В современной прозе появляются новые способы разверты-
Вания диалога («внутри абзаца», по выражению Л. Петрушев-
Ской), обусловленные не в последнюю очередь тем, чем для авто-
Ра является диалог — формой общения с другим (а) и / или с
самим собой (б):
(а) Никакого билета у меня нет , оскалив зубы в зловещей ус-
Мешке , отозвался режиссер, лечу в белый свет, как в копеечку.
Настолько срочно надо , спросил Андрей. А вам не надо, вопросом
На вопрос ответил режиссер (О. Кучкина. Этаж, или И сомкну-
лись воды);
(б) …Включи же на полный удар всю оптику своей уходящей
Души , — что видишь ты? — душа взмывает все выше, — что ви-
дишь ты ? — выше! — отсрочек больше не будет, — так что же
Ты видишь в последний миг своего безвозвратного зренья ? Я ви-
жу счастье (М. Палей. Long distance…).
В текстовом плане новации в изображении многоголосия ок-
Ружающего мира связаны с изменением оппозиции свой / чужой .
Чужая (и другая ) речь иначе, не так, как в классическом тексте,
Входит в современный прозаический дискурс и взаимодействует с
Окружающим контекстом.
В анализе способов синтаксической передачи чужой речи не-
Обходимо учитывать смену литературного кода (изменение ролей
Автора, персонажа и читателя). Так, Л. Петрушевская, устанав-
Ливая конвенцию взаимоотношений с читателем, задает принципы
Композиционно-синтаксического развертывания чужой речи: «...в
|
|
Рассказах я не должна была ничем завлекать и забавлять читателя.
Никаких диалогов, остроумных сравнений и эпитетов. Если разго-
С диахронической точки зрения, в основе сложноподчиненного предло-
Жения лежит вопросо-ответный диалог (С. О. Карцевский). Современный дис-
Курс демонстрирует его актуализацию в развертывании многокомпонентных
сложноподчиненных предложений:
Если ты раньше не был удачлив .
Если ты раньше не был терпим .
Если ты раньше завидовал чужому .
Если ты раньше мечтал отнять и поделить…
Зачем тебе Америка ? (М. Жванецкий. Зачем тебе Америка?)
А к т у а л ь н ы е п р о ц е с с ы р у с с к о г о с и н т а к с и с а
349
Вор, то спрятать его в кавычки внутри абзаца» ( Лекция о жанрах ).
Подобный подход определяет развертывание чужой речи в прозе
не только Л. Петрушевской, но и многих других авторов:
А говорит он общеизвестные парадоксы — симулянтами , вещает
Он , полны кладбища , и Бог не имеет отношения к религии , и единст -
Венное , к чему стремятся все политики , это переизбрание , сигаретку
Попрошу ?
Такие же речи он носит и в гости , в очень редкие гости ( не зовут ,
|
|
Он сам приходит , буквально стоит у подъезда и беззубо , умильно про -
Сится в домофон : я тут пролетая над вашей территорией , можно к
Вам ?).
А секрет в том , что его боятся , вдруг да начнет оставаться ( лю -
Бимая фраза женщин : “ Чувствую , он начинает оставаться ” ) ( Л . Пет -
рушевская . Ребенок Тамары );
Двое впавших в детство . Качающие головами , да , да , да , да на
Своих кроватях , и я тоже кивну — да . На прогулках во внутреннем
Дворе больницы — оба — будем смотреть на ручьи после дождя , как
много - много весен назад ! ( Вернулись !) А отец и мать с небес смогут
Увидеть своих чад у ручья вместе : двух стариков , седых и безмозглых ,
С бумажными корабликами ( В . Маканин . Андеграунд , или Герой на -
Шего времени ).
Влияние устно-разговорной стихии, разумеется, расшатывает
Литературную норму (следует учитывать и влияние синтаксиса
Других языков, прежде всего английского), что находит отраже-
Ние в разнообразных синтаксических «неправильностях» (Л. Пет-
Рушевской, В. Сорокина, В. Маканина и др. авторов). Но думает-
Ся, что на этот процесс можно смотреть и шире — как на стрем-
|
|
Ление современных прозаиков «заставить работать» аномалии
Текста (Н. Д. Арутюнова), демонстрирующие сдвиги в мировос-
Приятии автора и читателя.
Обратим внимание на подчеркнутую аномальность ( тавтоло-
Гичность, неточность, инвертированность и т. п.) соединения
Компонентов словосочетания, провоцируемую современным тек-
стом:
Ежик Гарик очень выступал перед волком Семеном Алексеевичем ,
который сидел поперек его пути ... ( Л . Петрушевская . Снимается кино );
А к т у а л ь н ы е п р о ц е с с ы р у с с к о г о с и н т а к с и с а
350
… другая была пришей кобыле хвост подруга , преданная и любя -
Щая подколодная змея , которая обожала свою Марусю до такой сте -
Пени , что заодно влюбилась в ее мальчика Боба , и иногда они втро -
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!