МОЦАРТ      БЕТХОВЕН           ШУБЕРТ      ЧАЙКОВСКИЙ



2. Почему современники композитора назвали эту симфонию «Неоконченной»?_______________________________________________________

3. Сколько музыкальных тем-образов вы услышали в первой части симфонии?_____________________________________________________________

4. Какие музыкальные инструменты озвучивают основные темы этой части симфонии? ____________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Что сближает мелодии этой симфонии с песнями Ф. Шуберта?___________

______________________________________________________________________

В Московской области с 2016 г. в требованиях к подготовке учителей музыки для участия в Конкурсе Губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник» предлагается представление конкурсантом видеозаписи фрагмента урока (20 мин.) с объяснением нового материала. В YouTube можно найти фрагменты уроков музыки победителей в номинации «Лучший учитель музыки», которые в полной мере продемонстрируют изложенные выше мысли о моделировании сценариев уроков.

1. Открытый урок учителя музыки МБОУ СОШ №10 г.о. Коломна

Кондаковой Людмилы Михайловны, победителя Конкурса Губернатора Московской области 2017 г. в номинации «Лучший учитель музыки»

2. Открытый урок учителя музыки МБОУ Гимназия № 2 «Квантор»

г.о. Коломна Горбачевой Елены Юрьевны, победителя Конкурса Губернатора Московской области 2016 г. в номинации «Лучший учитель музыки».

О формировании универсальных учебных действий

На уроках музыки в 8 классе

Известно, что термин «универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться, раскрывает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (далее – УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного процесса в области музыкального образования и классифицируются на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные [25].

В 8 классе на уроках музыки формируются следующие УУД:

Личностные УУД: осознание смысла деятельности композитора, исполнителя, слушателя, выявление её духовно-нравственных норм, этических и эстетических принципов, содержания музыкальных образов, понимания социальных функций музыки в жизни людей разных времен и народов, общества, индивидуального отношения к тому или иному явлению музыкальной культуры и музыкального искусства; осознание лич­ностных смыслов музыкальных образов разных жанров, стилей, на­правлений, понимание их роли в развитии народной, классической, религиозной и современной музыки; осмысление значения традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени.

Познавательные УУД: можно разделить на общеучебные действия (знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем) и логические действия – анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, действия постановки и решения проблем, знание имен выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства; представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох; сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения; знание и умение исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формирование своего песенного репертуара с аргументацией выбора; идентификация (сопоставление) терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных ви­дов искусства на основе выявления их общности и различий; представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом; применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности; использование ин­формационно-коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы; владение навыками и умениями использования компью­тера, проектора, звуковых колонок, интерактивной доски при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов; проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мульти­медийных презентаций в программе Microsoft Office РowerPoint 2007, 2009 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl, Rambler, Mail и др.) и ее ин­теграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач; оце­нивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектной и исследо­вательской, внеурочной, досуговой деятельности.

Регулятивные УУД: осуществление дей­ствий контроля, коррекции, оценки действий сверстников, учителя в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектной и исследо­вательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообра­зования; устойчивое проявление возможностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешколь­ных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в само­образовании; оценивание произведения разных направлений музыкального искусства и аргументация своих предпочтений в ситуации выбора.

Коммуникативные УУД: направлены на развитие социальной компетенции учащихся и учет позиций других людей – композитора, исполнителя, слушателя, партнёра по общению (взрослого и сверстника). В состав коммуникативных УУД входят планирование учебного сотрудничества, определение цели, задач, функций участников, способов взаимодействия, разрешение конфликтов, управление поведением партнера по общению, умение полно и точно выражать свои мысли в монологической и диалогической формах высказываний на уроке музыки; умение аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по пово­ду различных явлений музыки и других видов искусства; умение решать проблемные вопросы при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкан­тах в процессе восприятия и исполнения музыки; умение вступать в общение на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями, другими участниками коммуникации (взрослыми, представителями творческих союзов, общественности) с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дис­танционных олимпиадах; проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

В связи с многообразием видов музыкальной и творческой деятельности учащихся, направленных на совершенствование УУД, способов решения учебно-практических и учебно-познавательных задач на уроках музыки, расширяются возможности использования таких форм работы с восьмиклассниками как: работа в группах, работа в парах, индивидуальные мини-исследования, самообразование по тематике учебных тем программы, выполнение творческих проектов, включая проекты социальной направленности, благодаря которым происходит расширение образовательного пространства школы, формирование сферы эстетического досуга, создание условий для взаимодействия всех участников образовательных отношений – учителей, педагогов дополнительного образования, учащихся, их родителей. 

Планируемые результаты обучения музыке на завершающем этапе музыкального образования

На каждой ступени школьного образования определены личностные (не подлежащих оцениванию), метапредметные и предметные результаты, которые восходят к идее формирования у обучающихся образовательных компетенций, умения учиться. Планируемые результаты обучения опираются на концепцию универсальных учебных действий, являющуюся одним из трех звеньев фундаментального ядра ФГОС.

Проблема единства требований и индивидуализации образовательного процесса (расширения поля достижений для каждого обучающегося) предполагает достижение таких ключевых результатов обучения, как готовность человека к познанию мира, обучению и переобучению, самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни и решена двумя блоками планируемых результатов.

В одном из них описаны ожидаемые результаты всех выпускников, необходимый образовательный минимум: он характеризуется словами «выпускник научится»; в другом – определены достижения, которые расширяют и углубляют познания обучающихся и дают возможность проявить себя отдельным мотивированным, одаренным ребятам: он описан словами «выпускник получит возможность научиться». Таким образом, дифференцированный подход к результатам обучения позволяет выделить два основных уровня результативности: базовый и повышенный. При оценке результатов обучающиеся могут проявить свои более глубокие познания при включении в диагностику заданий повышенного уровня, но невыполнение таких усложненных заданий не повлечет за собой снижение оценки, поскольку является необязательным расширением знаний [1].

Уникальность познания в области музыкального искусства состоит в эмоционально-образном восприятии мира. Через художественные образы, воплощенные в народных и религиозных музыкальных традициях, в музыкальном наследии прошлого и в современном развитии музыки, школьники усваивают базовые национальные ценности, основные элементы научного знания, восходящие к закономерностям музыки (образ – жанр – стиль – язык), её интонационной природе, и универсальные учебные действия.

Освоение содержания музыкальных произведений, представленных в УМК «Музыка» для 8 класса, способствует личностному, социальному, коммуникативному и познавательному развитию обучающихся и опирается на разнообразные виды музыкально-практической, творческой деятельности, о которых шла речь выше. Результативность обучения описана как в Примерных программах основного общего образования по предмету «Музыка» [13], так и в авторской программе [19].

Музыкальному развитию подростков в 8 классе будет способствовать деятельность, связанная с:

а) аргументированными размышлениями (индивидуально, в группах) о музыкальных образах, творческих исканиях композиторов, исполнителей, востребованности лучших образцов народного творчества и шедевров классической музыки в наши дни, поисках нового музыкального языка в современной музыке;

б) привлечением учащихся к использованию пластики движений, свободного дирижирования, разного рода импровизаций, драматизаций и инсценировок музыки разных жанров (включая сценические – опера, балет, мюзикл);

в) включением инструментального музицирования в сценарии уроков (от простейших инструментов до синтезаторов), а также с активизацией тех обучающихся, которые занимаются музыкой в системе дополнительного образования – в кружках, студиях, ДМШ и ДШИ;

г) расширением певческого репертуара, отвечающего потребностям школьников, их вокальным возможностям, запросам воспитательной системы образовательной организации (конкурсы, фестивали, концерты);

д) целенаправленным обучением школьников активному использованию различных образовательных ресурсов, включая обучающие программы, видеофильмы, электронные учебники, учебные мультимедийные презентации, сеть Интернет для расширения представлений о музыке и музыкантах, о музыкальной культуре разных времен и народов, для самообразования;

е) вовлечением подростков в самостоятельную творческую, а также проектную и исследовательскую деятельность (как в рамках урока, так и на завершающих этапах обучения).

Предлагаем разработку урока по учебнику «Музыка». 8 класс [15].

Раздел учебника: «Классика и современность»[8]

Параграф раздела: «Музыка к драматическому спектаклю».

Разворот учебника: «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» (с. 44 – 45), (вариант учебника 7 класса с. 76 – 77); «Образы «Гоголь-сюиты» (с. 46 – 47), (вариант учебника 7 класса, с. 78 – 79).

Разворот творческой тетради для 8 класса: «Гоголь-сюита» А. Шнитке (с. 16–17).

Методические рекомендации к разработке сценария урока[9] [12, с. 4, 10, 30 – 37].

    При разработке сценария данного урока рекомендуется использовать литературные фрагменты сочинений Н.В. Гоголя – поэмы «Мертвые души», повестей «Шинель», «Чиновники», «Записки сумасшедшего», «Портрет», а также тексты из переписки с друзьями, из статей писателя; опираться на осознание ключевых слов Человек – Судьба – Дорога, терминов – увертюра, драматический спектакль, а также на презентацию, содержащую портреты писателя Н.В. Гоголя, композитора А.Г. Шнитке, режиссера спектакля Ю.П. Любимова, фотографию здания Театра на Таганке (Москва); репродукции учебника: театральная программа к спектаклю «Мертвые души» Л. Непомнящего; модель памятника Н.В. Гоголю скульптора Н. Андреева, рисунки «Губернский Олимп» (чиновники губернского города NN) П. Боглевского, «В губернской канцелярии», «Чичиков на балу у губернатора» А. Агина к повести «Мертвые души»; «В департаменте» Кукрыниксы к повести «Шинель»; материалы из творческой тетради: иллюстрации к поэме Н. Гоголя «Мертвые души» М. Шагала, А. Агина; продемонстрировать видеофрагмент фильма-балета «Анюта» (чиновничество) В. Гаврилина по мотивам рассказа А.П. Чехова «Анна на шее».

Цель урока: восстановить связь времен через такие виды искусства как литература, музыка, театр; доказать, что художественные произведения, созданные в прошлые эпохи, сохраняют сегодня свою ценность и актуальность.

Этапы урока:

1. Осмысление художественно-педагогической идеи урока, его эпиграфов:

На серебряной тонкой бумаге Под серебряной мглой облаков Музыканты – извечные маги Вызывают виденья веков.          Б.Дубровин   Горьким моим словом посмеюся. Из книги пророка Иеремии (глава 20, 8).Высечены на надгробном памятнике Н.В. Гоголю[10]  

 

2. Раскрытие понятия «драматический спектакль» через осознание сценического действия, драмы, в которых передаются переживания человека, страдания, смятение, тревога, протест, возмущение и т.п. Понимание, что эти чувства чаще всего проявляются у людей в спорах, столкновениях, конфликтах.

3. Определение знакомого музыкального жанра, предшествующего началу спектакля (оперы, балета, мюзикла), кинофильма – увертюра, что в переводе с французского языка означает «открывать». Определение цели звучания увертюры – приготовить зрителей к тому, что они увидят и услышат в спектакле.

4. Восприятие увертюры к спектаклю «Ревизская сказка» (музыка к которому была преобразована композитором в сюиту под названием «Гоголь-сюита»), предположение о стиле музыки (сочинение композитора-классика или современного композитора); выбор эмоционального словаря (музыка тревожная, резкая, стремительная, грубая, и т.п.), определение преобладающего образа (образ дороги), выявление значения в развитии музыки заключительной темы увертюры (тема судьбы из «Симфонии № 5» Л. Бетховена); вокализация этой темы, подчеркивание ее ритмической основы, других средств выразительности. 

5. Рефлексия по данному этапу урока: музыка современного композитора, которая вводит слушателей в мир тревожных образов, связанных с образом человека, идущего по дороге жизни, его судьбы, завещания потомкам, жизненного выбора. Эти мысли нашли выражение в словах современной песни В. Берковского на слова Ю. Левитанского: «Каждый выбирает по себе: щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты – каждый выбирает по себе».

6. Работа с текстами и иллюстрациями учебника и «Творческой тетради». Раскрытие замысла спектакля, функции музыки в нем, особенностей объединения в сюжете спектакля «Ревизская сказка» литературных сочинений Н.В. Гоголя. Выявление главного героя музыки к спектаклю – это сам писатель, Н.В. Гоголь, Великий Насмешник России, который через карикатуру, сарказм (смех с издевкой), гротеск высмеивал пороки общества XIX в.

7. Восприятие частей «Гоголь-сюиты»: «Чиновники» (№ 5), «Бал» (№ 6). Их интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ. Характеристика особенностей музыкального языка А. Шнитке: резкие контрасты, диссонансы (неблагозвучия), полистилистика (сочетание в одном произведении несовместимых или резко отличающихся друг от друга элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений), часто меняющиеся музыкальные «кадры» (как в кино), клиповое звучание музыки, музыкальный «коллаж».

8. Обсуждение высказываний Гоголя: а) о чиновниках (из письма Я. Белинскому): «Эти государственные деятели, сотни, тысячи стоячих белых воротничков, скрипящих перьев – этот муравейник человеческих душ, может быть, давно уже мертвых, лишенных всякого внутреннего содержания»; б) о силе музыки, ее воздействии на людей: «О, будь же нашим спасителем, хранителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими ударами по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони этот холодно-ужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром!» (с. 78).

9. Определение режиссерского замысла Ю.А. Любимова: обличать пороки общества, заставлять людей задуматься о ценности жизни, ее скоротечности, при этом режиссер (как и Гоголь) не исключает возможности горько посмеяться над превратностями, крутыми поворотами судьбы. «Горьким моим словом посмеюся» Эти слова из книги пророка Иеремии (глава 20, 8) высечены на надгробном памятнике Н.В. Гоголю. Объяснение драматургической линии развития спектакля, определенной последовательности этапов сценического действия – экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка (учащимися совместно с учителем составляется схема развития частей сюиты). В музыке, так же как и в спектакле, присутствуют две сферы образов: духовная («Портрет», «Завещание» – образ Художника), и мир образов чиновников («Шинель», «Чиновники», «Бал»). Выявление главного драматургического принципа развития – конфликта, что является основой любого спектакля: музыкального или драматического.

10. Поиск ответа на вопрос: «Что повлияло на решение современного композитора А. Шнитке принять участие в создании музыки к спектаклю «Ревизская сказка»?» с использованием текста учебника: «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального» (с.78). Уточнение понятия «шлягер», объяснение специфики понятия «симфонический театр» применительно к музыке «Гоголь-сюиты» А. Шнитке» (музыка для симфонического оркестра может исполняться в концертном зале, где не актеров, декораций).

11. Перед восприятием фрагмента сюиты «Детство Чичикова» (№ 2) – одного из героев повести «Мертвые души», определить ее возможный характер, настроение («Если бы вы были композиторами…»). После прослушивания охарактеризовать особенности музыки (простота, незатейливость, легкость, танцевальность, повтор главной темы). Вокализация главной темы учащимися. Выявление особенностей развития музыки этой части. Поиск ответа на вопросы на основе анализа приемов развития: «Кем же станет наш герой: Человеком или человечком?»; «Какие изменения происходят в душе героя, исчезает ли в нем легкомысленность, банальность?». Подтвердить собственные ответы текстом учебного пособия: «появился совершенно обезличенный господин «средней руки – чин, рост, лицо…» (с. 78).

12.Восприятие фрагмента «Гоголь-сюиты» – «Чиновники» (№ 5). Выявление интонационных особенностей пьесы, приемов развития, выделение ее заключительной темы («Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского), сопоставление с пьесой «Детство Чичикова» (много персонажей – один персонаж). Размышления о том, какие черты «Чиновников» можно воплотить рисунке (см.: «Губернский Олимп» П. Боклевского – с. 79), в пластике движений.

13.Просмотр видеофрагмента из балета русского композитора XX в. В. Гаврилина, современника А. Шнитке, «Анюта» по мотивам рассказа А.П. Чехова «Анна на шее» в постановке балетмейстера В. Васильева – «Чиновничество». Определение возможности содружества разных видов искусства в балете (музыка, литература, театр). Выявление сходства в трактовке образов чиновников в музыке А. Шнитке и В. Гаврилина на основе анализа особенностей музыкального языка, приемов развития [24, 27].

14. Разучивание и исполнение песни «Каждый выбирает для себя» В. Берковского – Ю. Левитанского (1 и 4 куплеты). Обоснование приемов выразительного пения.

15. Рефлексия по результатам работы с музыкой «Гоголь-сюиты»: а) осознание конфликта двух миров – духовного и бездуховного, его актуальность в наше время, когда утрачиваются нравственные ценности, исчезает духовность; б) представители искусства разных эпох (Гоголь, Чехов, Шнитке, Гаврилин, Любимов, Васильев) призывают читателей, слушателей, зрителей задуматься о смысле жизни, о выборе своего пути, о бесконечном разнообразии жизни: от высокого, духовного, до карикатурного, смешного.

Задания базового уровня

   Прочитайте тексты учебника, определите содержание спектакля «Ревизская

сказка» (Театра на Таганке, режиссер А. Любимов) музыки «Гоголь-сюиты» А.

Шнитке. Выявите образы главных действующих лиц на основе высказываний Н.

Гоголя, А. Шнитке.

            Дайте определение терминов и понятий: музыка к спектаклю, сюита, увертюра.

            На основе использования принципа сопоставления при восприятии музыки выявите драматургию «Гоголь-сюиты», проанализируйте интонационно-образное, жанрово-стилевое содержание её частей, средств выразительности, формы-композиции. Актуализируйте опыт «слышания» в музыке сюиты знакомых музыкальных тем («Симфония № 5» Л. Бетховена, тема 1-й части; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского), узнавая их.

            Разучите песню «Каждый выбирает для себя» В. Берковского на слова Ю. Левитанского. Проявите компетенции в составлении исполнительского плана, направленного на раскрытие её главной идеи.

    Ответьте на вопросы учебника, выполните задания в «Творческой тетради», дайте аргументацию личностного отношения к главной идее спектакля и сюиты.

Задания повышенного уровня

Найдите в учебнике «Музыка» для 7 класса развороты, посвященные музыке А. Шнитке («Кончерто гроссо» (с. 66 – 67), «Сюита в старинном стиле» (с. 68 – 69). Найдите в Интернете и прослушайте фрагменты из этих сочинений, напишите короткое эссе об образах этой музыки.

Определите смысловое содержание эпиграфов к данному уроку.

Выявите содержательные линии, которые составляют основу музыки «Гоголь-сюиты».

Составьте план интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа разных частей «Гоголь-сюиты» и реализуйте его в дискуссии с одноклассниками.

Дайте определение понятий: симфонический театр, полистилистика.

Нарисуйте графическую схему развития образов «Гоголь-сюиты», обсудите её со сверстниками.

Найдите в Интернете информацию о жизни и творчестве композитора А. Шнитке, подготовьте мультимедийную презентацию с включением в неё фрагментов музыкальных сочинений композитора.

Инсценируйте один из фрагментов «Гоголь-сюиты».

Нарисуйте образы «Гоголь-сюиты», организуйте выставку рисунков, их обсуждение. Сравните собственные рисунки с иллюстрациями учебника и творческой тетради.

Критерии оценки планируемого результата

Базовый уровень: прочитан текст учебника, выявлена литературная основа и главная идея драматического спектакля и музыки к нему; в результате восприятия контрастных частей «Гоголь-сюиты» охарактеризованы средства выразительности, приемы развития музыкальных образов сюиты; даны определения терминов и понятий; дана словесная аргументация смысла фрагмента статьи Н. Гоголя «Скульптура, живопись и музыка» (с. 78); изобразительный ряд учебника соотнесён с фрагментами из «Гоголь-сюиты»; раскрыта степень развития вокально-хоровых умений и навыков в процессе разучивания и исполнения песенного репертуара.

Повышенный уровень: в полном объеме выполнены задания базового уровня; проявлен интерес к музыке А. Шнитке, творчеству Н. Гоголя; проведен поиск информации о жизни и творчестве композитора; дана характеристика идеи спектакля и музыки к нему на основе анализа содержания эпиграфов к уроку, высказываний писателя и композитора, целостного анализа разных частей сюиты, сопоставления средств художественной выразительности литературы, музыки и изобразительного искусства; обоснованы принципы драматургического развития образов спектакля и музыки (составлена схема); высказано собственное мнение при ответах на проблемные вопросы; даны исчерпывающие определения понятий: «симфонический театр», «полистилистика», «коллаж»; проявлена инициатива и самостоятельность при выполнении творческих заданий; корректно и аргументированно представлялась личная точка зрения в процессе дискуссий со сверстниками.

Личностные результаты: формирование личностного отношения к произведениям литературы, музыки, сценического и изобразительного искусства, раскрывающих проблемы жизни человека (прошлого и настоящего времени); понимание значения символики смыслов и способов их художественного воплощения: «дорога жизни – судьба человека – выбор цели – завещание потомкам»; становление оценочных суждений о значении творческих исканий людей искусства – писателей, композиторов, художников, режиссеров, хореографов и др. в раскрытии «вечных» тем жизни; определение эстетического назначения художественных образов различных видов искусства в развитии идеалов, потребностей, мотивов деятельности современного человека.

Метапредметные результаты: становление УУД при постановке и решении учебно-познавательных и учебно-практических задач по теме урока; самостоятельное использование методов анализа, классификации, обобщения, размышлений при анализе средств воплощения художественных образов (в музыке, литературе, драматическом спектакле, балете); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в разных видах деятельности; проявление умений организации учебного сотрудничества; развитие информационной компетенции, проявление интереса к музыкальному самообразованию.

Предметные результаты: расширение общего и музыкального кругозора восьмиклассников в процессе общения с различными видами искусства XIX и XX вв.; проявление способностей учащихся эмоционально и осознанно воспринимать музыку «Гоголь-сюиты» А. Шнитке, соотносить её содержание с содержанием драматического спектакля; анализировать интонационно-образные, жанрово-стилевые особенности музыкального языка, формы-композиции частей «Гоголь-сюиты»; выявлять способы развития музыкальной мысли композитора (контраст, повтор, вариационность), понимать значение терминов и понятий: увертюра, сюита, симфонический театр, полистилистика и др.; выражать отношение к изучаемой на уроке проблематике в разных видах музыкально-практической деятельности; развивать интерес к выполнению разного рода творческих заданий, самостоятельных работ.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!