Использования духовного наследия в формировании гражданского общество.



Для раскрытия сущности национальной идеи и национально- духов­ных ценностей необходимо внести ясность в следующие понятия: характе­ристика понятия; содержание национально- духовных ценностей ; их воз­никновение и развитие (эволюция ) социальные цели и задачи (функции), строение (структура) методы и свойства действия, (технология) классифи­кация форм и видов; воздействие на другие сферы жизни общества. Понятие ценности очень обширное понятие, составной частью которой являются духовные ценности. Национально - духовные ценности это действия и принципы идеи и нормы необходимые и значимые для представителей определенной нации, служащие их интересам и целям. У каждого народа имеются передаваемые из поколения в поколение, превратившиеся в источник гордости народа духовные богатства. Напри­мер, у киргизского народа эпос «Манас», у египтян пирамиды, для францу­зов Лувр для узбекского народа Бухара, Хива, Самарканд. Наряду со своеобразным историческим наследием искусством и лите­ратурой в систему духовных ценностей входят обычаи и обряды, духовные отношения и нравственные качества наций и народностей. Они играют важную роль в сохранении самобытности народа в воспи­тании молодого поколения.

В национально – духовных ценностях находят свое отражение мировоз­зрение и отношение к жизни внутренний мир и образ жизни, народа. В них отражается духовный мир и образ мышления, чаяния и идеалы, честь и со­весть нации. Жизненные цели молодого поколения, ее представления о «герое времени» тоже формируются на основе духов­ных ценностей. Национально- духовные ценности способствуют совершенствованию положительных нравственных качеств и устранению недостатков. Духовность, национальные ценности играют неоценимую роль в сохра­нении национального самосознания, восстановлении исторической памяти, пробуждения чувства совершенной уверенности в будущее. Понятие духовного наследия и ценности являются многогранными по­нятиями и включают в себя:

 - историческое наследие и историческую память

 - памятник и культуры, древние рукописи

 - достижения науки и техники

 - искусство и национальную литературу

 - нравственные качества

- религиозные ценности

 - обычаи и привычки, традиции и обряды

 - просвещение, воспитание, образование и другое.

Обобщая сказанное можно сделать следующий вывод: Каждая состав­ная часть национально- духовных ценностей имеет важное значение в ук­реплении независимости и обеспечении будущего народа.

Место и значения идеологии зороастризма в цивилизации человечества.

 Возникновение зороастризма "Авеста" - важный источник по истории народов Средней Азии.

Огромный прогресс наблюдался и развитии духовной жизни человеческого общества, которое проделало эволюцию от примитивных религиозных верований до первой религиозной системы- зороастризма, который является самой древней из мировых религий- откровений. Он был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э.- Аеменидской, Парфянской и Сасанидской, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность. Знакомство с ним было бы невозможно без "Авесты" - священной книги зороастрийцев, которая является важнейшим источником изучения истории народов Средней Азии. Название религии пошло от имени пророка Заратуштры .Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину. Роль человека в религиозной системе зороастризма определяется концепцией свободного выбора. Человек выбирает между добром и злом, и его действия имеют определяющее значение в ходе мировой борьбы доброго и злого начал.Наиболее чтимыми богами авестийского пантеона были бог солнца и света Митра, а также богиня плодородия и вод Анахита. Само название "Авеста" происходит от среднеперсидского слова "apastak", позже - "αβαѕtâγ" - "основа" /или по иным толкованиям, "установление", "предписание", "восхваление"/.

Место появления "Авесты". Ни по одному научному вопросу не было высказано такое количество самых разноречивых гипотез, как по вопросу о родине учения зороастризма. В частности, существует "западная теория", сторонники которой считают, что распространение зороастризма началось из Мидии, и "восточная теория", согласно которой колыбелью зороастризма являются области Средней Азии - Согд, Бактрия, Хорезм или Фергана. Наибольшее число приверженцев в научной литературе имеет теория, связывающая первые шаги Заратуштры с Хорезмом, поскольку историческая традиция говорит о Хорезме, как о стране, где впервые был зажжен священный огонь зороастризма /"ат /д/ ар - хурра"/, описанный в "Авесте", и как об обетованной стране "Эран-ведж" в авестийской передаче – Айриана - ваэджа,/ где Ахура =Мазда явился к Заратуштре. Описание Эран-веджа, соответствующее географическими климатическим условиям Хорезма, в дается "Авесте".

В ней дается также описание страны, где родился и начал свою деятельность Заратуштра. Это " страна, где управляют и предводительствуют многочисленными войсками мужественные вожди, где высокие горы, изобилующие пастбищами и водами, производят все необходимое для скотоводства, где глубокие озера с обширными водами, где судоходные реки с широкими руслами стремят свои бурные воды по странам: Иската (Скифия), Поурута, Моуру (Мерв), Харева (Ария), Гава (область Согда), Сугда (Согд), Хвайризема (Хорезм)". Нет никакого сомнения, что "судоходными реками с широкими руслами" являются Амударья и Сырдарья, и это обстоятельство вместе с перечнем стран, через которые они протекают, прочно обосновывает среднеазиатскую теорию происхождения "Авесты", а значит и зороастризма.

"Авеста", несмотря на религиозно- мифологический характер, может служить ценными источником сведений о социальной и культурной жизни народов Средней Азии. Первобытная история безымянна. Она не знает и лиц, ни героев, ни знаменательных дат. И тем не менее она овеяна подлинным героизмом всей великой массы безвестных создателей первобытной культуры, которая явилась необходимым условием дальнейшего развития человечества, стала основой нашего общества.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!