Ных теоретических подходов к ним. Назовем три основных



Подхода .

Бессоюзные сложные предложения не выделяются в са -

Мостоятельную категорию , а распределяются как бессоюзные

Варианты между сложносочиненными и сложноподчиненными

предложениями. Ср.:

В поле поют жаворонки , в лесу кричат дрозды ( А . Чехов ) — В поле

поют жаворонки , а в лесу кричат дрозды ;

Писать я не мог долго : тайное беспокойство мною овладело

( М . Ю . Лермонтов ) — Писать я не мог долго , так как тайное беспокой -

Ство мною овладело .

Этим подходом мотивировано и возникновение самого тер-

Мина бессоюзное СП (Ф. И. Буслаев, Л. В. Щерба, А. Н. Гвоздев

И др.).

Бессоюзное сложное предложение выделяется наряду со

Сложносочиненными и сложноподчиненными в самостоятель -

Ный синтаксический тип сложного предложения . Подобное

Решение вопроса (Н. С. Поспелов, В. А. Белошапкова, Е. Н. Ши-

Ряев и др.) требует по существу другого термина для предложе-

Ний типа: Волны звучали , солнце сияло, море смеялось (М. Горь-

Кий), поскольку наименование «бессоюзное» ориентирует не на

Основное средство связи предикативных компонентов (как это

Происходит при определении ССП и СПП), а лишь на отсутствие

В нем служебных лексико-грамматических показателей. Глав-

Нейшим же средством связи между предикативными компонен-

Тами БСП является интонация. Отсюда возникает целесообраз-

Ность назвать их сложными интонационно-связанными предло-

Жениями.

Интонация выполняет в этом случае две функции: 1) объеди-

Няет предикативные части в единое целое, обнаруживая комму-

Никативную незавершенность предыдущей предикативной еди-

С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е

306

Ницы; 2) становится психолингвистическим сигналом для того,

Чтобы нацелить слушателя на поиск смысловых отношений меж-

Ду предикативными частями.

Бессоюзные сложные предложения переводятся в разряд

бессоюзных ____________соединений предложений , т. е., по существу, в раз-

ряд текстовых категорий (Русская грамматика, 1980. Т. II. С. 634–

См., в частности: «Бессоюзные соединения (сочетания)

Предложений — это особые синтаксические образования, в

Большей или меньшей степени соотносимые со сложными пред-

Ложениями, но отличающиеся от них отсутствием союзной или

Местоименной связи между частями. Объединение предложений

В бессоюзное сочетание осуществляется посредством интонации

и, в одном случае (см. § 3164), при помощи специального грам-

Матического оформления сказуемых ( Подними Макар на меня

Руку , я бы не вытерпела (В. Шукшин); Будь я поэт , непременно

Написал бы прощание с Италией (П. В. Анненков)».

Наиболее приемлемой представляется вторая точка зрения,

Высказанная в 1950 г. Н. С. Поспеловым — правда, с тем уточне-

Нием, что в сфере БСП имеется весьма много различных подти-

Пов, обусловленных не только их интонационными характери-

Стиками и некоторыми особенностями структуры (порядок

Следования предикативных компонентов, порядок слов в этих

Компонентах, видо-временные и модальные соотношения гла-

Голов-сказуемых), но и содержанием, возникающим благодаря

Семантико-синтаксической координации.

Хотя современная экспериментальная фонетика, оперирую-

Щая системой сложнейших и тонких методик, накопила немало

Сведений в том числе и об интонации русского сложного предло-

Жения, последовательный учет этих сведений и построение на

Этой основе соответствующей типологии БСП — пока еще дело

Будущего. В учебной же литературе виды интонации в БСП

Представлены весьма упрощенно: с ориентацией, главным обра-

Зом, на повышение или понижение (что значительно реже) тона в

Конце первой предикативной части. В качестве примера приведем

Классификацию А. Н. Гвоздева, данную им в учебнике «Совре-

Менный русский язык» (Ч. II), популярном в 60–70-е годы про-

Шлого века.

Б е с с о ю з н о е с л о ж н о е п р е д л о ж е н и е

307

В предложениях, сопоставимых с ССП , выделяются:

Перечислительная интонация с н е к о т о р ы м п о в ы -

ш е н и е м т о н а:

Кто - то играл на скрипке , девушка пела мягким контральто , слы -

шался смех ( М . Горький );

Противопоставительная : п о в ы ш е н и е т о н а в конце

первой части и тонирование у д а р н о г о с л о г а:

Моим ты другом быть не хочешь ,

Ты хочешь быть моим врагом ( В . Ходасевич ).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!