Итог № 3: Более активное государственное регулирование отрасли.



Http://www.kinometro.ru/analytics/show/name/10_summary_ru_boxoffice_9884

ГЛАВНЫХ ИТОГОВ 2018 ГОДА ДЛЯ КИНОПРОКАТА

Тренды, влияние которых на индустрию можно будет оценить уже в этом году

Материал был впервые опубликован в электронном БК №50, 2018.

2018 год для киноиндустрии выдался крайне противоречивым. С одной стороны – увеличение административных барьеров, общее падение посещаемости кинотеатров, проблемы с голливудским контентом в летний период и «черный лебедь» в виде чемпионата мира по футболу. С другой –интерес новых инвесторов, готовых вкладываться в кинопроизводство и сногсшибательный успех нескольких российских картин. Мы собрали все самые важные итоги и тренды 2018-го, истинное влияние которых предстоит оценить уже в ближайшем будущем.

 

Итог № 1: Общее снижение рынка.

Главным и, наверное, одним из наиболее неприятных трендов уходящего года стало общее снижение рынка. Это первое снижение рынка за всю новейшую историю проката (если вести речь о сборах в рублях). По валовому сбору за две недели до Нового года с учетом СНГ рынок потерял 10,7%, а в зрителях – 11,4%. До конца года этот разрыв, конечно, сократится, но полностью его нивелировать нереально. По обоим показателям рынок откатился примерно к уровням 2016 года. Окончательный ответ на вопрос относительно причин такой динамики сможет дать уже следующий год.

В 2019-м не запланировано проведение столь же крупных и значимых для россиян спортивных мероприятий, как чемпионат мира по футболу, а график релизов в значительно большей степени насыщен семейными релизами, традиционно вносящими значительную лепту в валовый бокс-офис. Если и в таких условиях динамика рынка не изменится, значит на кинозрителей уже в полной мере стали влиять негативные тенденции, властвующие в российской экономике на протяжении последних нескольких лет. Пока же можно надеяться, что результаты 2018 года стали следствиями стечения случайных неблагоприятных факторов.

 

Итог № 2: Российское кино в топе.

По состоянию на середину декабря в копилке российского кино за 2018 год находится 12,8 млрд рублей. Отставание от финальных показателей календарного 2017-го составляет всего 200 млн рублей. С учетом ПОЛИЦЕЙСКОГО С РУБЛЕВКИ. НОВОГОДНИЙ БЕСПРЕДЕЛ, ЕЛОК ПОСЛЕДНИХ и ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ И НАСЛЕДНИЦЫ ПРЕСТОЛА по итогам года совокупный бокс-офис отечественных фильмов превысил прошлогоднюю кассу. Если учесть, что в 2017-м российское кино установило абсолютный рекорд, прибавив относительно 2016 года сразу 48,9% в России и 45,9% с учетом СНГ, повторение тех цифр можно считать успехом.

Доля российского кино заметно подросла. По данным на 16 декабря, в России она составляет 26,7% по сборам и 28,1% по посещаемости, что на 2,5 и 2,6 процентных пункта выше, чем было по итогам 2017-го. При этом в начале года на волне ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ казалось, что показатель будет еще внушительнее. Вплоть до конца марта доля сборов отечественных картин превышала невероятные 50%. Но затем, вместе со спадом рынка, началось и ее планомерное снижение.

В целом релизов в 2018 году было намного больше, чем в 2017-м – с учетом грядущих картин будет 162 против 130 за весь прошлый год. Но по месяцам года картины распределились неравномерно. Любопытно, что на данный момент семь из десяти самых кассовых отечественных релизов 2018 года выходили в первой половине 2018-го, в том числе тройка лидеров – ЛЕД, ТРЕНЕР и Я ХУДЕЮ. С учетом картин, стартовавших в 2017-м, в десятке лучших и вовсе восемь фильмов относятся к первому полугодию, в том числе первые шесть. Второе полугодие заметно облегчил уход ТАЙНЫ ПЕЧАТИ ДРАКОНА, да и изначально на эти шесть месяцев было запланировано гораздо меньше кассовых картин и ни одного фильма с потенциалом в 500+ млн рублей.

В плане крупных фильмов год в целом выдался несколько более слабым, чем 2017-й, и этот пробел восполнился преимущественно благодаря ДВИЖЕНИЮ ВВЕРХ и существенно бóльшему количеству проектов со сборами от 50 до 100 млн рублей (15 против 5-ти в 2017-м).

Итог № 3: Более активное государственное регулирование отрасли.

В 2018 году фактически были достигнуты целевые показатели, которые регулятор отрасли ставил перед собой в 2012 году. Доля российского кино, по состоянию на 19 декабря, составляет 26,7% в сборах и 28,1% в зрителях, а по мнению министра культуры Владимира Мединского, при существующем объеме господдержки максимальным потолком для отечественного кино на российском рынке является уровень 30%. Пока разговоры об увеличении инвестиций в российский кинопром, например, через специальный фонд Романа Абрамовича, остаются разговорами, поднять долю сборов отечественной продукции стараются, применяя китайскую модель. В уходящем году практически не было праздничных уикендов, которые бы не были творчески спланированы регулятором. Апофеозом стала «новогодняя битва», когда в течение трех уикендов подряд в широкий прокат вышел только один новый крупный голливудский релиз.

При этом в самой Поднебесной подобная система в уикенд празднования Дня образования КНР, пожалуй, впервые дала серьезный сбой. Из-за скандала с дорогостоящим проектом AIR STRIKE, снятым с проката, а также с существенным недобором других национальных картин местному регулятору даже пришлось в экстренном порядке выдавать разрешения на более ранний выпуск американской продукции, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту.

Странными в уходящем году выглядел ряд решений Минкульта, принятых в духе «бей своих, чтобы чужие боялись». Это, прежде всего, относится к присвоению комедии НОЧНАЯ СМЕНА возрастного рейтинга 18+ и загадочным манипуляциям с выдачей прокатного удостоверения семейной картине СУПЕРБОБРОВЫ: НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ. В обоих случаях это вряд ли сказалось позитивно на повышении доли российского кино.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!