Психомышечная тренировка (саморасслабление)



Аутотренинг нередко находится в центре психотерапевтической и психогигиенической деятельности детских психоневрологов и спортивных психологов. Гизела Эберлейн счи­тает, что уже в 7 — 8 лет дети способны изучать аутогенную тренировку и применять ее осмысленно. Аутогенная трени­ровка считается одним из лучших методов коррекции нару­шенного состояния личности (К. К. Платонов, 1981).

Широкое распространение аутотренинга в настоящее вре­мя, особенно в больших городах, объясняется эмоциональными перегрузками. Социально-биологические аритмии наблю­даются не только у взрослых, но и у детей, так как ускорен­ный темп жизни и сокращение периодов отдыха в течение щя коснулись и их.

Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто от того, что их психофизи­ческие и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива. Дошкольные психологи реко­мендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада и применять их неоднократно в течение дня (Л. Карманова, 1984).

На психогимнастике для сброса психоэмоционального на­пряжения используется детский вариант психомышечной тре­нировки, разработанный А. В. Алексеевым для юных спортс­менов, в свою очередь адаптированный нами для дошкольни­ков.

А. В. Алексеев рекомендует (для удобства обучения произ­вольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка последовательно привлекается к каж­дой группе мышц. А. В. Алексеев считает, что переходить к тренажу новой группы мышц не следует, пока предыдущая не станет «послушной».

Психофизический покой, достигаемый в результате психо­мышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка, у него возникает приятная дремотность. Мы пользуемся этим моментом для мысленного прокручивания детьми некоторых переживаний, и не разрешенные до этого конфликты перера­батываются головным мозгом — «разрешаются» (Г. Эберлейн).

 Более подробно с психомышечной тренировкой можно оз­накомиться по двум комплексам, представленным в первом разделе II части «Психогимнастики», там же даны и упражне­ния на снятие напряжения в какой-нибудь одной группе мышц.

При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, надо не затягивать отдых и «дозировать» внушение.

С целью закрепления полученных на психогимнастике на­выков и вербализации эмоций мы обращаемся к изобрази­тельной деятельности (о ней мы подробно рассказывали в предыдущих главах), а также к сочинению детьми «общих историй», которые затем инсценируются. Для этих видов деятельности детей выделяется дополнительное время (третье занятие).

 

Сочинение историй

Р. М. Стиртцингср (1983) описал терапию методом «обще­го сочинения историй» ребенком и психотерапевтом. Этот метод помогает ребенку найти адекватные способы разреше­ния конфликтов, вызывающих нарушения поведения дома и в школе.

Метод предполагает такую последовательность действий: сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает терапевт, который вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов по сравнению с изложенными ребенком.

Юмор и театрализованность -  существенная его часть, они увеличивали заинтересованность и удовольствие, получаемое ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошее и пло­хое своего «я», осознать свой гнев и выразить его без опаски. В «ответном рассказе» терапевт представляет альтернативные решения конфликтов для того, чтобы ребенок не был порабо­щен невротическими типами поведения. Каждая история на­чинается ребенком со слов «однажды», «давным-давно», «да­леко-далеко»... Это позволяет ребенку говорить о том, что вызывало у него тревогу. В конце каждой истории ребенок придумывает заглавие, помогающее терапевту выделить наиболее важный аспект истории.

На психогимнастике мы тоже иногда пользовались методом «общего рассказывания историй». На индивидуальных занятиях оно проходило так, как его описывает Р. М. Стирт-цингер. На групповых занятиях психогимнастикой в сочинении «общей истории» принимали участие все дети совместно с ведущим.

Примеры вариантов планирования занятий

Занятие № 1

(для детей 5 — 6 лет)

Ι

1. Этюд «Карлсон» (мимика).

2. Этюд «Очень худой ребенок» (пантомимика).

3. Игра «Кто пришел?»  (идентификация эмоций удовольствия — «Карлсон», страдания — «Митя»).

ΙΙ

4. Этюд «Эгоист».

5. Беседа «Кого зовут эгоистом».

6. Модель желательного поведения в этюде «Эгоист».

7. «Минута шалости».

 ΙΙΙ

 8. Игра «Любящие родители».

9. Игра «Кто за кем?» (наблюдательность. Успокое­ние).

IV.

10. Комплекс «Медвежата в   берлоге» (саморасслабление).

 

Занятие № 2

(для детей 5 — 6 лет)

 

Ι

1. Этюд «Робкий ребенок».

2. Этюд «Смелый ребенок».

ΙΙ

3. Беседа «Кто что или кого боится».

4. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь».

ΙΙΙ

5. Игра «В темной норе» (снятие страха темноты).

6. Игра «Запомни свою позу» (память).

IV

7. Этюд «Факир» (саморасслабление).

 

Занятие № 3

(для детей 6 — 7 лет)

I — II.

 1. Сочинение всеми детьми совместно с ведущим «общей                                       истории».

III .

 2. Инсценировка «общей истории».

3. «Минута шалости».

4. Этюд «Что слышно?» (внимание. Подготовка к по­следующей деятельности).

IV .

Комплекс «На берегу моря» (саморасслабление).

 

Игры на развитие внимания

Игры 1—9 рекомендуются детям, страдающим психомоторной гинерактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ран­ним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость внимания.

Что слышно?

Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточи­ваться.

1-й вариант (для детей 5 — 6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант (для детей 7 — 8 лет). По сигналу веду­щего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.

2. Будь внимателен! (для детей 4—5 лет)

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать пры­гать, на слово «лошадки»- как бы ударять «копытом» об пол, «раки» —пятиться, «птицы» —бегать, раскинув руки в сторо­ны, «аист» — стоять на одной ноге.

 

3. Слушай звуки! (для детей 7-8 лет)

Цель игры. Развивать активное внимание.

 Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на фортепьяно клавишу нижнего регистра, они долж­ны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего- в позу «тополя». Затем начинают игру- дети идут по кругу. Звучит низкий звук- дети становятся в позу «плакучей ивы» ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

 

4. Слушай хлопки! (для детей 5-6 лет)

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладо­ши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлоп­нет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, нитки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами па полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

 

5. Канон (для детей 7-8 лет)

Цель игры. Развивать волевое внимание.

Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркарола» (отрывок). Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, под­нимает правую руку вверх первый ребенок, на второй — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

 

 6. Канон для малышей (для детей 4 — 5 лет)

Цель игры. Та же.

Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседа­ет и встает и т. д.

 

7. Зеваки (для детей 6 — 7 лет)

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачи­ваются кругом и продолжают движение. Направление меняет­ся после каждого сигнала. Не выполнивший правильно зада­ние выходит из игры. Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз. «Марш».

 

8. «Пишущая машинка» (для детей 8-9 лет)

 Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопа­ет в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечата­но, все дети хлопают в ладоши.

 

9. Четыре стихии (для детей 6-7 лет)

Цель игры. Развивать внимание, связанное с коор­динацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» —вытянуть руки вперед, слово «воз­дух»—поднять руки вверх, слово «огонь» —произвести враще­ние руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто оши­бается, считается проигравшим.

 

Игры на развитие памяти

 

Игры 10-21 будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, цереб­ральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симпто­мов которых является снижение памяти.

 

10. Повтори за мной (для детей 6 — 7 лет)

Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает од­ному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если непра­вильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

 

11. Запомни движения (для детей 5 — 6 лет)

Цель игры. Та же.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в об­ратном порядке.

 

12. Запомни свое место (для детей 4 — 5 лет)

Цель игры. Та же.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

 

13. Запомни свою позу (для детей 4 — 5 лет)

Цель игры. Та же.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончани­ем они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. Музыкальное сопровождение: С. Бодренков. «Игра в горел­ки».

 

14. Слушай и исполняй! (для детей 7-8 лет)

Цель игры. Развивать внимание и память.

Ведущий называет 1 — 2 раза несколько различных движе­ний, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы веду­щим.

 

15. Вот так позы! (для детей 5 — 6 лет)

Цель игры. Развивать наблюдательность.

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмот­рев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

 

16. Запомни порядок! (для детей 5 — 6 лет)

Цель игры. Та же.

4 — 5 играющих выстраиваются друг за другом в произ­вольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен от­вернуться и сказать, кто за кем стоит. Затем водящим стано­вится другой.

 

17. Кто что делал? (для детей 5-6 лет)

Цель иг ры. Та же.

Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняя ют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребе­нок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

 

18. Художник (для детей 5-6 лет)

Цель и г р ы. Та же.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассмат­ривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

 

 

19. Тень (для детей 5 — 6 лет)

Цель игры. Та же.

 Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»).

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок —это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия перво­го ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остано­вится и посмотрит из-под руки и т. п.

 

20. В магазине зеркал (для детей 5 — 6 лет)

Цель игры. Та же.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

 

Разведчики

Цель игры. Та же.

1-й вариант (для детей 6 — 7 лет). В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой сторо­ны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и команди­ром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

2-й вариант (для детей 6 — 7 лет). Начало игры такое же , как в 1-м варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик. Музыкальное сопровождение: Е. Брусиловский. «Марш».

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!