Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности



Проблема личности и уровни методологии науки.

Базовыми проблемами психологии личности являются:

1. Проблема структуры личности. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности".

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию.

  • Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования.
  • Проблема актуализации мотивов вызвана тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение и провоцировать индивида на совершение однотипных.
  • Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

3. Проблема развития личности связана, в первую очередь с принципом детерминизма и развития. Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли.

4.Проблема психического здоровья и психопатологии касается, критериев здоровой личности.
Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.

Методология любой науки или научного направления задает общие принципы научного исследования.

Принцип системности. Он определяет следующие направления исследования: 1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов; 2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое.

Субординационный или иерархический принцип. при котором более сложные или более общие свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства.

Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения.

В рамках принципа развития выделяются следующие задачи:

1.Проблема детерминант развития (влияние среды, социума и/или природы, наследственности на личность).

2. Проблема стадий развития и критериев перехода от одной стадии к другой.

3. Проблема уровней развития (организации) личности.

Принцип единства методологии, теории и эксперимента позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями - операциональными переменными.

Системный подход к изучению личности. Человек и его место в различных системах.

Системный подход к изучению личности.
Асмолов:

По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Фундаментом системного подхода выступает методология диалектического и исторического материализма. Общая теория систем пришла из биологии. Объект системного анализа: развивающиеся системы.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство (Садовский).

Общие характеристики системы:
- целостность – несводимость к сумме частей и невыводимость из какой-либо части системы
- структурность – связи и отношения упорядочиваются в структуру, которая определяет поведение системы
- взаимосвязь системы со средой – «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» характер
- иерархичность – каждый элемент системы может быть подсистемой или включать в себя систему
- множественность описания

 Психологи каждый по-своему обращались к этим параметрам, и с 20х гг большинство исследователей личности пришли к тому, что личность можно понять только при изучении человека как целостности (Левин, Мюррей, Маслоу, Олпорт). Необходимость рассматривать человека не только как систему, но и как элемент других систем: полисистемное знание.
Человек и его место в различных системах.
Асмолов:

В настоящий момент антропоцентризм сменяется осознанием того, что ключ к пониманию природы человека лежит не в нём самом как неком телесном объекте, а в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь. Если человека рассматривать моносистемно, то и в биологии, и в социологии, и в психологии он предстаёт как замкнутый мир, взаимодействующий с другими столь же независимыми мирами – средой, обществом, Вселенной.

Системная методология анализа развития человека включает положения:
- о человеке как «элементе» различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человеком приобретаются и проявляются присущие этим системам качества
- об изучении эволюции и истории порождающих человека систем
- об анализе целевой детерминации живых систем
- о необходимости возникновения феномена личности и её роли в развитии различных систем
- о выделении таких системообразующих оснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие.

В общей биологии «организм» исследуется как целостная единица, ответственная за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций.

В системе биологического вида homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное образование, которое в ходе жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Человек как элемент в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести «двойную жизнь»: подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу). Системно-исторический аспект. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющихисключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку. Возможность возникновения ролевого конфликта.

Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности

Принципы:

1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций: тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем. В биологических системах наследственность выражает тенденцию к сохранению, а приспособленность различных видов к среде обитания – тенденцию к изменчивости. Индивидуальная изменчивость элементов системы представляет собой условие для исторической изменяемости системы в целом. Проявления активности субъекта: адаптивные и продуктивные. Моисеев предложил ещё один механизм развития – бифуркационный, который приходит в действие при резких изменениях среды, кризисах в жизни системы. Этот механизм не позволяет предсказать, по какому пути пойдёт развитие системы после кризиса. У человека этот механизм присущ индивидуальному поведению личности в проблемно-конфликтных ситуациях.

Т.о. у человека можно выделить следующие родовые качества:

-- системно-функциональные, проявляющиеся в стереотипизированных адаптивных формах поведения – социотипические проявления личности в социальной системе, «личность как тип».

-- системно-интегральные, проявляемые в непредсказуемых ситуациях, которые не удаётся преобразовать на основе стереотипизированного поведения – определяют «индивидуальность личности».

За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.

2.В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий её существования. Пример: игры животных, создающие возможности для проявления индивидуальной изменчивости организма и для накопления опыта действования при переменах условий существования вида. Вид может приспосабливаться, не меняя морфологии своих органов. Смеховые социальные действия как неадаптивные действия в системе культуры Древней Руси (Бахтин). Неадаптивные действия еретиков попадали под элиминирующее влияние социального контроля. Неадаптивная активность личности является необходимой ступенью саморазвития системы, увеличением возможностей её эволюции.

3.Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость. Следствия из этого принципа:

А. Противоречие между мотивами деятельности индивидуальности может быть разрешено посредством либо поступков и действий, преобразующих родовую программу, либо различных перестроек мотивов индивидуальности в процессе взаимодействия с социальной общностью.

Б. Отстаивание индивидуальностью своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры либо к порождению форм и продуктов новой культуры.

В. Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную, когда созданные нормы и ценности принимаются культурой. Тогда активность индивидуальности перестаёт нести функцию изменения данной системы и начинает выполнять функцию её стабилизации.

Эволюционный смысл индивидуальных проявлений человека состоит в том, что эти проявления, порождаясь в системе, обеспечивают её существование и дальнейшее развитие.

Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Индивид: 1) особь, отдельно существующийживой организм, в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода; 2)Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития;

Индивидуа́льность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразиепсихики и личности индивида, её неповторимость, уникальность.

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид - человек как единица общества.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!