Культурная жизнь среднеазиатских ханств во второй половине XVIII - XIX вв.



Во второй половине XVIII в. после длительного периода застоя и уподка, вызванного общеполитической ситуацей, в среднеазиатских ханствах наблюдается некоторое оживление в культурной жизни, что нашло выражение в появлении новых научных сочинений, в том числе исторических, развитии литературы, искусства книжной миниатюры, архитектуры, музыки и театра.

  Поэты кокандской литературы среды писали свои стихи на узбекском и таджикском языках. Двуязычие, как и в других регионах, так и в Коканде, было характерным явлением в культурной жизни XVIII-XIX в.в. В частности, видным поэтом своего времени, писавшим свои произведения на таджикском и узбекском языках, был Мулла Шермухаммад Акмаль, в творческом наследии которого встречаются стихи острой социальной направленности, обличающие гнёт и деспотизм.

  Следует отметить, что кокандская литературная среда не была однородной. Уже начиная с XVIIIв., в литературной жизни Кокандского ханства сформировались два противоположных направления: одно, реакционное, феодально-клерикальное, представленное поэтами, близкими ко двору и занимавшимися главным образом восхвалением правителя и его приближенных, призывающими ко всемерному укреплению ханской власти при сохранении в повиновении народных масс; другое, прогрессивное, демократическое; представлявшие его поэты воспевали нужды и чаяния народа, стремились пробудить в нем чувства ненависти к деспотизму, насилию и социальной несправедливости. Подлинно гуманистические идеи любви, преданности, нравственной чистоты воспевал в своих произведениях Ходжа Назар оглы Хувайдо (ум.в 1780/181г.), литературное наследие которого сосредоточено в куллияте «Девони Хувайдо». Он по праву является крупным представителем узбекской литературы XVIII в., творчество которого было широко известно ещё при его жизни далеко за пределами Коканда. Развитие художественной культуры в среднеазиатских ханствах нашло свое выражение в совершенствовании искусства книжной миниатюры (Мухаммад Юсуф Роджи, Бабаджан Санои, Мухаммад Риза Ахунд, Камалиддин Хусайни и др.), появлении новых имен талантливых певцов и музыкантов - исполнителей (Пахлаван Нияз Мирза-баши Мухаммад), развитии музыкального фольклора (макомы, шашмакомы и др.), театра масхарабозов (в Бухарском оазисе - Сайфулла Масхара, Закир Масхара, Эргаш Масхара, Эргаш Масхара; в Кокандском ханстве - театр Кизикчи, Мухаммад Салих Бадиёршум), распространении кукольного театра (Шосолих, Гафур, Халфаранг - Коканд; Дониёр - Ташкент; Шариф Сайёх, Кори ходжи - Бухара; и многие другие), дальнейшем развитии имеющего богатейшее наследие узбекского танцевального искусства и т.д. Со второй половине XVIII в. во всех трех среднеазиатских ханствах наблюдается определенный подъём, возникают положительные сдвиги в их экономической и культурной жизни, ставшие возможными благодаря относительной политической стабильности, установленной новыми династиями, пришедшими к власти. Одновременно сохранялись и факторы, ослаблявшие среднеазиатскую государственность, обусловившие экономическое отставание ханств от стран Западной Европы, что в конечном итоге привело к их завоеванию царской России.

95. Сельское хозяйство Узбекистана в 1950-1980 годы. Подъем хлопководства.

Неутомимый труд сельчан увенчался успехом. Всего за годы войны сельское хозяйство республики дало стране 4 млн. 806 тыс. тонн хлопка - сырца, 54,1 тыс. тонн коконов тутового шелкопряда, 1 млн. 282 тыс. тонн зерна, 482 тыс. тонн картофеля и овощей, 57 тыс. тонн фруктов и винограда, 36 тыс. тонн сухофруктов, 156 тыс. тонн мяса, 23,3 тыс. тонн шерсти.  

В сельском хозяйстве после войны, как и во всем остальном, господствовал диктат партии. Далеко за переделами республики руководящими партийными органами составлялись планы и мероприятия по восстановлению и дальнейшему подъему хлопководства в Узбекистане на период 1946 - 1953 гг., в которых не учитывались интересы коренного населения и которые были направлены на развитие в Узбекистане хлопковой монокультуры. Решения партии при этом не обсуждались и считались программными. Но жизнь не стояла на месте. Развивалось и сельское хозяйство Узбекистана, главным образом хлопководство. Пополнялся новой техникой тракторный парк. В течение 1959 - 1985 гг. он заметно увеличился: с 53 до 200 тыс. единицРаботая от зари до заката, под знойным солнцем, фактически не зная отдыха в субботние, воскресные и праздничные дни, работники хлопковых хозяйств получали крайне низкую зарплату, снижался жизненный уровень дехкан. Нормы потребления мяса и других продуктов в Узбекистане были в 6-7 раз ниже, чем в других республиках. Виной этому была административно - командная система управления народным хозяйством и ее колониальная политика, не считавшаяся с интересами самой республики, ее народа.

К концу 80-х годов в республике заметно снизились урожайность хлопчатника и валовый сбор хлопка - сырца. Сократились так же урожайность и валовый сбор зерна, кукурузы на зерно, риса, картофеля, овощей, плодов, ягод и других культур.

Кризисное состояние, в котором оказалось сельское хозяйство Узбекистана, было обусловлено чрезмерной централизацией управления обществом, административно - командным диктатом, полным бесправием республики.

Жизнь убедительно показала, что частичные меры и полумеры по реанимированию механизма экономических отношений на селе, призывы, не могут вывести сельское хозяйство из кризиса. Необходимы были кардинальные преобразования и прежде всего надо было изменить производственные отношения на селе, полностью восстановить в правах экономические методы управления.   


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!