Ярлык, данный от Капчакскаго царя Узбека Петру митрополиту России. (ок. 1313 г.)



Сборник документов по истории СССР. Ч. II. XIV— XV вв./ Под ред. А.М. Сахарова. М., 1971. С. 183—185.http://scibook.net/istoriya-rossii/yarlyiki-dannyie-zolotoordyinskimi-61201.html

Вышняго и безсмертнаго Бога силою и волею и величеством и ми л остию Его многою Азбяково слово... Да никто же обидит на Руси соборную Церковь митрополита Петра и его людей и церковных его, да никто же взимает ни стяжания, ни имении, ни людей; а знает Петр митрополит вправду и право судит и управляет люди своя вправду, в чем нибудь, и в разбое, и в поличном, и в татбе, и во всяких делах ведает сам Петр митрополит един, или кому прикажет; да вси покаряютца и повинуютца митрополиту вся его церковныя причты, первым из начала законом их и по первым грамотам нашим, первых царей великих грамотам и дефтерем, да не вступаютца в церковное и митрополичье никто же, занеже то Божие все суть; а кто вступитца, а наш ярлык и наше слово преслушает, тот есть Богу повинен и гнев на себя от Него примет, а от нас казнь ему будет смертная.

А митрополит правым путем ходит, да правым путем пребывает и тешится, да правым сердцем и правою мыслию вся своя церковная управляет и судит и ведает, или кому повелит таковая деяти и управляти, а нам в то не вступатися ни во что, ни детем нашим, ни всем нашим князем нашего царства и всех наших стран и всех наших улусов, да не вступаютца никто же ничем в церковный и в митрополичи, ни в городы их, ни в волости их, ни в села их, ни во всякие ловли их, ни в борты их, ни в земли их, ни в улусы их, ни в лесы их, ни во ограды их, ни в волостные места их, ни в винограды их, ни в мелницы их, ни в зимовища их, ни в стада их конные, ни во всякие скотные стада, но вся стяжания и имения их церковный и люди их и все принты их и все законы их уложенныя старые от начала их: то все ведает митрополит или кому прикажет.

А поедут наши баскаки и таможники, данщики, поборщики, писцы по сем нашим грамотам, как наше слово молвило и уставило, да все будут целы соборные церкви митрополичи, никем ни от кого не изобижены, вся его люди и вся стажания его, как ярлык имеет, и архимандриты и игумены и попы и вся принты церковные ничем никто да не будет изобижен, дань ли на нас емлют, или иное что нибуди, тамга ли, поплужное ли, ям ли, мыт ли, мостовщина ли, воина ли, ловитва ли коя нибуди наша, или егда на службу нашу с наших улусов повелим рать сбирати, где восхотим воевати, а от соборные церкви и от Петра митрополита никто же да не взимает от их людей и от всего его причта, те бо за нас Бога молят.

И мы Богу моляся, по первых царей грамотам, грамоты мы давали жаловалные, а не изыначевали ни в чем, как то было преж нас, так молвя и наше слово уставило по первому пути, которая дань наша будет, или запросы наши накинем, или поплужное, или послы наши будут, или кормы наши и коней наших, или подводы, или корм послов наших, или наших Цариц, или наших детей, и кто ни есть и кто нибуди, да не взимают, да не просят ничто же; и да не взимают у них делных орудии, да не отнимают ничего же. А что попы и диаконы их един хлеб ядят и во едином дому живут, у кого брат, или сын, и тем по то- муж пути наше жалованье; ож кто будет от них не вступил, а митрополиту не служит, а живет себе, тот именем поповским да не отъимаетца, но дает дань. А кто вступитца в церковное и в митрополичье, и на того будет гнев Божии, а по нашему великому истязанию не извинитца ничимже и умрет злою казнью.

 

Рогожский летописец о Тверском восстании 1327 года

ПСРЛ, Т. XV, М., 1965. С. 42—44. Перевод А.Г. Кузьмина http://scibook.net/istoriya-rossii/rogojskiy-letopisets-tverskom-vosstanii-1327-61202.html

В лето 6834

В то же лето князю Александру Михайловичу было дано великое княжение, и он пришел из Орды и занял великое княжение. Потом, через несколько дней, из-за умножения грехов наших, Бог позволил дьяволу вложить безбожным татарам в сердце зло, говоря беззаконному царю2: “Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь властвовать над ними”. И беззаконный и треклятый Шевкал3, всему злу начальник, разоритель христиан, раскрыл скверные свои уста и начал говорить, наученный дьяволом: “Господин царь, если повелишь мне, я пойду на Русь и разорю христианство, а князя их убью, а княгиню же и детей к тебе приведу”. И повелел ему царь сделать так. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианский, пошел в Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам с большой гордостью и яростью стал на великокняжеском дворе; и устроил великое гонение на христиан насилиями, граблениями, битьем и поруганием.

Народ же городской, постоянно оскорбляемый погаными, много раз жаловался великому князю, дабы он их защитил. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их защитить, велел им терпеть. Тверичи же, не желая терпеть, выжидали подходящего времени.

И случилось 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некто, дьякон, тверичанин по имени Дудко вел молодую и тучную кобылицу к Волге, чтобы напоить ее. Татары же, увидев это, отняли ее. Дьякон же, сожалея, начал громко кричать, говоря: “О люди тверские, не выдавайте!”. И началась между ними драка. Татары, чувствуя себя полновластными хозяевами, начали сечь (тверичан), и тотчас стали стекаться люди, поражаясь случившемуся. И ударили во все колокола, и собрались на вече, и поднялся весь город, и весь народ поднялся на восстание, и последовал призыв, и стали избивать татар, где кого захватили, пока не убили самого Шевкала и всех остальных. Не оставили никого, кто бы мог донести известие в Орду. Только в поле пастухи, пасущие коней, захватив лучших жеребцов, помчались на Москву и оттуда в Орду, возвестив там кончину Шевкала.

А убит был Шевкал в лето 6835. И услышав об этом, беззаконный царь послал на зиму на землю Русскую рать - 5 темников с воеводой Федорчуком. И погубили множество людей, а иных увели в плен, а Тверь и все города огнем пожгли. Великий же князь Александр, не стерпя безбожных их насилий, покинул княжение русское и все свои отчины, и ушел в Псков с княгиней и с детьми своими.

 

Вопросы

1. Почему не все русские княжества поддержали половцев в битве на реке Калке?

2. Какие последствия имела битва Калке?

3. Дайте совет князю Юрию Владимирскому как победить монгол или объясните почему это невозможно.

4. Какие причины привели к поражению русских княжеств в борьбе с монголо-татарами?

5. Почему в текстах часто повторяется фраза: "… и было все то за грехи наши"?

6. Каково значение образа "единой смертной чаши" в этом произведении?

7. Каковы были социально-экономические последствия монголо-татарского нашествия?

8. Как монголо-татарское иго повлияло на ускорение процесса феодализации на Руси?

9. Какая форма зависимости от «кочевой империи» сложилась на Руси? Укажите факты, подтверждающие Вашу точку зрения?

10. Охарактеризуйте сложившиеся отношения ордынских ханов и русской православной церкви.

11. Проанализируйте и выделите причины и последствия народных восстаний против ордынцев. Имели ли они шансы на успех или были обречены?

12. Охарактеризуйте позиции русских князей по отношению к Золотой Орде. Какой тактики они придерживались и какая была более эффективна?

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!