Экспериментальное подтверждение 23 страница
3 См.: Good PA sculpture is created with the blind in mind // The New York Times.
1988. October 23. P. 20 (New Jersey supplement); Kennedy J.M. Drawing and the blind.
Pictures to touch. New Haven, CT: Yale University Press, 1993; Kennedy J.M. How the
blind draw // Scientific American. 1997. 276. P. 60-65.
7. Установка в восприятии. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия: экспериментальные исследования в школе «Новый взгляд». Кросскулътурные исследования восприятия: особенности восприятия двухмерных изображений в отдельных культурах
X . Шиффман ПЕРЦЕПТИВНАЯ УСТАНОВКА 1
<...> Восприятие — это нечто большее, чем образование проекции стимула на сетчатке. Одной только совокупности внешних визуальных раздражителей — паттернов отдельных объектов, образованных линиями, точками и изменениями светлоты, — еще недостаточно для создания того осмысленного, структурированного визуального мира, который мы на самом деле воспринимаем. Сейчас читателю уже должно быть понятно, что восприятие окружающего мира также зависит и от определенной предрасположенности наблюдателя, и от его намерений. На самом деле в обработке входящей визуальной информации важную роль играют и психологические процессы, более избирательные и изменчивые, чем <...> геш-тальтистские принципы. На восприятие влияют и прошлый опыт, и воспоминания, и ожидания, и внушение, и окружающая обстановка, и именно этим влиянием определяется готовность определенным образом — беспристрастно или предвзято — реагировать на визуальное стимулирование. То, что человек настроен на определенное восприятие окружающего мира, является результатом всех этих влияний — определенной перцептивной установки. В «Гамлете» Шекспир намекает на роль внушения в организации восприятия и придании смысла знакомым, но кажущимся бесформенными конфигурациям — облакам. Именно об этом идет речь в отрывке из диалога, в котором Гамлет откровенно издевается над Полонием:
|
|
Гамлет. Вы видите вон то облако, почти что вроде верблюда?
Полоний. Ей-богу, оно действительно похоже на верблюда.
Гамлет. Но, по-моему, оно похоже на ласточку.
Полоний. У него спина, как у ласточки.
Гамлет. Или как у кита?
Полоний. Совсем как у кита2.
1 Шиффман X . Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003. С. 296-303.
2 Шекспир В, Гамлет // Поли. собр. соч.; В 8 т. / Пер. М.Л.Лозинского. М.: Искусст
во, 1960. Т. 6. С. 89.
Шиффман X . Перцептивная установка
345
Следовательно, перцептивная установка — это своего рода определение перцептивных приоритетов, или готовность воспринимать мир, являющаяся следствием предшествующего опыта и контекста, в котором происходит восприятие. С помощью нисходящего процесса обработки информации перцептивная установка привлекает к участию в восприятии те допущения и тот предшествующий опыт, которые необходимы для выработки генеральных стратегий, применимых ко всей конфигурации. В свою очередь, эти подходы определяют восприятие элементов и их деталей. Следовательно, восприятие элементов «картины» определяется самой изначальной «большой картиной».
|
|
Интересный пример перцептивной установки, включающей top - down -процесс, приводится на рис. 1. На черном фоне изображены семь белых фигур неправильной формы. Однако едва ли не мгновенно этот рисунок воспринимается как знакомое лицо исторического деятеля в полупрофиль. Такое восприятие не является только результатом детектирования контуров фигуры. На правом рисунке эти контуры видны еще более отчетливо, но их недостаточно для осмысленного восприятия профиля. Существенными для восприятия лица в профиль являются возникающее благодаря рисунку представление об освещенности фигур и сочетании света и тени на профиле. Оно играет роль установки, создает у наблюдателя известную предрасположенность к тому, чтобы «собрать» из разрозненных фрагментов такую единую фигуру (конфигурацию), которая соответствует его предыдущему опыту, а именно знакомое лицо.
|
|
Рис. 1. Перцептивная установка и процесс top- down Левый рисунок без труда воспринимается как знакомый профиль. Однако одних только его контуров, представленных на правом рисунке, для этого недостаточно. Необходимо еще и допущение об освещенности и результате кажущегося распределения теней по всему профилю
346 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Читателю может показаться, что «профиль» на рис. 1 является также результатом гештальтистскои организации восприятия, основанной на восприятии сочетания «фигура—фон», а также на принципах «хорошего продолжения» и замкнутости. Влияние перцептивной установки на восприятие иллюстрируется рис. 2.
Рис. 2. Что наблюдатель увидит на В — силуэт молодой или пожилой женщины — зависит от его перцептивной установки. Если он сначала посмотрит на А, В покажется ему силуэтом молодой женщины, а если на Б — то пожилой1
1 См.: Boring E.G. A new ambiguous figure // American Journal of Psychology. 1930. 42. P. 444-445.
Шиффман X . Перцептивная установка 347
Экспериментальное подтверждение Перцептивная установка
Если вы сначала посмотрите на рис. 2, А, а затем — на рис. 2, В, то, скорее всего, вы увидите силуэт молодой женщины. Напротив, взглянув сначала на рис. 2, Б, а затем на рис. 2, В, вы решите, что перед вами пожилая женщина. В данном случае определяющую роль в восприятии играет перцептивная установка, которая зависит от того, с какого рисунка вы начали — с А или с Б. Еще одним примером, иллюстрирующим роль перцептивной установки в восприятии, является классический пример «утка или кролик?», представленный на рис. 3.
|
|
Перцептивная установка играет определенную роль не только при восприятии фигур, не только при восприятии знакомых предметов. На рис. 4, В представлен неопределенный, обратимый куб Неккера, образованный рядом взаимно перекрывающихся квадратов1.
Рис. 3. Утка или кролик? Если сначала посмотреть на А, неопределенная фигура на В покажется уткой; если же сначала посмотреть на Б, фигура на В покажется кроликом |
Если рассматривать эту фигуру без предварительной подготовки, в отрыве от какого-либо контекста, она будет восприниматься как создающая эффект глубины неопределенная конфигурация, образованная взаимно перекрывающимися квадратами и направленная либо вверх, либо вниз. Однако стоит вначале посмотреть на рис. 4, А или Б, как восприятие рис. 4, В приобретает полную определенность, т.е. восприятие наблюдателем рис. 4, В было подготовлено его предшествующими действиями. (Иными словами, речь идет о перцептивной установке, или перцептивных приоритетах, созданной действиями наблюдателя, предшествовавшими рассматриванию рис. 4, В). Когда предъявлению рис. 4, В предшествовало кратковременное (продолжительностью менее 100 мс) предъявление рис. 4, А, он воспринимался как фигура, образованная взаимно перекрывающимися квадратами и «смотрящая» вниз, слева направо. Напротив, если вначале быстро предъявляли рис. 4, Б, наблюдателям казалось, что конфигурация на рис. 4, В направлена вверх, справа налево. Как правило, восприятие нео-
1 См.: Long G.M., Topplno T.C, Mondin G.W. Prime time: Fatigue and set effects in the perception of reversible figures // Perception & Psychophysics. 1992. 52. P. 609-616.
348 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Рис. 4. Стимулы, создающие перцептивную установку. См. текст
пределенныхфигур, которые можно толковать по-разному, зависит от контекста, созданного стимулами, предъявленными непосредственно перед ними. Следует, однако, подчеркнуть, что для создания перцептивной установки при восприятии куба Неккера важную роль играет продолжительность предъявления «установочного» стимула. Если продолжительность предъявления рис. 4, А или Б превышает 100 мс, вероятность появления перцептивной установки уменьшается и достигается диаметрально противоположный эффект — чаще, чем перцептивная установка, наблюдаются усталость или адаптация. <...>
Перцептивная установка может облегчить осмысленное восприятие в тех случаях, когда условия наблюдения далеки от оптимальных, например когда объект находится в тени, когда между ним и наблюдателем находится еще что-то или когда он плохо различим на фоне других предметов. Эта роль перцептивной установки важна, ибо в реальных условиях объекты зачастую предстают в нечетком и неполном виде. Перцептивный top - down -процесс, обеспечивающий осмысленное восприятие, при недостаточной освещенности обладает очевидной и значительной адаптивностью и способен играть доминирующую роль в восприятии конкретного объекта. Нередко ожидание, основанное на предшествующем опыте человека, знающего, что «должно здесь быть», создает условия для осмысленной интерпретациии и результативного восприятия того, что
1 См.: Long G.M., Toppino Т . С , Mondin G.W. Prime time: Fatigue and set effects in the perception of reversible figures // Perception & Psyehophysics. 1992. 52. P. 609-616.
Шиффман X. Перцептивная установка
349
Рис. 5. Замаскированная фигура Рассмотрите конфигурацию, которая кажется вам бесформенной. Однако в ее деталях скрыт знакомый вам объект. Ответ дан на рис. 8
«здесь есть на самом деле». Проблема, которую ставит рис. 5 и решает представленный ниже рис. 8, показывает, какой вклад перцептивная установка вносит в осмысленное восприятие стимула, на первый взгляд кажущегося лишенным всякого смысла.
Экспериментальное подтверждение
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!