Житие Андрея Юродивого (X в.)



«Житие Андрея Юродивого» позволяет отчасти реконструировать ритмы жизни горожан столицы X в[214].

Жизненный цикл

Обучение

Св. Андрей по рождению раб-скиф. Хозяин, выделяя его среди прочих благодаря красоте и сметливости, отдал в школу для изучения Священного писания и службы в качестве писца (Вступл.). Вероятно, школьное образование было весьма распространено, если учиться отправили даже раба. Также очевидно, что рабы-управленцы получали образование именно там. В школе Андрей изучил чтение по Псалтири и счёт (Вступл.) Вероятно, ничему другому его учить и не собирались.

Среди центральных образов жития- 18летний юноша Епифаний. Он происходит из принципата, однако нигде не упомянуто о том, что он где-то служит или обучается. Вероятно, он не занимается ни тем, ни другим. Впрочем, впоследствии он станет константинопольским патриархом. (8) Регулярно упоминается, что с тем или иным сверстником Епифаний вместе воспитывался, что представлено причиной глубокой эмоциональной связи (напр., 34). Одним из таких сверстников оказывается евнух, «слуга знатного господина» (17).

Разрешение личных проблем

Весьма неожиданные сведения мы получаем о методах разрешения проблем личного характера. У благочестивой женщины развратный муж, проводящий всё время в публичных домах, заведший любовницу по соседству и растрачивающий семейные деньги. Дама решает «найти какого-нибудь духов­ного человека, чтобы он посодействовал ей ко благу и уничтожил дурную цель ее мужа». По рекомендации она обращается к некоему Виргину. Виргин- весьма популярный персонаж, его осаждает большая толпа. Виргин присаживается с женщиной, выслушивает её жалобы, а затем предлагает на выбор лишить супруга способности общаться с дамами, убить его или свести с ума. Благочестивая женщина, впрочем, просит лишь вернуть мужа в лоно семьи. Для того, чтобы достичь своей цели, Виргин проводит следующую операцию: «он пришел в четверг, взял масло и, шепча и приговаривая, вылил его в светильник; затем взял фитиль, зажег его и поставил туда, где находились иконы женщины. Затем он взял также и пояс, нашептывая какие-то речи, относящиеся к его нечес­тивому занятию, и, завязав четыре узла, отдал ей со словами: "Повяжи его вокруг своей нижней одежды". Затем говорит: "Дай мне один тримисий, чтобы я раздал бедным за спасение твоей души". И она дала, пообещав дать еще, если исполнится то, что она хочет. И ее муж возненавидел то, что творил, и прекратил это делать, и стал любить одну лишь жену свою и усердствовать на благо своего дома». Затем, правда, выясняется, что «духовный человек»- пособник дьявола и от последствий его ритуалов приходится избавляться. (35)

Думается, что эта история не является плодом фантазии автора жития, а обращение к высшим силам- частотной (и даже единственной) реакцией в подобной ситуации.

Другая женщина в сходной ситуации (правда, здесь муж помимо измен занимался ещё и рукоприкладством), ведёт супруга в храм к литургии и причастию, убеждая того: «Бог внушит тебе страх пред Ним, и ты постараешься избавиться от прежних грехов своих и возьмешься за дела праведные, и таким образом мы сможем войти в жизнь вечную.»

С разными проблемами шли в разные церкви. Когда Епифанию «выпала на долю тяжёлая война с блудом…», он получили указание идти в храм Святого Акакия в Гептаскалоне (36). 

 

Болезнь и смерть

Тяжело больного юношу носят «от одной церкви к другой и от одного врача к другому». (36) Узнав о болезни своего товарища, благочестивый Епифаний спешит его навестить (36).

Несколько раз автор Жития описывает обстоятельства смерти и погребения.

Похороны патриция предполагают процессию на кладбище с пением псалмов, несением свечей и фимиама. Тело мёртвого несут на носилках. В процессии участвуют родственники, которые рыдают и бьют себя в грудь. (23) Представителей патрициата подчас хоронят в семейных владениях в часовнях. Захоронение осуществляет в землю или, возможно, в склепе, тело в нижней одежде и саване, гроб не упоминается (31)

Святой Андрей умирает, «проведя 66 лет в тайной борьбе». Мы также знаем, что он принимает подвиг юродства, будучи отроком. Таким образом, вероятно, Андрей прожил около 80 лет.

Годовой цикл

Для автора Жития в рамках годового цикла актуализировано зимнее время, Великий пост и отчасти летний период сбора урожая.

Зима характеризуется прежде всего холодом (Вопросы и ответы). В это время нужно тепло одеваться (17, 23) Часто идут дожди (Вопросы и ответы) и дуют сильные ветры (9). Метель характерна лишь для особенно суровой зимы (9)

Благочестивый юноша Епифаний проводит первую неделю Великого поста без пищи и питья, а после причастия питается хлебом, вином и бобами. В первое воскресенье Великого поста ещё холодно: топится печь (15).

Среди праздников особенно выделен Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), «множество людей царствующего града славило владыку Христа пальмовыми ветвями и гимнами». (36) Возвращающегося из храма Святой Софии Андрея видят люди, «сидевшие у дверей своих мастерских и проходившие мимо» (36). Также поступает и Епифаний, сидя с отцом-патрицием у ворот своего дома после посещения церковной службы (16) Можно предположить, что это и есть обычный способ провести праздничный весенний день: сходить в церковь, потом посидеть у дома или прогуляться.

Лето описывается как жаркое и знойное время (20). Специально выделен период сбора урожая, «когда продавцы плодов, по сво­ему обычаю, выкладывают и продают самое лучшее в стеклянных сосудах» (21)- вероятно, это конец августа.

Упомянут также день Святого Фирса, но довольно случайным образом (Закл.)

Недельный цикл

Автор Жития безусловно и многократно выделяет воскресенье как день отдыха и молитвы, из прочих дней однажды упомянут четверг.

Именно четверг колдун Виргин выбирает для совершения своего дьявольского ритуала (35). Является ли это случайностью или четверг имел негативные коннотации - не понятно.

Воскресенье, как выясняется, является единственным запрещённым днём для половых сношений. Блаженный Андрей удостаивается видения некой чудесной царицы (Богородицы?), которая осуждает придворного, вступившего в связь со своей женой в ночь на воскресенье: «Неужели не довольствуешься ты целой не­делей, ненасытный, чтобы быть в своей похоти, но безрассудно по­сягаешь и на святой день?» (36)

Вероятно, посещение утренней службы ежедневно было возможно, но воспринималось как показатель высочайшего благочестия. Некий развратник-патриций предавался блуду по утрам, вставая «до того, как прокричит петух». На вопросы жены, он отвечал, что идёт в церковь. В церковь он и правда приходил, но после «дьявольских дел». «Многие же, видя, как он рано встает, говорили: "Вот святой человек"» (Закл.) Епифаний и Андрей оказываются не единственными в церкви, придя однажды к заутрене, но многие молящиеся уходят до окончания службы, поскольку демон небрежения соблазняет их: «Уйди отсюда, чтобы выполнить свою работу: ведь в том не будет греха, если предстоит работа» (23). Таким образом, речь, вероятно, не идёт о воскресном дне, ведь этот день выходной.

Суточный цикл

Ритмы сна

Ритмы сна подчиняются ритмам рассвета и заката.

После полуночной молитвы Андрей, изображая безумного, шумом будит повара. Повар «пробудившись и подумав, что время к утру, вышел, чтобы набрать воды». (2) Следовательно, некоторые слуги вставали затемно.

Ложились спать, вероятно, через пару часов после заката. Около первой ночной стражи благочестивые рабы собираются вокруг Епифания, некоторое время беседуют и ложатся спать (18-19).

Впрочем, и грешники, побившие блаженного, находятся в «притонах продажных женщин» только до второго часа ночи, а затем возвращаются домой. (5) Кстати, на обратном пути их хватают, секут и собираются бросить в тюрьму ночные караульные. Не вполне понятно, почему это происходит- были ли блудники пьяны или подозрительны, либо ночью перемещаться группами и вовсе было запрещено? По крайней мере, мальчик-раб, отправившийся ночью с поручением, не встречает никаких препятствий. (21)

Однажды побитый Андрей засыпает днём в портике. Прохожие удивляются ему и обсуждают, страдает он от женской ворожбы или эпилепсии. (19) Вероятно, спать днём было не вполне нормальным даже для юродивого.

Несколько раз упомянуты ночные молитвы, но они оказываются признаком высокого благочестия и не являются регулярными даже для будущего патриарха Епифания. Согласно тексту главы 25, в полночь Епифаний почивает, хотя в других случаях он молится в это время (36) Регулярно молился в полночь перед принятием подвига юродства и блаженный Андрей, но его домочадцы поголовно спали в это время (1, 2)

Загадочная ситуация упомянута в главе 5: Андрей является к Никифору «вечером», при этом сам Никифор спит.

Ритмы питания

Упомянуты дневная и вечерняя трапезы. Андрей и Епифаний садятся за стол, вернувшись после литургии- очевидно, не позднее полудня (16, Закл.) Именно вечерняя трапеза может подчас восприниматься как праздничная. Получив благое видение, Андрей является «поздним вечером» к Никифору, автору Жития, говоря: «Приготовь стол, дабы предались мы веселию» (9).

Очевидно, общаться за едой было обычным делом. Причём, подчас за трапезой с гостями можно было начать настоящий богословский диспут (13).

Ритмы работы

По крайней мере, для рабов в доме Епифания, работы заканчивались около первой стражи ночи (18). Повар в доме хозяина Андрея просыпается и приступает к работе незадолго до рассвета (2).

Ритмы отдыха

Очевидно, традиционным способом отдыха были посиделки с друзьями в тавернах. Такие встречи безусловно сопровождались винопитием. Вероятно, они становились изрядной строкой расходов семейного бюджета: святой говорит, что один из посетителей унёс из дому семь монет, на одну купил овощей, на другую бобов, а пять собирается пропить в таверне (7). Впрочем, посещение таверны воспринимается настолько естественным, что после знакомства Андрея с Епифанием и его друзьями, они, несмотря на неоспоримое благочестие, идут беседовать именно туда. (8) Туда же Андрей приводит и своего друга- богобоязненного мальчика-раба, впрочем, за соседним столиком оказываются преступники (22).

Альтернативным вариантом общения с друзьями оказывается общение прямо на улице. Причём подчас в людном месте можно и присесть для беседы, правда, не вполне очевидно, куда (14,34, 16).

Выше мы уже упоминали привычку проводить свободное время, сидя перед домом.

Думается, что чтение как вид отдыха было весьма распространено среди грамотной публики. Андрей, бывший до принятия подвига юродства, обученным грамоте рабом, любил читать «Священное Писание, но ещё более мученичества святых и жития богоносных отцов» (Вступл.). Можно предположить, что в доме было изрядное количество книг, по крайней мере, религиозного характера.

 

Поучение Кекавмена (XI в.)

Жизненный цикл

Данные о жизненном цикле даёт прежде всего биография автора текста, Кекавмена, реконструированная Г.Г. Литавриным[215].

Автор текста родился на Балканах, поблизости от Фессалии и Южной Македонии. По женской линии он, возможно, имел славянской происхождение (по крайней мере, его мать безусловно говорила по-славянски), а по мужской- из Армении. Вероятно, с переходом деда Кекавмена на службу империи, их родовое гнездо переместилось из Армении в Грецию. Предки и родственники Кекавмена- представители византийской знати, занимавшие командные посты в войске. Их служба протекала преимущественно в провинции, главным образом, в Греции. Основой благосостояния семейства Кекавмена были в первую очередь земельные владения и лишь во вторую- служебная карьера. Вероятнее всего, и карьера самого автора была военной, он имел богатый опыт акрита, т.е. стратига пограничной крепости. Он безусловно бывал в Константинопольском дворе и примерно в 20 летнем возрасте оказался очевидцем низвержения с престола Михаила V, находясь поблизости от императора. В момент создания своего труда, в возрасте за 50 лет, Кекавмен уже вёл частный образ жизни, вероятно, у себя в поместье, имея не менее 3х сыновей и по крайней мере одну дочь. Последний военный эпизод, упомянутый им, относится к моменту, когда ему было около 45 лет.

Можно предположить, что по крайней мере некоторое время мать выкармливала его лично, т.к. он рекомендует «помнить о родовых муках матери твоей, не забывать сосцов её»[216].

Мы не знаем, каковы были условия воспитания Кекавмена, но, вероятно, побои были в обыкновении в эту эпоху. Иначе зачем он специально оговаривает: «Своих сыновей и дочерей бей не палкой, а словом, чтобы их не били чужие»[217].

Кекавмен утверждает, что он «не приобщился к эллинскому воспитанию в школе», чтобы…понять толк в красноречии»[218]. Т.е. формального образования выше первой ступени, умения читать и писать, он не получил. Вероятно, об этом Кекавмен сожалел: сыну он рекомендует, чтобы дети «изучали науки светские и божественные»[219].

Однако, очевидно, что он немало читал в зрелом возрасте. Основные тексты, которые он использует- Священное писание, изречения из сборников афоризмов-«Пчёл» и апокрифическое Поучение Иисуса сына Сираха. Весьма часты упоминания «стратегиконов». Исторические факты Кекавмен в основном излагает по некому неизвестному нам сборнику исторических рассказов и анекдотов, однако упоминает Диона Кассия, вероятно, был знаком с «Войнами с персами» Прокопия Кесарийского. Жития не вызывают живого интереса Кекавмена, хотя некоторые святые упомянуты. Зато он активно цитирует отцов церкви: Григория Назианзина и Иоанна Дамаскина. Удивительно, что Кекавмен, видимо, не знаком или, по крайней мере, не интересуется сочинениями своих современников, среди которых, например, Михаил Пселл[220]. В своих поучениях Кекавмен рекомендует читать как можно больше, причём от корки до корки, дважды или трижды, даже если книга непонятна[221].

Кекавмен определяет два основных варианта жизни людей его круга: «как частное лицо или облечённый властью»[222].

Кекавмен категорически не рекомендует покупать должность, вероятно, при помощи взяток[223], но и не отказываться, если должность предложена. Он рассматривает следующие варианты службы, которые, очевидно, считает возможными для своего сына:

- «служба архонту». При этом начальника нельзя «обманывать ни при письме, ни при наложении печати, ни в денежных делах»[224]. Очевидно, это и есть занятия, предусмотренные такой службой. Позволю себе предположить, что речь идёт о начале карьеры, когда юноша служит в качестве подручного, перенимая опыт государственной службы.

- «фемный судья», т.е. главный представитель государственной власти в феме наряду со стратигом и дукой, который в отличие от последних ведал гражданскими делами. Судя по тексту, помимо собственно судебных дел, фемный судья занимался взысканием экстраординарных налогов по указанию из столицы, а также осуществлял аналог прокурорского надзора[225].

- стратиг, т.е. военный наместник фемы. Этому виду деятельности посвящен специальный раздел, из которого становится очевидным, что речь идёт о военачальнике с полными полномочиями по ведению боевых действий.

Выясняется, что государственная служба зачастую связана с перемещениями по территории империи, так, например, столичный чиновник может быть отправлен в провинцию на несколько лет в качестве фемного судьи, а затем возвращён назад[226]

В качестве альтернативы рассматривается частная жизнь вне службы. В качестве оптимума такого образа жизни рекомендуется «возделывать землю в поте лица твоего»[227], т.е., вероятно, заниматься организацией и надзором за сельским хозяйством. Рискну предположить, что речь идёт о системе организации, рекомендуемой трудами аграриев, предложенном в тексте «Геопоник». В качестве основных вызовов этому оптимуму, согласно Кекавмену, являются долги, откупа и некорректное обращение с окружающими.

Кекавмен настолько жизненно описывает способы обращения за долгом и его взыскания, что не остаётся сомнений в частотности подобных запросов, по крайней мере, в рамках его жизненного опыта.

Выясняется, что вначале проситель отправляет в качестве подарков продукты и вино. Затем он демонстрирует, что у него достаточно средств для проведения некой сделки, но есть временные обстоятельства, которые не позволяют ими воспользоваться: не тот чекан, ключ от шкатулки потерян, недавно сам отдал их в долг. Получив же деньги, должник старается отсрочить возврат[228].

Однако мы узнаём и о том, как добивались возврата долга. Для этого долг прежде всего должен быть оформлен письменно, с указанием процента, залога и сроков исполнения. К моменту возвращения долга заимодавец несколько раз напоминает должнику о необходимости возврата, угрожает, а затем, «встретив на рынке или в претории, или в церкви в день праздника», он публично замечает: «Человече, чем я тебе обязан, что ты задерживаешь мое добро?» и провоцирует таким образом обсуждение долга толпой. Это воспринимается как крайнее унижение, после чего следует продажа родового имущества, либо перекредитование за больший процент. В конце концов невозвратный долг может закончиться судом и долговой ямой[229].

Как о типовом и ошибочном поступке в своей среде Кекавмен говорит об откупе налогов. Откуп рассматривается как наиболее естественный и выгодный способ обогащения. Герой повествования Кекавмена, представитель правительственной элиты протоспафарий и стратиг Иоанн Майос, убеждая дядю в своей правоте, показывает ему дома жителей Константинополя и говорит: «Все эти дома построены благодаря службам фиска». Через пару лет Иоанна приехавший в столицу дядя обнаруживает в тюрьме, в колодках, с головокружительным долгом в 60 литр золота. Кекавмен оговаривается, что есть и откупа с меньшим риском, но и здесь доход сомнителен, а возможность нажить врагов весьма велика.[230]

Ещё одним вызовом для состоятельного провинциала является общения с государственными чиновниками и людьми более низкого социального статуса. Для поддержания хороших отношений с управителем области, Кекавмен рекомендует являться в нему регулярно, но нечасто, и отдавать инициативу беседы в его руки. Управителю и его людям нужно по возможности посылать съедобные подарки. Также следует воздерживаться от вмешательства в споры между государственным чиновником и простым людом. При этом выясняется, что простой люд в своих требованиях ищет поддержки и даже лидерства у состоятельного провинциала. В качестве же меры воздействия на лидеров толпы, заявляющих о своих требованиях, явившись к преторию, управитель области использует порку и острижение волос. Именно к человеку статуса Кекавмена, как выясняется, обращаются простолюдины, если на их общину наложили экстраординарный налог, чтобы тот распределил повинность подушно. Кекавмен категорически рекомендует отказываться от таких полномочий, поскольку они вносят вражду и подозрения.[231]

Что же касается семейных отношений, Кекавмен категоричен в пресечении общения женщин с кем-либо помимо членов семьи, даже общение с другом супруга крайне нежелательно[232]. Он также не рекомендует телесные наказания для детей, но можно предположить, что они были делом обычным[233].

Годовой цикл

Несмотря на совет предпочесть частную жизнь в качестве организатора обработки земли, Кекавмен не уделяет земледельческому циклу никакого внимания. Лишь в качестве военной стратегемы он сообщает, что болгарский царь Самуил, осаждая город, позволял осуществлять сев, но не позволял собирать урожай летом.[234]. Другие редкие упоминания годового цикла-совет пускать кровь трижды в год: в феврале, мае и сентябре в качестве профилактики болезней[235] и описание опасностей путешествия зимой, когда в горах можно внезапно упасть в пропасть[236].

Недельный цикл

Недельный цикл не актуализирован для Кекавмена вовсе, но зная о ригоризме Кекавмена и безусловном отказе от труда в воскресенье со стороны официальной религии, можно предположить, что для него воскресенье- безусловный день отдыха. В качестве видов отдыха состоятельного провинциала, неважно, служилого или живущего частной жизнью, Кекавмен упоминает чтение[237], тавлы[238] и посещения трактиров[239]. К последним он относится крайне негативно.

В качестве исключительных публичных мест, где можно было регулярно обнаружить состоятельно провинциала, Кекавмен упоминает церковь, рынок и преторий. Сложно сказать, насколько регулярно посещались рынок и преторий, но, думается, в силу ригоризма Кекавмена, церковь посещалась по меньшей мере по воскресеньям[240].

Суточный цикл

Кекавмен рекомендует практически монастырский цикл псалмопений своему сыну: заутреню, четыре часа, повечерие, вечерню и полночную молитву[241]. Сложно сказать, насколько распространены были молитвы такой частотности среди представителей провинциальной элиты.

Кекавмен не рекомендует дарить подарки после обеда, т.к. подумают, что подарок сделан в опьянении[242]. Вероятно, потребление вина за обедом и, возможно, в немалом количестве, было нормой.

Заключение

Целью данной работы было реконструировать универсальные ритмы повседневности византийцев. Для реализации этой цели было поставлено несколько задач:

1. Обнаружить ритмы повседневности

2. Показать их диахроническую универсальность

3. Показать их социальную и территориальную универсальность

В рамках разрешения этих задач мы обнаружили следующие ритмы повседневности: жизненный цикл, суточный цикл, недельный цикл, годовой цикл. Мы рассмотрели их в диахроническом и синхроническом аспекте. Мы увидели, что византийцы рождались, вступали в брак, старели и умирали при сходных обстоятельствах, ели, спали, ходили в церковь и развлекались весьма сходным образом, играли в одни и те же игры и отмечали одни и те же праздники на протяжении всей тысячелетней истории Византии. Пусть значение отдельных элементов, как баня или ипподром, изменялись с течением времени, сам факт их наличия и важность как культурообразующего элемента, не подвергается сомнению. Проанализировав с точки зрения циклической структуры жизнь столичных горожан VII и X века на основании «Чудес Святого Артемия» и «Жития Андрея Юродивого», а также представителей провинциальной знати XI в., мы смогли сделать вывод о весьма высокой степени территориальной и социальной универсальности ритмов повседневности.

Таким образом, реконструировав циклы повседневности, мы приходим к выводу о том, что они были весьма сходны для разных периодов, локаций и страт в Византии. Думается, что наряду с прочими элементами, а возможно, и прежде всего, именно они цементировали общество, просуществовавшее более тысячелетия и идентифицировавшее себя как культурно-историческое единство, византийскую цивилизацию, ставшую учителем и образом подражания для российской цивилизации.

 

Библиография

 

1. Cameron A. Porphyrius - the charioteer. Michigan, 1973

2. Conant J. Staying Roman: Conquest and Identity in Africa and the Mediterranean, 439-700. Cambridge, 2012

3. Crisafulli V., Nesbitt J. The Miracles of St. Artemios: a collection of miracle stories by an anonymous author of the seventh-century Byzantium. NY, 1997

4. Dagron G. Jamais le dimanche//Eupyschia, Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler. Paris, 1988

5. Encyclopædia Britannica (http://global.britannica.com/)

6. Karpozelos A. Realia in Byzantine epistolography, X— XII c.//Byzantinische Zeitschrift. – 1984, Vol. 77. P. 25-58

7. Kazhdan A. Byzantine hagiography and sex in the fifth to twelfth centuries// Dumbarton Oaks Papers – 1990, Vol. 44. - P. 125-141

8. Laiou-Thomadakis A.E. Peasant Society in the Late Byzantine Empire. Princeton, 1977

9. Littlewood A. The Byzantine letter of consolation in the Macedonian and Komnenian Periods// Dumbarton Oaks Papers – 1999, Vol. 52- P.35-56

10.  Mango C. Daily Life in Byzantium.// Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. – 1981, Vol. 31. – P. 321-380

11.  Moffatt A. The Byzantine Child // Social Research. – 1986, Vol. 53- P. 710-735

12.  Morrisson C., Cheynet J.-C. Prices and Wages in the Byzantine World // The Economic History of Byzantium/ed. Laiou A. Washington, 2002

13.  Rautman M. Daily Life in the Byzantine Empire. NY, 2006.

14.  Reich H. Der Mimus: Ein literarentwicklungsgeschichtlicher Versuch. Bd. 1. Berlin, 1903

15.  Taft R. The Liturgy of the Hours in East and West. Michigan, 1986.

16.  Talbot A.-M. Old Age in Byzantium// Byzantinische Zeitschrift. – 1984 -№77- P. 253–286

17.  The life of Andrew the Fool/ ed. Ryden L. - Vol. 2 – Uppsala, 1995

18.  The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

19.  The Cambridge History of Christianity. – Vol. 5. Cambridge, 2006

20.  Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953

21.  Афанасий Александрийский. Творения. / Пер. Горского А.В. М., 1994

22.  Византийский лечебник. /пер. Литаврина Г.Г. СПб., 1997

23.  Геопоники. Византийская сельскохозяйственная энциклопедия X века / Перев., прим. Е.Э. Липшиц. - Л., 1960

24.  Житие Андрея Юродивого/пер. Желтовой Е.В. СПб, 2001

25.  Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского/ пер. Афиногенова Д.Е. М., 2005

26.  Жития византийских святых. СПб, 2005

27.  Иванов С.А. В поисках Константинополя. М., 2011

28.  Кекавмен. Советы и рассказы. СПб.: Алетейя, 2003

29.  Культура Византии. Т.1. М., 1984

30.  Памятники византийской литературы IV-IX веков. М., 1968

31.  Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969

32.  Письма паломницы IV века. М., 1994

33.  Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/index.html)

34.  Сюзюмов М.Я.Византийская книга эпарха. М., 1962

35.  Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты. / Пер. Сидорова А.Е. М.,1994

36.  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Петербург, 1890-1907

 

 


[1] Byzantine Empire// Encyclopædia Britannica (http://global.britannica.com/); Византия// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Петербург, 1890-1907

[2] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953

[3] The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[4] Rautman M. Daily Life in the Byzantine Empire. NY, 2006.

[5] Talbot A.-M. Old Age in Byzantium// Byzantinische Zeitschrift. – 1984 -№77- P. 253–286

[6] Moffatt A. The Byzantine Child // Social Research. – 1986 - №53 (1986) - P. 710-735

[7] Dagron G. Jamais le dimanche//Eupyschia, Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler. Paris, 1988

[8] Abortion, Contraception // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[9] Childhood //The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[10] Moffatt A. The Byzantine Child // Social Research. – 1986 - №53 (1986) - P. 714-15

[11] Laiou-Thomadakis A.E. Peasant Society in the Late Byzantine Empire. Princeton, 1977 - P. 347ff

[12] Littlewood A. The Byzantine letter of consolation in the Macedonian and Komnenian Periods// DOP – 1999- P.37

[13] Moffatt A. The Byzantine Child // Social Research. – 1986 - №53 (1986) – P. 720

[14] Ibid. P. 723

[15] Crisafulli V., Nesbitt J. The Miracles of St. Artemios: a collection of miracle stories by an anonymous author of the seventh-century Byzantium. NY, 1997

[16] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ.Γ’- Σ. 21

[17]Αυτ. Σ. 22-23

[18] Αυτ. Σ. 23

[19] Αυτ. Σ. 25

[20] Αυτ. Σ. 26

[21] Moffatt A. The Byzantine Child // Social Research. – 1986 - №53 (1986) – P. 718

[22] Ibid. P. 717

[23] Ibid. P. 707

[24] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. A’- Σ. 56

[25] School// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[26] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. A’- Σ. 48

[27] Αυτ. Σ. 50-51

[28] Αυτ. Σ. 51

[29] Αυτ. Σ. 52-53

[30] Αυτ. Σ. 60-61

[31] Αυτ. Σ. 60-61

[32] Literacy// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[33] Education// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[34] Кекавмен. Советы и рассказы. СПб.: Алетейя, 2003. С. 65

[35] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. A’ – Σ.74

[36] Αυτ. Σ. 75

[37] Αυτ. Σ. 177

[38] Αυτ. Σ. 178

[39] Αυτ. Σ. 179

[40] Αυτ.

[41] Αυτ. Σ. 165

[42] Αυτ. Σ. 173

[43] Αυτ. Σ. 170

[44] Αυτ. Σ. 170

[45] Αυτ. Σ. 171-172

[46] Αυτ.

[47] Αυτ. Σ. 173

[48] Αυτ. Σ. 178

[49] Αυτ. Σ. 179

[50] Marriage// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[51] Divorce// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[52] Ibid

[53] Ibid.

[54] Divorce// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[55] Betrorthal// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[56] Ibid.

 

[57] Marriage// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[58] Ibid.

[59] Marriage crowns// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[60] Talbot A.-M. Old Age in Byzantium// Byzantinische Zeitschrift. – 1984 -№77- P. 268–69

[61] Данные по: Talbot A.-M. Old Age in Byzantium// Byzantinische Zeitschrift. – 1984 -№77- P. 270-71

[62] Данные по: Talbot A.-M. Old Age in Byzantium// Byzantinische Zeitschrift. – 1984 -№77- P. 272–73

[63] Данные по: Talbot A.-M. Old Age in Byzantium// Byzantinische Zeitschrift. – 1984 -№77- P. 275

 

[64] Talbot A.-M. Old Age in Byzantium// Byzantinische Zeitschrift. – 1984 -№77- P. 278

[65] Данные по Talbot A.-M. Old Age in Byzantium// Byzantinische Zeitschrift. – 1984 -№77- P. 290

 

[66] Talbot A.-M. Old Age in Byzantium// Byzantinische Zeitschrift. – 1984 -№77- P. 265

[67] Ibid. 266

[68] Реконструкция на основе Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. Γ’ – Σ.150-154

[69] Funeral // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[70] Ibid.

[71] Ibid., Tomb // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[72] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. Γ’ – Σ.183-185

[73] Αυτ. Σ. 188-189

[74] Burial// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[75] Жития византийских святых. СПб, 2005. С. 354

[76] Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского/ пер.

Афиногенова Д.Е. М., 2005. С. 110

[77] Памятники византийской литературы IV-IX веков. М., 1968. С. 243

[78] Жития византийских святых. СПб, 2005. С. 395

[79] Жития византийских святых. СПб, С. 43

[80] Там же. С. 106

[81] Там же. С. 266

[82] Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969. С. 278

[83] Vie de Lazare le Galèsiote, BHG 979. P. 246-247

[84] Письма паломницы IVвека. М., 1994. С. 110

[85] Сюзюмов М.Я.Византийская книга эпарха. М., 1962. С. 56

[86] The life of Andrew the Fool/ ed. Ryden L. - Vol. 2 – Uppsala, 1995. P.308 ref. 4

[87] Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969. С. 92

[88] Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского/ пер.

Афиногенова Д.Е. М., 2005. С. 105

[89] Житие Андрея Юродивого/пер. Желтовой Е.В. СПб, 2001. С. 53

[90] Кекавмен. Советы и рассказы. СПб.: Алетейя, 2003. С. 68

[91] Там же. С. 278

[92] Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969. С. 366

[93] Жития византийских святых. СПб, 2005. С. 43

[94] Там же. С. 220

[95] Там же. С. 395

[96] Там же. С. 43

[97] Там же. С. 395

[98] Vie de Lazare le Galèsiote, BHG 979. P. 246-247

[99] Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты. / Пер. Сидорова А.Е. М.,1994. С. 166

[100] Афанасий Александрийский. Творения. / Пер. Горского А.В. М., 1994. С. 205

[101] Там же. С. 377

[102] Напр., Kazhdan A. Byzantine hagiography and sex in the fifth to twelfth centuries// Dumbarton Oaks Papers – 1990, Vol. 44. - P. 139, 141

[103] Ibid. P. 136, 139, 141, 142

[104] Dagron G. Jamais le dimanche//Eupyschia, Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler. Paris, 1988. P. 169

[105] The life of Andrew the Fool/ ed. Ryden L. - Vol. 2 – Uppsala, 1995. P. 335, ref .1

[106] The Cambridge History of Christianity. – Vol. 5. Cambridge, 2006. P. 83, Dagron G. Jamais le dimanche//Eupyschia, Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler. Paris, 1988. P. 167-168

[107] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. E’ – Σ.140

[108] Αυτ. Σ. 137

[109] Αυτ. Σ. 139

[110] Food// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[111] Кекавмен. Советы и рассказы. СПб.: Алетейя, 2003. С. 21-22, 244

[112] Византийский лечебник. /пер. Литаврина Г.Г. СПб., 1997. С. 45

[113] Food// The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[114] Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского/ пер.

Афиногенова Д.Е. М., 2005. С. 85

[115] Crisafulli V., Nesbitt J. The Miracles of St. Artemios: a collection of miracle stories by an anonymous author of the seventh-century Byzantium. NY, 1997. P. 152

[116] Житие Андрея Юродивого/пер. Желтовой Е.В. СПб, 2001. С. 68

[117] Αυτ. Σ. 140

[118] Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского/ пер.

Афиногенова Д.Е. М., 2005. С. 112

[119] Житие Андрея Юродивого/пер. Желтовой Е.В. СПб, 2001. С. 76

[120] Fasting // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[121]  The Cambridge History of Christianity. – Vol. 5. Cambridge, 2006. P. 85

[122] Morrisson C., Cheynet J.-C. Prices and Wages in the Byzantine World // The Economic History of Byzantium/ed. Laiou A. Washington, 2002. P. 870-871

[123] A. Karpozelos A. Realia in Byzantine epistolography, X— XII c.//Byzantinische Zeitschrift. – 1984, Vol. 77. P. 25-26

[124] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. E’ – Σ.169

[125] Αυτ. Σ. 170-171

[126] Αυτ.

[127] Αυτ. Σ.175-176

[128] Αυτ. Σ. 174

[129] Αυτ. Σ. 182-186

[130] Αυτ. Σ. 190

[131] Αυτ. Σ. 191

[132] Αυτ. Σ. 178

[133] Αυτ. Σ. 143

[134] Αυτ. Σ. 192

[135] Αυτ. Σ. 193

[136] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. Γ’ – Σ. 423

[137] Αυτ. Σ. 425

[138] Αυτ. Σ. 426

[139] Αυτ. Σ. 430

[140] Αυτ. Σ. 442

[141] Αυτ.

[142] Αυτ. Σ. 444

[143] Αυτ. Σ. 445

[144] Αυτ. Σ. 445-446

[145] Dagron G. Jamais le dimanche//Eupyschia, Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler. Paris, 1988. P. 168, 171

[146] Mango C. Daily Life in Byzantium.// Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. – 1981, Vol. 31. – P. 344

[147] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. E’ – Σ.215-220

[148] Αυτ. Σ. 220

[149] Αυτ. Σ. 222-223

[150] Αυτ. Σ. 223

[151] Αυτ. Σ. 224

[152] Αυτ. Σ. 226

[153] Αυτ. Σ. 224, 227

[154] Αυτ. Σ. 229- 230

[155] Αυτ. Σ. 231-237

[156] Αυτ. Σ. 231

[157] Αυτ. Σ. 233

[158] Αυτ. Σ. 233

[159] Αυτ. Σ. 235-236

[160] Αυτ. Σ. 239-240

[161] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. A(β)’ – Σ. 6-41

[162] Mango C. Daily Life in Byzantium.// Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. – 1981, Vol. 31. – P. 337-53

[163] Ibid. P. 345

[164] Ibid. P. 347

[165] Иванов С.А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 215-236

[166] Культура Византии. Т.1. М., 1984. С.666, Cameron A. Porphyrius - the charioteer. Michigan, 1973. P. 209-210

[167] Mango C. Daily Life in Byzantium.// Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. – 1981, Vol. 31. – P. 346

[168] Ibid. P. 347

[169] Ibid. P. 348

[170] Ibid. P.345

[171] Ibid. P. 347

[172] Ibid. P. 348

[173] Ibid. P. 349

[174] Культура Византии. Т.1. М., 1984. С. 662-663, Reich H. Der Mimus: Ein literar-entwicklungsgeschichtlicher Versuch. Bd. 1. Berlin, 1903. S. 563-564

[175] Mango C. Daily Life in Byzantium.// Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. – 1981, Vol. 31. – P. 341-342

[176] Ibid. P. 350

[177] Ibid. P. 351

[178] Ibid. P. 352

[179] Вечерня // Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/index.html), Taft R. The Liturgy of the Hours in East and West. Michigan, 1986. P. 273-275

 

[180] The Cambridge History of Christianity. Vol. 5. Cambridge, 2006. P. 83

[181] Ibid. P. 85

[182] Great Feasts // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991,  Двунадесятые Праздники// Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/index.html)

[183] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. Β’ –Σ. 7-12

[184] The Cambridge History of Christianity. Vol. 5. Cambridge, 2006. P. 84

[185] Православная энциклопедия ст. Воскресенье

[186] Dagron G. Jamais le dimanche//Eupyschia, Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler. Paris, 1988. P. 169-170

[187] Ibid. P. 171

[188] Ibid.

[189] Ibid. P. 171-172

[190] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. Β’ –Σ. 7-12

[191] Реконструкция на основе: Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. Β’ –Σ. 7-63

[192] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. Ε’ – Σ.254

[193] Αυτ. Σ. 263

[194] Αυτ. Σ. 262

[195] Αυτ. Σ. 276

[196] Геопоники. Византийская сельскохозяйственная энциклопедия X века / Перев., прим. Е.Э. Липшиц. - Л., 1960.С. 224

[197] Там же. С. 222-226

[198] Wine Production // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991

[199] Rautman M. Daily Life in the Byzantine Empire. NY, 2006. P. 185

[200] Κουκουλές Φ. Βυζαντινών βίος και πολιτισμός. Αθήναι, 1947-1953. – Τ. E’ – Σ.314

[201] Αυτ. Σ. 314

[202] Αυτ. Σ. 315

[203] Αυτ. Σ. 317-319

[204] Αυτ. Σ. 320     

[205] Αυτ. Σ. 322-323

[206] Αυτ. Σ. 323

[207] Αυτ. Σ. 324

[208] Αυτ. Σ. 324

[209] Αυτ. Σ. 326

[210] Нумерация глав приведена по: Crisafulli V., Nesbitt J. The Miracles of St. Artemios: a collection of miracle stories by an anonymous author of the seventh-century Byzantium. NY, 1997

[211] Crisafulli V., Nesbitt J. The Miracles of St. Artemios: a collection of miracle stories by an anonymous author of the seventh-century Byzantium. NY, 1997. P. 27

[212] Несмотря на широко известное упоминание 5 в. о епископе, который мылся дважды в день, поскольку не мог мыться трижды (Socrates Hist. Eccl. VI 22,4), в нашем тексте говорится о том, что герой пошёл в баню через несколько дней после посещения церкви Св. Иоанна. Очевидно, эти несколько дней он в бане не был. К. Манго (Mango C. Daily Life in Byzantium.// Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. – 1981, Vol. 31. P. 341) предполагает, что популярность бань постоянно падала, пока посещение бани раз в неделю не стало нормой в XII в. Пожалуй, вероятнее, что сходный режим был нормой уже в VII столетии.

[213] Дж. Конант, однако, на основании текста Прокопия Кесарийского (Proc. BV 1.23.11, I:408) предполагает, что византийские солдаты спали обнажёнными (Conant J. Staying Roman: Conquest and Identity in Africa and the Mediterranean, 439-700. Cambridge, 2012. P. 265)

[214] Нумерация глав приведена по изданиям: The life of Andrew the Fool /ed. Ryden L. Uppsala, 1995, Житие Андрея Юродивого/пер. Желтовой Е.В. СПб, 2001

[215] Кекавмен. Советы и рассказы. СПб.: Алетейя, 2003. С. 61-68

[216] Там же. С. 262

[217] Там же. С. 244

[218] Там же. С. 290

[219] Там же. С. 227

[220] Там же. С. 43-48

[221]Там же. С. 230, 258

[222] Там же. С. 262

[223] Там же. С. 255

[224] Там же. С. 143

[225] Там же. С. 148-151

[226] Там же. С. 222

[227] Там же. С. 585

[228] Там же. С. 155-158

[229] Там же. С. 208-209

[230] Там же. С. 214-215

[231] Там же. С. 219-220

[232] Там же. С. 222, 238

[233] Там же. С. 244

[234] Там же. С. 269

[235] Там же. С. 243

[236] Там же. С. 258

[237] Там же. 173-174, 230, 258, 266

[238] Там же. С. 178, 266

[239] Там же. С. 244

[240] Там же. С. 208

[241] Там же. С. 212

[242] Там же. С. 234


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!