Разнообразие видов музыкально-практической и творческой деятельности учащихся в учебнике и творческой тетради



«Музыка» для 8 класса

Освоение основных направлений «Примерной программы ООО…» в учебном пособии и творческой тетради для 8 класса происходит в процессе разнообразной музыкально-практической, творческой деятельности школьников:

• восприятие музыки и размышления о ней;

• пение – хоровое, ансамблевое, сольное;

• музицирование: игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор;

• пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, музыкальные игры, инсценирование песен и программных сочинений, импровизации (речевые, пластические, инструментальные, вокальные, импровизации интегрированного типа (вокально-инструментальные, вокально-пластические, художественно-сценические), художественные (создание художественных образов в процессе звучания музыки);

• работа с текстами и зрительными рядами учебников и творческих тетрадей;

• участие в различного рода драматизациях, в итоговых уроках-концертах;

• в подготовке и защите исследовательских проектов;

• выполнение диагностических заданий и тестов;

• выполнение заданий и тестов, предложенных в сценариях уроков музыки в Российской электронной школе (РЭШ) [14];

• самообразование школьников-подростков;

• участие во внеурочной деятельности и занятиях в системе дополнительного художественно-эстетического образования (участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях детского творчества, концертных представлениях для одноклассников и родителей) и др.

Об особенностях моделирования сценария урока музыки

По мнению известного венгерского композитора, музыковеда-фольклориста и педагога, создателя авторской методики развития слуха и голоса на основе относительной сольмизации в контексте изучения национальной музыки, Золтана Кодаи (1882 – 1967) «…каждый урок нужно построить так, чтобы учащийся к его концу чувствовал не усталость, а рост сил и с нетерпением ждал следующего урока».

При моделировании сценариев уроков музыки в 8 классе, учителю необходимо помнить о том, что активность школьников-подростков на музыкальном заянтии во многом зависит от того, насколько содержание урока воплощается в увлекательной форме, дает возможность учащимся выявить свои музыкальные предпочтения, включиться в такие виды деятельности, которые отвечают особенностям их возрастного развития, позволяют реализовать свои интересы, отстаивать собственную точку зрения на те или иные явления музыкальной культуры, обобщать жизненно-музыкальный опыт в доступной и разнообразной работе.

Урок музыки с использованием УМК «Музыка» должен отличаться, прежде всего, своей драматургией, учитывающей особенности урока как своего рода сценического произведения. Поэтому моделируя сценарий урока музыки, учителю необходимо разработать его сценарий таким образом, чтобы в нём присутствовали этапы сценического действия: завязка (постановка проблемы урока); → экспозиция (показ главных идей, музыкальных образов); → разработка (поиск путей решения проблемы); → кульминация (эмоциональный «пик» урока, достижение результатов поиска); → развязка (заключение урока, рефлексия); → последействие (послесловие) урока (обобщение идей урока, формулировка нерешённых вопросов, поиск их решения).

В процессе моделирования урока музыки с использованием УМК, целесообразно выбрать тип урока: введения в тему, усвоения новых знаний, обобщения темы, комплексный урок. Жанры урока, используемые в практике работы педагогов-музыкантов разнообразны: урок-игра, урок-путешествие, урок-виртуальная экскурсия; урок-творческая мастерская, урок-дискуссия, урок-диспут, моно-урок (портрет композитора или исполнителя), урок-конференция, урок-защита проекта, урок-концерт (с участием родителей) и др. [20].

Об оригинальных жанрах уроков можно прочитать в пособии для учителя: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. « Уроки музыки. 7 – 8 классы» [18], где они описаны на основе методических рекомендаций С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной «Не совсем обычный урок» [8].

Проблемность изучения материала урока может найти свое конкретное выражение в его художественно-педагогической идее – «крылатая фраза», слова композитора (исполнителя), стихотворение. Именно поиск ответов на проблемный вопрос активизирует познавательную деятельность восьмиклассников, вызывает различного рода сопоставления и сравнения данного музыкального сочинения с другими, уже знакомыми им (на основе действия метода «сходства и различия»), дает возможность привлечь разнообразные ассоциативно-образные связи музыки с другими видами искусства, аргументировать различные точки зрения на то или иное явление музыкальной культуры.

Формулировки художественно-педагогических идей уроков, которые могут

усилить проблемный характер уроков, учитель может найти на страницах учебника для 8 класса – в заголовках разворотов, в тексте, заданиях, формулировках тем исследовательских проектов. Желательно, чтобы эти идеи были выписаны на доске или введены на слайд мультимедийной презентации с целью неоднократного обращения к ним учащихся.

Приведем примеры из учебника «Музыка» для 8 класса [15].


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!