СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ



Занятие 1

Задание 1. Перед тобой крупная точка. Покажи ее. Давай пальчиками поиграем с ней. Покажи левую руку. Растопырь, как я, пальчики. Каждым пальчиком этой руки попади в точку. Когда пальчик попадает в точку, он «здоровается» с ней.

Поэтому, попадая, произноси: «Привет!» Помни, что пальчики растопыре­ны. Начинай с большого пальца. А теперь так же поиграй пальчиками правой руки. Растопырь их. Повтори все сначала. Встряхни руками.

Задание 2. Учимся точно и четко проводить пальчиком и указкой по ли­ниям. Запомни порядок выполнения задания: сначала надо узнать и назвать линию (прямая, волнистая или какая-либо другая). Затем двумя руками в воздухе нарисуй такую же линию. Потом по очереди указательным пальцем и указкой проведи точно по нарисованной в тетради линии. И, наконец, одним движением без остановки проводим по линии фломастером.

Найди в тетради поле 2. Посмотри внимательно и скажи, как называются такие линии (прямые). Посмотри, каждая прямая линия ограничена точками, а рядам с линией расположена стрелочка, которая указывает тебе направление движения: сверху вниз, слева направо и снизу вверх. Попробуй нарисовать в воздухе двумя руками эти прямые линии. Руки вытяни вперед, слегка согни их в локтях, движения делай размашистые, легкие без напряжения. Рисуй ли­нии: сверху вниз, слева направо, снизу вверх. Помни, движения должны быть такими же прямыми, как нарисованные линии. Теперь пальцем, а затем указ­кой проведи по каждой линии от точки до точки. Глазами следи за точностью движения по линии. Возьми фломастер и обведи линии им. Старайся рисовать линию от точки до точки одним движением без отрыва руки. Как называются линии, которые ты рисовал? Какая линия получилась самой точной?

Задание № 3. Волшебник Штрих любит штриховать квадратное поле, то есть проводить на нем разные линии. Сначала он рисует квадратное поле. По­кажи его (обведи указательным пальцем). Затем волшебник штрихует его так, чтобы выделить две части: большую по площади и меньшую. Делает он это разными способами: выбирает разные по длине штрихи, меняет направление штрихования или изменяет расстояние между штрихами. В воздухе одной ру­кой рисуй короткие и длинные штрихи; штрихи, которые располагаются рядом друг с другом и далеко друг от друга; штрихи, идущие в разных направлени­ях. Теперь посмотри на заштрихованное поле в рабочей тетради. Покажи большое, а затем маленькое поле. С помощью цветных карандашей выдели (раскрась) части так, чтобы они отличались не только штрихом, но и цветом. Сколько карандашей тебе потребуется? Почему?

Задание № 4. Познакомься с трафаретом «выручалка». Он научит тебя уверенно проводить линии. Найди изображения квадратов. Выбери любой квадрат. Положи его на темную бархатную бумагу. Какая геометрическая фи­гура хорошо видна? Придерживая трафарет левой рукой, пальчиком правой проведи по контуру так, чтобы ощутить касание и по трафарету, и по бархат­ной бумаге. Найди в тетради пустое поле с цифрой 4. На этом поле при помо­щи трафарета нарисуй квадрат. Карандаш при этом должен касаться стенки трафарета. Убери трафарет. Получился квадрат? Рядом нарисуй такую же фи­гуру без помощи « выручалки».

Задание № 5. Минутка отдыха. Закрой тетрадь. Посмотри на свои ладош­ки. Расслабь пальчики. Закрой ладошками глаза, не надавливая на них. При­крой веки. Расслабься, несколько минут послушай музыкальный фрагмент (стихотворение).

Задание № 6. Волшебница Стрелочка умеет определять, куда показывает стрелка. Давай позовем волшебницу, пусть она и нас научит своему умению. Для этого встань, потянись, встряхни руками. А теперь большими, размашис­тыми движениями кисти и руки покажи разные направления и скажи: «При­ходи к нам в гости, Стрелочка!» (Вместе с ребенком покажите и назовите че­ тыре направления: направо, вниз, налево, вверх.) Теперь сожми кулак, ладо­нью другой руки обхвати его. Выпрями спину. Положи подбородок на получившийся «замок». Он помогает держать голову в положении прямо. Ру­ки согни в локтях. Садись. Волшебница пришла, но нам ее не видно (она же волшебница!) и принесла нарисованную стрелку. Положи лист так, чтобы стрелка на нем показывала направление сверху вниз. Покажи рукой и назови направление стрелки. Возьми лист за края посередине. Локти поставь на стол. Носиком коснись нарисованной стрелки, а теперь медленно отводи лист от ли­ца. Тебе должна быть видна вся стрелка. Старайся лист держать так же и про­следи глазами от начала до конца стрелки. Выполни упражнение 3—5 раз. По­ложи лист. Закрой, потом снова открой глаза. Встань, сложи руки в «замок», подбородок положи на него. Посмотри вперед на стену (доску) и еще раз выпол­ни движения глазами сверху вниз (длина воображаемой стрелки 2—3 м).

Задание № 7. Найди поле 7. Узнай и назови то, что на нем изображено. Возьми два любых цветных карандаша. Прямой линией одного цвета соедини то, что растет на одном дереве, прямой линией другого цвета — картинки од­ного размера.

Задание № 8. Игра «Гонки». Найди поле 8. Представь, что ты гонщик и те­бе предстоит участвовать в соревнованиях. «Гоночная машина» должна «про­мчаться» по дороге от старта до финиша. Роль машины будет выполнять фло­мастер в руке гонщика. Гонщик готовится к соревнованию и знакомится с трас­сой. Посмотри, на рисунке изображены две трассы. На каждой из них одной точкой отмечен старт, то есть начало движения, а тремя точками — финиш.

Что такое финиш? Указательным пальцем проследи движение от старта до финиша сначала по одной трассе, затем — по другой. Теперь будь вниматель­ным: гонщик выиграет соревнование, если «помчится» со старта по команде «марш», а остановится за финишем, и только если машина будет двигаться прямо посередине трассы. Давай потренируемся. Выбери трассу; руку распо­ложи сбоку от трассы так, чтобы она находилась между стартом и финишем и не закрывала от глаз края трассы; указательный палец поставь на точку «старт» и по моей команде покажи, как будет мчаться «машина» к финишу. «На старт, внимание, марш!» А теперь возьми фломастер и поставь его на стартовую точку. Не забудь расположить руку сбоку от трассы, посередине между стартом и финишем. Глаза одновременно видят старт, края трассы, фи­ниш. «На старт, внимание, марш!» Посмотри, какой след оставила гоночная машина? А теперь поиграем в «Гонки» на второй трассе.

Задание № 9. Игра «Укол». Посмотри на карточку. Покажи и назови каж­дое изображение. Теперь послушай: точка, крестик и стрелка играют в игру «Укол». Точка с помощью стрелки хочет уколоть крестик. Для этого она «пу­скает» стрелку точно в сторону крестика. Покажи (проследи пальцем) на кар­точке, как это получилось у точки. А крестик, чтобы его не укололи, может от­бегать в разные стороны от точки. Крестик очень ловкий, быстрый и стрелка его никогда не касается, хотя и приближается к нему. Это правило игры: стрелка показывает направление, пытается уколоть, но не касается крестика. Покажи на карточке местоположение крестика. Поверни карточку и покажи местоположение крестика теперь. Поворачивая карточку, найди новые вари­анты расположения крестика. Найди в тетради поле 9. Нарисуй точку и крес­тик. Теперь с помощью стрелки изобрази их игру. Помни, стрелка не касает­ся ни точки, ни крестика.

Задание № 10. Открой поле 10. Посмотри, на нем изображен ряд клеток. Проведи пальцем слева направо по ряду. Много или мало клеток в ряду? По­кажи первую (крайнюю) слева клетку, раскрась ее любым цветным каранда­шом. Продолжи раскрашивание через каждую последующую клетку. Старай­ся не выходить за пределы клетки. Положи карандаш. Сколько нераскрашенных клеток осталось?

Занятие 2

Задание № 1. Сколько точек перед тобой? Левой ладошкой закрой левую, правой — правую точку. Подними руки и встряхни ими. Теперь пусть каждый пальчик левой и правой рук поздоровается со «своей» точкой: постарайся каждым пальчиком точно попасть в точку. Пальчики растопырены. Пальцы обеих рук направлены друг на друга и работают одновременно. Начинай здо­роваться с больших пальцев. Не забудь словом «Привет!» поздороваться с точ­кой. А теперь выполни то же задание, но начиная с мизинцев. Встряхни паль­чиками.

Задание № 2. Учись следить глазами за движениями, которыми прово­дишь по линии. Вспомни, как называлась линия, по которой ты проводил фло­мастером в прошлый раз. В тетради найди поле 2. Посмотри, точки соединены дугами, образующими полукруги. Какой полукруг тебе больше нравится? В воздухе двумя руками одновременно нарисуй этот полукруг, а затем противо­положный, то есть такой, который смотрит в другую сторону. Руки при этом должны быть слегка согнуты в локтях, их движения легкие, без напряжения. Интересно, что получится, если соединить такие полукруги? Проведи сверху вниз и слева направо от точки до точки по линиям-дугам сначала пальцем, по­том указкой. Называй направление движения, которое показывает стрелоч­ка. Проведи по линиям так же фломастером. Движения выполняются от точ­ки до точки, без остановки. Глаза следят за фломастером.

Задание № З.С тобой снова играет волшебник Штрих. Рассмотри рисунок и определи, какими штрихами выделено большее (меньшее) по площади поле. Какие штрихи — длинные или короткие — расположены ближе друг к другу? Какое из заштрихованных полей тебе больше нравится? Выдели (раскрась) его любым цветом. Старайся не попадать на соседнее поле. Для этого при рас­крашивании время от времени останавливайся, чтобы еще раз проследить гра­ницы полей, затем снова продолжай работу карандашом.

Задание № 4. Трафарет «выручалка» научит тебя рисовать круг. Положи указательный палец на вырез, проведи по контуру. При движении положение пальца не меняется: подушечка смотрит вниз, ноготь — вверх. Повтори дви­жение. Теперь положи трафарет на темную бархатную бумагу. Какая геомет­рическая фигура хорошо различима? Придерживая трафарет пальцем, прове­ди по вырезу: пальчик касается трафарета и бархатной бумаги. Проделай то же пальцем другой руки. Найди поле 4. С помощью трафарета и карандаша нарисуй круг. Рядом нарисуй такую же фигуру, но уже без помощи « выручал -ки». Есть ли отличия в изображенных тобою кругах?

Задание № 5. Минутка отдыха. Закрой тетрадь. Встань. Посмотри на свои ладошки. Расслабь пальчики. Закрой ладошками глаза, не надавливая на них. Прикрой веки. Расслабься, несколько минут послушай музыкальный фрагмент или стихотворение.

Задание № 6. Волшебница Стрелочка предлагает тебе нарисовать линии движениями глаз. Давай ее пригласим. Положи лист так, чтобы стрелка ука­зывала направление снизу вверх. Встань. Одновременно обеими руками раз­машистыми движениями покажи заданные Стрелочкой на листе направле­ния, сопровождая их словами-приглашением: «Приходи к нам в гости, Стре­лочка». Садись. Возьми лист в руки и займи исходное положение (см. занятие 1, задание № 6). Проследи глазами от начала до конца стрелки. Вы­полни это упражнение 3—5 раз. Положи лист, закрой, открой глаза. Встань, сложи руки в «замок», подбородок опусти на него. Посмотри вперед и еще раз выполни движения глазами снизу вверх.

Задание № 7. Покажи на картинке лимон, апельсин, банан. Желтым фло­мастером проведи линию между контурами лимона; оранжевого цвета — меж­ду контурами апельсина. Линии проводи сверху вниз. Направления движе­ния руки называй словами. Банан раскрась нужным цветом.

Задание № 8. Игра «Гонки». Сколько трасс предстоит проехать гонщику? Пальцем покажи направление движения по каждой трассе. Вспомни и рас­скажи, какие правила должен соблюдать гонщик. (Рука располагается сбоку

и посередине трассы, глаза стараются видеть одновременно старт, финиш и края трассы. Обязательное правило — остановка руки строго за точкой фини­ша.) Выбери любую трассу и покажи расположение руки. Что значит «про­мчаться»? (Пройти без остановки от старта до финиша.) А теперь игра: «На старт, внимание, марш!» Проследи по следу карандаша, насколько прямо двигалась машина. Проходит ли линия-след посередине трассы? Если да, то ты победил. А теперь пусть гонщик промчится по второй и третьей трассам.

Задание 9. Игра «Укол». Возьми карточку. Выбери любой вариант рас­положения крестика по отношению к точке. Для этого поворачивай карточку. Вспомни и расскажи правила игры. В тетради нарисуй точку и крестик на иг­ровом поле 9. С помощью стрелки изобрази их игру. Помни, стрелка не каса­ется ни точки, ни крестика.

Задание 10. Посмотри и скажи, как расположены клетки. Сколько ря­дов клеток ты видишь? Покажи каждый ряд. В первом ряду раскрась клетки цветным карандашом в том же порядке, как делал это на предыдущем заня­тии (начиная с левого края, через одну клетку). Во втором ряду раскрась клет­ки в другом порядке, так, чтобы получилось «шахматное» поле. С какой по счету клетки ты начнешь?

Занятие 3

Задание 1. Давай поиграем пальчиками. Сосчитай и ответь, сколько то­чек здесь изображено? Обрати внимание на то, что две точки расположены вы­ше, а две — ниже. Левой ладошкой закрой две точки слева — верхнюю и ниж­нюю. А какие точки ты закроешь правой ладошкой? Теперь — игра: каждый пальчик левой руки здоровается с нижней и верхней точками по очереди: сна­чала с нижней левой точкой, а затем сразу с левой верхней точкой. Начинает здороваться большой пальчик. Когда один пальчик здоровается с точкой, дру­гие ему не мешают. Не торопись, главное — добиться, чтобы каждый пальчик .точно попал сначала в нижнюю, а затем в верхнюю точку. Для того чтобы пальчики не забыли поздороваться и с нижней, и с верхней точками, выпол­няй действия под счет: «Раз, два, раз, два...» На счет «раз» в какую точку по­падаем? А на счет «два»? А теперь пусть пальчики правой руки поздоровают­ся со «своими» точками. Еще два раза подряд выполни действия левой и пра­вой руками.

Задание № 2. Учимся следить глазами за движением руки по линии. Пе­ред тобой полукруги. Назовем их верхние и нижние полукруги. Нижние похо­жи на качели. Покажи их и сосчитай. Широким движением рук нарисуй в воздухе нижние полукруги. А на что похожи верхние полукруги? Покажи и назови их, нарисуй их рукой в воздухе. Теперь возьми тетрадь. От точки до точки проведи пальцем, а затем — указкой по линиям полукругов слева на­право. Следи глазами за движением: его направление показывает стрелка. На­зови направление движения. Обведи пальчиком два любых различных полу­круга (движение выполняется от точки до точки, без отрыва руки). Нижние полукруги заполни точками красного цвета. Верхние полукруги заполни точ­ками синего цвета. С одной стороны точки «не выпускает» линия (покажи ее),

а с другой стороны на границе стоят крупные точки, за которые цветные точ­ки не выходят. Закрой глаза, сосчитай до пяти. Открой глаза.

Задание № 3. К тебе снова пришел волшебник Штрих. Рассмотри приго­товленное им заштрихованное поле. Покажи длинные штрихи. Теперь — ко­роткие. В одном ли направлении они изображены? Покажи рукой это направ­ление в воздухе. Закрой глаза. Сосчитай до трех. Открой глаза. Еще раз посмо­три на заштрихованное поле. Чем различаются штрихи поля? Какой штрих тебе больше понравился: длинный и тонкий (узкий) или короткий и толстый (широкий)? Какое поле тебе лучше видно? Что можно изменить, чтобы ярче, четче выделялось другое поле? Измени его своим способом.

Задание № 4. Найди поле 4. Поработай с трафаретами: поочередно на каж­дую геометрическую фигуру наложи соответствующий трафарет. Постарайся в вырезе трафарета увидеть все стороны фигуры. Какой трафарет надо взять, чтобы продолжить ряд геометрических фигур? Продолжи ряд.

Задание № 5. Минутка отдыха. Встань, повернись спиной к стене (доске). Расслабь пальчики. Закрой ладошками глаза, не надавливая на них. Помор­гай, прикрой веки. Расслабься, опусти руки, несколько минут послушай му­зыку. Потянись.

Задание № 6. Волшебница Стрелочка просит тебя нарисовать глазами круги. Сначала рисуй по часовой стрелке. Назовем этот круг «Да». Встань. Нарисуй руками в воздухе круг «Да». Затем сделай то же самое, но уже про­тив часовой стрелки. Подними голову, расправь плечи, посмотри вперед и только движениями глаз нарисуй два круга «Да» и два круга «Нет». Потя­нись, садись.

Задание № 7. Узнай, назови и покажи на картинке ягоды. Ответь, какой формы плоды абрикоса, вишни, ягоды винограда, смородины. Покажи и назо­ви ягоды и плоды круглой формы. А теперь ягоды и плоды, имеющие оваль­ную форму. Давай научимся ставить крупную точку. Под ягодами, по форме похожими на овал, поставь точку фломастером, сильно прижимая его к бума­ге. Какая точка получилась: крупная или мелкая? Без усилия, чуть-чуть при­касаясь к бумаге, поставь точку под ягодами (плодами) круглой формы. Какая точка получилась? Раскрась ягоды по выбору. Что ты выбрал? Карандаш ка­кого цвета возьмешь?

Задание № 8. Игра «Гонки». Сколько трасс предстоит проехать гонщику? Выбери трассу для первой гонки, покажи ее. Покажи направление движения от старта к финишу на каждой трассе. Какие правила должен соблюдать гон­щик, чтобы промчаться по трассе? Как располагается при движении рука с ка­рандашом? Почему руку не стоит сильно прижимать к бумаге? Правильно, чтобы ее движение было быстрым, без остановки. Что глаза должны видеть на трассе одновременно? А теперь игра: «На старт, внимание, марш!» Проверь по следу, насколько прямо двигалась твоя машина. Проходит ли линия-след по­середине трассы? Повтори игру на второй трассе.

Задание 9. Игра «Укол». На игровом поле изображены точки и крести­ки. Пальцем покажи каждую точку и тот крестик, который она собирается «уколоть». С помощью стрелок изобрази все варианты игры. Объясни, как должна располагаться стрелка между точкой и крестиком.

Задание № 10. Посмотри, как расположены клетки на рисунке. Покажи два клеточных ряда и соедини их между собой так, чтобы получился третий ряд. Как это можно сделать? У тебя получилось клеточное поле. Сколько ря­дов клеток его составляют? Раскрась каждый ряд своим цветом. Помни, каж­дому цвету принадлежит только один клеточный ряд: старайся при раскра­шивании не попадать на соседний. Закрой тетрадь. Посмотри на доску. Пра­вильно ли я выполнила такое же задание?

Занятие 4

Задание № 1. Поиграй пальчиками с точками, как ты это делал на преды­дущем занятии (каждый пальчик должен поочередно точно попасть сначала в нижнюю, а затем сразу в верхнюю точки). Когда один пальчик здоровается с точкой, другие не должны ему мешать. Здоровайся под счет: «Раз, два, раз, два...» Начинай с большого пальца и нижней точки (2—3 раза). Встряхни пальчиками.

Задание № 2. Учись следить глазами за движением руки. Посмотри, как две точки соединяются линией-дугой, образуя полуовал. В воздухе двумя ру­ками одновременно нарисуй нижний и верхний полуовалы в том направле­нии, которое показывает стрелка. Руки двигаются свободно и плавно. Движе­ния широкие. Проведи по линиям справа налево от точки до точки по очере­ди: пальцем, указкой. Называй направление движения. Теперь фломастером проведи линии-дуги от тех же точек. Рука не останавливается, глаза следят за движением фломастера. Вспомни, точками какого цвета ты заполнял нижние и верхние полукруги на прошлом занятии. Возьми фломастеры тех же цветов. Старайся, чтобы точки точно располагались в поле полукруга.

Задание № 3. Волшебник Штрих для штриховки квадратного поля ис­пользовал не только длинные и короткие штрихи, но и расположил их в раз­ных направлениях. В каком направлении — слева направо или сверху вниз — расположены короткие штрихи? Указкой проведи по ним. Старайся не выходить за границы малого поля. Выдели (закрась) каждое из полей сво­им цветом. Держи в поле зрения границу двух полей, не пересекай ее.

Задание № 4. Трафарет «выручалка» научит тебя рисовать овал. Положи указательный палец на вырез и проведи по контуру несколько раз. Руками на­рисуй в воздухе овал. Положи трафарет на темную бархатную бумагу. Какая геометрическая фигура теперь хорошо различима? Придерживая трафарет, проведи пальцем по вырезу: пальчик одновременно должен касаться и трафа­рета, и бархатной бумаги. Найди поле 4. С помощью трафарета и карандаша нарисуй овал. Рядом нарисуй такую же фигуру без помощи «выручалки».

Задание № 5. Минутка отдыха. Закрой тетрадь, встань. Закрой глаза, сильно их зажмурь и расслабь (4—5 раз). Потянись. Расслабься и послушай музыкальный фрагмент.

Задание № 6. Волшебница Стрелочка просит тебя проследить глазами на­правление стрелки. Положи вертикально лист со стрелкой, определи и назови направление, которое она показывает. Теперь переверни лист так, чтобы на­правление стало противоположным. Возьми лист так, чтобы направление

стрелки было снизу вверх. Расположи лист перед лицом на удобном для глаз расстоянии. Проследи глазами сначала направление снизу вверх (3 раза), а за­тем противоположное — сверху вниз (3 раза). Встань, выполни эти же движе­ния глазами, «рисуя» длинные линии.

Задание № 7. Назови и покажи на рисунке абрикос, чернику, виноград. Возьми фломастер. Вспомни, что нужно сделать, чтобы получилась крупная точка. Поставь такую точку под изображением самого большого плода. Назо­ви то, что ты отметил крупной точкой. Какую форму имеют ягоды винограда, черники? С помощью трафаретов нарисуй рядом в пустых клетках форму каждой ягоды (плода).

Задание № 8. Игра «Гонки». Сколько трасс предстоит проехать гонщику? В каком направлении они расположены? Покажи направление движения по каждой трассе. Покажи трассу, имеющую направление, по которому ты рань­ше не мчался. Расположи правильно руку и покажи, как ты будешь двигать­ся по ней. Руку сильно не прижимай. Помни, глаза должны видеть и старт, и финиш, и края трассы одновременно. А теперь игра: «На старт, внимание, марш!» Проверь по следу, насколько прямо двигалась машина. Проходит ли линия-след посередине трассы? Если игра получилась, можешь переходить ко второй трассе.

Задание 9. Игра «Укол». На игровом поле одна точка и много крести­ков. Покажи их пальчиком: обрати внимание, крестики располагаются с раз­ных сторон от точки. Это означает, что точке придется наносить укол в разных направлениях. Смотри прямо, представь точку и рукой покажи направления укола «вниз-прямо», «вверх-прямо», «вниз-наискосок» (в любую сторону), «вверх-наискосок» (в другую сторону). Посмотри на поле. Выбери варианты игры (направление движения) точки с одним крестиком и с помощью стрелки изобрази ее. Одновременно обращай внимание на точку и крестик, с которым она играет. А теперь изобрази другие варианты игры. Если стрелка не касает­ся точки и крестиков, игра получилась.

Задание № 10. Если ты посмотришь на клеточное поле, то увидишь, что линии пересекаются так, что получается много крестиков. Образуй крест из указательных пальчиков. Пальчики должны быть прямые, как линии на кле­точном поле. Слегка постучи пальчиком о пальчик в месте их пересечения. Фломастером обозначь точкой на клеточном поле место пересечения линий. Подумай и скажи, что можно сделать, чтобы точка выделялась. Выполняй.

 

 

Занятие 5

Задание № 1. Сколько перед тобой точек? Как они расположены? Ладош­кой левой руки прикрой левую точку, правой — правую. Сегодня обе руки дей­ствуют одновременно. Когда каждый пальчик левой и правой руки будет здо­роваться со «своей» точкой, не забудь произнести «Привет!». Пальцы рук смо­трят друг на друга. Выбери, какие пальчики (мизинцы или большие) будут здороваться первыми. Выполни упражнение 3—4 раза. Встряхни пальчиками.

Задание № 2. На поле 2 изображены волнистые линии, которые ты будешь обводить фломастером. Но сначала нарисуй их в воздухе кистями рук. При

этом движения должны быть плавными, чтобы получилась волна. Теперь про­веди по линиям слева направо от точки до точки по очереди: пальцем, указ­кой. Старайся не отрывать руку. Фломастером обведи линии, называя направ­ление движения: слева направо. Покажи верхние, затем нижние полуовалы. Поле нижних полуовалов заполни точками голубого цвета. Поле верхних по­луовалов — точками розового цвета.

Задание № 3. Волшебник Штрих выбрал очень короткие штрихи. На боль­шом поле покажи указкой несколько таких штрихов. В одном месте волшеб­ник сбился и нарушил расстояние между штрихами. Получилось другое зашт­рихованное поле, меньшего размера. Закрой глаза, сосчитай до трех. Открой глаза. Посмотри по очереди на каждое поле. Какое тебе больше нравится? Вы­дели (закрась) его любым цветом. Старайся не попадать при закрашивании на другое поле.

Задание № 4. Найди поле 4. Поработай с трафаретами: поочередно на каж­дую геометрическую фигуру наложи соответствующий трафарет. Постарайся в вырезе трафарета увидеть границы геометрической фигуры. С помощью тра­фарета продолжи ряд геометрических фигур.

Задание № 5. Минутка отдыха. Встань. Давай поиграем: закрой глаза, сильно их зажмурь, расслабься (4—5 раз). Потянись. Расслабься и послушай музыку. Потянись.

Задание № 6. Поиграй с волшебницей Стрелочкой. Сложи руки в «замок» перед грудью, расправь плечи, подбородок положи на руки. Посмотри вперед на стену (стенд). «Напиши» глазами 5 прямых линий от точки до точки. Верх­няя точка — начало движения, нижняя — окончание.

Задание № 7. Назови и покажи на рисунке овощи. Какой из нарисованных овощей больше всего нравится тебе на вкус? Покажи его и обозначь нижним полуовалом. Какой овощ больше всего понравился тебе по форме? Покажи, назови его и отметь верхним полуовалом. Оставшиеся овощи обозначь мелки­ми точками. Посмотри на всю картинку и расскажи, как отмечен каждый овощ.

Задание № 8. Игра «Гонки». Сколько трасс предстоит пройти гонщику? Покажи направление движения по каждой трассе. Для первой гонки выбери любую понравившуюся трассу. Возьми карандаш. Расположи руку так, чтобы твои глаза видели и старт, и финиш, и края трассы. «На старт, внимание, марш!» Проверь по следу, насколько прямо двигалась машина. Проходит ли линия-след посередине трассы? Повтори игру, но уже по второй трассе.

Задание № 9. Игра «Укол». В сегодняшней игре каждая точка колет один-единственный крестик. Посмотри на игровое поле и покажи крестик. С помо­щью стрелок изобрази каждый вариант игры. Когда проводишь стрелку, твои глаза одновременно должны видеть и точку, которая «пустила» стрелку, и крестик.

Задание № 10. Клеточки расположились в три столбика. Покажи каждый столбик, проводя пальцем сверху вниз. Сколько клеток в одном столбике? Раскрась в первом столбике первую клетку, во втором — вторую. Какую по счету клетку ты заштрихуешь в третьем столбике?

Занятие 6

Задание 1. Сколько точек здесь изображено? Ладошкой левой руки за­крой точки, расположенные слева, правой — справа. При таком расположе­нии точек каждый пальчик по очереди здоровается с двумя точками. Начина­ем здороваться с мизинцев и с верхних точек, под счет. А теперь выполни за­дание в обратном порядке. Встряхни пальчиками.

Задание 2. Как называются такие линии? Проведи по линиям справа налево по очереди: пальцем, указкой. Старайся, чтобы твои движения были плавными, для этого не отрывай руку. Фломастером обведи волнистые линии, прослеживая движения глазами и называя направление движения (справа на­лево). Нижние полуовалы заполни мелкими точками зеленого цвета. Верхние полуовалы заполни любыми по размеру точками оранжевого цвета.

Задание № 3. Посмотри на заштрихованное поле. Волшебник Штрих раз­делил его необычным способом. Глядя на него, можно увидеть большое поле и одно маленькое, или большое и два маленьких. Какие поля видишь ты? Выде­ли их разными цветами.

Задание 4. Положи трафарет на обозначенные точки так, чтобы они бы­ли видны тебе внутри выреза. Совмести трафарет круга с нарисованными точ­ками. Обведи круг не останавливаясь и не отрывая руки. Второй точечный круг обведи без трафарета: одним движением проведи по точкам в любом на­правлении.

Задание 5. Минутка отдыха. Закрой тетрадь. Опустись на колени. По­смотри на ладошки. Расслабь пальчики. Закрой ладошками глаза без нажи­ма. Прикрой веки. Расслабься. Послушай музыку.

Задание № 6. Поиграй с волшебницей Стрелочкой. Сложи руки в «замок» за головой, расправь плечи, посмотри вперед без напряжения, спокойно. «На­пиши» глазами круги: 4 — по часовой стрелке, 4 — против часовой стрелки. Старайся, чтобы круги получились ровными.

Задание 7. Перед тобой два рисунка. На каждом внизу изображены ово­щи, наверху — ботва овощей (веточки с листочками). Узнай и назови овощи. Указкой сверху вниз проведи по линии, соединяющей ботву и корнеплоды. Глазами следи, чтобы кончик указки двигался точно по линии. Глав­ное — точно провести по каждой линии. Ботва какого овоща тебе больше по­нравилась? Раскрась ее и овощ. Карандаши какого цвета ты возьмешь? Обо­значь плод и ботву любого другого овоща либо точкой, либо полуовалом.

Задание 8. Игра «Гонки». Покажи направление движения от старта к финишу по каждой трассе. Выбери любую трассу. Объясни, как правильно следует расположить руку, чтобы одним движением промчаться от старта к финишу. Когда «машина» должна остановиться? С чем это связано? Не забы­вай: глаза видят и старт, и финиш, и края трассы. Возьми карандаш. «На старт, внимание, марш!» Проверь след от движения машины. Проходит ли ли­ния-след посередине трассы? Если игра удалась, можешь переходить ко вто­рой трассе.

Задание 9. Игра «Укол». Сегодня одна точка играет с множеством кре­стиков. Сколько их? «Пусти» стрелки от точки к каждому крестику. Стрелка

не касается точки и крестика. Старайся одновременно видеть точку, стрелку, которую рисуешь, и крестик, в который «целишься».

Задание № 10. Посмотри на клетки и скажи, как они расположены. Поду­май, как соединить столбики так, чтобы получилось сплошное клеточное по­ле? Создай клеточное поле. Цветным карандашом проведи линии снизу вверх посередине каждого столбика. Другим цветом проведи линии слева направо посередине каждого ряда. Сколько клеточных рядов и столбиков получилось?

Занятие 7

Задание № 1. Поздоровайся с точками. Старайся попадать в верхние и нижние точки одновременно пальчиками левой и правой рук. Начинай с ми­зинцев. Выполняй задание под счет. А теперь — в обратном порядке (2 раза). Встряхни пальчиками.

Задание № 2. На поле 2 нарисованы зигзаги из прямых линий. Прямая, нарисованная снизу вверх, называется «Зиг», а сверху вниз — «Заг». Указкой покажи каждую прямую. Давай назовем их. Возьми три разноцветных флома­стера. Обведи каждый зигзаг (педагог в воздухе изображает элемент). Выбери цвет для первого зигзага. Что подсказывает тебе стрелка? Не снимая колпа­чок, проведи фломастером по линии первого зигзага. Линию проводим от точ­ки до точки без остановки. Выбери цвет для второго зигзага и продолжи рабо­ту. Обведи каждый зигзаг задуманным цветом: линию проводи точно от точки до точки без остановки, вслух проговаривая ее название — «зиг» или «заг».

Посмотри, линии одного цвета ограничивают нижнее поле зигзага. Пока­жи поле, образованное из линий красного (синего, зеленого) цвета. Сколько нижних полей получилось? Выбери любое поле и заполни его точками. Ста­райся, чтобы точки «не вышли» за поле зигзага, поэтому можешь точками обозначить его нижнюю границу. Получилось точечное поле. Какую форму оно имеет?

. Задание № 3. Волшебник Штрих выделил на квадратном заштрихован­ном поле (обведи его контур указкой) маленькое поле треугольной формы. Найди его и покажи. Закрой глаза, сосчитай до трех. Открой глаза. Посмотри на квадратное поле, а теперь — на поле треугольной формы. Какое поле тебе больше нравится? Выдели (закрась) его цветом.

Задание № 4. Найди поле 4 и поработай с трафаретами: поочередно поло­жи на каждую геометрическую фигуру соответствующий трафарет. Постарай­ся в вырезе трафарета увидеть стороны геометрической фигуры. При помощи трафарета продолжи ряд геометрических фигур.

Задание № 5. Минутка отдыха. Встань. Положи мизинцы под глаза, ос­тальные пальцы — на виски. На слово «бах» — «стрельба» глазами влево-впра­во (4 раза). Прикрой веки, сосчитай до пяти. Повтори «стрельбу» глазами. Опу­сти руки. Расслабь пальчики. Закрой глаза, послушай музыку. Потянись.

Задание № 6. Поиграй с волшебницей Стрелочкой. Сложи руки в «замок» на груди. Подбородок положи на руки. Посмотри вперед без напряжения, спо­койно. «Напиши» глазами круги: 4 — по часовой стрелке, 4 — против. Ста­райся, чтобы круги получились ровными.

Задание № 7. Рассмотри и покажи плод и черенок у яблока; корнеплод и его часть с корешками у репки; черенки и ягоды вишни; ягоду и стебелек клубники. Прямой линией отдели плод. Каждую линию нужно проводить од­ним движением слева направо. Раскрась любой плод. Если это овощ, отметь его верхним полуовалом, если нет — нижним. Расскажи, что и как ты обо­значил.

Задание № 8. Игра «Гонки». Посмотри на новую трассу. Что в ней необыч­ного? Правильно, это трасса с поворотом. Покажи старт и финиш. Пальцем покажи направление движения. Гонщик во время движения должен вовремя повернуть машину, чтобы не случилась авария. Потренируйся: сначала вы­полни заезд медленно указкой. Покажи, как будет располагаться рука. Руку не нужно прижимать сильно, а то не получится поворот. Приготовься: глаза видят старт, финиш, края трассы и поворот. Возьми карандаш. «На старт, внимание, марш!» Проверь по следу, насколько прямо двигалась машина. Проходит ли линия-след посередине трассы?

Задание № 9. Игра «Укол». Внимательно рассмотри игровое поле. На нем много точек и крестиков. Помни, одна точка колет один крестик. Сколько вариантов игры получилось? Касается ли где-нибудь стрелка точки или кре­стика?

Задание 10. Перед тобой клеточное поле. Покажи первый столбик сле­ва. Сколько клеток составляют столбик? Раскрась каждую клеточку столбика своим цветом. Проделай то же с последним столбиком. Закрой глаза, открой их. Посмотри на клеточное поле и обрати внимание на то, что первый и по­следний (пятый) столбики выделяются из других. Сколько осталось нераскра-шенных столбиков? Выбери любой из них. Определи, какой он по счету. Вы­дели его любым способом так, чтобы он отличался от других столбиков.

Занятие 8

Задание № 1. Сколько точек перед тобой? Как они расположены? По раз­меру точки такие же или мельче тех, с которыми ты «здоровался» раньше? Расскажи, как твои пальчики будут «здороваться» с ними. Поздоровайся под счет с точками, начиная с больших пальчиков, затем в обратном порядке. Вы­полни упражнение по три раза. Встряхни пальчиками.

Задание № 2. Перед тобой — зигзагообразная линия. Почему она так на­зывается? Сколько зигзагов составляют ее? Вспомни фигуру «зиг»-»заг». Ле­вой рукой в воздухе нарисуй такую же линию: проводя линию, называй ее. Правой рукой без остановки нарисуй в воздухе такую же линию. Теперь фло­мастером без отрыва и остановки руки обведи всю зигзагообразную линию в тетради. Выбери любое поле зигзага. Поставь в нем точку. Быстрыми движе­ниями преврати его в точечное поле.

Задание № 3. Волшебник Штрих загадал загадку. Штрихуя поле квадрат­ной формы, он изменил расположение штрихов, и в результате получилось не­большое поле другой формы. Каким по форме получилось меньшее поле? По­кажи его — обведи указкой. Закрой глаза, снова открой, посмотри на большое квадратное поле. Закрой глаза, открой, посмотри на маленькое треугольное поле. Проделай это еще раз. Фломастером обведи контур треугольного поля. С помощью линий, которые ты нарисовал, стало легче отличить малое заштри­хованное поле от большого. Каким еще способом можно четко разделить эти два поля?

Задание № 4. Найди поле 4. Положи трафарет на точечные фигуры так, чтобы они были видны тебе в вырезе. Совмести трафарет овала с нарисованны­ми точками. Без остановки руки карандашом обведи овал. Другой овал обведи без трафарета, по точкам.

Задание № 5. Минутка отдыха. Встань, потянись, сядь. Поставь локти на стол. Пальчики слабо сожми в кулачки. Соедини руки в «замок» перед грудью и положи на них подбородок. (Взрослый показывает ребенку правильное по­ ложение.) Посмотри вперед. «Стрельба» глазами. На слово «бух» делай быст­рые движения глазами вверх-вниз, как будто ты их выталкиваешь (2 раза). Прикрой веки. Сосчитай до пяти. Повтори «стрельбу». Разожми кулачки, расслабь пальчики. Руки висят вдоль туловища, голова слегка наклонена без напряжения, глаза закрыты. Послушай музыку. Потянись.

Задание № 6. Поиграй с волшебницей Стрелочкой. Сложи руки в «замок» перед грудью. Подбородок положи на руки. Посмотри вперед без напряжения, спокойно. «Напиши» глазами прямые линии: 4 вертикальные, 4 горизонталь­ные. Повтори упражнение.

Задание № 7. На рисунке изображены абрикос, слива, вишни. Все они раз­резаны так, что видны косточки. Узнай их по форме, величине и покажи аб­рикос, сливу, вишню... Нижним полуовалом отметь плоды, расположенные по бокам, верхним полуовалом — фрукты, находящиеся посередине. Расска­жи, какой линией обозначен каждый плод.

Задание № 8. Игра «Гонки». Найди старт на знакомой тебе трассе. Пока­жи направление движения машины. Будь внимателен: трасса с поворотом. Старайся промчаться по ней как можно быстрее, но строго посередине трассы. Покажи положение руки. Помни, руку прижимаем без усилия. Возьми каран­даш. Приготовься: глаза видят старт, финиш, края трассы и поворот. «На старт, внимание, марш!» Проследи, прямо ли двигалась твоя машина. Прохо­дит ли линия-след посередине трассы?

Задание № 9. Игра «Укол». Посмотри на игровое поле и определи (не счи­тая), чего меньше — крестиков или точек. Как можно изменить правила иг­ры, если точек меньше, чем крестиков? (Одна точка может колоть два кре­ стика.) Подготовься к этому варианту игры: определи, какие два крестика будет колоть каждая точка. Стрелка должна идти от точки к крестику, при этом рука не поворачивается. Сделай пробные движения в воздухе от точки к двум крестикам. Возьми карандаш. Играй.

Задание №10. Перед тобой клеточное поле. Обведи любым цветом каж­дую клетку, обозначенную точками. Сколько клеток ты обвел? В каком ряду таких клеток больше? Чтобы не ошибиться, покажи и внимательно рассмотри каждый ряд. Выделенные клетки этого ряда раскрась цветным карандашом. Остальные клетки раскрась другим цветом. Закрой глаза, снова открой их, посмотри на ряд с раскрашенными клетками и расскажи об их чередовании.

Занятие 9

Задание 1. Сколько крупных точек перед тобой? Пальчиками левой ру­ки поочередно «поздоровайся» с каждой точкой под счет: «Раз, два, три». На­чинай с ближайшей к левой руке точки. Следи, чтобы другие пальчики не ме­шали тебе видеть точку, с которой «здороваешься». Теперь сделай то же паль­чиками правой руки. А теперь — опять пальчиками левой руки, затем сразу пальчиками правой руки. Встряхни пальчиками.

Задание № 2. Перед тобой две волнистые линии. Посмотри на них. Чем они отличаются? (Их проводили в разных направлениях.) В воздухе нарисуй обеими руками каждую из этих волнистых линий (2—3 раза). Указкой обведи каждую линию в указанном направлении. Кончик указки двигается точно по линии. Фломастерами разных цветов обведи волнистые линии. Движения вы­полняй без остановки, внимательно следи за фломастером глазами.

Задание № 3. Волшебник Штрих приготовил для тебя новую игру. Рассмо­три заштрихованное поле, зрительно выдели углы и середину большого квад­рата. Какими по длине штрихами (короткими или длинными) пользовался волшебник? Закрой и открой глаза. Посмотри на изображение: различи и по­кажи малое заштрихованное поле. Чем оно отличается от большого поля? Ка­ким еще способом ты можешь выделить его? Выполняй.

Задание № 4. В верхних углах поля 4 изображены две геометрические фи­гуры. Назови их. Нарисуй при помощи трафарета такие же фигуры в нижних углах этого поля.

Задание № 5. Минутка отдыха. Закрой тетрадь. Встань. Повернись спи­ной к стене (окну). Расслабь пальчики. Закрой ладошками глаза без нажима. Поморгай глазами. Прикрой веки. Расслабься, послушай музыку.

Задание № 6. Волшебница Стрелочка просит тебя выполнить движения глазами в следующем порядке: два раза по кругу (направление движения про­извольное), два раза из стороны в сторону и опять два раза по кругу, но уже в другом направлении.

Задание 7. В вазе лежат лимоны, в миске — яблоки, на блюдце — клуб­ника. Покажи и назови их. Поставь мелкие точки на тех плодах и ягодах, ко­торые видны полностью. Возьми лист кальки, наложи его на рисунок. Обведи контуры тех ягод и фруктов, на которых ты поставил точки.

Задание № 8. Игра «Гонки». Перед тобой уже знакомая трасса. Но теперь расстояние от старта до финиша увеличилось. Проследи пальцем путь маши­ны, вовремя сделай поворот (для этого руку сильно не прижимай). Глаза ви­дят старт, финиш, края трассы и поворот. «На старт, внимание, марш!» Про­верь по следу, насколько прямо двигалась машина. Проходит ли линия-след посередине трассы?

Задание 9. Играем в игру «Укол». Сегодня каждая точка колет по два крестика. Возьми карандаш. Играй.

Задание 10. Посмотри на клеточное поле. Выдели точками клетки так, чтобы в каждом столбике их оказалось по две. Для того чтобы правильно и бы­стро выполнить задание, последовательно выделяя каждый столбик, ставь под ним значок.

Занятие 10

Задание № 1. Вспомни, как ты играл с такими точками на предыдущем за­нятии. Постарайся выполнить действия так, чтобы каждый пальчик точно по­пал в точку. Сначала работают пальчики левой руки, затем пальчики правой руки. Выполняй, начиная с мизинца и под счет раз-два-три (2—3 раза). Встряхни пальчиками.

Задание № 2. Перед тобой снова волнистые линии, но немного другие: они образованы из полукругов. Проведи пальчиком по волнистым линиям. В ка­ком направлении нарисованы полукруги? Сегодня мы не будем обводить ли­нию, а постараемся провести точно такую же, но расположенную рядом свер­ху. Сначала выполни задание, используя указку: ее кончик должен двигаться рядом с изображенной линией. Внимательно следи и контролируй движения кончика указки. Фломастером без отрыва руки проведи свои волнистые ли­нии. Выбери поле верхнего и нижнего полукруга, выдели их точками разного размера.

Задание № 3. Рассмотри заштрихованное поле: глазами обведи углы и се­редину квадрата. Какие отличия ты видишь? Закрой и открой глаза. Посмот­ри на изображение: различи на большом малое заштрихованное поле. Выдели его любым известным тебе способом.

Задание № 4. Перед тобой поле 4. Посмотри и определи сам, что тебе пред­стоит сделать. Сначала точки будешь обводить при помощи трафарета, а затем без него. Какое правило работы нужно помнить?

Задание № 5. Минутка отдыха. Встань, повернись спиной к стене (окну). Расслабь пальчики. Закрой ладошками глаза без нажима. Поморгай. При­крой веки. Расслабься, послушай музыку.

Задание № 6. Волшебница Стрелочка просит тебя выполнить движения гла­зами в следующем порядке: два раза — из стороны в сторону, два раза — по кру­гу, два раза — сверху вниз и опять два раза по кругу (в другом направлении).

Задание № 7. На прилавке выставлены овощи: кабачки, картофель, свек­ла. Обведи указкой лоток со свеклой, кабачками, картофелем. Посмотри на нарисованный картофель. Поставь по точке на тех овощах, контур которых виден полностью. Так же выдели полностью видимые кабачки и свеклу. Возь­ми лист кальки и переведи на нее контур каждого выделенного овоща.

Задание № 8. Игра «Гонки». Посмотри на трассу. Что ты можешь сказать о ней? Проследи глазами путь от старта к финишу. Приготовься к гонке: пра­вильно расположи руку. Помни: глаза видят старт, финиш, края трассы и по­ворот. «На старт, внимание, марш!» Оцени, прямо ли двигалась машина. Про­ходит ли линия-след посередине трассы?

Задание № 9. Игра «Укол». Посмотри на игровое поле. В сегодняшней иг­ре одна точка колет три крестика. Сколько точек на игровом поле? Покажи их. Выбери для каждой точки по три крестика, в которые она будет «пускать» стрелки. Покажи точку и три крестика. Обращай внимание только на точку и крестик, на точку и другой крестик, на точку и третий крестик. Выполняй.

Задание № 10. Посмотри на поле 10. Назови то, что на нем изображено. Из этих элементов тебе необходимо создать клеточное поле. Выполняй. А теперь подумай, что нужно сделать, чтобы получить два клеточных поля с более мелкими клетками. Обрати внимание на то, что клетки должны получиться одного размера. Выполняй.                                                                                                    |

Занятие 11

Задание № 1. Перед тобой две точки: крупная и мелкая. Покажи и назови их. С каждой точкой надо поздороваться. Какую точку будешь приветствовать первой? Поочередно каждым пальчиком обеих рук поздоровайся с этой точ­кой. А теперь проделай то же, но уже с другой точкой. Посмотри, первая точ­ка рада, что она оказалась первой, и улыбнулась так, что рот растянулся до ушей. Изобрази на своем лице радость первой точки. Вторая, напротив, обиде­лась и опустила уголки рта до подбородка. Изобрази ее обиду. А теперь выпол­ни действия пальчиками по очереди с каждой точкой и одновременно отобра­зи на своем лице радость и обиду.

Задание № 2. Найди поле 2 и внимательно рассмотри изображенные на нем волнистые линии. Задание будет таким же, как и на предыдущем заня­тии, но сегодня линия, которую ты будешь проводить, должна располагаться снизу, рядом с изображенной. Сначала выполни задание указкой: кончик ее должен двигаться рядом с изображенной линией в указанном направлении и не пересекать ее. Глазами контролируй движения кончика указки. Затем фломастером проведи волнистые линии без отрыва руки. Покажи нижние по­лукруги — качели. Сделай их поля точечными.

Задание № 3. С тобой играет волшебник Штрих. Посмотри на заштрихо­ванное поле. Разгляди и покажи на нем то место, где волшебник пользовался длинными штрихами и начертил их близко-близко друг к другу. Закрой гла­за. Сосчитай до трех. Открой глаза. Какую форму имеет малое заштрихован­ное поле? Проведи линии, которые четко ограничили бы это поле. Цветом вы­дели поле, заштрихованное мелкими и редкими штрихами. Расскажи о лю­бом из двух полей.

Задание 4. Посмотри на поле 4. В его правой части изображены геомет­рические фигуры. Покажи и назови их. С помощью трафаретов фломастером изобрази такие же фигуры в левой части поля. Свободной рукой придерживай трафарет. Старайся обводить по контуру выреза одним движением, без оста­новки руки.

Задание № 5. Минутка отдыха. Встань. Потянись. Закрой глаза, сильно их зажмурь, расслабь (4—5 раз). Отдохни и послушай музыку.

Задание № 6. Волшебница Стрелочка предлагает тебе движениями глаз нарисовать линии по заданным направлениям. Выбери один из листов, на ко­тором изображены сразу две стрелки. Положи его так, чтобы они показывали направление по диагонали (наискосок). В воздухе рукой нарисуй линии в предложенных направлениях. Сложи руки в «замок», подбородок положи на него. Смотри вперед, движениями глаз рисуй линии в этих направлениях. Те­перь проделай то же самое, но уже со вторым рисунком.

Задание № 7. Посмотри на рисунок и скажи, где изображены фрукты, а где — овощи. Пальцем обведи поле с фруктами, а затем — поле с овощами.

Какая линия разделяет поля овощей и фруктов? Назови ее. Указкой проведи но этой линии так, чтобы фрукты оказались внутри линии, а овощи — за ли­нией. С помощью фломастера преврати прерывистую линию-границу в целую. Плоды, называя их, внутри границы целой линии обозначь мелкими точка-пи, а за линией — крупными.

Задание № 8. Игра «Гонки». Посмотри на трассу. Сегодня движение будет сверхскоростным, то есть очень-очень быстрым, так как трасса прямая, без поворота и не очень длинная. Приготовься к быстрому, точному, прямолиней­ному движению. Помни, остановка за финишем. «На старт, внимание, марш!» Оцени, проходит ли линия-след посередине трассы?

Задание № 9. Игра «Укол». Рассмотри игровое поле. Сколько точек на нем 1©ображено? Сегодня одна точка колет по три крестика. Определи для каждой точки крестики, которые она будет колоть. Играй. Если стрелка нигде не ка­сается точки и крестика, ты выиграл.

Задание №10. Посмотри на клеточное поле. Тебе нужно найти верхнюю левую точку и соединить ее с другими точками линией без отрыва руки, но в определенной последовательности: ряд, столбик; ряд, столбик; ряд... и т.д. Пальчиком в воздухе нарисуем такую линию: ряд, столбик; ряд... Возьми указку и проведи нужную линию, проговаривая направление движения. Где расположена точка, завершающая линию? Теперь проследи последователь­ность направления движения только глазами. Выбери фломастер и так же четко, безошибочно, без отрыва руки соедини точки в заданной последова­тельности. Клетки, которые оказались над получившейся линией, раскрась одним цветом, под линией — другим.

Занятие 12

Задание № 1. Посмотри на рисунок. Сегодня мелкие точки расположены слева и справа. Ты уже умеешь здороваться с такими точками одновременно двумя руками. Но сегодня пальцы обеих рук должны смотреть строго вперед. Поздороваться надо три раза. Выполняя задание в первый раз, отобрази на ли­це радость (растяни рот до ушей), во второй раз — спокойствие, в третий раз — обиду (уголки рта надо опустить к подбородку).

Задание № 2. Посмотри на поле 2, расскажи, что на нем изображено. Пальцем от точки до точки обведи верхний полукруг. Направление движения указывает стрелка. Соедини таким же по высоте полукругом следующие две точки. Продолжи ряд.

Задание № 3. Посмотри на поле № 3. Волшебник Штрих загадал загадку. Различи, узнай и покажи на поле два квадрата. Какой способ четкого разделе­ния заштрихованных полей тебе интереснее: обводить границы малого поля или выделять его цветом? Используй этот способ.

Задание № 4. Найди поле № 4. Посмотри на него и перечисли изображен­ные на нем геометрические фигуры. С помощью трафарета продолжи ряд.

Задание № 5. Минутка отдыха. Закрой тетрадь. Опустись на колени, сядь. Посмотри на свои ладошки. Расслабь пальчики. Закрой ладошками глаза без нажима. Прикрой веки. Расслабься. Послушай музыку. Встань, потянись.

Задание № 6. Волшебница Стрелочка просит тебя нарисовать глазами пять кругов «Да» и пять — «Нет». Помни, что смотреть нужно вперед, голову не опускать. Выполняй. Потянись. Садись.

Задание № 7. На этой картинке линии-подсказки нет, но разделить поля
фруктов и овощей необходимо. Давай научимся проводить линию-границу без
ошибки и без отрыва руки. Прежде всего назови и покажи все нарисованные
овощи. Около каждого овоща поставь мелкую точку или несколько точек так,
чтобы они находились между овощем и ближайшим к нему фруктом. Указкой
последовательно проведи по точкам так, чтобы разделить поля овощей и
фруктов. Фломастером проведи линию-границу, соединяя точки.

Задание 8. Игра «Гонки». Посмотри на новую трассу. Что в ней необыч­ного? (Трасса с двумя поворотами.) Пальцем медленно проследи направле­ние движения. Какой поворот тебе легче и удобнее проходить? Особое внима­ние обрати на прохождение другого поворота, потренируйся, постепенно уско­ряя движение. Выбери место для расположения руки. Руку сильно не прижимай, так как движение будет достаточно долгим. Скорость движения нужно немного снизить, главное — «пройти» повороты без аварии. Возьми фломастер. Приготовься: глаза видят старт, финиш, края трассы и два пово­рота. «На старт, внимание, марш!» Оцени, прямо ли двигалась машина. Про­ходит ли линия-след посередине трассы?

Задание № 9. Игра «Укол». Рассмотри игровое поле. Сегодня одна точка колет все крестики. Сколько крестиков на игровом поле? Покажи крестик, который находится ближе всего к точке. Нарисуй между ними стрелку. Какая стрелка получилась: длинная или короткая? Теперь будь внимательным: по старайся все остальные стрелки рисовать такой же длины. Выполняй.

Задание 10. Посмотри на клеточное поле. Что о нем можно сказать' (Точки спрятались на пересечении линий сторон клеток.) Поставь указ ку в верхнюю точку. Последовательно от точки к точке проведи линию, про говаривая: «Столбик, ряд; столбик, ряд...». Теперь глазами проследи путь от первой верхней точки до последней нижней. Фломастером соедини точки без отрыва руки. Когда выполнишь, немного поморгай. Покажи первый верхний ряд. Отсчитай в этом ряду пятую слева клеточку. Фломастером дру гого цвета поставь в верхнем углу этой клеточки точку (как на первой кле точке). Самостоятельно нарисуй такой же путь: столбик, ряд; столбик, ряд столбик... и т. д.

Занятие 13

Задание 1. Какие точки перед тобой? Как они расположены? Сегодня пальчик каждой руки будет по очереди здороваться с нижней, а потом с верхней ней точками. С каким настроением ты будешь здороваться? Отобрази это ж строение на своем лице. Здороваться можешь под счет раз-два, а можешь при этом произносить слово «Привет!». Выполни задание три раза.

Задание № 2. Посмотри на поле 2. Какой полукруг на нем изображен (нижний)? Пальцем от точки до точки обведи его. Соедини таким же полукругом две другие точки. Продолжи ряд без остановки руки.

Задание № 3. Посмотри на заштрихованное поле, которое приготовил для тебя волшебник Штрих. Выдели и покажи большое и малое поля. Как волшеб­ник Штрих выделил малое поле? Закрой глаза, сосчитай до трех, открой. Ка­кой формы малое поле? Что нужно сделать, чтобы малое заштрихованное по­ле превратить в клеточное? Выполняй задание черным фломастером. Старай­ся, чтобы клеточки получились ровными.

Задание № 4. Перед тобой поле 4. Сначала обведи точки при помощи трафа­рета. Руку при движении не останавливай. Теперь попытайся выполнить то же задание, но уже без трафарета. Фломастер должен двигаться точно по точкам.

Задание № 5. Минутка отдыха. Встань. Положи мизинцы под глаза, а ос­тальные пальцы — на виски. «Стрельба» глазами влево-вправо (в видимые пальцы) на слово «бах». (Задание повторяется четыре раза.) Прикрой веки, сосчитай до пяти. Повтори «стрельбу». Опусти руки вдоль туловища. Рас­слабь пальчики. Глаза прикрой, послушай музыку. Потянись.

Задание № 6. Волшебница Стрелочка просит тебя выполнить движения глазами в следующем порядке: два раза — из стороны в сторону, два ра­за—по кругу, два раза — сверху вниз и опять два раза по кругу (в другом на­правлении).

Задание № 7. Посмотри на картинку. Кроме овощей, ягод и фруктов на ней нарисованы еще два предмета. Покажи и назови их. В мешок собирают овощи, а в корзину — фрукты и ягоды. С помощью линии-границы тебе надо фломастером разделить два поля: на одном должны оказаться мешок и овощи, на другом — ягоды, фрукты и корзина. Как ты расставишь точки между ово­щами и фруктами с ягодами, чтобы затем безошибочно провести разделитель­ную линию-границу? Начинай проводить линию с верхней точки и закончи у нижней.

Задание № 8. Игра «Гонки». Сегодня ты будешь тренером, тебе предстоит научить двигаться по трассе нового гонщика, который еще ни разу не участво­вал в соревновании. Сначала ты объяснишь ему все, что нужно знать для того, чтобы быстро и правильно промчаться по трассе, а затем покажешь само дви­жение. Учи: объясни, покажи, дай команду.

Задание № 9. Игра «Укол». Рассмотри игровое поле. Сегодня одна точка колет по два крестика. Определи, в какие крестики будет «пускать» стрелки каждая точка. Постарайся, чтобы каждые две стрелки, «пущенные» одной точкой, были одинаковыми по длине. Для этого определи сначала меньшее расстояние. Старайся, чтобы стрелки не касались точки и крестика. Играй.

Задание № 10. Посмотри на клеточное поле. Вспомни клеточное поле, с которым ты работал на предыдущем занятии. Сравни эти поля и определи, чем они похожи и чем отличаются? (На обоих имеются точки, только на но­ вом поле они расположены в правой части.) Рисовать путь, соединяя точки, сегодня необходимо в противоположном направлении. Фломастером отметь последовательно: столбик, ряд; столбик... Соедини точки без отрыва руки. Когда выполнишь, немного поморгай. Покажи первый верхний ряд. Отсчитай пятую клеточку от точки начала движения. Фломастером другого цвета по­ставь в верхнем углу этой клеточки такую же точку. Самостоятельно нарисуй такой же путь: столбик, ряд; столбик, ряд...

Занятие 14

Задание 1. Посмотри на рисунок. Какие точки здесь изображены? Как они расположены? Сегодня пальчик каждой руки должен по очереди поздоро­ваться сначала с нижней, а потом с верхней точкой. Касаясь точки, пальчик смотрит вперед. Другие пальчики при этом держи так, чтобы они не закрыва­ли точки. Здороваясь с точками, изображай на лице разные настроения. По­втори задание три раза.

Задание М 2. Посмотри на поле 2. Что на нем изображено? Пальцем от точки до точки обведи верхний полуовал. Фломастером соедини такими же полуовалами следующие каждые две точки. Работай слева направо.

Задание № 3. Волшебник Штрих приготовил для тебя новую загадку. Найди поле 3. Рассмотри его. Какую геометрическую фигуру спрятал Штрих на квадратном заштрихованном поле? Правильно, треугольник. Выдели его любым способом.

Задание № 4. Перед тобой поле 4. Посмотри и определи, что тебе предсто­ит сделать. Сначала будешь обводить точки при помощи трафарета (постарай­ся сразу положить его точно), затем без него. Помни, рука должна двигаться без отрыва и остановки. Выполняй.

Задание № 5. Минутка отдыха. Закрой тетрадь. Встань. Повернись спи­ной к стене (окну). Расслабь пальчики. Закрой ладошками глаза. Поморгай. Прикрой веки. Расслабься. Послушай музыку. Потянись.

Задание № 6. Поиграй с волшебницей Стрелочкой. Сложи руки в «замок» перед грудью, расправь плечи, подбородок положи на руки. Смотри вперед. «Напиши» глазами по пять горизонтальных линий в противоположных на­правлениях.

Задание № 7. Посмотри на картинку и послушай историю. Папа, дочка и мама любят по одному из нарисованных здесь фруктов. Какие фрукты изобра­жены на картинке? Покажи и назови. Я буду называть по очереди каждого члена семьи и уточнять, какие фрукты он не любит. Если ты будешь внима­тельно слушать и следить глазами, то узнаешь и выберешь для этого члена се­мьи его любимый фрукт. Возьми фломастер и слушай: «Папа не любит грушу и банан. Что любит папа?» Поставь на выбранном тобой фрукте точку. Соеди­ни прямой линией эти два изображения (папы и фрукта). «Дочка не любит ананас и банан. Что любит дочка?» Правильно, грушу. Поставь на ней точку. Проведи линию от портрета дочки к груше. «Мама не любит грушу и ананас. Что любит мама?» Поставь точку. Проведи линию от портрета мамы к банану.

Задание 8. Игра «Гонки». Посмотри на трассу и подумай, какая линия-след получится после гонки (волнистая). Глазами медленно проследи путь машины, затем рукой так же медленно нарисуй его в воздухе. Пальцем прове­ди по направлению движения так, чтобы получилась волнистая линия. Рука находится достаточно далеко от края трассы. Это связано с тем, что траекто­рия пути достаточно длинная и по времени движение тоже довольно продол­жительное. Это задание отличается от движения по прямой трассе: там оно бо­лее скоростное. Приготовься: возьми фломастер, расположи руку, сильно ее не прижимая, и помни, что глаза видят сразу всю трассу. Произнесем вместе:

«На старт, внимание, марш!» Оцени, получилась ли у тебя плавная, волнис­тая линия-след и проходит ли она посередине трассы.

Задание № 9. Игра «Укол». Рассмотри игровое поле: точек здесь сегодня столько же, сколько и крестиков. Следовательно, каждая точка колет один крестик. В сегодняшней игре надо выполнить одно условие: все стрелки, кото­рые ты будешь рисовать, должны быть одинаковыми по длине. Чтобы выпол­нить это условие, выбери для начала вариант, в котором расстояние между точкой и крестиком самое маленькое. Покажи этот вариант. Нарисуй стрел­ку, запомни ее длину. Играй, но помни, что все остальные стрелки должны быть такими же короткими. Проверь, нет ли касания между стрелкой и крес­тиком. Оцени, равны ли стрелки по длине.

Задание № 10. Посмотри на клеточное поле, найди и покажи нижнюю ле­вую точку. С нее начинай фломастером соединять другие точки в последова­тельности: ряд, столбик; ряд... Отсчитай от первой точки пятую клеточку в нижнем ряду, поставь в ней такую же точку. Фломастером другого цвета изо­брази такой же путь.

Занятие 15

Задание № 1. Перед тобой две не очень крупные по размеру точки, кото­рые расположены достаточно близко друг к другу. Поэтому, здороваясь с ни­ми каждым пальчиком обеих рук, нужно быть очень внимательным, чтобы при точном попадании в точку пальчики не мешали друг другу и смотрели прямо вперед. Расположи удобно руки и выполняй задание под счет раз-два.

Задание № 2. Посмотри на поле 2. Определи, какой линией соединяются две точки. Соедини таким же нижним полуовалом каждые следующие две точки.

Задание № 3. Волшебник Штрих снова приглашает тебя поиграть. Посмо­три на заштрихованное поле. Какую геометрическую фигуру спрятал Штрих? Вспомни предыдущее занятие и постарайся объяснить, что изменил волшеб­ник Штрих. (Если ребенку трудно вспомнить, можно открыть задание пре­ дыдущего занятия и сравнить заштрихованные квадраты.) Выдели треу­гольник любым способом.

Задание № 4. На поле 4 с помощью нужных трафаретов фломастером за­полни пустые углы. Какие геометрические фигуры у тебя получились?

Задание № 5. Минутка отдыха. Закрой тетрадь. Опустись на колени. Закрой ладошками глаза без нажима. Прикрой веки. Послушай музыку. Потянись.

Задание № 6. Поиграй с волшебницей Стрелочкой. Сложи руки в «замок» перед грудью. Подбородок положи на руки. Смотри вперед, без напряжения, спокойно. «Напиши» глазами круги: пять — по часовой, пять — против часо­вой стрелки. Движение по кругу выполняй до конца, без остановки. Помор­гай. Садись.

Задание № 7. Посмотри на картинку. На ней нарисованы папа, мама, доч­ка. Покажи их. На картинке также нарисованы ветки с ягодами. Я назову, а ты покажи малину, крыжовник, смородину. Как и на прошлом занятии, я буду называть по очереди каждого члена семьи и уточнять, какие ягоды он не

любит. Если будешь внимательным, то узнаешь любимые ягоды всех членов семьи. Фломастером тебе надо поставить точку возле выбранной тобой ягоды и соединить ее волнистой линией с изображением соответствующего члена се­мьи. Слушай внимательно: «Папа не любит крыжовник и малину. Что любит папа?» Правильно, смородину. Соедини волнистой линией эти два изображе­ния. «Мама не любит смородину и крыжовник. Что любит мама?» Соедини линией эти два рисунка. «Дочка не любит крыжовник и смородину. Что лю­бит дочка?» Соедини линией эти два изображения. Какую ягоду не любят в этой семье? Если хочешь, выдели поле с веткой крыжовника. Это можно сде­лать разными способами. Предложи любой.

Задание № 8. Игра «Гонки». Сегодня трасса опять имеет форму волнистой линии. Кем ты будешь: тренером или гонщиком? (Дальнейшая инструкция предлагается в зависимости от того, какую роль выбрал ребенок.) Посмотри внимательно и оцени, получилась ли плавная волнистая линия-след и прохо­дит ли она посередине трассы?

Задание № 9. Игра «Укол». Выбери, в какой вариант игры ты будешь иг­рать сегодня: точка колет каждый крестик или одна точка колет два крести­ка? Выбери свой вариант игры и приступай. Длина стрелок сегодня произ­вольная. Оцени, выполнены ли правила игры.

Задание № 10. Посмотри на клеточное поле. Найди нижнюю крайнюю точку. Возьми фломастер и без остановки последовательно (столбик, ряд; столбик...) соедини точки. Вспомни путь, который получился у тебя на про­шлом занятии, и сравни его с тем, что получилось сейчас. Чем они отличают­ся? В какой по счету клеточке нижнего ряда надо поставить точку, чтобы изо­бразить такой же путь? Фломастером другого цвета нарисуй его.

 

                  

 

 

                                                               

 

 

Занятие 3, задание № 6.

 

 

 

 

 


                                                                                                             

 

 

Занятие 1,2,4,задание № 6

 

     

 

 


                                                                                                                                                        

 

Занятие 11,задание № 6

 

 

     
 

 

 


                                                                                                                                                      

 

 

Занятие 11,задание № 6.

 

 

Занятие 1,2, задание № 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трафарет «выручалка» (к заданию № 4).

Перед началом работы лист следует вынуть из рабочей тетради, наклеить на плотную бумагу или картон и аккуратно вырезать геометрические фигуры по контуру.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!