Свободное и тематическое рисование



 

Навыки, полученные в результате тренировок с шаблонами , условными фигурками и кляксами, дети затем используют в  своих свободных и тематических рисунках. Иногда дети окрашивают лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, который у них ассоциируется с тем или иным эмоциональным состоянием. Многие из них для показа гнева на лице используют черную или красную краску. С помощью цвета ребенок может сигнализировать и о своем эмоциональном  состоянии. Многие дети с пониженным фоном настроениялюбят сиреневые и лиловые тона.

Так,  Люба Р. во всех своих рисунках, как грустных, так и веселых по содержанию, всегда закрашивала фон одинаково - лиловой краской. Серые и коричневые тона часто употребляются напряженными, конфликтными и расторможенными детьми (М. Люшер считает, что пристрастие к серым и коричневым тонам свидетельствует о желании расслаб­ления и покоя). Вместе с тем говорить о какой-либо четкой, характерной для всех детей закономерной связи между выбором  определенного цвета и определенным эмоциональным состоянием не приходится. Эта связь очень индивидуальна.

Так, только Сережа Л., дорисовывая любое удивленное лицо, обязательно закрашивал его голубой краской. Сравнивая рисунки Яны М. и Аси В., мы сразу заметим, что Яна использует для изображения злой колдуньи сочетание черного и темно-красного цветов, наиболее ходовых у многих детей для показа угрозы на лице, а Ася, напротив, усиливает воздей­ствие своего рисунка «Гневное лицо» на зрителя тем, что берет для фона интенсивный оранжевый цвет, не ассоциирующийся у других детей с этим чувством.

Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами. При чередовании изобрази­тельной деятельности с играми, тренирующими выразитель­ные движения, происходит взаимоусиление влияния на ре­бенка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведет к улучшению его общения со сверстниками.

Тематическое рисование на занятиях психогимнастикой обычно направлено на выявление и «графическое отреагирование» различных страхов у детей, а также на закрепление в рисунке впечатлений, полученных от участия в пантомиме.

Часто содержание этих рисунков становится темой для разыгрывания той или иной пантомимической сценки. Так, 6-летняя Катя М., страдающая органическим заболеванием головного мозга, аутичная и амимичная девочка, по собствен­ной инициативе отобразила в рисунке свой страх перед укола­ми.

Анализируя рисунок девочки, можно заметить, что она, несмотря на предыдущие упражнения с шаблонами, изобра­жает на лице страх неправильно— с сулыбкой. Это еще раз убеждает нас в том, что амимичные дети плохо запоминают и различают эмоции на лице, а это, в свою очередь, негативно влияет на качество общения этих детей со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональному сближению детей способствует выполне­ние совместной работы: например, рисование на большом растеленном на полу листе бумаги (обычно это было создание панно с помощью клякс). Иногда дети вместе с ведущим изготовляли сказочные дворцы, в которых можно было от­крывать и закрывать окна и двери.

Сам процесс рисования оказывает успокаивающее влияние на детей.

На психогимнастике для распознавания эмоций применяются иногда иллюстрации из различных журналов и репродукции с картин. Кроме того, иллюстрации полезны для более образного представления ребенком чувства напряжения и расслабления в мышцах. Так, для усиления у детей чувства напря­жения в руках (этюд «Штанга») им показывается фотография мальчика, пытающегося поднять тяжелую штангу. И, наоборот, для появления у детей чувства расслабленности, например в положении лежа, они прежде рассматривают репродукцию с картины «Спящие дети».

 

Музыка

 

Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно четям, которым еще нет и года (В. М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка.

С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет (К. Швабе, 1974).

В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального рит­ма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпера­менты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал П М. Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные).

Г. П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. «Конвейерный» принцип отдельных упражнений способствует втягиванию в общее дело трудных, негативистически настроенных детей. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность ( П. С. Самойленко, В. А. Гринер, Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова).

 Музыкальные игры (см. подвижные и организующие игры) снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспи­тывают навыки адекватного группового поведения, безус­ловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомо­го, т. е. социализируют ребенка.

Выработка механизмов торможения подкрепляется упраж­нениями под музыку. Если можно считать прочно установ­ленной зависимость моторики от психического состояния, то не следует забывать и об обратном влиянии моторики на психику (В. А. Гринер).

Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствует общему успокоению, а дра­матическая музыка (отражающая концентрированные эмоции аффекта в их сложности) возбуждает, повышает жизненный тонус (Б. Г. Ананьев).

Музыка может быть фоном, на котором развивается дейст­вие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей (этюды типа «Гроза», «Ябеда» и т. п.).

В 70 —80-е годы было издано несколько монографий, по­священных музыкотерапии, в каждой из которых имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (Р. О. Бенензон, 1973), органическими заболевани­ями головного мозга (Э. Коффер-Ульрих, 1971). Также про­водились исследования по объективизации влияния музыки на детей (У. Грюс, Г. Грюс, 3. Мюллер, 1971).

В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих  «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыко­терапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

Для нас особенно интересна одна из методик, которая может быть использована и на занятиях психогимнастикой. Основная цель этой методики— распознавание эмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным ус­ложнением заданий. На первом уроке дети получают шесть карточек с изображениями на них детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания и задумчивости. Авторы этой методики назвали их картами настроений. Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты настроений совпадают с настроением музыки, то эмоции, выраженные в них, не называются. На последующих трех уроках дети, на­оборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, и соотносить их с картами настроений. Так как мимика на картах настрое­ний решена неоднозначно, то дети могут после прослушива­ния одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов и своих чувств дети пользуются двумя наборами полярных определе­ний:

 

веселый — грустный                                                                           праздничная - будничная

 бодрый – усталый                                                                            теплая — холодная

 довольный — сердитый                                                                 задушевная - отчужденная

 спокойный - взволнованный                                                               радостная - грустная

смелый —трусливый                                                                             ясная - мрачная

медленный — быстрый                                                                    красивая – некрасивая

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

 

Методические рекомендации

 

Во II части «Психогимнастики» представлен 201 система­тизированный этюд, а также игры, направленные как на формирование у детей различных психических функций (вни­мание, память, автоматизированная и выразительная моторика), так и на обучение элементам саморасслабления и разви­тие умения выражать различные эмоциональные состояния. В начале каждого этюда или игры указывается возраст, с которого ребенок с нормальным интеллектом может с ним справиться. Таким образом, чем старше ребенок, тем больше выбор для него игрового материала.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этю­дов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентри­ческий метод — от простого к сложному.

В дошкольном и младшем школьном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвиж­ностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха мож­но использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. Его продолжи­тельность зависит от возраста, особенностей внимания и по­ведения детей. Курс психогимнастики включает 20 занятий. Его длительность при двух занятиях в неделю около трех месяцев. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев, или фаз.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!