Талант и другие характеристики человека



      Есть расхожее выражение «талантливый человек талантлив во всём». Оно слишком категорично, чтобы претендовать на роль хотя бы научной гипотезы, однако доля правды в нём есть. Неведомые механизмы, поднимающие человека над окружающими, выделяющие его из общей человеческой массы, редко однонаправлены.

       Набоков обладал необычной способностью, которую принято называть синестезией (сам он в «Других берегах» назвал себя синэстетикам, а чуть раньше обозначил эту способность как audition coloree – цветной слух) [2]. Слово «синестезия» в переводе с греческого означает «смешение чувств» и применяется, когда раздражение одного из органов чувств передаётся на другой (например, один из самых распространённых типов синестезии – лексикографическая, то есть ситуация, когда ассоциирует с каждой буквой или знаком определённый цвет). Официальную статистику по частоте встречаемости синестетиков найти сложно, однако известно, что такая способность встречается не слишком часто. К сожалению, пока не понятно, есть ли корреляция синестезии с одарённостью; такие исследования методически сложны в связи со сложностью количественного определения обоих параметров.

       Ещё одна особенность, обращающая на себя внимание при чтении автобиографии Набокова, – владение несколькими языками. Сам он писал о себе так: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет поселиться в Германии. Моя голова разговаривает по-английски, сердце – по-русски, и мое ухо — по-французски». В «Других берегах» Набоков писал о том, что говорить по-английски он научился раньше, чем по-русски [2]. Настоящая многоязычность часто присуща людям незаурядным, что неудивительно. Эта особенность, ассоциированная с талантом, есть несомненное следствие особенностей воспитания или условий жизни, поскольку для того, чтобы быть би- или трилингвой, человеку нужно слышать несколько языков и говорить на них с самого раннего возраста, а для того нужна воля окружающих людей или обстоятельств.

       У Набокова были большие способности к шахматам – согласно общепринятому мнению, занятию интеллектуалов. Его отношение к шахматом описано в романе «Защита Лужина», главного героя которого Набоков сделал выдающимся шахматистом [1]. В этом случае говорить о непосредственном влиянии родителей или учителей в широком смысле слова сложнее, поскольку юному Лужину оказалось достаточно одного наличия шахмат в доме.

       Стоит упомянуть ещё одну грань таланта и сферу деятельности Набокова – энтомологию. Не обладая биологическим образованием и не будучи связанным с изучением насекомых по роду деятельности, он сумел внести весомый вклад в эту науку. Интересно поразмышлять, о том, как могли занятия наукой и литературой дополнять друг друга для Набокова. Не исключено, что можно говорить о взаимном положительном влиянии разных видов творческой деятельности: систематизации и создания оригинального произведения.

 

Влияние окружающей среды возникновение и проявление талантов. Талант, воспитание и условия жизни

       Современной науке хорошо известно (а большинству людей интуитивно понятно), что свой вклад в развитие и проявление признаков, в том числе и характеристик человека, вносят и наследственные факторы, заложенные от рождения, и приобретённые в течение жизни свойства, жизненный опыт. Насколько важна роли среды и воспитания в развитии таланта? В какой степени талантливый или гениальный человек развивает себя сам, в какой эти способности заложены от рождения, насколько могут на них повлиять другие люди?

       На мой взгляд, одним из самых важных факторов, которые могут помочь человеку выделиться из толпы, является индивидуальное образование, явление не редкое в дореволюционной России, однако почти исчезнувшее позже. Нельзя сказать, что Набоков вспоминал о своих занятиях с особой теплотой, однако можно предположить, что такой опыт помогает развивать умение думать, формировать собственное мнение и не тяготеть к шаблонам. Разумеется, сказать, что индивидуальное образование приведёт к тому, что из ребёнка вырастет талантливый человек, ни в коем случае нельзя; обратное утверждение тоже будет неверно.

       Большое влияние на формирование личности, несомненно, оказывает общая обстановка в доме, облегчающая или, напротив, затрудняющая интеллектуальное развитие ребёнка. Влияние этого фактора тоже ни в коем случае не может быть сочтено определяющим.

       С предыдущим фактором неразрывно связан такой, как окружение человека. В частности, в девятнадцатом столетии отношение аристократии к заграничным поездкам сильно отличалось от того, что бытует сейчас. Люди, которые могли себе это позволить, проводили за границей месяцы или даже годы и небезосновательно считали такой опыт полезным для своих детей. В двадцатом веке многим пришлось уехать за границу, спасаясь от новой власти, и можно вспомнить многих знаменитых мыслителей, чьи замечательные произведения появились в эмиграции. Эмиграцию пришлось пережить и Набокову; упоминания можно найти во многих его произведениях [1], [2], [3]. Несомненно, что такой опыт приобщения к чужой культуре и общения на чужом языке расширяет кругозор человека и могут, на мой взгляд, не столько помочь в развитии таланта, но скорее добавить способов его выражения.

Заключение

       Выше я постаралась рассмотреть некоторые факторы, которые могут иметь значение для появления и развития талантливого человека, рассмотрев в качестве примера некоторые события и факты из биографии и произведений Владимира Владимировича Набокова. Очевидно, что ни один из перечисленных факторов не является необходимым и тем более достаточным. Скорее всего, какие бы условия ни были созданы любящими родителями или заботливыми учителями, чтобы талант проявился и тем более чтобы человека стал известен (поскольку говорить о талантливом человеке, не ставшем известным, по прошествии даже нескольких десятилетий уже достаточно сложно), нужно удачное стечение обстоятельств.

       А нужно ли такое стремиться обеспечить такое стечение обстоятельств? Счастливы ли известные люди? Реже, чем все остальные. Были ли счастливы настоящие таланты и гении? Почти никогда.

       Стоит ли родителям, наставникам мечтать вырастить из ребёнка талантливого человека? И да и нет. Есть ли способы повлиять на этот процесс? Возможно, но они ненадёжны. Как можно оценить талант? Лишь по прошествии времени. На мой взгляд, следует создавать наилучшую возможную среду для интеллектуального развития ребёнка, но никогда нельзя склонять его к какому-либо виду деятельности. Никто не знает, где граница между принуждением к необходимым вещам, без которого не обойтись в воспитании, и попыткой заставить ребёнка заниматься тем, чем он не хочет и не будет заниматься во взрослой жизни. Невозможно предугадать эффект любого совершенного действия. Нет, это не значит, что не стоит придавать большого значения совершаемым поступкам; это значит, что подход к каждой ситуации должен быть индивидуальным. Должна быть прочная база необходимых для каждого человека знаний, которой обучают всех, и возможности для получения любых дополнительных знаний и навыков. Приблизительно так и организована любая разумная система образования; я не считаю возможным и необходимым обсуждать детали организации системы в рамках данного эссе.

       На мой взгляд, рассуждая о необычных, талантливых или даже гениальных людях, можно говорить об эффекте эмерджентности (синергичности) – важнейшем свойстве любых систем. Я имею в виду то, что нельзя проанализировать биографию, скажем, талантливого человека, разложить факты по группам, выявить причинно-следственные связи и построить, например, теоретическую модель положительного или отрицательного влияния каждого фактора. Любая такая модель будет далека от истины и мало чем поможет. Следует ли стремиться вывести факторы, приводящие к появлению талантливых людей, помогающие им развиться? Да, конечно, это небезынтересная научная проблема. Однако попытки выявить универсальное средство, помогающее вырастить гения, по меньшей мере наивны, а кроме того, обладают сомнительной пользой. К великому счастью для человечества, во все времена и во всех обществах рождаются выдающиеся люди, без которых это общество не смогло бы прогрессировать. На мой взгляд, стараться влиять на этот процесс не следует, а если речь идёт о масштабах государства – категорически нельзя. Каждый человек индивидуален, и вопрос о воспитании каждого человека должен решаться отдельно. Главное в воспитании – давать каждому возможность развиться в самостоятельно мыслящую личность, однако до тех пор, пока продукты этого самостоятельного мышления не начинают нарушать элементарные права других людей. К сожалению, создание законодательной или даже моральной базы на основе такого утверждения невозможно. Таким образом, единого решения не существует, каждый человек индивидуален, а каждый конкретный случай должен быть рассмотрен отдельно.

Использованная литература

1. Владимир Набоков. – Защита Лужина. – Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. – М., Издательство «Правда». – 1990.

2. Владимир Набоков. – Другие берега. – Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. – М., Издательство «Правда». – 1990.

3. Владимир Набоков. – Дар. – Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. – М., Издательство «Правда». – 1990.

4. В. П. Эфроимсон. – Генетика гениальности. – М., «Тайдекс Ко». – 2002.

 http://www.royalcheese.ru/people/1193-rodnaya-rech-vladimir-nabokov.html


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!