Функции морали и компоненты системы моральной регуляции.



Функции морали

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций:

Регулятивная функция

Проявляется на практике достаточно стихийно и противоречиво, что в значительной мере связано с отсутствием специального института, который занимался бы этим важным делом. Специфика моральной регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного воздействия, не носит жесткого характера, предполагает "самозаконодательство воли", т.е. свободный выбор человеком тех или иных нравственных ориентаций.

Внешний (общественное мнение) и внутренний (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть) компоненты механизма моральной регуляции соотносятся как средства и цель, другими словами - полноценной формой нравственного регулирования является саморегуляция.3

Конкретизируя регулятивную функцию, можно выделять в ней целый ряд подфункций: ориентирующая подфункция как бы нацеливает человека на определенные идеалы, на такой образ должного, который способен одухотворять пребывание в сущем. Мотивирующая подфункция связана с тем, что нравственные требования выступают в качестве мотивов поступков людей, а корректирующая - с возможностью изменять свое поведение под влиянием самооценки или оценки общественным мнением. Эти и другие проявления моральной регуляции объединены высокой степенью добровольности личности, поскольку слишком жесткое давление на нее извне неминуемо извращает смысл морали. Таким образом, мораль является наиболее гуманным и наиболее универсальным регулятором в человеческом сообществе.4

Оценочно - императивная функция.

Специфической функцией морали можно считать оценочно-императивную, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной.

Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Она, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту.

При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами с совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек — это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного

движения.

В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление . В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, ― познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию

Познавательная (гносеологическая) функция.

Познавательная функция морали в известной степени произведена от оценочно- императивной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.5

Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других.

Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя, ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью.

Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись. Чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

Воспитательная функция.

Воспитательная функция морали определяется ее участием в формировании человеческой личности и ее самосознании. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль формирует потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий. Реализуется воспитательная функция морали в процессе освоения личностью нравственного опыта предшествующих поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие морали на личность осуществляется с помощью различных приемов - от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания.6

С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности. Давая человеку адекватное знание - необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

2.5.Коммуникативная функция.

Эта функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.

С первого момента общения между людьми устанавливается негласная договоренность: вести общение на определенных условиях. Ими как раз и выступают моральные нормы, которые нащупываются исподволь или декларируются сразу, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превращаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дружелюбие, или враждебность. Соответственно складываются и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!