День. Её величество МУЗЫКА, ДРАМАТУРГИЯ и РЕЖИССУРА.



Музыка - Сказать, что КВН без музыки невозможен, особенно нынче - не более, чем озвучить тривиальный факт. Можно сказать еще, что КВН невозможен без музыки так же, как и без реприз, - но и это, пожалуй, не будет ни для кого откровением. Поэтому для начала поделимся не столь очевидным, но не менее удивительным наблюдением: музыка - это самая уникальная ипостась в КВНе, которая существует в нем в совершенно специфических видах и жанрах, не имеющих аналогов более нигде!

 Действительно, где еще вы видели шоу, построенное на полностью заимствованной музыке, но не являющееся пародией, или пародии, не претендующие на подражание голосу исполнителя? Кто еще пытался показать мини-спектакль, построенный на песне, изначально имеющей к его теме весьма отдаленное отношение? И, наконец, в каком еще жанре возможно столь утилитарное использование десятков совершенно разных музыкальных фрагментов, перемежаемых изощренными шумами, в единой, подчас, сложнейшей партитуре, всего лишь для сопровождения весьма незамысловатого действия на сцене?

 Вывод, который следует из этого, прежде всего такой: музыке в КВНе можно научиться только... в КВНе. Ну, разумеется, при наличии изначального, причем достаточно приличного музыкального образования. Потому что сегодня, как никогда, актуален знаменитый тезис Юлия Гусмана, согласно которому, “если вас, видимо, по ошибке все-таки показывают по первому каналу телевидения между Рихтером и Пугачевой, то вы должны играть, во всяком случае, не хуже первого и петь не хуже второй...”

 Вероятно, с максимализмом Соломоныча можно спорить, - но факт остается фактом - в современном КВНе хорошее пение и достаточно профессиональное музыкальное сопровождение является абсолютно обязательным. Не случайно у хороших команд вокальные упражнения составляют столь же непременную часть репетиций, как и тренировочная разминка. А традиционный для игр еще начала 90-х рояль или небольшой инструментальный ансамбль через музыкальную рабочую станцию собственно 90-х, в ХХI веке навсегда заменили музыкальные студии и компьютеры.

Некоторые команды предпочитают выпускать на сольный музыкальный номер хорошего характерного актера, которого “озвучивает” солист из подпевки. Ничего хорошего в этом случае обычно не получается. Во-первых, потому что петь под фонограмму тоже надо уметь. А во-вторых, даже при идеальном совпадении артикуляции номер будет проигрывать в энергетике, которая у человека, поющего “в живую”, гораздо выше.

 По этой же причине записанные заранее “плюсовые” фонограммы (то есть, включающие вокал) в КВНе абсолютно запрещены. (Есть, конечно, и вторая причина: КВН - это соревнование, в котором должен выигрывать самый умелый, а не богатый настолько, что смог оплатить запись хора Большого Театра.) Что же касается инструментальных фонограмм, то лучше всего записать их в память вашего синтезатора. Это позволит музыканту легче ориентироваться в происходящем и даже в случае отказа фонограммы уж что-нибудь подыграть. Но даже если вы собрали все на минидиске, вам нужно исхитриться посадить вашего звукорежиссера не в радиорубке, которая чаще всего располагается в самом конце зала, а за кулисами. Это правило уже не настолько очевидно, поэтому его стоит разъяснить подробнее.

 

 Дело в том, что когда вы запускаете фонограмму из радиорубки, неизбежно образуется пауза, которая ломает темпоритм действия на сцене. Если запись сделана на минидиске пауза будет, конечно, меньше, чем при работе с магнитофоном, - но она будет всегда! И причина здесь в том, что человек, включающий эту фонограмму (будь у него все хоть трижды отрепетировано), психологически воспринимает происходящее на сцене как зритель, то есть пассивно. А музыкант, стоящий на сцене, пусть и сбоку, чувствует себя участником действия, внутри него, - он чувствует и общий темпоритм выступления, и необходимую паузу на зрительскую реакцию. (Как мы уже сказали, теоретически фонограмму можно запускать и с мини-диска, но - непременно со сцены. У фонограммы на мини-диске есть, впрочем, один существенный недостаток: ее невозможно изменить в “походных условиях”. А это, поверьте, бывает необходимо почти всегда!)

 Наконец, еще одна составляющая часть команды, имеющая непосредственное отношение к музыке - это подтанцовка. (Разумеется, это могут быть и не “узкие специалисты”, больше ничего не умеющие делать в КВНе, а просто расценивающие эту роль как одну из своих специализаций.) В том, что в КВНе становится все больше элементов “большого шоу” нет ни плохого - ни хорошего. Это - веяние времени, которое команды привносят в игру помимо чьего-то специального влияния. Привносят ради выигрыша - потому что зрителям это нравится. Привычка нынешней аудитории к высокоэнергетическому зрелищу приводит к тому, что сольный музыкальный номер на большой сцене просто, что называется, “не смотрится”. Да и не всякий исполнитель может в одиночку захватить две тысячи зрителей, сидящих, скажем, в Театре Российской Армии. Поэтому сольный номер почти всегда необходимо поддерживать подтанцовкой.

Наверное, в первую очередь необходимо определиться и с музыкальным стилем. Стиль - понятие естественное для любого жанра, а для КВНа - абсолютно необходимое, поскольку является частью (а в какой-то степени - и аналогом!) имиджа команды. Об этом самом имидже мы будем говорить подробно в главе о приветствии. А пока заметим лишь, что музыкальный стиль, очевидно, является его существенной составляющей. Вряд ли возможно было бы себе представить новосибирских “Девушек из джаза” без джаза, команду ХАИ без рок-н-ролла, “Новых армян” без техно, а “Утомленных солнцем” - без “бритниспирсовой” музыки, подразумевающей мощные американские спортивные танцы. Можно, впрочем, вспомнить и более изощренный музыкальный стиль первой команды УПИ (Екатеринбург), очень точно попадающий в имидж “Уральских дворников” баянно-контрабасными аранжировками, или - команды БГУ 1993-94 гг., тоже напрямую связанный с составом их музыкантов: рояль и саксофон. Наконец, после довольно долгого перерыва в 2003 году “Незолотая молодежь” вытащила на сцену “живой” бенд, который не только бесспорно стал частью их имиджа, но и позволил делать совершенно специфические музыкальные номера вроде “совместного выступления Н.Кадышевой и “Red Hot Chily Peppers”.

 Начинающие команды довольно часто спрашивают: а почему нельзя выступать просто под рояль или под какую-нибудь “самограйку” (дешевенькие клавиши с автоматическим аккомпанементом)? Бог с вами! Конечно - можно! Только если ваш аккомпаниатор будет просто нищенски подыгрывать вам “в три аккорда”, вы просто проиграете при прочих равных условиях, потому что команда, равная вам по юмору, просто задавит зрителя мощностью и красотой звучания синтезатора. Другое дело, если вы посадите за рояль джазмена, который придаст аккомпанименту неповторимость. Тогда ваш, казалось бы, технический минус превратится в плюс - вы будете ни на кого не похожи. (Та же команда МХТИ запомнилась как раз тем, что, кроме привычного тогда рояля и гитар вытаскивала на сцену и скрипку, и трубу, и банджо, и даже тубу, не говоря уже о разных ударных, причем все это честно играло!) А вспомните музыкальный номер «Уездного города», в котором все фронтмены команды вдруг резко и вживую заиграли на музыкальных инструментах! Стас Ярушин прошел специальный курс игры на ударных инструментах. Но, конечно, начинать с этого сразу не стоит. К этому моменту зритель должен вас полюбить настолько, насколько потом простит любые музыкальные огрехи.

 

 Все это были, как вы понимаете, всего лишь, предварительные замечания, касаемые того, как нужно исполнять музыкальные номера в КВНе, а теперь попробуем разобраться, что же нужно исполнять. Причем, если претензии к качеству показа растут по мере повышения уровня игры команды, то, собственно, теория остается единой для всех.

 Легко заметить, что сегодня во время выступления большинства команд музыка звучит постоянно, за исключением чисто литературных и импровизационных конкурсов вроде разминки или капитанского (хотя и там время от времени кто-то что-то придумывает музыкальное). Но, это, конечно, не означает, что в КВНе отныне только поют. Просто кроме собственно музыкальных номеров существует музыкальное сопровождение текста или “фон”. Штука эта не менее (а для музыкантов даже более) сложная, чем инструментальная фонограмма песни. У признанных мастеров фона - первой из них была команда Харьковского авиационного института - партитура семиминутного приветствия насчитывает десятка полтора музыкальных фрагментов, не считая шумов и отбивок.

 Важность фона трудно переоценить. Его главная функция - это темповая и энергетическая поддержка сценического действия. Если хотите, именно постоянный музыкальный фон - это то, что превращает нынешний КВН в современное шоу. Вторая функция музыкального сопровождения - это “отбивки” шуток. Наконец, фон может содержать значимую музыкальную иллюстрацию текста, усиливая действие репризы, или даже составляя ее неотъемлемую часть.

 Прежде всего, необходимо выбрать для фона основу или стандартный лейтмотив. Для приветствия это должна быть легкая темповая мелодия вроде тех, что сопровождают погони в фильмах Л.Гайдая. Этот лейтмотив обычно не претендует на иллюстративность и звучит постоянно. Зритель к нему быстро привыкает и перестает замечать. Однако на подсознательном уровне он продолжает держать выступление в едином ритме. Мало того, если музыка остановится, зритель воспримет это как прием и особенно внимательно прислушается к выходу из какой-то репризы.

 Лейтмотивов может быть и несколько: например, кроме “стандартного” - “лирический” или отдельно лейтмотив какого-нибудь сквозного героя. Тогда, будучи единственный раз заданным, он каждый раз будет как бы настраивать зрителя на определенную волну, облегчая и дополняя восприятие действия. Самый простой, пожалуй, пример действия лейтмотива - “песенка капитанов”, совершенно однозначно обозначающая начало капитанского конкурса. И, разумеется, больше всего лейтмотивы могут помочь вам в домашнем задании, когда герой, скажем, говорит что-то одно, а музыка “подсказывает” нечто другое. (“Теория лейтмотивов” - вещь, казалось бы, очевидная, однако придумана она была всего лишь в конце XIX века небезызвестным композитором Р.Вагнером. Правда, старик с ее помощью писал оперы...)

 Еще одной функцией лейтмотивов является музыкальная иллюстрация. Понятно, что если звучит “Футбольный марш”, то речь пойдет о футболе, а марш из кинофильма “Цирк” однозначно представляет цирковую тему. Разумеется, музыка из соответствующего фильма или телевизионной передачи должна сопровождать соответствующий эпизод. В результате музыкальная характеристика может стать составляющей частью имиджа команды. Самые яркие примеры в этом отношении - музыка В.Дашкевича к телевизионному сериалу “Шерлок Холмс и Доктор Ватсон”, почти пятнадцать лет сопровождавшая появление на сцене команды “Одесских джентльменов”, или марш А.Петрова из кф “О бедном гусаре замолвите слово”, почти неизменно означавший выход “Эскадрона гусар”.

 Но вернемся к стандартному фону. Мы уже отметили, что его остановка уже может служить отбивкой, хотя в классическом понимании эта самая отбивка должна прозвучать уже после шутки на предполагаемых аплодисментах. Отбивка является и сигналом актеров, не позволяя им “срезать” зрительскую реакцию продолжением текста. Этот прием настолько естественен, что существовал в КВНе испокон веку. В “рояльные времена” это был классический и неоднократно спародированный после самими КВНщиками “тыг-дым”. Ну, а современные синтезаторы предоставляют для этой цели достаточное количество разнообразных шумов.

 Наконец, музыка и шумы могут быть неотъемлемой составной частью конкретных шуток.

Музыкальные номера в КВНе делятся естественным образом на две большие группы: вступительные и заключительные песни различных конкурсов и самостоятельные музыкальные номера, которые могут, как включаться в приветствие или домашнее задание, так и составлять основу музыкального конкурса. Впрочем, обе группы имеют массу разновидностей и особенностей, о которых придется поговорить отдельно. А пока начнем, что называется, с общих установок.

 Прежде всего, песня в КВНе должна быть смешной. И не считайте, что авторы сошли с ума, решив поделиться как большим откровением, чем-то само собой разумеющимся. Опыт показывает, что это далеко не так. Большинство начинающих команд считает, что наличие в текстах их песен рифм и смысла, соответствующего заданной теме, уже является большим достижением. В лучшем случае для песни находится смешная манера исполнения, или смешной образ певца, или, наконец, одна единственная шутка, к которой вся песня мучительно долго ковыляет. Но в том-то и дело, что песня в КВНе должна быть смешной вся - от начала до конца, и подход к ее написанию должен быть такой же, как и к любому КВНовскому тексту - от репризы к репризе, которые должны скрываться в каждых двух или, максимум, четырех строчках. И здесь не спасет никакой смешной образ, потому что любой образ в КВНе срабатывает один раз при появлении героя, и может считаться только за одну шутку, которая единожды вызовет смех в зале. А дальше все равно нужен текст, текст, текст!

Песни в КВНе пишутся, как известно, на заимствованную музыку. И это не от бедности композиторскими дарованиями. Просто создание нового текста общеизвестной песни открывает массу уникальных возможностей. Ведь любой шлягер уже связан для зрителя с определенными ощущениями и ассоциациями. Поэтому новый текст изначально несет в себе пародийное начало по отношению к оригиналу (даже если содержание переделки вполне серьезное). Кроме того, изменен может быть и ритм, темп, стиль аккомпанемента, манера исполнения. Но для того, чтобы всеми этими возможностями можно было в полной мере воспользоваться, песня, выбранная вами для программы должна отвечать одному абсолютному условию: она должна быть шлягером - последним навязшим на ушах хитом, либо «бессмертной мелодией» - но ее должно знать абсолютное большинство аудитории, перед которой вы выступаете. Чувствуете аналогию с актуальностью шутки?!

 В знакомой песне зритель, как правило, знает не только мелодию, но и слова - как правило, первые строчки первого куплета и припева. Поэтому лучше всего, чтобы первые строчки того и другого имели смысловые параллели с оригиналом или были ему созвучны (мы теперь с вами можем сказать и “эвфоничны”, елки-палки!):

 “С Колем, Колем Колем” вместо “Полем-полем” (Донецк, 1990)

 “Оле, русское Оле” вместо “Поле, русское поле” (Днепропетровск, 1993)

 “Ой, крапива-либидо” вместо “Ой, крапива - лебеда” (“Новые армяне”, 1996)

 Примечания: имеется в виду канцлер ФРГ, которым в то время был Г.Коль. "Оле"(иврит) – репатрианты

Чаще всего именно ассоциация-перевертыш с первой строчкой оригинала и порождает идею переделки песни. И если уж вы так аккуратно отнеслись к первой строчке, то потрудитесь и далее соблюдать размер и структуру строфы. И уж совсем не дело - искажать мелодию! Дело в том, что зритель, воспринимая текст, начинает думать - это вы от неграмотности или все-таки что-то этим хотели сказать? Так что, если ничего специально сказать не хочется - не говорите. Единственное исключение - повтор последних строк в конце номера, чтобы поставить точку пожирней. Да и то - прикиньте, может быть, это время лучше оставить для лишней шутки. Другое дело: переблокировка песни в целях экономии времени: это - пожалуйста, но внутри фрагментов оригинал должен быть оригиналом.

 Еще одно другое дело - темп! Подходящий темп вообще является одним из важных условий выбора песни. Для приветствия (причем для любого номера - и для начального, и для финального, и для вставного) он, как правило, должен быть “заводной”, что называется “под аплодисменты”. Вообще, достаточно быстрый темп в КВНе необходим почти всегда. Исключение может составлять финальная песня домашнего задания, которая традиционно претендует на некое философское обобщение. Но и в этом случае она должна “развертываться и раскручиваться”. Причина такого предпочтения проста - в большинстве КВНовских жанров-конкурсов нет драматургического развития в театральном понимании этого слова, поэтому темпоритм сценического действия необходимо все время искусственно подстегивать. Именно с этой точки зрения небольшой темповой музыкальный номер, “подстегивающий” приветствие, в пятиминутном конкурсе становится уже очень полезным, а в семиминутном - необходимым.

 Кстати, если вам с точки зрения подходящего оригинального текста необходимо переделать медленную песню - ускорьте темп хоть в два раза. И не надо думать, что вы обидите этим автора. Автор вообще, скорее всего, будет вам благодарен, если услышит свою песню в КВНе, потому что он, в свою очередь, знает, что КВНщики берут только шлягеры. И, в конце концов, почему вы не думаете, что он обидится, когда его песня о любви превращается в песню о футболе и наоборот? Если же говорить серьезно о допустимом подъеме темпа, то тут действует проверенное временем правило: поднимайте темп песни до тех пор, пока вам станет трудно петь. Потом делаете «минус пять единиц» и получаете отличный КВНовский темп!


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!