Профессиональная деятельность



Думается, что в возрасте около 20 лет юноша считался вполне подготовленным работник. Очевидно, это не имело отношения к классовым и географическим различиям. 20 летний александриец Мина характеризуется как грузчик (32), 20 летний столичный житель Георгий- как хартуларий логофесия (19). Вероятно, смена занятия после 20 лет была редкостью- о таких событиях в «Чудесах» не упомянуто. Указание на профессию оказывается наряду с именем и местом рождения самой постоянной характеристикой человека. В «Чудесах» перед нами проходят представители следующих профессий и занятий:

торговец серебром, дьякон, синкелл, сенатор и императорский судья, главный врач, купец, хартуларий логофесия, владелец корабля, бронзовщик, церковный чтец, священник, матрос, портовый грузчик, охранник амбара, поэт Голубой партии, кораблестроитель, кожемяка, актёр, изготовитель луков, мясник, кузнец и другие.

Очевидно, что перед нами довольно разношерстная публика с разным уровнем дохода, но одно их роднит- всё это горожане. Людей, занимающихся сельским хозяйством (подавляющее большинство населения Византии) здесь нет.

Можно ли говорить о смене циклов в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, вследствие карьерного роста или, к примеру, успехов в деловой деятельности, когда из ремесленника человек превращается в организатора бизнеса? Из текста «Чудес» этого не следует. Ненавидящий свой труд кузнец, утверждает, что с юности был обучен этому ремеслу и никакого другого не знает (26). Восхищаясь удивительным излечением пациента, врач замечает, что не видел такого за всю свою карьеру врача, 33 года, а его помощник- за всю свою карьеру помощника, 28 лет. (22). Конечно, можно предположить, что помощник врача в конечном итоге может стать врачом, а врач- главным врачом больницы. Но сложно сказать, насколько при этом изменятся их жизненные ритмы.

Брак и дети

Несмотря на мнение некоторых исследователей о большом количестве детей в византийских семьях, «Чудеса» демонстрируют обратную ситуацию. Почти всегда упомянут один ребёнок в семье и, хотя в редких случаях сказано, что ребёнок единственный (4,11, 36), на протяжении рассказа ни братья, ни сёстры не упоминаются (10, 12, 20, 34, 28, 24, 31, 42, 43, 45). Единственный случай, когда прямо сказано о двух сыновьях- чудо 35. Также единственный случай, когда мы имеем дело с престарелым, хотя и весьма благонравным холостяком 53 лет – чудо 18.

Классовые различия в отношении состава семьи не упоминаются. Даже священник спит со своей женой (23)

Конфликты «человек-человек», «человек-общество»

В тексте «Чудес» мы обнаруживаем по крайней мере один яркий конфликт- преступление. Речь идёт об ограблении дома, ночью, когда владелец был на всенощной, вероятно, классическом случае грабежа (18). Обнаружив отсутствие праздничной одежды поутру, её владелец вовсе не отправляется в некие государственные структуры, а пытается самостоятельно обнаружить грабителя. Для этого он обращается к соседям. Те не могут помочь ограбленному, зато советуют обратиться в церковь Святого Пантелеймона. Как выясняется, в этой церкви находится бесноватый, который и может указать грабителя. В конечном счёте с помощью святого Артемия грабителя удаётся определить, тогда преступника берёт под стражу комментарисий, его должны допросить у секретария, а затем отвести к эпарху для вынесения окончательного решения. В связи с вмешательством высших сил ситуация развивается несколько иначе, но норма также очевидна: вначале необходимо определить подозреваемого любыми способами и лишь затем обращаться в государственные органы.

Вероятно, грабежи пустых домов были весьма распространены. Медник Георгий на второй день пребывания в церкви Иоанна собрался вернуться домой, опасаясь грабежа. (44)

Конфликт «человек-организация», «человек-государство»

Вероятно, наиболее эффективным способом разрешения подобных конфликтов была взятка и апелляция к социальному статусу. Когда человек высокого статуса хочет получить инкубацию непосредственно у гроба святого, ему объясняют, что это возможно только в воскресную ночь, однако всё же разрешают. Причина разрешения описывается весьма неожиданной: чтобы не казалось, будто служители выпытывают взятку. (17)

Болезни

Очевидно, что болезнь оказывалась неизбежной в жизни любого человека. Абсолютной нормой в случае болезни являлось обращение к врачу (20, 22, 23, 25 и др.). Услуги врача являются платными (36 и др.), иногда врач приходит в дом больного, иногда- наоборот (?). При этом лечение без хирургического вмешательства при помощи лекарств, припарок и т.д. воспринимается как безусловно предпочтительное по сравнению с хирургическим вмешательством, которое считается весьма опасным (25, 44). Хирургическое вмешательство осуществляется только в больничном стационаре, причём несколько дней до и длительное время после операции больной находится под наблюдением в стационаре (напр., 21). Для операции предпочтительно время, когда не очень тепло и не очень холодно (28) Вероятно, в больнице можно было оказаться и без необходимости операции. Один из героев находился там десять месяцев, однако он поступил туда по просьбе ксенодоха, т.е., директора больницы, представителя свиты патриарха и был одинок- возможно, за ним просто некому было ухаживать. (22) Несмотря на скепсис автора «Чудес» по отношению к традиционной медицине, текст ярко демонстрирует: обращение к религиозным институтам за излечением происходило либо как дополнительная мера, либо в случае безысходности, либо в случае крайнего пиетета, выходящего за рамки нормы. (?) Занимательное наблюдение: согласно одному из чудес лечение производственной травмы портовому грузчику оплачивает виноторговец-наниматель (32)

Старость и смерть

В тексте постоянно упоминается возраст героев. Перед нами проходят византийцы от новорожденного и до глубокого старца. С возраста 50 лет начинается возраст «старика» (13, 16, 22, 26). Врач отказывается лечить больного, которому 62 года, считая, что его болезнь- логичное следствие его преклонного возраста (22). Максимальный возраст, упомянутый в тексте- 70 лет. (29). Можно предположить, что обществом смерть в возрасте после 60 лет считается естественной. Впрочем, никаких указаний на смену ритмов жизни для стариков нет. Например, кожевник Зонтос получил физический недуг на бегу, а ему было 55 лет. (30). 70 летний старик характеризуется как «изготовитель луков» (29), другой в 60 лет весьма дорожит своей работой амбарного сторожа (16), третий в 53 года охарактеризован как «моряк» (6). Никаких данных о пожилых людях, ушедших на покой и обеспечиваемых детьми нет. Отдельные люди способны удалиться от дел для лечения на длительное время (?), но это объясняется либо тяжестью заболевания, либо их высоким уровнем дохода. Напротив, часто упоминается, что, находясь в церкви, больной постоянно беспокоится о своих делах и покидает место лечения (9, 13).  

Жизненный цикл женщины

Хотя в тексте многократно упоминаются женщины, но реконструировать их жизненный цикл оказывается весьма затруднительным. Невозможно сказать ни об обучении, ни о деятельности в зрелом возрасте, ни даже о возрасте брака. Однажды упомянута помолвка, которая, вероятно, могла быть расторгнута из-за болезни (24). В другом случае речь идёт о вдове с сыном 9 лет, причём её положение рисуется как крайне бедственное (36), вероятно, в других случаях по умолчанию предполагается, что женщина замужем. Только однажды мы сталкиваемся с профессиональной деятельностью женщины- она трудится в бане, причём у неё есть муж и недавно родился ребёнок (11).

Годовой цикл

Удивительным кажется, насколько малозначим оказывался для византийцев-горожан годовой цикл.

Несмотря на любовь автора «Чудес» к детальности описания, только однажды ему пришлось указать сезон и ни разу месяц. Один раз это оказывается необходимым, чтобы объяснить причину падения героя - сильный дождь и грязь, так как была зима (21).

Упоминания событий религиозного календаря также на удивление редки.

Упомянуто окончание поста и Пасха, которую предпочитают отмечать всей семьёй (10)

Упомянут престольный праздник церкви Святого Иоанна (24 июня). Всенощная продолжалась вплоть до зари, а днём церковная община устраивала шествие со свечами, которое имело ввиду встречу и сопровождение неких святынь. Для участия во всенощной необходима была праздничная одежда, отличная от повседневной. В шествии участвовали и больные. Вероятно, после самого шествия участники продолжали праздновать, иначе сложно объяснить стечение участников процессии у менялы Авраамия казначея общины. Изрядное количество народа сидит у него дома в 7м часу в день праздника, общается и играет в кости (18).

Упомянуто Рождество, поскольку в этот день врачи празднуют дома и не присутствуют в больнице. Похоже, что в день праздника можно было хорошо покушать и поспать, как поступил один помощник врача, получивший видение во сне (22). Единственный случай, когда праздник упомянут просто как указание на дату, вне связи с особенностями самого события- Богоявление, к которому окончательно излечился больной (22).

Упомянут и день Св. Артемия, но чтобы выяснить, что он приходится на 20 октября даже монахам приходится обратиться к синаксарию (40)

«Чудо» 5 сообщает о том, что Хиосский корабль, прибыв в Константинополь, пробыл здесь 3 месяца из деловых соображений. Из текста следует, что именно такая продолжительность пребывания и планировалась. Другой текст (14) упоминает о том, что некий моряк находился в церкви Св. Иоанна месяц, но затем его позвали в плавание. Можно предположить, что перерыв между рейсами кораблей был значительным и составлял не менее месяца. Согласно тексту чуда 35, за 2 года родосские торговые корабли совершили 3 рейса туда и обратно.

Выражение «одетый как главный врач на месячной смене» (22) предполагает, что смены главных врачей имели в виду месяц работ, причём этот врач одевался неким особым образом. Подробности, к сожалению, неясны.

 

Недельный цикл

Основным событием недельного цикла с точки зрения «Чудес» является всенощная с субботы на воскресенье. Её посещают не только больные, постоянно находящиеся в церкви, но и прихожане (15,18). Панихида включала три вечерних антифона, затем перерыв, во время которого два прихожанина чуда 15 заснули на принесённых матрасах, а около полуночи- пять молитв, во время которых раздавался чудотворный воск. Не вполне понятно, насколько регулярно, но после распределения восковой мази, прихожане и больные участвовали в шествии к соседней церкви Св. Анастасии. (29) Возможно, после, либо в перерыве службы зачитывались тексты, содержащиеся в «Чудесах».[211] До какого часа ночи продолжалась всенощная служба? Прямого ответа текст не даёт, но поскольку непосредственно у гроба Св. Артемия позволялось спать лишь до рассвета в воскресенье (17), служба должна была завершаться по крайней мере за несколько часов до рассвета, но, конечно, не ранее полуночи.

Значит ли это, что все жители столицы посещали церкви, прихожанами которых являлись, на всенощную с субботы на воскресенье? Вероятно, нет- это скорее признак высокого благочестия, помощник высокопоставленного чиновника Нарзес даже позволяет себе потешаться над этим редким обыкновением (15). Бедная вдова обещает посещать всенощную в церкви Св. Иоанна, если только её ребёнок выздоровеет. (36) Вероятно, это всё же не обещание сменить церковь, но зарок будущего благочестия. 

Рассматривалось ли воскресенье как день, свободный от работ? По крайней мере, комментарисий, секретарий и эпарх, чиновники, связанные с расследованием дела о грабеже, находятся в этот день на службе около 14:00-15:00. (18)

«Чудеса» не показывают, как часто горожане посещали бани, но, можно предположить, что это являлось частью недельного цикла. Если бы посещение бань было ежедневным, оно, безусловно, упоминалось бы чаще.[212] Дьякон храма Святой Софии Стефан посещает общественную баню, когда она пуста. Это оказывается возможным либо в «малые часы» (видимо, поздние), либо в полдень, либо на рассвете (21). Очевидно, в норме баню посещали после полудня или в утренние часы. Состоятельный человек, под видом которого в бане явился Святой Артемий, был разъярён тем, что слуги не принесли полотенца до его прихода. Без полотенец он, очевидно, не мог начать омовение, поэтому присел на скамью и стал беседовать с банщицей (11).

При церкви Св. Иоанна в качестве привратников гробницы Св. Артемия находились некие «εβδομαριοι», очевидно, их вахта была недельной. (17)

 

Суточный цикл

В основе дневного цикла находятся физиологические процессы и все они упомянуты в «Чудесах»: сон, пища, гигиенические процедуры. Физиологическим ритмам обыкновенно подчинены ритмы труда и отдыха.

Сон

Поскольку излечения Св. Артемием проходили во сне, неудивительно, что сон упоминается весьма часто. Однако, поскольку инкубации проходили в церкви, где больные находились постоянно, и, видимо, не имели чётко определённых занятий, их режим сна оказывался весьма свободным и, очевидно, отличным от нормы. В других случаях, больные так страдали от болезни, что засыпали только под утро (2). Но очевидно, что ночь воспринималась как норма сна (5, 6, 8 и др.). Занимательным оказывается полное отсутствие упоминаний о необходимости будить человека поутру или просыпаться к конкретному часу. С утра все просыпаются сами. Ещё одно занимательное наблюдение- люди спят в одежде, например, проснувшемуся в церкви старику пришлось поднять одежду, чтобы все убедились в его излечении (29)[213]. Одно из чудес также намекает на то, что верхнюю одежду, войдя в дом было принято снимать, но и выходить на публику в одном нижнем платье было не принято (32)

Пища

Важный больной, явившись в церковь, молится в 10м часу, а затем приглашает служителей церкви на обед (дейпнон). (17) Вероятно, они кушали около 15:00. Вероятно, это был не единственный приём пищи: некий Нарсес, находясь в церкви, и каясь, заснул во 2м часу, получил видение и проснулся к моменту «общей трапезы» (κοινωνησαι και γευσασθαι). (15) Думается, что этот общий завтрак проходил не позже полудня.

Благодаря «Чуду» 17 мы узнаём, что в доме патрикия, сенатора и императорского судьи Сергия в будний день к трапезе (συνεστιασθαι) было приглашено изрядное количество гостей. Думается, что это была первая трапеза, поскольку утром излечившийся родственник сенатора и его пострадавший ночью спутник покинули церковь, а непосредственно за этим автор сообщает, что они направились к патрикию.

Диакон Святой Софии и поэт Голубой партии сообщает, что после обеда у Космы, диойкета (главы) Голубой партии, он возвращался домой поздно вечером. (21) Очевидно, обед пришёлся на вечернее время, даже учитывая, что дело было зимой- не ранее 15-16:00.

Очевидно, беседа во время еды была необходимым элементом (37 и др.).

Гигиенические процедуры

Акты дефекации крайне редко упоминаются и описываются в византийской литературе. В этом отношении «Чудеса» оказываются весьма важным источником. Один случай ярко описывает отсутствие ритмов в отношении акта дефекации. Актёр-александриец просыпается около полуночи и не может найти нужника, почему и вынужден помочиться у входа в церковь (17), с той же целью среди ночи просыпается старик-дубильщик (30). Благодаря другому упоминанию, мы выясняем, что общественный туалет подчас мог стать местом общения, причём довольно тесного: два собеседника, обсуждая нарывы в паху, решают потрогать тестикулы друг у друга, поскольку рассмотреть их в полутьме оказывается невозможным. (35)

Ещё один эпизод сообщает о гигиенических процедурах, следующих после сна. Проснувшись и спустившись к гробнице Св. Артемия, герой рассказа обнаруживает, что его ноги мокры. Выясняется, что это последствия лечения, которое он получил в сновидении, но первая его мысль – он обрызгался, когда мыл лицо. (15)

Труд и отдых

Ритмы труда и отдыха в «Чудесах» отражены весьма слабо.

Женщина, работающая в бане, не может её покинуть даже для того, чтобы помолиться у могилы Св. Артемия, она также живёт в самой бане. (11) Впрочем, создаётся впечатление, что бани работали чуть ли не круглосуточно: туда можно было прийти на рассвете, поздно вечером и, если интерпретация термина «малые часы» корректна- даже ночью. (21)

 Впрочем, старик-охранник жалуется, что под страхом потери работы не может покинуть амбар, однако ничто не мешает ему ненадолго пойти помолиться на могиле Св. Артемия. Он же спит на службе, за что, впрочем, получает упрёк со стороны святого, явившегося в образе управителя амбарами (16). 

Поздно вечером, возвращаясь с обеда, один из героев решает приобрести свечи – лавка свечника открыта. В то же время, он удивлён, что открыта дверь к могиле Св. Артемия- ведь время неурочное. (21)

Кораблестроитель Феотекн может 15 дней находиться в церкви Св. Иоанна, но затем он вынужден отправляться на корабле в Галлию и по дороге его чинить. (27) Таким образом, либо осуществляется «обкатка» построенного им корабля, либо плотника всегда берут на корабль для устранения возможных повреждений.

Многократно упомянуты обходы главного врача в больнице, которые, очевидно, проходили ежедневно, кроме выходных (6). Вероятно, обход проходил в послеполуденное время (22).

Вероятно, одной из форм отдыха среди молодёжи, причём регулярной, как указывает автор, были пари: некий юнец Платон, например, получил грыжу в паху, пытаясь на спор поднять камень от весов торговца лесом и взвалить себе на плечо. (7) Чиновники, по мнению автора текста, особенно любили развлекаться театральными постановками, причём подчас актёры сопровождали их в поездках для развлечения (17).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!