояре и более важные люди, а потом народ и черные люди. И в тот же час начали татары неожиданно сечь, — а князь Остей прежде того был убит под городом, — а тут начали сечь и архимандритов, и игумнов, и попов, хотя они были в ризах и с крестами, и бояр, честных людей. И здесь можно было видеть святые иконы в бесчестии и небрежении, потоптанные ногами, ободранные и расхватанные.

А татары и в город пошли и секли там, а другие по лестницам взошли на городскую стену, и никто со стен им не препятствовал, и не было препятствий, не было никого, кто бы спасал или избавлял. И была внутри города сеча великая и вне города сеча; так много секли, что и руки и плечи их онемели, сила их изнемогла, у сабель острия их притупились. Люди же христианские, находившиеся в городе, бегали по улицам туда и сюда, быстро мчались толпами, громко вопили, причитали и били себя в грудь. Негде найти избавления, негде избежать смерти, негде укрыться от острия меча! Оскудел князь и воеводы, истреблено все их воинство и оружие их до конца пропало. Некоторые затворились в каменных церквах, но и там не спаслись; безбожные силою разбили двери церковные и всех порубили мечами.

Везде был крик и страшные вопли, так что не слышно было друг друга; так вопияло и кричало множество народа. А те били христиан и, обнажив их, секли. А церкви соборные и алтари разграбили, святые места осквернили; и кресты честные и иконы чудные, украшенные золотом, серебром, жемчугом и дорогими каменьямй, ободрали, и пелены, золотом шитые и жемчугом саженые, ободрали; со святых икон содрали оклады и попрали святые иконы; и расхитили святые церковные служебные сосуды; было множество книг снесено со всего города и из сел, многое множество было набросано их в соборных церквах, отправлено туда ради сохранности, — всё это пропало безвестно. Что же скажем о казне великого князя? Те многие сокровища быстро были растасканы, многохвальное богатство и богатое имение быстро было разнесено. Перейдем к потерям прочих, многих бояр старейших. Их казны собирались долгое время и полны были благополучием, их хранилища были полны богатством, многоценным несчетным имением; и это все взяли и расхитили поганые. И другие, кто был в городе, сурожане, суконники и купцы; их дома наполнены богатством всякого товара, и это все расхитили. И много монастырей разорили, много святых церквей разрушили, и много совершили кровопролития окаянные и святые места осквернили...

Была тогда сеча великая, и пало бесчисленное множество убитых мужей и жен, лежащих мертвыми и неприкрытыми...

А другие в воде утонули, иные в огне сгорели, а иных, и больше всего, повели в работу на поганых в страну татарскую; были взяты в плен. И было видно тогда по городу — плач и рыдание, много воплей, слезы, крик неутешный, много стонов, печаль горькая, скорбь неутешная, беда нестерпимая, нужда неизбывная, горесть смертная, страсть и ужас, и трепет, и бессилие; и срам и посмех от поганых христианам. Все это случилось за умножение грехов наших. Так быстро взяли злые город Москву в 26 день месяца августа, в память святого мученика Андриана и Наталии, в 7 часов дня, в четверг, после обеда, и город запалили огнем, имущество и богатство все разграбили, а людей предали мечу. И было так — оттуда огонь, а отсюда — мечь; одни бежали от огня и умерли от меча, а другие бежали от меча и в огне сгорели.

И была им гибель четырех родов: первая — от меча, вторая— от огня, третья — от воды, четвертая — были уведены в плен. До того выглядела Москва, как город великий и чудный, много людей в нем, кипел он богатством и славою, превзошел все города в Русской земле честью многою, в нем ведь князья и святители жили; в это же время исчезла вся доброта его, отошла слава его, и вся честь его в один час минула. Когда был он взят и сожжен, только и видны были дым и земля, и много трупов мертвых лежало. Церкви святые были подожжены и рухнули, а каменные стояли, выгоревшие внутри и обгоревшие извне, и не видно в них пения, ни звона в колокола, никто из людей не ходит в церковь, и не слышно в церкви ни поющих голосов, ни славословия, но все было пусто на вид, и не видно было ни одного ходящего по пожарищу человека.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!