Подготовка и проведение мероприятий с детьми в совместной деятельности



По ознакомлению с событиями Рождества

Содержание примерных бесед и других форм детской деятельности

В период подготовки и проведения праздника Рождества Христова

В детском саду.

Когда Христос родился, Ангелы, звери, вся природа и космос были потрясены. Они радовались, славили Его, старались помочь. Но лишь немногие из людей поняли, что значит этот Младенец для человечества. Это были пастухи и волхвы. Все ли мы понимаем, что празднуем мы в этот день, что значит – прийти к Христу? Что мы для этого должны сделать? Как себя вести? Как правильно организовать празднование Рождества Христова?

Тема «Царь всего мира. Первые понятия о Боге»

 Протоиерей Александр Свирелин

 

И так, вы видели Бога? Вы скажите видели на иконах. «А видели ли, как Бог живет на небе?» - «Нет, - скажете, - на небе не видно его, далеко и высоко!»

Так, друзья мои, Бога нашими глазами увидеть невозможно и не потому только, что Он живет высоко, как вы думаете; но потому что Он дух которого видеть невозможно, как мы не видим и своей души, хотя твердо знаем, что она есть в нас.

       Если вы видите изображение Бога на иконах в теле человеческом, с глазами, ушами, руками, иногда в образе старца с сединами, иногда сидящим на престоле в образе царя, окруженного Ангелами; то не думайте, чтобы Бог в самом деле имел такое тело, какое имеем мы, такие же глаза, уши и руки, или имел бы образ старца с сединами, сидел на царском престоле.

       На икона изображается Бог в телесном виде для того, чтобы нам дать о Нем, хотя слабое, но наглядное понятие в тех образах, в каких Он сам благоволил открыть Себя святым людям. На самом же деле Бог не имеет тела человеческого, и не стареется никогда, и никто из людей никогда не видал, каков Он Сам в Себе.

       Изображается Он сидящим на царском престоле потому, что в таком виде явился Он святому пророку Исаии, и для того, чтобы мы знали, что Он есть Царь всего мира. Изображается Он в образе старца с сединами потому, что в таком виде явился Он святому пророку Даниилу, и для того, чтобы мы знали, что Он был всегда, был прежде сотворения мира, всегда есть и всегда будет, следовательно, есть вечен. Изображается Бог имеющим очи и уши – и это для того, чтобы мы знали, что Он всех и все видит и слышит, везде присутствует и все знает.

       Он видит тебя, хотя бы ты скрылся в самом темное место, слышит, хотя бы ты сказал что-нибудь про себя, знает все, о чем ты подумаешь сам с собой, чего пожелаешь, что задумаешь сделать.

       Изображается Бог с руками человеческими в означение того, что Он в одно мгновение может сделать все без всякого затруднения и сказать нам Свою помощь в таких горях и несчастиях, в которых неоткуда ждать помощи, не на кого надеяться.

       Бог наш есть Дух вечный, всеведущий, вездесущий и всемогущий. Восхощет Бог, чтобы огонь не жег – и огонь не будет жечь, и были примеры, что люди выходили их огня неопаленными, и дымом даже не пахло от них.

       Захочет Бог, чтобы вода не потопляла – и вода не будет потоплять, и были примеры, что люди ходили по воде, как по сухой земле.

       Захочет Бог, и больной, к смерти приготовленный, встанет с постели здоровым, и мертвый оживет, и лютые звери будут как короткие агнцы, и не причинят никакого вреда.

Вопросы

Можно ли видеть Бога нашими глазами?

В каком виде изображается Бог на иконах?

Для чего он изображается в телесном виде?

Что значит, когда Бог изображается на иконах сидящим на царском престоле?

Что значит, когда Он изображается старцем с сединами?

Что значит, когда Он изображается с очами и ушами?

Что значит, когда Он изображается с руками человеческими?

Что есть Бог, кода Он не имеет тела, подобно нашему, и существует всегда прежде всего, все видит, все знает, везде пребывает и все может сделать?

Объясните подробнее то свойство в Боге, по которому Он все может сделать?

 

Тема «Знакомство детей с образами Иисуса Христа и Богородицы[3]»

Содержанием этих бесед являются основные события земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, которые помогают раскрыть и понять маленьким детям не только содержание, но и значение главных православных праздников, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Богородицы.

Перед педагогами стоит задача формирования у детей первоначальных представлений о духовном мире на основе элементарных сведений из Нового Завета: Рождество Иисуса Христа, основные краткие сведения о земной жизни Спасителя, Крестная Смерть и Воскресение Иисуса Христа. Это знакомство способствует развитию понимания Господа Иисуса Христа как воплощения любви Бога на Земле.

Для педагогов детского сада представляется затруднительным знакомить детей дошкольного возраста с Образом Спасителя. Важно определить объем сведений, доступный для понимания ребенком трех-семи лет. Представляется достаточным, если педагог сможет объяснить детям, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Кроме этого, взрослый должен знать наиболее известные иконографические образы.

На Руси Иисуса Христа, Сына Божия, всегда называют Спасителем. Вот почему среди святых образов самым дорогим признается Образ Спасителя. И в наши дни Его образ есть почти в каждой семье. По строгим церковным правилам Спаситель изображается величаво-спокойным, средних лет, с длинными волосами и небольшой бородкой. Вокруг главы Спасителя - золотой нимб, знак святости, со вписанным крестом. Мудрый и печальный взор Спасителя проникает в самую душу.

Из всех икон Спасителя особенно почитается «Спас Нерукотворный». По преданию, это первая в истории икона с изображением Иисуса Христа. Она восходит к временам земной жизни Спасителя. Тогда неизлечимо больной правитель города в Малой Азии прослышал о чудесных исцелениях, совершаемых Иисусом Христом. Он послал к нему своего художника, чтобы тот привез изображение Спасителя. Но как ни старался художник запечатлеть лик Христа, ничего у него не получалось.

Тогда Христос, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом) и на нем чудесным образом отобразился Его лик. Этот плат и был отослан больному правителю. И свершилось чудо — правитель исцелился. Вскоре вместе со своими подданными он принял христианство. Образ укрепили на городской стене, над въездными воротами, чтобы Первоикона хранила город. Впоследствии этот образ получил название «Спаса Нерукотворного», поскольку он был сотворен чудесным образом, а не руками человеческими.

Обычно «Спас Нерукотворный» представляет собой икону квадратной формы, на которой изображен убрус, а на нем — лик Христа. Взор Спасителя устремлен прямо на стоящего перед иконой. Основной смысл иконы — пришествие в мир Сына Божия для спасения человечества.

«Спас Нерукотворный» размещается в храмах, на главных городских воротах. Поэтому главная башня Московского Кремля называется Спасской. «Спас Нерукотворный», шитый шелком по бархату, в золоте, сиял и на знамени российского воинства. С ними сражались и на льду Чудского озера, и на поле Куликовом — везде, где мечом и щитом решалась судьба Святой Руси.

Другим распространенным образом Иисуса Христа является икона «Господь Вседержитель». Чаще всего он представляет собой поясное изображение Спасителя с благословляющей рукой и с книгой. Благословляющая рука образует три буквы: «I», «С» и «X», что означает «Иисус Христос». «I» образована прямым мизинцем, «С» — согнутым безымянным пальцем, который соприкасается с большим. А буква «X» образуется скрещенными указательным и средним пальцами.

Книга напоминает о Священном Писании. На ее раскрытой странице виден текст: «Аз есмъ свет миру» («Я— свет миру»). Смысл образа в том, что Иисус Христос представлен как вершитель судеб мира и источник истины. Поэтому изображение Господа Вседержителя часто помещается в центральной части храмов, под куполом.

Еще один почитаемый образ Иисуса Христа - «Спас в силах». Он показывает Христа в полный рост и восседающим на престоле. Правая рука Его благословляет, а в левой — книга. В этом образе много общего с образом Господа Вседержителя. Но есть и очень важные отличия. Спаситель изображен на фоне синего овала, который заполнен крылатыми ангелами, что напоминает о мире духовном, высшем, неземном. Помимо овала, за спиной Спасителя усматривается еще и большой красный квадрат с вытянутыми концами. По углам квадрата - символы евангелистов: ангел (евангелист Матфей), лев (евангелист Марк), телец (евангелист Лука), орел (евангелист Иоанн). Именно они несли учение Христа в мир земной, у которого есть четыре стороны света.

«Спас в силах» - это образ Царя царей и грозного Судии. Он показывает Иисуса Христа как Владыку всего мира и напоминает о Его втором пришествии и преображении Вселенной. Образы Иисуса Христа различны. Детям дошкольного возраста даются самые существенные и доступные для их понимания сведения о земной жизни Иисуса Христа, смягчается изображение сцен его распятия и страданий. Но дети могут понять то, что Бог пришел в мир для того, чтобы человек стремился воссоздать в себе образ Божий. Образ Спасителя постепенно раскрывается перед детьми через смысл главных христианских праздников Рождества и Пасхи, которые составляют содержание предпраздничных и праздничных занятий в каждой возрастной группе.

В содержание программы для детей дошкольного возраста включены сведения об основных событиях из земной жизни Богородицы, которые закреплены и раскрываются через понимание ее любви и заступничества, смысла православных Богородичных праздников, почитания ее главных икон. Детям дошкольного возраста доступно понимание иконографии Богородицы, различение некоторых из основных чудотворных и чтимых образов (Казанской, Владимирской, Курской, Державной или Почаевской). Участвуя в годовом круге подготовки и проведения праздников, дети старшего дошкольного возраста приобщаются к пониманию Богородичных праздников, богатейшая традиция которых существует в России.

 

В младшей группе для детей 3-4 лет в течение года проводятся несколько праздничных мероприятий: «Свои плоды приносит осень» или «Осенины (Оспоженки)» (к празднованию Рождества Пресвятой Богородицы); Праздник Рождества Христова, Праздник Пасхи и др. Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию рассказами о его земной жизни, показывают изображения Иисуса Христа, Божией Матери и других участников евангельской истории.

 

В средней группе для детей 4-5 лет проводится уже больше праздничных занятий. Добавляются мероприятия, посвященные праздникам Сретения Господня и его Крещения, на которых дети знакомятся с событиями детства Иисуса Христа. Значима для духовно-нравственного развития детей совместная деятельность детей и взрослых (педагогов и родителей) по подготовке их к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, что создает благоприятные условия для формирования и закрепления благодарного и заботливого отношения к материнскому образу, а также для закрепления чувства безопасности и любви, которую дети получают от своих матерей. Этот праздник также напрямую обеспечивает формирование у каждого ребенка и чувства защищенности и любви, и устанавливается святое отношение к Богородице, которое освящает отношение маленького ребенка и к своей матери, и к женщинам вообще. С детьми этого возраста проводится также и Масленица, зрителями ее празднования дети, возможно, были в младшей группе. Этот праздник дает детям почувствовать не только радость от зимних забав и ожидание весны, но и приблизиться к пониманию смысла дня Прощеное Воскресенье.

В старшей группе для детей 5-6лет, кроме знакомых им праздников вводят празднование Дня единства, общегосударственного праздника, связанного с чествованием Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), а также Димитриевской родительской субботы - Дня памяти воинов, павших за землю русскую. Общее число мероприятий в год, связанных с памятью земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы, составляет семь.

 

С детьми 6-7лет проводятся 11 мероприятий. Помимо уже перечисленных, к ним добавляется Праздник Входа Господня в Иерусалим и другие праздники. Через них дети постигают главную Заповедь Христа: «Возлюби Бога и ближнего своего как самого себя». Во время занятия уточняются представления детей о смысле земной жизни Иисуса Христа, о жертвенной любви Божией к людям и о пути человеческого спасения. Более широко дети подготовительной группы готовятся к празднованию Рождества Христова, т.к. способны изготовить атрибуты праздника, костюмы и даже подготовить выступление перед малышами.

Таким образом, совместная деятельность построена так, чтобы с каждым годом все более приближать детей к пониманию любви к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице.

 

Проведение мероприятий по подготовке к Рождеству Христову[4]


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!