Определение особенностей восприятия мультфильмов младшими и старшими школьниками



В процессе исследования определялись особенности восприятия главных героев анализируемых мультфильмов зрителями. Мы исходили из предположений о том, что младшие школьники воспринимают медиатекст менее критично, в отличие от старшеклассников, и художественные особенности фильмов обусловливают характер их влияния на зрителей.

 В исследовании приняли участие младшие школьники вторых классов (N=21, средний возраст 8,4 лет) и одиннадцатиклассники (N=23, средний возраст 17,5 лет) школы № 37 г. Иркутска.

Для выявления факторов, определяющих семантику героев мультфильмов, а также сравнения их восприятия младшими и старшими школьниками, был использован метод специализированного семантического дифференциала. Его шкалы образованы прилагательными, которые были получены с помощью метода свободных ассоциаций в процессе экспертной оценки героев мультфильма десятью детскими психологами, обучающимися в магистратуре Иркутского госуниверситета: «свой – чужой», «приятный – противный», «простой – сложный», «быстрый – медленный», «влажный – сухой», «мягкий – твердый», «родной – чужой», «добрый – злой», «острый – тупой», «правильный – неправильный», «активный – пассивный», «любимый – ненавистный», «холодный – горячий», «сильный – слабый», «красивый – уродливый», «напряженный – расслабленный», «хитрый – простодушный», «большой – маленький», «гладкий – шершавый», «радостный – печальный», «дорогой – дешевый», «хороший – плохой», «жизнерадостный – унылый».

До начала просмотра мультфильма испытуемым было предложено оценить по заданным шкалам стимул “Я” с целью дальнейшего определения степени идентификации зрителей с персонажами мультфильмов. После просмотра каждого мультфильма испытуемые оценивали его героя. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS-23. Для выявления основных оценочных маркеров была использована процедура факторного анализа, который осуществлялся методом максимального правдоподобия с вращением варимакс. Для оценки надежности вычисления элементов корреляционной матрицы и возможности ее описания с помощью факторного анализа использовался тест Кайзера-Мейера-Олкина (КМО) и коэффициент сферичности Бартлетта. Уровень достоверности групповых различий определялся с помощью непараметрического критерия Манна — Уитни.

На основе данных, полученных в процессе оценки сорока четырьмя школьниками трех стимулов по двадцати трем шкалам, была составлена матрица 3х44х23. Обработка данных показала, что значение теста КМО составило 0,855, то есть может оцениваться как “достойное”. Коэффициент сферичности Бартлетта достаточно большой, а соответствующий ему уровень значимости составил 0,000, что свидетельствует о надежности вычисления корреляционной матрицы и о том, что данные приемлемы для проведения факторного анализа.

Учитывая оценки величины значения каждого фактора, мы выделили пять факторов, объясняющих поле варимакс вращения 63,076 % суммарной дисперсии переменных. Первый фактор назван нами “фактором доброты”, в него с большой факторной  нагрузкой вошли шкалы “добрый – злой” (0,840), “хороший – плохой” (0,827), “правильный – неправильный” (0,756), “приятный – противный” (0,666), “красивый – уродливый” (0,661), “свой – чужой” (0,656), “жизнерадостный – унылый” (0,656), “радостный – печальный” (0,645). Второй фактор - “эмоциональной близости” составили: шкалы “родной – чужой” (0,723), “гладкий – шершавый” (0,705), “любимый – ненавистный” (0,678), “дорогой – дешевый” (0,666). Третий фактор обозначен “фактором напряженности”, в него вошли шкалы “острый – тупой” (0,669), “напряженный – расслабленный” (0,632), “большой – маленький” (0,610). В четвертый “фактор активности” вошли шкалы “активный – пассивный” (0,852), “быстрый – медленный” (0,768). Пятый фактор – “простоты” составили шкалы “простой – сложный” (0,726) и “мягкий – твердый” (0,653).

Таким образом, отношение к героям мультфильмов определяется, исходя из оценки их “доброты”, “эмоциональной близости”, “напряженности”, “активности” и “простоты”. Наиболее нагруженными являются факторы доброты и эмоциональной близости, что отвечает базовым потребностям детей.

Для выявления специфики восприятия героев мультфильмов младшими школьниками их семантические оценки сравнивались с оценками старшеклассников. Выявлено, что семантика образа Кеши из мультфильма “Бессонница” у старших и младших школьников имеет статистически значимые  различия по 3 факторам: “доброты” (р=0,000), “эмоциональной близости” (р=0,010) и “напряженности” (р=0,013).

Младшие школьники оценивают медвежонка Кешу как более доброго (F1 = 0,366), эмоционально близкого (F2 = 0,116), и напряженного (F3 = 0,550), в отличие от старшеклассников: F1 = -1,095, F2 = -0,480, F3 = -0,163. Как видим, младшие школьники воспринимают героя «Бессонницы» значительно более комплиментарно и некритично. Восприятие старшеклассников адекватнее – их оценка Кеши в большей степени соответствует результатам экспертного анализа этого образа.

Сравнение семантики Медвежонка из мультфильма “Верное средство” в группах младших и старших школьников показало значимые различия только по фактору “напряженности” (F3 = 0,619 и -0,933 при р=0,000). Игровой, художественно опосредованный характер транслируемого в мультфильме действия очевиден для старшеклассников, поэтому образы мультфипликационных героев воспринимаются ими как расслабленные.

       Образ Медвежонка оценен высоко по всем факторам в обеих группах, при этом только оценку старшеклассников можно считать результатом их осознанного восприятия медийного образа. Младшие школьники оценили главных героев двух мультфильмов без значимых различий (р≥0,05) по трем факторам – в их восприятии оба героя: Кеша и Медвежонок – добры (F1=0,366 и 0,464, соответственно), эмоционально близки (F2=0,116 и 0,097) и напряжены (F3=0,55 и 0,61). При этом, они оценили Кешу как более активного (F4=0,592), чем Медвежонок (F4= –0,332), и менее простого: F5=0,051, чем герой «Верного средства от бессонницы» (F5=0,67).

Отсутствие значимых различий в восприятии героя «Верного средства» младшими и старшими школьниками  по критериям доброты и эмоциональной близости, как и значительно более высокая оценка младшими школьниками образа Кеши из «Бессонницы», позволяют сделать вывод о том, что мультипликационный образ медвежонка нравится детям сам по себе, безотносительно к характеру его презентации.

Сравнение семантической оценки “Я” младшими школьниками с их оценкой героев мультфильмов показало значимые (р≤0,05) различия по двум факторам: “активности” и “простоты”. Дети воспринимают Медвежонка из советского мультфильма более пассивным (F4= –0,332), чем “Я” (F4=0,4) и Кеша (F4=0,592). По фактору «простоты» также были обнаружены значимые различия: дети оценивают себя (F5= –0,403) и Кешу (F5= –0,051) более сложными, чем Медвежонка из мультфильма “Верное средство” (F5= 0,670). При этом достоверных различий в семантике детского “Я” и образа Кеши не обнаружено по трем факторам важным факторам: младшие школьники читают себя такими же добрыми, эмоционально близкими и напряженными (р≥0,05).

Интересно, что у старшеклассников семантика героев мультфильмов и “Я” имеет значимые отличия по всем пяти факторам: идентификация с героями не выражена (see Table 1).

Table 1. Сравнительная оценка семантики героев мультфильма с оценкой “Я” у старшеклассников.

Стимул/Фактор F 1 F 2 F 3 F 4 F 5
Я -0,356 0,840 -0,001 -0,359 -0,782
Кеша -1,095 -0,480 -0,163 0,285 0,121
Медвежонок 0,203 0,006 -0,934 -0,528 0,371

 

Для старшеклассников Медвежонок из мультфильма “Верное средство” добрее, чем “Я” сам и чем Кеша. Герой «Верного средства» воспринимается ими как эмоционально близкий, в отличие от Кеши, но при этом Кеша гораздо активнее, чем “Я” сам и чем Медвежонок из сравниваемого мультфильма. Оба героя, по оценке старших школьников, являются простыми, в то время как себя ребята оценили достаточно сложными.

В процессе исследования испытуемые отвечали на вопрос о том, какой мультфильм им понравился больше. В группе старшеклассников “Верное средство” назвали 70% опрошенных, серия “Бессонница” мультсериала Ми-ми-мишки понравилась – 13 %, остальные 17% воздержались от ответа. Младшим школьникам больше понравился мультфильм “Бессонница” из мультсериала Ми-ми-мишки (76 % детей), “Верное средство” назвали 19%, один человек от ответа воздержался.

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что младшие школьники, в отличие от старших, не критически воспринимают мультипликационных героев, их оценка соответствует стереотипным представлениям о характере традиционного для русской культуры антропоморфного животного – медведя. При этом они в большей степени идентифицируют себя с образом героя мультфильма «Бессонница», в котором использованы приемы манипуляции, образ Кеши кажется детям более привлекательным и близким. Полученные данные обусловливает важность формирования у детей их родителей психологической медиакомпетентности – способности понимать не только содержательные, но и формальные особенности мультфильмов, критично оценивать транслируемую ими информацию.

Discussion

За последнее десятилетие наблюдается рост исследований в области влияния средств массовой информации на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения. Основное внимание специалистов уделяется исследованиям влияния агрессивного (Dillon & Bushman, 2017; Zafar & Chaudhary, 2018), сексуального (Çetin et al., 2015; Collins et al., 2017) и коммерческого медиаконтента (Kelly, Vandevijvere, Freeman & Jenkin., 2015) на детей и подростков. При этом выделяются как положительные, так и отрицательные эффекты медиапотребления. Согласно результатам исследования, проведенного на выборке 200 детей в возрасте от 5 до 15 лет, 31% детей после просмотра мультфильма вели себя неприлично, 34% становились раздражительными, а 45% бросались в родителей вещами, когда те пытались выключить телевизор (Rai et al., 2016). В научной литературе так же представлены данные о том, что «the large amount of positive media content, combined with a huge reach and popularity among children and adolescents, gives media immense potential in enriching the lives of children and adolescents» (de Leeuw & Buijzen, 2016, p. 44). Несомненно, позитивный медиа контент способен оказывать положительной влияние на телезрителей (Cingel & Krcmar, 2017; de Leeuw & van der Laan, 2018), однако до сих пор не разработаны строгие критерии определения положительного или отрицательного потенциала медиа продукции. При этом в качестве анализа специалистами используются такие методы как опрос (Cocer et al., 2015, Zafar & Chaudhary, 2018), интервью (Cernikova, Smahel & Wright, 2017), эксперимент (Dillon & Bushman, 2017), а также анализ содержательных особенностей контента (Habib& Soliman, 2015; Turkmen, 2016; Luisi, 2018).

Самой незащищенной от медиавлияния аудиторией являются дети. Ряд исследований показал, что с раннего возраста они включены в медиасреду, при этом экранное время значительно превышает рекомендации специалистов (Neumann, 2015). Основным продуктом медиапотребления в младшей возрастной группе остаются мультфильмы. В научной литературе представлены данные о том, что мультфильмы являются одним из самых сильных факторов, оказывающих влияние на современное детство и занимают значительное время в расписании детей (Habib & Soliman, 2015). M. Turkmen (2016), проанализировав 23 анимационным фильма, входящих в состав самых кассовых, пришел к шокирующему выводу ““good” characters committed 66.6% of the violent actions and the target of this violence was mostly other “good” characters (45.9% of total actions, or 68.9% of actions perpetrated by good characters” (Turkmen, 2016, p. 32 ). При этом в качестве метода анализа использовался контент-анализ, формальные особенности мультипликационной презентации не учитывались. Почти во всех странах существует рейтинговая система возрастной оценки медийной продукции, которая в основном предполагает анализ ее содержания. В России возрастной классификатор является основой федерального закона №436-ФЗ от 29.10.10 [сс], где в основе оценки продукции, предназначенной для детей, лежит анализ ее тематики, жанра и содержания.

Представленный в статье подход позволяет анализировать не только содержательные особенности медиаконтента, но и его формальные художественные особенности, определяющие характер воздействия на потребителей. Это дополняет существующие модели анализа медийной продукции и позволяет более детально анализировать тот или иной медиапродукт, способный нанести вред психическому и физическому здоровью ребенка, используя неявные способы деструктивного влияния.

 

С onclusion

В процессе имманентного анализа были выявлены принципиальные различия в презентации двумя исследуемыми мультфильмами темы борьбы с бессонницей. “Верное средство”, ориентируясь на особенности детского восприятия, доступными для понимания детей средствами транслирует ценности дружбы, взаимопомощи и сочувствия.  Позитивный эмоциональный фон мультфильма поддерживается уместно подобранной классической музыкой. “Бессонница” характеризуется использованием не соответствующими возрастным особенностям восприятия детей средств, в частности, форс-мажорным режимом презентации, большим “словником” и превышающей ресурс детского сознания скоростью его воспроизведения; тревожный эмоциональный фон ночного бодрствования героя не адекватен возрастным особенностям целевой аудитории детского мультфильма.

Исследование семантической оценки образов “Я”, Мишки и Кеши показало, что младшие воспринимают героев мультфильма так же, как самих себя, по большему количеству факторов и шкал. При этом различия в оценке двух героев мультфильмов минимальны – дифференциальная способность у младших школьников не развита. Старшие школьники дают принципиально различную оценку героям обоих мультфильмов и самим себе – идентификация со страдающими от бессонницы мишками у них не выражена ни по одному из факторов.

Более высокая оценка мультфильма “Бессонница” младшими школьниками также свидетельствует о том, что в силу некритичности восприятия дети не могут “считывать” негативные коннотации, как это вполне успешно делают старшеклассники, которые более высоко оценили фильм “Верное средство”, показавший в процессе экспертного анализа хороший развивающий потенциал. Манипулятивные приемы, которые, как показал анализ, использованы в “Бессоннице”, оказывают воздействие на младших школьников, в отличие от старших.

Результаты исследования свидетельствуют, что тема мультфильма, как и его сюжет, сами по себе не могут определять психологический потенциал фильма. Для его выявления необходим анализ как содержания медиатекста, так и особенностей его художественной презентации.

References

Cingel, D. P., & Krcmar, M. (2019). Prosocial Television, Preschool Children’s Moral Judgments, and Moral Reasoning: The Role of Social Moral Intuitions and Perspective-Taking. Communication Research, 46(3), 355–374.

Coker, T.R., Elliott, M.N., Schwebel, D.C., Windle, M., Toomey, S.L., Tortolero, S.R., … Schuster, M.A. (2015). Media violence exposure and physical aggression in fifth-grade children. Academic Pediatrics, 15, 1, 82-88.

Collins, R. L., Strasburger, V. C., Brown, J. D., Donnerstein E., Lenhart, A. & Ward L. M. (2017). Sexual Media and Childhood Well-being and Health. Pediatrics, 140, 162-166.

Cernikova, M., Smahel, D., & Wright, M. F. (2017). Children’s Experiences and Awareness about Impact of Digital Media on Health. Health Communication, 33(6), 664–673.

Çetin, Y., Lull, R.B, Çelikbaş, M. & Bushman, B.J. (2015) Exposure to violent and sexual media content undermines school performance in youth. Advances in Pediatric Research, 2-6.

De Leeuw, R. N. H. & Buijzen, M. (2016). Introducing positive media psychology to the field of children, adolescents, and media. Journal of Children and Media, 10:1, 39-

De Leeuw, R. N. H. & van der Laan C. A.(2018). Helping behavior in Disney animated movies and children’s helping behavior in the Netherlands, Journal of Children and Media, 12:2, 159-174.

Dillon, K. & Bushman, B. (2017). Effects of Exposure to Gun Violence in Movies on Children’s Interest in Real Guns. JAMA Pediatrics, 171.

Ekman, P. (2013). Psychology of lies. Lie to me if you can. Saint-Petersburg: Peter.

Ghilzai, Sh., A., Rabia, A., Zubair, A., Shaukat, A. & Noor, S.S. (2017). Impact of Cartoon Programs on Children's Language and Behavior. Insights in Language Society and Culture, 2, 104-126.

Habib, K. & Soliman, T. (2015) Cartoons’ Effect in Changing Children Mental Response and Behavior. Open Journal of Social Sciences, 3, 248-264.

Kelly, B., Vandevijvere, S., Freeman, B. & Jenkin, G. (2015). New media but same old tricks: food marketing to children in the digital age. Current Obesity Report, 4, 37-45.

Kyshtymova, I. M. (2006). Diagnosis of creativity of high school students by psychosemiotic analysis of their works: «harmonic center» of the text as a psychodiagnostic criterion. Education and science, 6 (42), 83-92.

Kyshtymova, I.M. (2008). Psychosemiotics of creativity. Irkutsk: Publishing house of ISU.

Kyshtymova, I. M. (2017). Image of a Clown in the Media Narrative: Immanent Analysis of the Media-Text and Its Perception by the Youth. News of Irkutsk state University. Series: Psychology, 22, 21-29.

Kyshtymova, E. S. & Trofimova, E. L. (2018). Animated Presentation of Topic of Adulting and Age-Specific Features of Its Perception, Baikal Research Journal, 9, 3.

Khan, M., Tahir, M. A., & Ahmed, Z. (2018). Detection of Violent Content in Cartoon Videos Using Multimedia Content Detection Techniques, 1-5.

Luisi, T. (2018). Toys will be toys: gendered interaction frames in the Toy Story trilogy. Journal of Children and Media, 1–16.

Neumann, M. M. (2015). Young children and screen time: Creating a mindful approach to digital technology. Australian Educational Computing, 30(2).

Njiiri, M., Mberia, H. & Muchunku, I. (2018). Foreign Television Cartoon Programs and Children’s Social Behavior in Kenya. International Journal of Scientific and Research Publications, 8, 5, 101-104.

Orel, V.E. (2008). Culture, symbols and fauna. H.: Humanitarian Center.

Patzlaff, R. (2016). Media magic about domination over feelings. Saint-Petersburg: Demetra.

Pronina, E. E. (2003). Psychological examination of advertising. M. : RIP-holding.

Rajashree, S. A. (2015). Impact of Japanese Cartoons on Primary School Going Children: With Special Reference to Doraemon. Journal of Humanities and Social Science, 20, 6, 1-9.

Rai, S., Waskel, B., Sakalle, S., Dixit, S. & Mahore, R. (2016). Effects of cartoon programs on behavioural, habitual and communicative changes in children. International Journal of Community Medicine and Public Health, 3(6),1375-1378.

Smirnova, E. O. & Sokolova, M. V. (2014). Psychological and pedagogical expertise of cartoons for children and adolescents. Cultural and historical psychology,10, 4, 4-11.

The Total View (https://www.totalview.ru/telesmotrenie-v-2016-godu/).

Turkmen, M. (2016). Violence in Animated Feature Films: Implications for Children. Educational Process: International Journal, 5(1), 22-37.

Weissbluth, M. (2014). Healthy sleep — happy child. Publication in Russian, the company Alpina non-fiction.

Zafar, A. & Chaudhary, U. G. (2018). Effects of Violence shown in Media on Children: A Study of Parent’s Perspective. Journal of Early Childhood Care and Education, 2, 61–73.

 


[1] The video available in English can be accessed through the following link: https://www.youtube.com/watch?list=PLrkKzgyiKOS_HSnzdsm49p4bQfe-w2JDf&time_continue=120&v=ECLKGHjsSDY

 

 

[2] The video available only Russian language and can be accessed through the following link: https://www.youtube.com/watch?v=NwRi84eyigo

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 827; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!