Анализ образной системы мультфильмов



Особенности восприятия мультфильмов младшими и старшими школьниками

I. M. Kyshtymovaa* and E. S. Kyshtymovab

a Department of Psychology of Education and Personal Development, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia; bDepartment of Psychology of Education and Personal Development, Irkutsk State Universit , Irkutsk, Russia

info@creativity.ru *I.M. Kyshtymova

Lread@mail.ru *E.S. Kyshtymova


Особенности восприятия мультфильмов младшими и старшими школьниками в России

Проблема определения особенностей влияния медиатекстов на школьников актуальна в силу активной включенности современных детей в мир медиа. Мультфильмы являются основным продуктом медиапотребления в младшей возрастной группе, при этом недостаточно изучены механизмы и способы определения их развивающего потенциала или психологически деструктивного воздействия на детей. В статье представлен психологический анализ мультипликационных фильмов на тему бессонницы: “Верное средство” (1982 г.) и “Бессонница” из серии Ми-ми-мишки (2015 г.). Описаны результаты сравнительного эмпирического исследования особенностей восприятия героев этих мультфильмов младшими и старшими школьниками. В исследовании принимали участие 44 человека: младшие школьники вторых классов (N=21, =8,4 лет) и одиннадцатиклассники (N=23, = 17,5). Выявлено, что мультфильмы, сходные по сюжету и образам персонажей, оказывают на младших школьников разное психологическое воздействие в силу различий в средствах художественного опосредствования транслируемых смыслов. Эмпирически обосновано суждение о меньшей критичности восприятия младших школьников, чем старших.

 

Keywords: психологический анализ, семантическая оценка, мультфильм, школьники.

 

Introduction

Быстрый рост технологий и интеграция человека в мир медиа сегодня становятся поводом для беспокойства как в научной среде, так и в социальной, порождая запрос педагогов и родителей на психологические знания о характере влияния медиа-активности на детей и критериях оценки психологической продуктивности или деструктивности медиаконтента для дошкольников и младших школьников, которые, как показывают исследования, воспринимают информацию, транслируемую средствами медиатекста, некритично (Kyshtymova & Trifimova, 2018).

Определение характера психических трансформаций, опосредствованных медиа, представляет серьезную проблему в силу растущей вовлеченности детей в процесс потребления медиапродуктов, которые могут “наносить сокрушительный удар по подсознанию слушателей, пытаясь навязать ему определенный образ действий, манипулировать его физическим и душевным состоянием и даже запечатлеть что-то в душе, минуя критически трезвое сознание, так, что сам слушатель этого и не замечает” (Patzlaff, 2016, p. 10).

Дети являются наиболее чувствительной к медиавоздействию аудиторией. При этом, по данным института современных медиа (MOMRI), 67 процентов детей до трех лет и 76% – от четырех до семи лет смотрят телевизор каждый или почти каждый день (Total View, 2016). Главным продуктом медиапотребления для детей младшей возрастной группы являются мультфильмы. Они могут служить средством развлечения, развития и образования, но также способны дезориентировать ребенка в реальной жизни, повысить его тревожность и агрессивность. Так, выявлено, что дети от 5 до 12 лет, подражая агрессивному поведению героев мультфильмов и перенося это поведение в отношения со своими братьями и сестрами, на самом деле пытались быть смешными (Ghilzai et al., 2017). Специалисты в области компьютерных технологий, осознавая проблему, связанную с негативным влиянием на зрителей мультипликационной продукции, разрабатывают классификаторы, содержащие алгоритмы сопоставления изображений насильственного и ненасильственного поведения в анимационных фильмах (Khan, Tahir, & Ahmed, 2018). Психологами и педагогами горячо обсуждается проблема психологической деструкции современных мультфильмов (Rajashree, 2015; Rai et al., 2016; Ghilzai et al., 2017; Njiiri, Mberia & Muchunku, 2018).

Научная и социальная значимость определения критериев психологической созидательности и деструктивности медиатекстов, адресованных детям, несомненна. Важность понимания механизмов психологического влияния мультипликационной продукции определила основную задачу нашего исследования.

Method     

Исходя из гипотезы о том, что мультфильмы со сходным сюжетом могут оказывать различное влияние на аудиторию при их восприятии в зависимости от особенностей художественной презентации транслируемого содержания, мы провели сравнительный анализ двух тематически однородных мультфильмов: 1) серия «Бессонница» из мультсериала Ми-ми-мишки (режиссер А. Миронов)[1] – в силу его новизны и активной включенности в телевизионный контент (мультсериал транслируется с 2015 года на телеканалах “Мульт”, “Карусель”, “Тлум HD” и “Россия-Культура”; только на канале YouTube серия была просмотрена 1,7 млн. раз, не считая трансляции телевизионными каналами и интернет источниками); 2) в качестве сравниваемого медиатекста использован мультфильм “Верное средство” 1982 г. киностудии “Союзмультфильм” (режиссер Ю. Прытков)[2].

Проверка гипотетического суждения о том, что мультфильмы оказывают различное влияние на зрителей в силу не только их явной, содержательной специфики, но и неявной – опосредованной используемыми художественными средствами, проводилась с помощью метода имманентного анализа медиапродуктов, представляющего собой «закрытый» (не выходящий за пределы анализируемых текстов) разбор их смысловых и формальных особенностей (Kyshtymova, 2017).

В качестве методологической основы исследования применен психосемиотический подход, который позволяет реализовать принцип системности – исследовать медиатекст в единстве его содержательных и формальных признаков (Kyshtymova, 2008), а также предполагает интеграцию методов, разработанных в рамках разных дисциплин: литературоведения, эстетики, психологии, лингвистики — в силу сложной природы медиатекста.

Исследуемые мультфильмы тематически однородны: они посвящены теме “бессонницы”. Исследователь детского сна М. Вайсблут отмечает многовековой характер проблемы детской бессонницы, сложность ее решения и воздействие сна на развитие детей: «нездоровый режим сна становится одной из причин проблем, связанных со школьным обучением, таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и отставание в учебе» (Weissbluth, 2014, p. 17). Анализируемые мультфильмы транслируют маленькому зрителю образ бессонницы и разные способы справиться с нею. Главным героем обоих фильмов является медвежонок, образ которого знаком каждому ребенку по сказкам и наделен стереотипным значением силы и простоты.

Сюжеты анализируемых мультфильмов сходны. “Верное средство” начинается с эпизода на зимней поляне, где лесной оркестр играет на музыкальных инструментах. Главный герой – Медвежонок никак не может впасть в зимнюю спячку: “Вот заснуть на зиму ну никак не могу! Все отвлекаюсь и отвлекаюсь!” – говорит он и идет гулять, чтобы потом обязательно уснуть. Встреченная по дороге Тетушка куропатка предлагает малышу досчитать до ста, чтобы уснуть, но это не помогает. Тогда на помощь приходит лесной оркестр: Зайчонок, Белочка, Мышонок и Бобрёнок. Они знают “верное средство”, которое поможет уснуть, и играют колыбельную “Спи, моя радость, усни…”, под звуки которой медвежонок сладко засыпает.

Серия “Бессонница” мультсериала Ми-ми-мишки начинается в домике главного героя – медвежонка Кеши, который не может уснуть. Спать мешают часы, сова за окном, храпящий цыпленок, вода, капающая из крана. Утром он бежит за помощью к другу Тучке. Узнав о проблеме с бессонницей, Тучка спрашивает Кешу, чем он накануне занимался. Медвежонок вспоминает, что он целый день играл в видеоигру. Тогда Тучка приводит его к куче дров, под которой, по его словам, лежит средство от бессонницы. Кеша складывает дрова, но средства не находит. Затем он косит траву, садит деревья, копает ямы, красит забор, стрижет газон с целью найти средство от бессонницы. Он поливает цветы, моет посуду, но так до конца дня и не находит искомого. Кеша решил, что средство от бессонницы он поищет завтра, но Тучка сказал, что если хорошо поработать днём, то бессонница ночью не страшна.

Таким образом, оба фильма предлагают хорошие средства от бессонницы: колыбельную или труд – содержательно они безукоризненны. Но характер презентации этого содержания в двух мультфильмах различен, что и обусловливает, согласно нашей гипотезе, их принципиально неодинаковое воздействие на детей.

Алгоритм имманентного анализа предполагает исследование особенностей образной системы мультфильмов, вербальной презентации транслируемых смыслов, их динамических особенностей и других, задаваемых логикой организации конкретного медиапродукта элементов.

На первом этапе представляемого исследования анализу подверглась образная система анализируемых мультфильмов, презентация в них моделей коммуникации, динамические особенности мультипликационного мира. На втором этапе исследования определялись особенности восприятия главных героев анализируемых мультфильмов младшими и старшими школьниками, проведено сравнение семантики героев фильмов с семантикой “Я” зрителей с целью определения степени их идентификации.

Results

Анализ образной системы мультфильмов

Персонажами обоих мультфильмах являются антропоморфные животные, что обусловливает их близость детям и упрощает процессы идентификации. Представленный в русских сказках образ медведя добродушен, при этом «одним из самых распространенных символических значений медведя были его сила и стойкость» (Orel, 2008, p. 178). Использование образа медведя в качестве главного героя мультфильмов не случайно, так как он не только знаком детям с раннего детства по сказкам и традиционным плюшевым игрушкам, но актуализирует знание о том, что медведи впадают в зимнюю спячку, – это органично связывает его с темой сна в анализируемых мультфильмах.

В мультфильме “Верное средство” студии “Союзмультфильм” условность изображения образов персонажей минимальна – они детально прорисованы, и их эмоциональные состояния кажутся достоверными. Например, переживание медвежонка из-за того, что он может не вырасти, если не будет спать зимой, передается скатывающейся из глаз слезинкой. Мысль о связи сна с ростом передана маленьким зрителям доступными им средствами. Все персонажи мультфильма проявляют внимание и сочувствие главному герою – медийная трансляция такого отношения к малышу важна и соответствует возрастным потребностям детей: «очень важно именно в детстве сформировать у ребенка представления о ценности сопереживания другому, взаимовыручки, способности прощать и понимать другого» (Smirnova & Sokolova, 2014, p. 5).

Анализ вербального компонента мультфильма производился нами с помощью созданной для этой цели компьютерной программы «TextAnalizer». В каждом фильме определялся 1) «коэффициент лексического богатства», который осуществляется по формуле: k=V/√N, где V – объем словника, т.е. количество разных слов в тексте, а N – длина текста, т.е. количество словоупотреблений, 2) «гармонический центр» текста, рассчитываемый по формуле «золотого сечения» и представляющий собой отрезок на линейной протяженности текста, выражающий его содержательную доминанту (Kyshtymova, 2006; 2008).

Коэффициент лексического богатства позволяет определить насыщенность текста разнообразной лексикой. В контенте, адресованном детям, этот показатель определяет уровень доступности для них вербально передаваемой информации. Большое лексическое разнообразие мультфильма, длящегося малое время и насыщенного визуальными образами, является фактором, усиливающим информационную плотность и обусловливающим превышение ресурса сознания ребенка, что может приводить к его некритичности. Выявленный в процессе анализа мультфильмов коэффициент лексического богатства составил 4,44 для «Верного средства» и 6,47 – для «Бессонницы». Это позволяет предположить, что смыслы, транслируемые первым мультфильмов, будут лучше поняты детьми.

 Анализ «гармонического центра» показал, что в мультфильме «Верное средство» смысловой доминанте соответствует обращение Зайчика к Мишке: “Жди нас у себя в берлоге” – важным мотивом мультфильма является взаимопомощь и эмпатия, а центральной темой – дружба, что соответствует значимому для маленького зрителя смысловому пространству. В серии «Бессонница» мультсериала Ми-ми-мишки гармонический центр не выявлен.

В мультфильме “Бессонница” передано напряженное состояние героя, который не может заснуть через образы темной комнаты и напряженно тикающих часов, уханья совы за окном, громко капающей из крана воды, храпа цыпленка. Реалистичность образа бессонницы обусловливает «заражение» тревогой зрителей. Для мультфильма “Бессонница” характерен форс-мажорный режим презентации: множество коротких часто сменяемых эпизодов, яркость персонажей, частота их движений и скорость речи, что оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Этому способствуют и искаженные пропорции тел образов главных героев: большая голова на маленьком теле, смещенная на одну половину лица линия рта или тело – в форме квадрата. Подвижным элементом “лица” медвежат является линия рта, которая в процессе речи неестественно сдвигается в сторону, на щеку, что, если выявлять соответствие реальным мимическим знакам, может соответствовать “кривой улыбке” – П. Экман утверждает, что “если одна сторона лица искривляется сильнее, чем другая, это является верным признаком фальшивой эмоции” (Ekman, 2013 p. 126). Можно предположить, что в связи с мимическими особенностями персонажей данного мультфильма ребенку сложно почувствовать истинную природу эмоций основных персонажей, а это затрудняет процесс понимания основного мотива мультфильма. 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!