Мораль и Политика: основные концепции.



Если суммировать исторические и современные взгляды на отношение морали и политики, то их можно выразить в следующих основных концепциях:

1. Концепция «параллельных миров». Образно говоря, мораль и политика находятся в параллельных мирах, они принципиально независимы и непреодолимо отстранены друг от друга. Политика непосредственно выражает противоречивые, прежде всего, экономические интересы социальных общностей; она конфликтна, полемически заострена и если и достигает консенсуса, то опять же ради собственных интересов. Мораль устремлена ввысь, к общечеловеческим идеалам и выражает не приватные, корпоративные интересы, а человеческую истину жизни, истину, соответствующую природе и сущности человека.

2. Концепция «кентавра» - отождествление и слияние двух разнородных субстанций - нравственной и политической. Сращивание политики и морали и образование морально-политического монстра. Этот феномен получил отражение в туманных, неопределённых, невнятных терминах «морально-политическое состояние», «морально-политический фактор» и т. п.

3.  Концепция «взаимодействия двух миров» - морали и политики. Взаимодействие морали и политики, как и взаимодействие любых систем, осуществляется в двух формах: взаимообусловленности и взаимопроникновении.

  - взаимообусловленность морального и политического сознания определяется тем, что они относятся к одному и тому же феномену - духовной жизни общества. Если в обществе созрела идея реформ, то она проникнет и в экономику, и в политику, и в искусство, и в другие формы общественного сознания.

- взаимопроникновение политики и морали. В этой фазе встречи политики и морали происходят два основных процесса. Первый - проникновение политических идей в нравственное сознание и превращение их в моральные убеждения. Другой процесс взаимопроникновения морали и политики связан с тем, что нравственные ценности, представления о справедливости, добре и зле, так или иначе, просачиваются в сферу политики, корректируя её программы, стратегию и тактику, соизмеряя их с гуманистическими критериями, с нравственными представлениями и чувствами людей.

 

Специфика морального и научного способов познания и освоения мира.

В исследованиях по этике науки отмечается, что в отличие от недавнего прошлого, современная наука и научно- технический прогресс непрерывно, постоянно генерируют все новые и новые проблемы этического характера. А значит, научная деятельность совершенно явным образом обретает новые стороны, связанные с морально-этической оценкой, которая становится неотъемлемой составляющей современного научного познания.

Первая проблема, которая встает при изучении взаимоотношения науки и морали заключается в том, как совместить объективность научного познания с моральными ценностями? Нейтральна ли наука этически?

В отличие от других форм духовного освоения действительности, таких как религия и философия, наука генерирует знания, которые носят объективный характер и подлежат проверке. Сам по себе процесс научного познания и познавательная деятельность ученого (особенно если речь идет при этом о фундаментальном естествознании) остаются этически нейтральными. Наука интересуется только объективным знанием, объективной истиной; вопросы о добре и зле, являющиеся по своей природе этическими, она выносит за скобки своего рассмотрения. Единственное назначение фундаментальной науки состоит в том, что она добывает объективно истинное знание о мире.

Ценностные этические основания всегда были необходимы для научной деятельности. Однако пока результаты этой деятельности лишь оказывали влияние на жизнь общества, можно было удовольствоваться представлением о том, что знание вообще есть благо, и поэтому сами по себе занятия наукой, имеющие целью приращение знаний, представляют собой этически оправданный вид деятельности.

Несут ли вину ученые, создавшие оружие массового уничтожения? Или же вся ответственность лежит на политиках и военных?

Р. Юнг (автор знаменитой книги «Ярче тысячи солнц»), изучавший историю создания оружия массового поражения, документально подтверждает, что сама идея ядерного оружия родилась именно в среде западноевропейских физиков, эмигрировавших в США. Именно они принесли эту идею правительству США и убедили его в возможности создания атомной бомбы. Американский физик Э. Теллер (1908—2003) с горечью писал «о тщетных усилиях ученых в 1939 г. пробудить у военных властей интерес к атомной бомбе...». В этой же среде родилась мысль о создании стены секретности вокруг атомных исследований.

Широко известно высказывание одного из создателей атомного оружия Э. Ферми (1901 — 1954), который на все возражения своих коллег во время дискуссий постоянно отвечал: «Не надоедайте мне с вашими терзаниями совести! В конце концов, это — превосходная физика!»

Физики, создавшие атомное оружие, проголосовали за его применение в Японии, причем в наиболее разрушительном варианте, а после применения гордились своими достижениями.

Подлинная причина опасностей лежит не в науке и изобретательстве, а в неразумии, невежестве и нравственной незрелости потребителей плодов познания, которые желают немедленно извлечь пользу. Нравственное созревание человечества отстает от роста знаний и технического могущества. Сначала в распоряжении людей оказывается какая-либо сила, а уже потом на опыте ошибок и страданий люди вырабатывают правила обращения друг с другом и с этой силой. Неразумные желания и амбиции незрелой части человечества, а не наука как таковая являются основной причиной несчастий.

Религия и мораль.

Религия и мораль ― особенно близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Схожесть религии и морали наиболее заметна в их духовных проявлениях. Однако Церковь несравненно сильнее воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный культ и внутрицерковную практику.

В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало. Ведь религия определяет не только отношения человека с Богом и Церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне Церкви, так и за ее пределами. Бог воплощает в себе те нравственные требования, которым обязан следовать его приверженец. Философ и психолог В. Франкл именует Бога «персонализированной совестью». В силу этого моральное начало уже присутствует в самой идее Бога и неотделимо от «минимума» религии. В многобожных верованиях некоторые божества выступают как воплощение доброты, другие — злобы. В монотеистических религиях Бог непременно наделен высшими моральными качествами.

Моральное начало особенно выражено в мировых религиях. Причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты именуют его не религией, а моральной системой. Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа. Вместе с тем Бог ислама — воплощение добра. Все суры Корана (кроме девятой) начинаются со слов: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Это свойственно и шариату — своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений.

 

 

Однако, по нашему глубокому убеждению, именно в христианстве идея Бога наиболее морально насыщена. Новый Завет заметно милосердней Ветхого Завета. Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый. В ипостаси Бога Отца Он выступает в роли заботливого защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога Сына Он приемлет на Себя грехи людей и отдает Себя в жертву за них. Лаконичная формула «Бог есть любовь» (I Иоанн, 4, 8, 16) особенно выразительно передает моральную суть этой мировой религии. В перечне особенно осуждаемых Церковью грехов — основные пороки, бичуемые и светской моралью. К семи «смертным» грехам (впервые сформулированным Тертуллианом) относятся гордыня, жадность, блуд, зависть, гнев, чревоугодие и лень. Сверх того, Церковь бичует и другие пороки. В том числе ― предательство и месть, злословие и двуличие, нечестность и ханжество, клевету и лесть. Любопытный и знаменательный штрих: христианство осуждает «уныние» (утрату веры и надежды), как проявление пессимизма. Вера, надежда и любовь в христианском понимании взаимоподкрепляют друг друга. Среди возвышаемых религией добродетелей — верность и незлобивость, терпимость и трудолюбие, сорадование и независтливость.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!