Татарская перепись в Новгороде, 1257-1259 гг.



Рассказы русских летописей XII-XIV 88. 1 Пер. Т.Н. Михельсон. М., 1973. С. 95-98.

В лето 1257 пришла в Новгород весть из Руси злая, что хотят татары тамги и десятины от Новгорода. И волновались люди все лето. А зимой новгородцы убили Михалка-посадника. Если бы кто сделал другому добро, то добро бы и было, а кто копает под другим яму, сам в нее ввалится.

В ту же зиму приехали послы татарские с Александром и начали послы просить десятины и тамги. И не согласились на то новгородцы, но дали дары для царя Батыя и отпустили послов с миром.

В лето 1259 зимою приехал с Низа[79] Михайло Пинещинич со лживым посольством, говоря так:

- Соглашайтесь на число, не то полки татарские уже на Низовской земле.

И согласились новгородцы на число (перепись). В ту же зиму приехали окаянные татары сыроядцы Беркай и Касачик с женами своими и иных много. И был мятеж велик в Новгороде. И по волости много зла учинили, когда брали тамгу окаянным татарам. И стали окаянные бояться смерти и сказали Александру:

- Дай нам сторожей, чтобы не перебили нас.

И повелел князь сыну посадникову[80] и всем детям боярским[81] стеречь их по ночам. И говорили татары:

- Дайте нам число, или мы уйдем прочь.

Чернь не хотела дать числа, но сказала:

Умрем честно за святую Софию, за дома ангельские[82].

Тогда раздвоились люди: кто добрый, тот стоял за святую Софию и за правую веру. И пошли вятшие[83] против меньших на вече и велели им согласиться на число. Окаянные татары придумали злое дело, как ударить на город - одним на ту сторону, а другим - озером на эту. Но возбранила им, видимо, сила Христова и не посмели.

Испугавшись, новгородцы стали переправляться на одну сторону к святой Софии, говоря:

- Положим головы свои у святой Софии.

А на утро съехал князь с Городища[84], и окаянные татары с ним. И по совету злых согласились новгородцы на число, ибо делали бояре себе легко, а меньшим зло. И начали ездить окаянные татары по улицам и переписывать домы христианские. Взяв число, уехали окаянные, а князь Александр поехал после, посадив сына своего Дмитрия на столе.

 

Восстание против татар на ростовской земле в 1262 году

Радзивиловская летопись.

http://radzivilovskaya-letopis.ru/fragments.php?id=vosstanie-protiv-tatar-1262

В лето 1262 избавил бог людей Ростовской земли от лютого томления басурманского и вложил ярость в сердца христианам, не могли дольше терпеть насилия поганых. И созвонили вече, и выгнали басурман из Ростова, из Владимира, из Суздаля и из Ярославля. Ибо те басурмане откупали дань у татар и оттого творили людям великую пагубу. Люди христианские попадали в рабство в резах[85]. И многие души христианские басурмане уводили в разные земли.

В то же лето убили Зосиму, преступника. То был монах образом, но сосуд сатаны, пьяница и сквернослов. Он отрекся от Христа и стал басурманином, вступив в прелесть ложного пророка Магомета. В то лето приехал на Русь злой басурманин Титян от царя татарского именем Кутлубей. По его наущению окаянный Зосима творил христианам великую досаду, ругался над крестом и святыми церквами.

Когда же люди по городам распалились гневом на своих врагов и восстали на басурман, изгнали их из города, а других убили, тогда и Зосиму, этого скверного беззаконника, законопреступника и еретика, убили в городе Ярославле. Тело его стало пищей псам и воронам, и ноги его, быстрые на все злое, псы влачили по городу, всем людям на удивление.

 

Ярлык, данный от Капчакского царя Мангу Тимура Российским митрополитам и священнослужителям: об освобождении их от всякой дани и налогов, об уважении богослужения их, и об удержании татарских чиновников от обид им и утеснения, с угрожением за нарушение сих прав смертною казнию

Сборник документов по истории СССР. Ч. II. XIV— XV вв./ Под ред. А.М. Сахарова. М., 1971. С. 183—185.

http://scibook.net/istoriya-rossii/yarlyiki-dannyie-zolotoordyinskimi-61201.html

Вышняго Бога силою и Вышнея Троицы волею Менгу Темирово слово людским баскаком, и князем, и полководным князем, и данщиком, и писцом, и мимоездящим послом, и соколником, и пардусником, и бураложником, и всем пошлин- ником. Чингии царь, потом кто ни будет, дали есмя жаловал- ные грамоты Руским митрополитом и церковным людем, тако молвячи, чтоб есте и последний цари по томуж пути пожаловали попов и чернцов и всех богоделных людей, да правым сердцем молят за нас Бога и за наше племя без печали и благословляют нас, а не надобе им дань и тамга и поплужное, ни ям, ни подводы, ни воина, ни корм; и как первые цари их пожаловали, и мы Богу моляся и их грамот неизыначивая, по томуж жалуем: во всех пошлинах не надобе им ни которая царева пошлина, ни царицина, ни князей, ни рядцев, ни дороги, ни посла, ни которых пошлинников, ни которые доходы, или что церковные земли, воды, огороды/винограды, мелницы, зимовища, летовища, да не замают их; а что будет взяли, и они отдадут, безпосулно.

А что церковные люди: мастеры, соколницы, пардусницы, или которые слуги и работницы, и кто ни будет их людей, тех да не замают ни за что, ни на работу, ни на сторожу, или что в законе их, иконы или книги, или иное что, по чему Бога молят, того да не емлют, ни издерут, ни испортят, да не кленут нас, но в покои молят за нас. А кто веру их похулит, или ругается, тот ни чим не извинитца и умрет злою смертию.

А Попове един хлеб ядуще и во едином месте живуще, и у кого брат, или сын, и те по томуж пожалованы будут; аще ли от них отдел и лися и из дому вышли, и тем пошлины и дани давать. А Попове от нас пожалованы по первым грамотам, Бога молят стояще и нас благословляюще; аще ли кто имет неправым сердцем за нас молити Бога, ино тот грех на нем будет, или иные люди имет к себе приимати, хотя Богови молитися, и в том и так что будет. Молвя сему митрополиту грамоту сию дали есмя, и сию грамоту видяще и слышаше, попове и черн- цы, ни дани, ни иного чего не дают; а кто возмет баскацы наши и княжие писцы и поплужницы и таможницы, и они по вели- цеи язе1 не извинется и смертию да умрет.

Тако молвя, ярлык дан заечьего лета, осенняго первого месяца, в 4 день ветха, на Телы писано.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 748; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!