Деяния Петра и Двенадцати Апостолов 26 страница



Очищение же души состоит в том, чтобы она обновила свое первоначальное естество и снова обратилась к себе самой. Это - ее крещение. Тогда начнет она напрягаться, как роженицы в момент рождения ребенка корчатся в потугах. Но поскольку она женщина, она одна не может родить ребенка. Поэтому послал ей ее Отец с неба ее мужа, который и брат ее первородный. Спустился тогда жених к невесте. Оставила она свой прежний блуд, очистилась от осквернений любовников и обновилась для брака. Очистила она себя в брачном чертоге, наполнила его благовониями и села внутри него, высматривая жениха истинного. Больше не спешит она на площадь, чтобы соединиться с тем, кого пожелает, но осталась, высматривая его, когда он придет, и боясь его: ведь не знала его образа и больше не помнит его с того времени, как отпала от дома Отца своего. Но по воле Отца [...]. Она же грезит о нем, как жены, которые любят своих мужей. Тогда жених по воле Отца спустился к ней в приготовленный брачный чертог и украсил брачный чертог. Ибо этот брак происходит не как плотский брак: соединяющиеся друг с другом наполнены этим соединением, и как ношу они оставляют бремя страсти и не [отделяются] друг от друга, но это [...] этот брак, но когда они [достигают] соединения [друг с другом], они становятся одной жизнью. Поэтому сказал пророк о первом мужчине и первой женщине: "Станут они единой плотью". Ибо сначала у Отца были они соединены друг с другом, пока женщина не совратила мужчину, который и брат ее. А этот брак связал их снова друг с другом, и душа соединилась со своим истинным возлюбленным, своим естественным господином в соответствии с тем, как написано: "Ибо господин жены - муж ее". Но она познала его мало-помалу и опять стала радоваться, плача перед ним, вспоминая свой позор своего прежнего вдовства. И еще больше украсила себя, чтобы ему было приятно находится возле нее. Сказал же пророк в псалмах: "Послушай, дочь моя, посмотри и склони ухо свое и забудь свой народ и дом отца своего; так как царь пожелал твою красоту, потому что он твой господин".

Ведь он требует от нее, чтобы она отвернула свое лицо от своего народа и от толпы прелюбодеев, тех, среди которых прежде находилась, и устремилась к своему царю единственному, своему естественному господину, и забыла дом земного отца, у которого ей было плохо, а вспомнила бы своего небесного Отца. Так было сказано и Аврааму: "Выйди из своей земли, и от своих родственников, и из дома своего отца". Когда подобным образом душа [украсила] себя в своей красоте, [снова] она встретила своего возлюбленного и [он также] полюбил ее. И когда она соединилась с ним, получила она семя от него, т.е. Дух животворящий, чтобы при его участии смогла родить добрых детей и вскормить их. Ибо это великое и совершенное чудо рождения, так как этот брак совершается по воле Отца.

Но следует, чтобы душа родилась сама и оказалась в своем первоначальном положении. Душа же двигается сама и получила от Отца божественное начало, чтобы обновиться, и чтобы быть принятой в место, в котором была сначала. Это воскресение из мертвых; это спасение из плена; это восхождение на небо; это путь к Отцу. Поэтому сказал пророк: "Благослови, душа моя, Господа, и все мои внутренности благословите святое имя его. Благослови, душа моя, Бога, который отпустил все твои беззакония, который излечил все твои болезни, который вырвал твою жизнь у смерти, который увенчал тебя милостью, который наполнил твое желание благом, и твоя юность будет обновлена, подобно орлу". И теперь, когда она будет обновлена, она поднимется, благословляя Отца и брата своего, того, посредством которого была спасена. Вот так душа будет спасена через возрождение. Но это происходит не с помощью заученных слов, не с помощью навыков и записанных учений, но это благодать [Отца], но это духовный дар [истины]. Ибо это дело - дело [Духа]. Поэтому возгласил Спаситель: "Никто не может прийти ко мне, если не привлечет его мой Отец и не доставит ко мне, и я воскрешу его в последний день".

Теперь нужно молиться Отцу и взывать к нему всей душей не внешними устами, но внутренним духом, который выходит из глубины, воздыхать и раскаиваться о жизни, которую мы вели, исповедовать грехи, почувствовать пустое заблуждение, в котором мы находились, и пустое стремление, оплакать то, как мы находились во тьме и буре, скорбеть о себе самих, чтобы Он смилостивился к нам, ненавидеть себя такими, какими мы теперь являемся. Еще сказал Спаситель: "Блаженны алчущие, ибо они насытятся". И еще сказал он: "Кто не возненавидит свою душу, не сможет следовать за мной". Ибо начало спасения - покаяние. Поэтому до пришествия Христа пришел Иоанн, проповедующий крещение покаяния. А покаяние происходит в печали и скорби сердца. Отец же - человеколюбец добрый, и он слышит душу, которая призывает его и посылает ей свет спасения. Поэтому сказал он через Духа-пророка: "Скажи сынам моего народа: когда ваши грехи распространятся от [земли до] неба и станут [красными], как плоды гранатового дерева, и чернее, чем власяница, и когда вы обратитесь ко мне всей вашей душей и скажете мне: "Отец мой", - услышу я вас, как святой народ".

Еще в другом месте: "Так говорит Господь, святой Израиля: "Когда ты обратишься и станешь воздыхать, тогда ты спасешься и поймешь, где ты был в дни, когда ты надеялся на суетное". Еще он сказал в другом месте: "Иерусалим восплакал плачем: "Помилуй меня"; он смилостивится от звука твоего плача. И, увидев, он послушал тебя. И даст Господь вам хлеб скорби и воду скудную. С этого времени не приблизятся к тебе обманывающие тебя, так как твои глаза увидят обманывающих тебя". Так что следует молиться Богу ночь и день, простирая наши руки к Нему, как плывущие среди моря молятся Богу всем их сердцем без лицемерия. Ибо молящиеся лицемерно обманывают себя самих. Ведь Бог видит даже внутренности и постигает глубину сердца, чтобы узнать (человека) достойного спасения. Ведь тот, кто еще любит место заблуждения, недостоин спасения. Поэтому записано у поэта: "Одиссей сидел на острове, плача, печалясь и отворачивая свое лицо от речей Калипсо и ее обманов, страстно желая увидеть свою деревню и дым, идущий от нее. И [если бы он не получил] помощь с неба, [он не вернулся бы] в свою деревню". Так же еще говорит [Елена]: ["Мое сердце] отвернулось от меня, и я хочу вернуться опять в мой дом". Ведь она вздыхала, говоря: "Афродита обманула меня и увела меня из моего дома. Я оставила свою единственную дочь и своего мужа доброго, умного и красивого".

Ибо когда душа оставит своего совершенного мужа из-за обмана Афродиты, который заключается в рождении здесь, она потерпит ущерб. Но если она будет воздыхать и покается, она будет возвращена в свой дом. Ведь даже на Израиль не было сначала обращено внимание Бога, чтобы вывести его из земли Египта, из дома рабства, пока не стал он воздыхать к Богу и не заплакал от горести своих дел. Еще написано в псалмах: "Очень устал я от моего стенания; буду я омывать ложе мое и мою постель по ночам слезами моими; состарился я среди врагов моих. Отступитесь от меня все совершающие дело беззакония. Ибо вот Господь услышал крик плача моего и услышал Господь мою молитву". Итак, если мы воистину покаемся, услышит нас Бог, долготерпивый и великомилостивый, которому слава во веки веков. Аминь.

Толкование о душе.

 

М.К. Трофимова, 1979

Мудрецы, которые были до нас, назвали душу именем женским. Она воистину и по природе своей жена. Есть у нее и свое чрево.

Покуда была она у Отца единой, была она дева и облика мужеженского. Когда ниспала она в тело и вошла в эту жизнь, попала она в руки многих разбойников. И обидчики бросали ее один другому и оскверняли ее. Одни овладевали ею насильно, другие же убеждали ее с помощью дара обольщающего. Словом, они оскверняли ее.

Утеряла она девство свое и блудодействовала телом своим и отдавала себя каждому. И о том, кто совратит ее, думает, что он - муж ее. Всякий раз, как отдавалась она прелюбодеям досаждающим, неверным и они овладевали ею, сильно воздыхала она и каялась. Опять, когда отворачивала она лицо свое от этих прелюбодеев, бежала она к другим, и они вынуждали ее быть с ними и служить им как господам на ложе их. Но из-за стыда боле не смеет она их покинуть. Они обольщают ее долгое время, прикидываясь мужьями верными и честными, словно бы очень почитают ее, и в конце всего этого покидают ее и уходят.

Становится она вдовой бедной, оставленной, которая не имеет никакой помощи, не имеет даже слушателя в скорби своей, ибо ничего не могла получить от них, кроме осквернения, которым они одарили ее, когда соединялись с нею. И те, кого породила она от прелюбодеев, - глухи и слепы и больны; разум их замутнен.

Когда Отец, сущий на небесах, взглянет на нее, посмотрит вниз на нее и увидит ее, как воздыхает она, и страдания ее, и срамоту, и как кается Она в блуде своем, который совершила, и как начала она, дабы Он помог ей, взывать к имени Его, воздыхая всем сердцем своим и говоря: Спаси меня, Отче мой. Вот, я дам ответ Тебе, ибо покинула я дом мой и бежала из девичьего покоя моего. Опять я обращаюсь к Тебе; когда Он увидит, что таким стал нрав ее, решит Он удостоить ее своей милости, ибо много мук претерпела она из-за того, что покинула дом свой.

О блуде души во многих местах пророчествует Дух святой. Так, Он сказал чрез пророка Иеремию: "Если муж отпустит жену свою и она уйдет (от него) и возьмет другого, сможет ли она после этого возвратиться к нему? Не осквернилась ли осквернением жена та? А ты блудодействовала со многими пастырями, и ты возвратилась ко Мне, - сказал Господь. Подними глаза твои на высоту и посмотри, где ты блудодействовала. Не сидела ли ты при дорогах, (и) не оскверняла ли землю блудом твоим и лукавством твоим, и не брала ли многих пастырей для преткновения твоего? Была ты бесстыдна со всяким. Не назвала ты Меня как хозяина дома или как отца или руководителя девичества твоего".

Еще написано чрез пророка Осию: "Идите, судитесь с матерью своею; ибо не будет она жена Моя и Я не буду муж ее. Я отвергну блуд ее от лица Моего и отвергну прелюбодеяние ее от середины сосцов ее. Я разоблачу ее донага, как в день рождения ее, и сделаю ее пустынею, как земля [безводная], и сделаю ее бездетною [чрез жажду. Я] не помилую детей ее, ибо они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила она детей своих; ибо сказала: Стану блудодействовать с теми, которые любят меня; те давали мне хлеб мой, и воду мою, и одежды мои, и покровы мои, и вино мое, и елей мой, и всякие вещи, которые нужны мне. За то, вот, я загорожу путь их, дабы не могла она догнать похотников своих. И когда будет искать их и не найдет их, скажет: Возвращусь я к мужу моему первому, ибо лучше мне было в те дни, нежели ныне".

Еще сказал Он чрез Иезекииля: "Это было после многих злодеяний, - сказал Господь. Ты создала себе блудилище и сотворила себе красивое место на площадях; и создала себе блудилище у всякой дороги, и растлила красоту твою, и простерла ноги твои на всякой дороге, и умножила блуд твой. Соблудила с сынами Египта - соседями твоими великорослыми".

Но кто суть сыны Египта, великорослые, как не плотские и не чувственные и не дела земли, - те, чрез которые была осквернена душа в этих местах, когда брала хлеб от них, когда брала вино, когда брала елей, когда брала одеяния и покровы, окутывающие тело, о коих думала она, что нужны они ей.

Об этом блуде заповедали апостолы Спасителя: "Воздерживайте себя от него, очистите себя от него". Говорили они не об одном блуде тела, но более - души. Потому написали апостолы: "[...] Бог, дабы [...] так бывает [...]".

Но ведется великая брань из-за блуда души. Из него и блуд тела возник. Потому сказал Павел, когда он писал коринфянам: "Я написал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира". Так говорит он духовно: "Наша брань не против плоти и крови, - как сказал он, - но против мироправителей тьмы сей и духов злобы".

До того дня, как обежит душа все, с теми сообщаясь, кого встретит, оскверняясь, она в муке от тех, коих принять достойна. Когда же ощутит она муки, в коих пребывает, и восплачет Отцу и покается, смилостивится над ней Отец и обратит чрево ее; извне обратит Он его внутрь, и обретет душа свое отличие. Ибо они - не как жены: Ибо чрево тела - внутри тела, как другие внутренности. Чрево же души обращено наружу, как естество мужское, которое снаружи.

Когда по воле Отца обратится внутрь чрево души, оно приемлет крещение и от скверны наружной, той, которая была излита на нее, тотчас становится чистым, подобно одеждам грязным: бросают их для [омовения в воду], их окружающую, доколе не снимут грязи с них и не станут они чистыми. Очищение души - это обретение ею обновления первоначального естества ее, и обращается она вновь, это - крещение ее.

Начнет она тогда тотчас раздражаться, как родильницы, рождая ребенка, поворачиваются они в раздражении. Но поскольку жена она (и) не может в одиночестве породить детей, послал с неба Отец ей мужа ее, брата ее первородного. Снизошел тогда жених к невесте. Покинула она блуд свой прежний, очистила себя от осквернения похотников. Обновила себя для брака. Очистила себя в чертоге брачном. Наполнила его благоуханием; села внутри его, ожидая жениха истинного. Уже не бежит она на площадь, соединяясь с тем, кого возжелает. Но осталась она, ожидая его, в какой день придет он, страшась его, ибо не знала вида его - уже не вспоминает она со времени, как отпала от дома Отца своего. По воле Отца мечтала она о нем, подобно женам, любящим мужей.

Снизошел к ней тогда по воле Отца жених в приготовленный чертог брачный. Убрал он чертог брачный. Ибо тот брак - не как брак плотский: те, которые соединяются друг с другом, радуются тому соединению. И как бремя оставляют они гнет страсти и вос[хваляют и служат] друг другу. Но не этого рода брак сей. Но когда [приходят] они к соединению [...], становятся жизнью единой. Потому сказал пророк о первом человеке и первой жене: "Будут одна плоть". Ибо были они изначала соединены друг с другом, покуда жена не утратила мужа, брата ее. Брак сей опять объединил их друг с другом, и соединилась душа с воистину любимым ее, господином ее природным, согласно тому, как написано: "Ибо господин жены - муж ее".

Познала она его постепенно и опять возрадовалась, восплакав перед ним, когда вспомнила срамоту прежнего вдовства своего. И боле убрала себя, дабы угодно было ему остаться у нас.

Сказал пророк в Псалмах: "Слушай, дочь моя, и смотри, и преклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. Ибо возжелал Царь красоты твоей, ибо Он Господь твой". Ибо удостаивает Он ее (своей милости), дабы отвратила она лицо свое от народа своего и от множества прелюбодеев своих, среди коих была прежде. Думала она о Царе своем едином, природном Господине своем, и забывала она дом отца земного, у которого плохо ей было, и воспомнила она опять Отца своего, который на небесах. Так, еще сказано Аврааму: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего".

Так, когда [убрала] себя душа в красоте своей, опять встретила [душа] любимого своего. И когда сообщилась с ним, получила семя от него, Дух святой, животворящий, так что добрых детей родила от него и вскормила их. Ибо это - чудо-рождение, великое, совершенное, поскольку свершился брак сей по воле Отца.

Должно душе самой родиться и опять стать, какой была она прежде. Душа же сама движется. И получила она божественность Отца, дабы обновиться, дабы вновь ее приняли в месте, в коем была она изначала. Это - воскресение из мертвых. Это - спасение из плена. Это - восхождение к небесам. Это - путь к Отцу. Потому сказал пророк: "Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа. Он простил все беззакония твои, исцелил все недуги твои, избавил от смерти жизнь твою, увенчал тебя милостью, насытил благами желание твое. Обновится, подобно орлу, юность твоя".

Когда обновится, взойдет, восхваляя Отца и брата своего, коим была спасена. Так спасется душа возрождением. А приходит это не чрез слова направляющие, не чрез искусство, не чрез учение написанное, но благодать это Господа, но дар это Господа человеку. Ибо это дело [...]. Поэтому возгласил Спаситель: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец мой и не приведет его ко Мне; и Я сам воскрешу его в последний день".

Должно молиться Отцу, и дабы взывали мы к Нему всей душой нашей. Не устами внешними, но духом внутренним, из глубины исходящим, когда воздыхаем мы и каемся в жизни, нами содеянной, когда грехи исповедуем, когда постигаем обман пустой, в каком пребывали, и поспешность пустую, когда плачем о том, как пребывали мы во тьме и волнах, когда сокрушаемся о себе самих, дабы Он смилостивился над нами, когда ненавидим себя такими, какие мы ныне. Еще сказал Спаситель: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие, ибо они насытятся". Еще сказал Он: "Кто не возненавидит души своей, не сможет следовать за Мной".

Ибо начало спасения - покаяние. Поэтому до пришествия Христа пришел Иоанн и проповедовал крещение покаяния. Покаяние же совершается в печали и в скорби сердечной. Отец - человеколюбец добрый и слышит душу, взывающую к Нему, и посылает ей свет во спасение. Потому сказал Он чрез духа пророка: "Скажи детям народа моего: Когда грехи ваши будут простираться от земли до неба, и когда станут они красными, как плоды кермесного дуба, и мрачнее власяницы, и когда обратитесь вы ко Мне всей душой вашей и скажете Мне: Отче мой, - услышу Я вас как народ святой". Еще в другом месте: "Так говорит Господь святой Израилев: Когда бы оборотился ты и воздыхал, ты бы спасся и знал, где ты был в дни, когда верил тому, что пусто". Еще говорит Он в другом месте: "Иерусалим плачем восплакал: Помилуй меня. Он помилует по голосу вопля твоего. И, как увидел, Он услышал тебя. И даст вам Господь хлеб горестный и воду скудную. Отныне вновь не приблизятся к тебе вводящие в обман. Глаза твои будут видеть вводящих тебя в обман".

Поэтому должно Бога молить денно и нощно, простирая руки к Нему, как те, которые среди моря волнующегося молятся Богу всем сердцем, нелицемерно. Ибо, кто молится лицемерно, сами себя обманывают, ибо видит Бог утробы и испытует глубины сердца, дабы знать достойного спасения. Ибо тот недостоин спасения, кто еще любит место обмана. Потому написано у поэта: Сидел на острове Одиссей и плакал. И опечалился он и отвернул лицо свое от речей Калипсо и обмана ее, и пожелал он увидеть отчизну свою и дым, от нее восходящий, и кроме [дыма] помощь от неба, и [опять принесет он его] в отчизну его. И еще [душа] говорит: Отвернулся от меня [муж мой]. Да возжелаю опять в дом мой войти! Ибо воздыхала она и говорила: Афродита обманула меня, увела меня из отчизны моей. Покинула я единородную мою и доброго, мудрого, красивого мужа моего.

Ибо, когда покинет душа совершенного мужа своего из-за обмана Афродиты, которая владеет местом этим, тогда подвергнется она поруганию. Когда же станет воздыхать и каяться, возвратят ее в дом ее.

Ибо также нельзя было сначала настигнуть Израиля, дабы вывести его из земли египетской, из дома рабства, прежде чем не возопил он к Богу. Восплакал о нужде дел своих. Еще написано в Псалмах: "Утомлен я весьма воздыханиями моими; каждую ночь стану омывать ложе мое и постель мою слезами моими. Обветшал я от всех врагов моих. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо вот услышал Господь голос плача моего и услышал Господь моление мое".


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!