ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ



М. И. Чистякова

ПСИХОГИМНАСТИКА

Под редакцией М. И. Буянова

Е издание

Москва

Просвещение »    1995  « Владос »

УДК 376

ББК 74. 3

    Ч – 68

Чистякова М. И.

 Ч – 68             Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е издание – М.. Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -160с.: ил. – ISBN 5-09- 006683-3

В пособии изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает читателям курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания , памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий.

Пособие снабжено иллюстративным и нотным материалом, который используется в учебных целях.

Предназначено для широкого круга читателей.

Первое издание вышло в 1990 году.

 

 

Ч 4310000000-435 уточнен план выпуска 1995г., №436                                ББК 74.3

103( 03) - 95

ISBN 5-09- 006683-3

              © Чистякова М. И., 1990

                                                     © Издательство « Просвещение» , 1995, с                             изменениям

К ЧИТАТЕЛЮ

 

 Однажды я получил бандероль. Это была объемистая кни­га, написанная от руки, с множеством рисунков, таблиц, диаграмм. В сопроводительном письме сообщалось, что автор рукописи, воспитатель одного из детских учреждений Санкт-Петербурга, работает с детьми более 30 лет, и значительная часть ее подопечных — это дети с теми или иными нарушени­ями внимания, памяти и т. д.

Я принялся за чтение рукописи и, чем больше углублялся, тем более проникался интересом: ничего похожего в отечест­венной литературе мне не попадалось. Я отправился в изда­тельство «Просвещение», директором которого тогда был Д. Д. Зуев. Он прочитал рукопись, она тоже пришлась ему по душе. Но как ее печатать? Ведь над ней нужно много еще поработать, дополнить и отредактировать. Издательство по­просило меня взять на себя этот труд. И вот «Психогимнасти­ка», читатель, перед вами.

Что же это за книга, чего от нее следует ожидать, а чего

нет?

Во-первых, это не научная монография, не справочник, не

учебник. Это, скорее, хрестоматия, сборник материалов, не­обходимых воспитателю детского сада.

Во-вторых, не каждому воспитателю детского сада она может понадобиться. Она нужна в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляе­мость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкну­тость и т. д. Эти реакции могут встречаться у разных людей, в том числе и у лиц с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нерв­но-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни (отсюда и выражение «пограничные нару­шения»).

Хотя приемы, описанные в этой книге (многие из них известны давно, но творчески переработаны, модифициро-вацы автором), в основном предназначены для практически здоровых детей, все они с успехом могут использоваться для воздействия на детей с явными психическими и неврологи­ческими дефектами.

В-третьих, отдельные элементы этой психогимнастики мож­но использовать для детей более старшего возраста.

  В-четвертых, материалы этой книги носят не только психоортопедический характер, но и психопрофилактичес­кий. Это важно особенно в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше.

«Психогимнастика» посвящена главным образом психомо-торике, не всей, а только определенным ее разделам. Термин «психомоторика» понимается в двух смыслах: для обозначе­ния двигательных расстройств при психических заболеваниях и для определения индивидуальных особенностей двигатель­ной сферы человека. Родоначальником изучения двигатель­ных расстройств у детей с органическим поражением голов­ного мозга (в наши дни таких становится все больше) был выдающийся французский ученый Эрнест Пьер Дюпре, еще в 1909 — 1910 гг. предложивший термин «моторная дсбильность». Через 10—15 лет отечественный ученый М. О. Гуревич (1878—1953) стал использовать термин «фронтальная недо­статочность», которым объединял примерно тот же круг нару­шений, что и Дюпре термином «моторная дебильность»: час­тые недостатки в развитии речи при относительно хорошем ее понимании, двигательную расторможенность и т. д.

Позже М. О. Гуревич выделил четыре основных типа ин­дивидуальных особенностей двигательной сферы у здоровых детей:

1) люди с плавными движениями —пикники;

2) с угловатыми движениями —атлетики;

3) с вялыми —астеники;

4) инфантильно-грациальный тип.

Н. И. Озерецкий (1893 — 1955) попытался количественно выразить степень развития двигательной сферы: он предло­жил свою шкалу (иногда ее именуют шкалой Гуревича — Озерецкого), которая в свое время сыграла большую роль в изучении двигательной сферы детей, а потом была долгие годы в забвении, и лишь в 1954 г. ее стал использовать известный психиатр из ГДР Г. Гелльниц, а затем и его сотрудники.

В бывшем СССР двигательная сфера детей изучалась мало и фрагментарно, обобщающих публикаций нет, однако в 1985 г. этот пробел был в значительной степени восполнен выпуском прекрасной книги С. Н. Кахиани и др. «Экспрес­сивность эмоций человека» (Тбилиси: Хеловнеба, тираж 10 тыс. экз.). У этой книги имеется единственный недоста­ток—она почти не касается детского возраста и является описательной, а не практической.

Психогимнастика в понимании М. И. Чистяковой-это не синоним всей психотерапии, это, скорее, особая часть психо­терапии, соединяющая некоторые игровые варианты психоте­рапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировоч­ные, разъясняющие и т. д.

Читая книгу М. И. Чистяковой, убеждаешься в надуман­ности и схоластичности утверждений некоторых специалис­тов, будто занятия психотерапией —прерогатива лишь вра­чей. Психотерапией должны и могут заниматься и педагоги, и психологи, и врачи. Только каждому свое: психологам одно, учителям другое, медикам третье. Скажем, гипноз, или нар-ко'суггестия, — это дело врачей, и только их, игровой же пси­хотерапией могут и должны заниматься и воспитатели, и логопеды, и учителя любых классов.

Читатели не найдут в'книге развернутых психологических и психопатологических характеристик детей, которым пред­назначены рекомендуемые автором приемы психогимнастики: это заняло бы много места и отвлекло читателя от сути дела. О том, какие бывают дети-дошкольники, любознательные читатели смогут узнать из литературы, рекомендованной для ознакомления.

Если воспитатели детского сада будут испытывать затруд­нения при применении того или иного приема, рекомендо­ванного М. И. Чистяковой, они могут посоветоваться с меди­цинскими работниками, особенно с детскими психоневроло­гами.

Излишне предупреждать, что приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей: все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.

Книг такого рода в нашей стране не выходило. Правда, в 1958 г. появилась «Логопедическая ритмика», созданная вы­дающимся отечественным специалистом в области музыкоте-рапии В. А. Гринср. Сейчас эта книга превратилась в библи­ографическую редкость. Ну, а публикации по ритмической гимнастике Эмиля Жак-Далькроза (1865 — 1950), вышедшие еще в начале XX в., ныне основательно забыты. Но даже если бы они и помнились, то вес равно они имеют лишь косвенное отношение к книге М. И. Чистяковой: у нее и подход к проблеме иной, и форма другая. Книга М. И. Чистяковой ориентирована сугубо на практиков, в ней нет научных гипо­тез и туманных рассуждений, она четко учит, как помочь детям, особенно тем, у которых имеются психические откло­нения.

Книга состоит из двух частей.

В первой части кратко описываются выразительные дви­жения и основные эмоции, даются некоторые рекомендации по профилактике и коррекции нервно-психических наруше­ний у детей.

Во второй, состоящей из трех разделов, представлен прак­тический материал, этюды и игры, сгруппированные в зави­симости от их предполагаемого воздействия на те или иные стороны психики ребенка дошкольного и младшего школьно­го возраста.

Первый раздел включает в себя этюды и игры, имеющие своей целью развитие внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики.       Здесь же описываются этюды для достижения расслабления у маленьких детей.

Второй — описание этюдов и игр для выражения различных эмоциональных состояний.

Третий раздел содержит этюды и игры с отображением отдельных черт характера. Материал этого раздела может быть использован для специальной коррекции нежелатель­ных личностных особенностей того или иного ребенка.

Редактор стремился сохранить стиль автора, его определе­ния и даже спорные суждения.

Книга, предложенная вашему вниманию, не может быть исчерпывающей. Замечания и советы читателей автор и все, кто имел отношение к выпуску этой книги, примут с благо­дарностью.

М. И. Буяно

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ

 

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОГИМНАСТИКА

 

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этю­дов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррек­цию различных сторон психики ребенка (как ее познаватель­ной, так и эмоционально-личностной сферы).

Одна из методик под таким названием была создана Ганой Юновой в бывшей ЧССР в 1929 г.

Так как курс наших занятий тоже называется психогим­настикой, то желательно, конечно, обе методики сравнить.

«Психогимнастика» Г. Юновой представляет собой моди­фикацию для подростков групповой психотерапевтической методики, широко известной как «Психодрама» Дж. Морено (1892-1972).

Дж. Морено в молодости работал в детских садах и приду­мывал для своих подопечных сценарии, которые становились канвой для детской импровизации, —это были уже зачатки психодрамы.

Дж. Морено организовывал игровую психотерапию у детей так, что сами пациенты оказывались исполнителями тех или иных ролей. Психотерапевт являлся постановщиком психо­драмы. Больные выполняли функции как актеров, так и зрителей. В таком виде метод представляется аутопсихотера-певтическим. В методике Г. Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:

I фаза —снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социомет-рическое значение (кого выбрать в напарники и т. п.);

II фаза — пантомима (поведение в ситуации, когда в окно влезает вор; боязнь запачкаться и т. п.);

III фаза —заключительная, закрепляющая чувство принад­лежности к группе (используются различного рода коллек­тивные игры и танцы).

Психогимнастика, которую предлагаем мы, отличается от вышеуказанной, во-первых, тем, что она ориентирована на детей младшего возраста. Во-вторых, основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных дви­жений (I фаза занятия), на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и III фазы занятия) и на приобретении навыков в саморасслабле­нии (IV фаза занятия).

Особенно близка психогимнастика к программе рацио­нально-эмоционального воспитания в США (Анн Верной, 1983). Основная цель этой программы — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением су­ществует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и зани­маясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке вы­ражения эмоций —выразительным движениям. В этом психо­гимнастика сближается с большой группой методик, исполь­зующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков (М. Депфнер и др., 1981; А. Вильда-Кизель, 1987). Основная цель —преодоление барьеров в об­щении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для само­выражения.

В последние 10—15 лет разработано много методик, на­правленных на улучшение и коррекцию дружеских взаимоот­ношений детей и подростков — так называемый тренинг соци­альных навыков.

В психогимнастике тоже придается большое значение об­щению детей со сверстниками, что очень важно для нормаль­ного развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Наруше­ния взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.

Во время занятий психогимнастикой в основном использу­ется бессловесный материал, хотя словесное выражение деть­ми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять.

К концу разработанного нами курса психогимнастики, со­стоящего из 20 занятий, дети должны овладеть примерно 8 понятиями, связанными с переживанием основных эмоций, и 10 представлениями, оценивающими личностные качества че­ловека.

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них выра­батываются положительные черты характера (уверенность, чест­ность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

В результате эволюции человека за определенными ощу­щениями и чувствами закрепились характерные моторные «выражения» (реакции).     Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии.

Определить особенности внешнего проявления эмоцио­нальных состояний можно по мимике— выразительным движениям мышц лица, по пантомимике — выразительным дви­жениям всего тела, по вокальной мимике —выразительным свойствам речи. В более широком понимании к выразитель­ным движениям относятся и физиологические реакции, сопровождающие эмоции, —сосудистые, дыхательные, секре­торные.

Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает от­ветные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выра­зительными движениями предполагает также тонкое понима­ние всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и дви­жения тела другого человека.

 

Мимика

 

Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. О многом может ска­зать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошаю­щий, испуганный, невыразительный, застывший, блуждаю­щий. Общее выражение лица может быть осмысленное, груст­ное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Много определений можно подобрать и к смеху и плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Иногда наблюдается амимия.

Ко времени рождения человека все мышцы лица, необхо­димые для выражения эмоций, уже достаточно сформирова­ны, хотя они и несколько отличаются по возможности функ­ционирования от мышц лица взрослого (X. Остер, П. Экман, 1968).

Такие специфические эмоциональные переживания, как горе, страх, интерес, печаль, удивление, можно наблюдать уже у младенцев (Дж. Лойджман, Л. Стеттнер, 1982).

Выражение лица играет важную роль в общении. К. Изард (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь», поэтому для формирования взаимной при­вязанности между матерью и ребенком, для полноценного его развития необходимо, чтобы мать понимала, что ей «сообща­ет» ребенок, а ребенок должен «увидеть» и почувствовать эмоциональную реакцию матери.

Умственно отсталые дети (как и умственно отсталые взрос­лые) заметно хуже, чем люди с нормальным интеллектом, распознают чувства на лице другого человека. Как далеко заходит это различие, зависит от степени их отсталости. До­вольно часто бедность мимики, слабость и недифференциро-ванность эмоций наблюдаются у детей с задержкой в разви­тии.

Проведем небольшое исследование. Группа детей одного возраста, например 5-летнего, должна выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажму­риться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Мы увидим, что большая часть детей выполнит все точно, хотя всегда среди них найдутся и такие, которым надо будет показать, что требуется сделать. Возможно, будут и такие дети, которые не смогут поднять брови вверх, их сдвинуть... А что это? Вы попросили ребенка широко рас­крыть глаза, а он еще и рот открыл, и голову откинул назад. Некоторые дети, выполняя это задание, дополнительно рас­ставляют руки и ноги. Это синкинезии— сопутствующие движения. Причина —недостаточная дифференцированность движений. По метрической шкале лицевой психомоторики Л. А. Квинта (1931), произвольно поднимать брови ребенок может к 4 годам, нахмуривать брови —к 7 годам (непроиз­вольно нахмуривать брови при гневе ребенок способен и к 7 месяцам). Отставание развития лицевой моторики бывает и у нормально развивающихся детей, но чаще все же у детей с задержкой в развитии.

Поэтому уже в младенческом возрасте резко амимичное лицо у ребенка должно настораживать родителей.

 

Жесты

 

Жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразитель­ной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергич­ной, жест может и отсутствовать.

Проведем несложное исследование группы детей 4 —6-лет­него возраста. Мы увидим, что даже маленькие дети знают жестикуляцию и умеют ею пользоваться. Когда им называли слова «высокий», «маленький», «там», «я» и т. д. и просили показать жестом, они легко справлялись с этим заданием.

Исключение составляют лишь те дети, которые отстают в развитии. Им и в возрасте 6 лет трудно, например, показать размер маленького комарика (муравьишки, малюсенькой са­харинки и т. п.). Дети, больные шизофренией, по сравнению со здоровыми детьми с меньшей точностью распознают эмо­ционально-выразительные движения рук (Ю. Ф. Поляков, А. Е. Жирнова, 1988).

Пантомимика

 

П. П. Лачинов в 1909 г. писал, что выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всегда. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положи­тельные—ее «развертывают». «Расцвел, как цветок», —гово­рят про счастливого человека.

Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и тулови­ща. Голова может быть поставлена прямо, склонена набок, втянута в плечи, откинута назад. Поза у человека бывает однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной, грациозной, скованной; перемена поз может быть постепенной, быстрой, замедленной, порывистой, плав­ной. Общий вид характеризуется как напряженный, расслаб­ленный, подобранный, скованный, естественный, величе­ственный, приниженный, подавленный, развязный, разбол­танный, распрямленный, сутулый, сгорбленный, стройный, без резких особенностей.

Могут ли 5 — 6-летние дети произвольно принимать услов­ленную позу? Чтобы узнать это, предложим ребенку в отсут­ствие других детей показать, как он выглядел бы, если бы ему было холодно или если бы у него болел живот. При нормальном развитии большая часть детей сдвигает кпереди плечи, сжимается, сгибается, а меньшая сохраняет корпус распрямленным, т. е. не справляется с заданиями.

При систематических упражнениях можно улучшить пан-томимику.

Нарушения выразительной моторики заслуживают при­стального внимания потому, что неумение правильно выра­зить свои чувства, скованность, неловкость или неадекват­ность мимико-жсстовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Особенно в этом случае стра­дают дети с неврозами, органическими заболеваниями голов­ного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом други­ми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них асте­нических черт характера и появления вторичных невротичес­ких наслоений.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!