Ярославское искусство XVII - XIX вв.



Одной из красивейших площадей Ярославля считается Ильинская площадь. Три эпохи Ярославля гармонично соединились в ее строениях. В 17 веке был построен храм Ильи Пророка, в 19 веке – здания присутственных мест, в 20 веке современное здание, предназначенное для обкома Коммунистической партии, а сейчас – здание, где размещается правительство Ярославской области.

Ильинская церковь построена в 17 веке купцами гостиной сотни Вонифатием и Иоаникием Скрипиными, переселившимися в Ярославль из Новгорода. Торговля жемчугом, драгоценными камнями, пушниной приносила им огромные доходы. Храм они обустроили с русским купеческим размахом. В его облике отразились все особенности сложившейся к тому времени местной школы архитектуры и живописи. Построена церковь в честь православного святого пророка Ильи. Расписывали храм художники Гурий Никитин и Сила Савин.

Пятиглавый, на высоком подклете, окруженный широкой двухэтажной галереей с большим нарядным крыльцом, при полной асимметрии объемов, он поражает своим изяществом и гармоничностью. Под стать внешнему виду и внутреннее убранство церкви, в котором роскошь удивительным образом соединилась с чувством меры. Интерьер Ильинского храма сохранился до наших дней практически без изменений. Великолепный резной иконостас, молельные места для царя и патриарха деревянная кружевная напрестольная сень в алтаре, свидетельствуют о высочайшем мастерстве ярославских резчиков по дереву.

Все внутреннее пространство храма покрыто многоцветными росписями. Они были созданы за два летних сезона (1680-1681г) бригадой из 15 художников во главе со знаменитыми костромичами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Композиции расположены в шесть ярусов, главное место в них занимает подробное описание жизни пророков Ильи и Елисея. Главной святыней церкви была частичка ризы Господней, подаренная храму царем Михаилом Федоровичем и патриархом Иосифом в знак благословения новой церкви и признания заслуг скрипиных, хранимая в специальном Ризоположенском приделе. Самую большую известность из всего фрескового ансамбля Ильинской церкви получила композиция из деяний пророка Елисея, которая в искусствоведении именуется «Жатвой». В ней идет речь о смерти и воскрешении Елисеем сына сонамитянки. Но житийный сюжет о чуде, сотворенном пророком, занимает второстепенное место: он расположен в нижнем правом углу. На основном плане разворачивается картина сельского труда. Жнецы красочно выписаны в нарядных одеждах на фоне золотистого поля ржи. Фрескист любуется их легкими фигурами, плавными движениями. Сцена тяжелого крестьянского труда полна лирического пафоса. Острота наблюдательности мастера фрески сочетается со своеобразной поэтизации сельского труда. Фасады галерей, крыльца, шатровые покрытия придела и колокольни поражают разнообразием декоративных элементов

Великолепное декоративное убранство — еще одно достоинство церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Стены храма почти не имеют украшений, традиционно разделены на три части широкими выступами — лопатками, а окна оставлены без наличников. Зато в убранстве галерей, крылец, приделов, расположенных ближе к зрителю, в полной мере проявилось стремление к узорочью и красочности, характерное для местного зодчества второй половины XVII века.

Разнообразной формы наличники, арки четко прорисованы и придают живописность памятнику. Фасад паперти, крыльца-всходы обильно украшены ширинками, бусинами и белокаменными резными вставками. Фантазия зодчего проявилась в необычайном разнообразии каждой, даже самой малой, архитектурной детали.

Особенно хороши ряды богато профилированных ширинок - квадратных углублений, украшенных резными белокаменными вставками с изображением фантастических зверей и птиц. Искусный мастер вырезал двуглавого орла, цветок "розан", крылатого грифона и птицу "неясыть пустынную", как в старину называли пеликана. Края шириночных впадин выложены из тесаного кирпича.

Каждый фасад имеет индивидуальный облик, наиболее нарядно декорированы западный и северный фасады, восточный и северный оформлены строже.

В облике церкви Ильи Пророка сочетаются в органическом единстве простота и живописная декоративная асимметричность архитектуры 17 в.

 

     

 

 

Свернуть

Википедия обретает новый вид.Help us find bugs and complete user interface translations


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!