Тема «Особенности музыкальной драматургии»



Опубликовано в электронном издании «Вестник Просвещения», 2019, № 3,

с.459 – 503. Ссылки при цитировании обязательны!

Особенности завершающего этапа

Музыкального образования школьников:

Восьмой класс

Сергеева Галина Петровна,

канд. пед. наук,

доцент, Заслуженный учитель РФ,

руководитель проектов «Музыка» (1 – 8 кассы),

«Искусство» (8 – 9 классы) АО издательство «Просвещение»

E-mail: gsergeeva@list.ru

 

Соответствие содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для 8 класса «Примерной основной образовательной программе основного общего образования»

В 2015 г. была принята «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» для использования в практике работы педагогических работников разных учебных предметов, которая одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [13]. В данной программе даны различные варианты учебных планов для общеобразовательных организаций, в которых преподавание предмета «Музыка» предлагается осуществлять с 1 по 8 классы по одному часу в неделю. В этой связи у нашего авторского коллектива (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.) возникла необходимость создания учебно-методического комплекта (далее – УМК) «Музыка» для 8 класса.

Напомним, что в «Примерной программе ООО…» выделены следующие тематические линии, на основе которых уточнялись и дорабатывались УМК «Музыка» для и 5 – 6 классов, а также создавались новые УМК «Музыка» для 7 и 8 классов:

• Музыка как вид искусства.

• Народное музыкальное творчество.

• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

• Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

• Современная музыкальная жизнь.

• Значение музыки в жизни человека.

Многочисленные опросы учителей музыки, осуществляющих преподавание по УМК издательства «Просвещение» (опрошено более 1000 чел.), беседы с методистами по музыке региональных Институтов развития образования, показали, что учебник «Музыка» для 7 класса включает в себя достаточно большой объем сочинений крупных жанров (инструментальные – симфонии, сюиты, концерты, сонаты; произведения сценического искусства – оперы, балеты, мюзиклы, рок-оперы, музыка к драматическим спектаклям), который в условиях одного часа в неделю, трудно реализовать в полной мере на практике, мы, авторы приняли решение разделить материал учебника 7 класса, и, добавив новые сочинения, а также использовав частично материал «Творческой тетради» по музыке для 7 класса, создать на этой основе два учебника – для 7 и 8 классов общеобразовательных организаций.

При этом мы сочли необходимым при моделировании содержания учебников и других составляющих УМК (творческих тетрадей, хрестоматий и фонохрестоматий музыкального материала, методических пособий для учителя «Уроки музыки». 7 – 8 классы) учесть:

• необходимость выявления преемственных связей с УМК «Музыка» для начальной школы, с УМК «Музыка» для 5 – 6 классов:

• реализацию приоритетного направления в преподавании музыки – усиление роли русского музыкального искусства в развитии музыкальной культуры школьников;

• такие компоненты содержания учебников как: духовно-нравственный (аксиологический), деятельностный, технологический;

• возможность выстраивания содержания учебников «Музыка» для 7 и 8 классов в опоре на четыре пласта музыкальной культуры: фольклор (традиционная музыкальная культура, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» русской и зарубежной классической музыки, современную (академическую и популярную) музыку.

Разрабатывая содержание музыкального образования в 8 классе, мы разделяем точку зрения исследователей о том, что «современный учебник должен дать ученику реальную возможность… найти своё место в обществе как субъекту культуры, обладающему способностями, выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых ценностей. На страницах учебника должны встретиться два субъективных мира, два сознания – «автор» и «реципиент», когда для ученика создаются условия для проявления его творческой сущности в познании – для «сотворчества», «сопереживания», «содеятельности» – и читатель, по сути, становится «соавтором» [5, с. 261 – 268].

При этом мы солидарны с мнением о том, что необходимо «вы­ведение цели учебника в широкий социальный контекст: формирование художественной культуры школьников как неотъемлемой части их духов­ной культуры, ядром которой является нравственно-эстетическое твор­ческое отношение к действительности; перенесение акцента с обучения на воспитание человека искусством [4, с. 23].

В новых вариантах учебников «Музыка» для 7 и 8 классов были разработаны следующие тематические линии.

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Раздел I .

Тема «Особенности музыкальной драматургии»

Классика и современность.

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

В музыкальном театре. Опера

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки                                        

В концертном зале. Симфония

Симфония № 40 В.А. Моцарта

Литературные страницы[1] («Улыбка» Р. Брэдбери)

Симфония № 5 Л. Бетховена

 Героическая тема в музыке

В музыкальном театре. Балет (балет «Анюта» В. Гаврилина)       

Камерная музыка                                             


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!