Мифологические и религиозные концепции происхождения государства



В основе данных концепций лежит представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характертистикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода среневековья.

Древнегреческая теория

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Правовое и социальное государство. Характеристика.

1. Государство - основной политический институт классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Государственный аппарат – система органов, посредством которых государство функционирует и развивается

Правовое Государство – это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть вместе с реальным разделением властей с эффективным взаимодействием и взаимным контролем с развитым социальным контролем политики и власти.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеальном – примерно жизненных одинаковых шансов, возможностей для самореализации личности.

 

Правовое государство.

Идея господства права, верховенства з-на в жизни общ-ва высказ. еще в древности. (Платон, Аристотель - где нет власти закона – нет госуд. устр-ва, закон должен верховенствовать над всем). Марко говорил, что свобода сост. в том, чтобы превратить гос-во из органа, стоящего над обществом в орган, всецело этому общ-ву подчин.

Правовое гос-во – гос-во, деятельн. кот. подчин. установл. демократ. путем з-ну.

Значит. вехами на пути к правов. гос-ву стали: Конституция США 1787г., Конституция Франции 1789г., впервые закрепившие некот. полож. правовой гос-венности, но реш. факторами создания нового гос-ва стали успехи формир-я гражда. общ-ва и общее социально-экономическое и культурное развитие в обществе.

Концепция правового гос-ва обосновывает правовое рав-во всех граждан, приоритет прав человека над з-нами гос-ва, невмешат-во гос-ва в дела гражд. общ-ва. Теория и практика правового гос-ва позволяют выделить его отличительные признаки:

1.      верховенство закона (его неукоснительное выполнение со всех сторон). З-ны правового гос-ва опир. на конституцию страны и облад. наивысшей обязат. силой по сравн. с остальными нормат. актами в гос-ве. З-н не м. быть изменен, отменен ни ведомственными актами, ни правовыми распоряжениями, ни решением партии.

2.      первенство закона над государством Связанность правом самого человека. Гос-во, издавшее закон не вправе само же его нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов: отменить законы государственные органы могут осуществляя все законные процедуры.

3.      суверенитет народа Конституция – правовая регламентация гос-венного суверенитета, это значит именно народ явл. конечным источником власти; гос-венный суверенитет носит представительский характер; это проявляется в представлении права народу на участие в выборах в органы представительской власти, а в президентской республике – главы гос-ва, в решении важных вопросов с помощью референдума.

4.      взаимная ответственность гос-ва и личности. Не только граждане несут ответств-ть за выполн. обязанностей перед гос-ом, но и оно само и его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами; личность соглашается на определ. изменен. и обязуются подчиняться общим устоям гос-ва, а гос-во несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности.

5.      разделение властей Власть не д. быть сосредоточена в руках одного органа, чтобы избежать деспотизма. Сущ. ветви: исполнительная, законодательная, судебная.

6.      незыблемость свободы личности, её прав, чести и достоинства. Первооснова правового гос-ва – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны гос-ва. Правовое гос-во исходит из того, что права и свободы чел-ка принадл. ему с рождения, предоставляются всем и каждому в равной мере; осуществл. прав и свобод чел-ка не д. нарушать прав и свобод др. лиц; перечень прав и свобод чел-ка и гражданина соотв. междунар. стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации Прав Человека (48г.) в пакте об экономич., соц. и культ. правах, в пакте о гражданских и политических правах.

7.      наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюд. прав и свобод граждан. Созд. развитой и действенной системы судебных органов, арбитража, народного и государственного контроля.

8.      приоритет междунар. права над национальным. При расхождении между з-нами страны и междунар. док-том, кот. подписан этой страной, страна д. руководств. междунар. док-том. Вопросами регулир-я междунар. правовых споров заним. междунар. суд ООН (Гаага), а также европейский суд по правам человека (Страсбург).

Правовое государство важный этап в расширении свободы индивида и общества, но в своем классовом либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном правовом равенстве, не затрагивая проблем достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан, поэтому в послевоенный период теория правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством и все достигается с помощью перераспределения дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развитие здравоохранения и


 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!