Театр максимального «представления» актера.



 Хочется надеяться, что хотя бы краем уха вы слышали о двух принципиально разных театральных школах. Нынешняя классическая система, основанная К.С.Станиславским, называется «театром переживания». Всё остальное - «театр представления».

В «театре переживания» актер на сцене должен “взаправду” жить жизнью своего героя. Не на 100%, конечно, иначе, скажем, актера, играющего Гамлета, приходилось бы менять после каждого спектакля. Но тем не менее:

 В «театре представления» всё проще: актер Вася Пупкин выходит на сцену и говорит себе (а, следовательно, - и зрителям!): “Я - актер Вася Пупкин! Сейчас я буду представлять вам Гамлета таким, как я его себе представляю!”

 Историческая справка: три тысячи лет театр шел от «театра представления» (от праздников Диониса и ярмарочных балаганов, от греческого хора и итальянских масок) - к реалистическому театру («театру переживания»). Врубаетесь? КВН-то рулит по обратному пути!

 Справедливости ради стоит отметить, что «система Станиславского», как метод подготовки актеров, продолжает оставаться во всем мире краеугольным камнем большинства театральных школ.

 Где-то в году так 1910-м театр вновь пошел к условности (но не назад, а - вперед!). Какими бы «взаправдашними» ни были сюжеты, декорации, поведение актеров, - можно ли считать вполне реалистическими, к примеру, оперетту, оперу или, тем более, балет. Условность жанра, друзья! Вывод: сценическое существование имеет свои законы, свою “правду”, пусть и отличающуюся от “правды жизни”.

 “Правду жизни” мы с вами чувствуем интуитивно. И в реалистическом театре нам довольно легко почувствовать фальшь, понять, что “так в жизни не бывает”, и вслед за Станиславским гневно воскликнуть “Не верю!” В театре условном - все несколько сложнее. Сначала зритель воспринимает условия игры, а потом уже оценивает “правду жизни”.

 Любой из нас, придя в оперу, легко воспринимает жизнь, в которой все поют, а в балете - в которой все танцуют. Одна и та же ситуация в трагедии вызывает слезы, а в комедии - хохот. Все дело в правилах игры. Правила эти изначально задаются еще до того, как зритель вошел в зал. Потом они дополняются и «доформировываются» первыми же мгновеньями сценического действия. Но дальше - все! Любое отступление от правил, сколь бы невероятными они не были в принципе, будет восприниматься как фальшь, как нарушение “правды жизни”!

 На определенном этапе жизненный опыт позволяет нам не только оценивать возможность предложенной ситуации, но и самостоятельно моделировать ее. (Этот факт, кстати говоря, позволил заявить Ф.Феллини, что “любой мужчина после 40 лет может снимать кино”.) К сожалению, никакого другого мерила, кроме собственной интуиции, для оценки критерия жизненной, а значит - и сценической “правды” не существует. Разве что некоторая благосклонность природы, в просторечии именуемая талантом, помогает развить эту самую интуицию значительно раньше сорока лет. Кроме того, для моделирования ситуации в условном театре необходимо знать правила игры - во всяком случае, те, что изначально определяются жанром. Вот в этих-то правилах, определяющих “сценическую правду” в КВНе, мы и попробуем для начала разобраться.

 Мы не случайно начали говорить о “театре переживания” и “театре представления”, потому что КВН - это, если хотите, Театр Максимального Представления. И это дает ему огромное количество плюсов, и всего один - но, правда, весьма существенный, - минус.

 Начнем с плюсов!

 Что же означает это самое “максимальное представление”? А всего-навсего то, что наш с вами Вася Пупкин, выйдя на КВНовскую сцену, прежде всего, останется Васей Пупкиным. Мало того, он станет еще и Васей Пупкиным, который вышел на КВНовскую сцену, в общем-то, пошалить. И это открывает перед ним огромные возможности. Он может петь, танцевать, показывать фокусы. Может сказать, - а сейчас я буду пожарным! а теперь - космонавтом! а теперь - водопроводчиком! Он может даже побыть немного Гамлетом, а через минуту - Офелией. И все это вполне будет укладываться в рамки “сценической правды” КВНа.

 Но возможности Васи Пупкина еще шире. Он может сказать: “У меня в руке стакан”. Или - “пистолет”. И все поверят, хотя ничего у него в руках нет. Он может сказать: “Я - в бушующем море!” И зритель согласится, хотя в декорации ничего об этом не напоминает, и шума волн не слышно, и на самом Васе - не тельняшка, а обычная футболка. Он может даже превратить весь зал в лес и пойти с товарищами искать в нем грибы!

 Итак, человек на КВНовской сцене может совершенно свободно задавать любой образ, пространство и ситуацию!

 Но, возможно, главное, - он совершенно не обязан совсем уж профессионально держаться на сцене. Он ведь никого не обманывает: он - не актер, а Вася Пупкин - студент третьего курса физмата. Вот почему непрофессиональная игра в КВНе вполне нормально воспринимается даже по телевизору.

 Ну а теперь - о минусе. Человек на КВНовской сцене не имеет возможности спрятаться за образом. Кого бы он из себя не изображал, все, что он ни сделает и все, что он ни скажет, - будет делать и говорить студент физмата Вася Пупкин. Поэтому на КВНовской сцене нельзя говорить откровенную глупость, нельзя хамить, нельзя использовать ненормативную лексику и т.п. Вы никому не докажете, что вы это делали “от имени образа”. Образ в КВНе слишком зыбкое понятие, и через него всегда предательски просвечивает личность исполнителя.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!