Ансамбль средневекового русского монастыря.



Введение

Ярославль – один из красивейших русских городов, входящих в созвездие городов Золотого кольца России. Основан город был в 1010 году князем Ярославом Мудрым на неприступном берегу в месте слияния двух рек – Волги и Которосли. Согласно легенде Ярослав Мудрый убил медведя, которому поклонялись местные племена. С этих событий и началась история Ярославля. Поэтому с XVII в. на гербе Ярославля - изображение медведя с секирой.

 В 11-12 веках Ярославль был небольшим сторожевым пунктом Ростово-Суздальского княжества. На рубеже 12-13 веков в связи с оживлением волжского торгового пути Ярославль бурно развивается. Был заложен каменный Спаса – Преображенский собор. Монгольское нашествие прервало расцвет волжского города. В 1238 году Ярославль был разорен и сожжен. В 1612 году Спасский монастырь стал штаб-квартирой Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Четыре месяца Ярославль был столицей Руси.

Никого не оставляет равнодушным знаменитая Волжская набережная с многочисленными памятниками архитектуры прошлого, со знакомой многим по фотографиям и кинофильмам беседкой-ротондой, откуда открывается вид на Речной вокзал, Заволжье и перспективу Волги. Многочисленные храмы XVI-XVIII вв., шедевр русского зодчества церковь Ильи Пророка, стоящей на главной городской площади; остатки старых городских укреплений (Знаменская башня), жилую застройку в стиле модерн начала прошлого столетия, всемирно известный и первый в России общедоступный Драматический театр, носящий имя своего основателя Фёдора Волкова; исторические места, помнящие поэтов Л.Н. Трефолева и Н.А. Некрасова, певца Л.В. Собинова, художника А.К. Саврасова, памятники Ф.Г. Волкову и Н.А. Некрасову.

История Ярославля связана с историей нашей Родины. Каждый культурный человек должен знать историю своей малой родины. Особенно важно это сегодня, т.к в 2010 году Ярославль отмечает свое тысячелетие и поэтому необходимо знать и беречь замечательные памятники прошлого.

 

    

 

                                                                                              

 

Русская культура XI - XVIII вв.

История любой страны, города тесно переплетается с историей жизни отдельных людей. На примере наших земляков можно проследить отдельные вехи истории Ярославля. Это дает возможность изучать не только историю рода, но и культуру дворянских имений, прослеживать влияние и связи с русским художественным процессом, выявлять его особенности на ярославской земле.  В данной работе я рассматриваю биографии дворян Глебовых, губернатора Ярославля Мельгунова и адмирала Ушакова.

С XVI века род Глебовых связан с ярославской землей. Одно из их имений находилось в Мологском уезде Ярославской губернии. Сама история рода уходит вглубь веков и прослеживается с XII века. С представителями рода Глебовых связаны страницы истории и культуры, в том числе и художественной, в частности, имя известного художника Ф.П. Толстого (1783-1873). Узы родства и достаточно яркие событийные моменты жизни связывают их с представителями дома Мусиных-Пушкиных.

В собрании Ярославского художественного музея хранятся четыре портрета 1-й трети XIX века из семейной галереи Глебовых.

Глебов Николай Николаевич (1755-1818) - первый городничий г. Мологи. Надворный советник В книге "Очерки Мологского уезда", написанной С.А. Мусиным-Пушкиным (издана в 1902) написано, что, в 1798 году Мологский уезд посетил Павел I и ночевал в городе Мологе в доме городничего Глебова. В 1786 женился на княжне Александре Андреевне Засекиной. У них было два сына Андрей и Сергей.

Глебов Андрей Николаевич (1787-1854) - в 1805-1806 участвовал в военных походах русской армии против Наполеона. Участник войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Доблесть его отмечена Александром I. За боевые заслуги награжден: 1808 – орденом св. Анны 3-ей степени, 1812 (за Бородино) – орденом Св. Владимира –4-го класса с бантом, 1812 – Золотой саблей «За храбрость», 1814 (за Данциг) – орденом Св. Анны 2-го класса.

           Большой вклад в развитие Ярославля внес А.П. Мельгунов. Алексей Петрович Мельгунов родился 9 февраля 1722 года, сын петербургского вице-губернатора. Воспитывался в Сухопутном шляхетском корпусе. Хорошо знал немецкий язык. Был камер-пажом при дворе Елизаветы Петровны. Командовал Ингерманландским пехотным полком.

С 1756 года адъютант (в чине бригадира) Петра Фёдоровича, начальник Сухопутного шляхетского корпуса. Ближайший сподвижник Петра III. 28 декабря 1761 произведён в генерал-майоры, а в феврале — в генерал-поручики; принимал доносы «об умысле по первому и второму пункту». Пётр III пожаловал ему 1000 душ и землю в столице, назначил его членом Особого собрания при императоре. 10 февраля 1761 года награжден орденом Св. Александра Невского.

Переворот 28 июня заставил Мельгунова покинуть двор, но Екатерина II вскоре пригласила его вновь на службу и в 1764 назначила генерал-губернатором Новороссийской губернии. В 1765 он был «пожалован в Москву сенатором и Камер-коллегии президентом». Был депутатом Комитета по составлению Нового Уложения (1767), директором казённых винокуренных заводов. 1 мая 1766 года женился на Наталье Ивановне Салтыковой, которая была младше его на двадцать лет. У них было двое детей — сын Владимир и дочь Екатерина.

В чине действительного тайного советника с 1777 года до конца жизни был ярославским, а с 1780 ещё и вологодским генерал-губернатором. Реализовал в Ярославле и других центра наместничества программу масонского просвещения. Открыл в Ярославле Дом призрения ближнего и народное училище, а в Холмогорах — мореходное училище; видный масон, при нём в Ярославле была масонская ложа. Мельгунов любил науку и много занимался немецкой литературой. В 1786—1787 годах издавал ежемесячный журнал «Уединённый пошехонец» — это был первый провинциальный журнал в России, орган масонского просвещения. Содержал домашний дворянский театр. Умер 2 июля 1788 года, похоронен в Больничной церкви Всемилостивого Спаса Толгского монастыря у Ярославля.

     Фёдор Ушаков родился 13 (24) февраля 1745(17450224) в сельце Бурнаково (ныне Рыбинский район Ярославской области), в небогатой дворянской семье: отец — Фёдор Игнатьевич Ушаков (1710—1781), сержант лейб-гвардии Преображенского полка в отставке, дядя — старец Феодор Санаксарский. Крещён в церкви соседнего села Хопылево.

Окончил Морской кадетский корпус (1766), служил на Балтийском флоте.

С 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне.
С 1783 года на Черноморском флоте, участвовал в постройке кораблей в Херсоне и строительстве пункта базирования флота в Севастополе. Свою первую награду — орден Святого Владимира IV степени (1784) получил за успешную борьбу с эпидемией чумы в Херсоне. В начале русско-турецкой войны 1787—1791 годов — командир линейного корабля «Святой Павел» и авангарда Черноморского флота.

В ходе войны Ф. Ф. Ушаков развивает принципы новой тактики маневренного морского боя. Придавая большое значение морской и огневой выучке личного состава, Ушаков был сторонником суворовских принципов воспитания подчинённых.

Командуя с 1790 года Черноморским флотом, прибегнув к созданной им новой манёвренной тактике, принципиально отличавшейся от принятой в то время линейной тактики, в 1790 и 1791 гг. одержал ряд блестящих побед над турецким флотом.

В 1789 году произведён в контр-адмиралы. В 1793 году произведён в вице-адмиралы.

Во время Средиземноморского похода 1798—1800 гг., Ушаков проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. В 1799 году произведён в адмиралы. В 1800 году эскадра Ушакова вернулась в Севастополь.

Заслуги Ушакова не были оценены императором Александром I, который назначил его на второстепенную должность главного командира Балтийского гребного флота и начальником флотских команд в Петербурге, а в 1807 году уволил в отставку. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.

В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Флотоводец умер 2 (14) октября 1817 в своём имении в деревне Алексеевка (ныне Республика Мордовия). Похоронен в Санаксарском монастыре близ города Темникова.

        Застройка средневекового Ярославля была хаотичной. В городе вспыхивали пожары. В 1769 году Екатерина II утвердила первый регулярный план Ярославля, составленный А. Д. Квасовым. Он не учитывал исторически сложившихся особенностей города и вызвал резкий протест духовенства и купечества. В 1778 году был утвержден новый проект. В нем было сохранены основные направления старых городских магистралей. Ширина улицы определялась местоположением древних церквей. Церковь Ильи Пророка оказалась зрительным ориентиром вокруг которого выстраивалась композиция нового городского центра. Вокруг Ильинской церкви была создана трапециевидная площадь, со всех сторон окруженная административными зданиями. Автор этого замысла не известен, называю т имя И. Е. Старова или Ю. М. Фельтона. Ясно лишь, что планировка Ярославля – один из наиболее зрелых образцов русской градостроительной школы 18 века. Прямоугольная сетка кварталов сочетается здесь с лучевой и частично с радиально-кольцевой композицией, что определялось стремлением выделить дворянско-купеческий центр. Новый генеральный план не означал быстрого изменения планировки, т.к на территории Ярославля работал лишь один архитектор – Э. Левенгаген. Он – автор таких сооружений конца 18 века, как Дом призрения ближнего, новый архиерейский дом на Стрелке, корпуса Присутственных мест.

     Самым значительным сооружением в начале 20-го века стал новый Драматический театр им. Ф. Волкова, построенный в 1911 году по проекту Н. А. Спирина. История Волковского театра восходит к кожевенному амбару, в котором, по преданию, два с половиной века назад молодой купеческий сын Фёдор Григорьевич Волков с братьями и друзьями начал устраивать в Ярославле театральные представления. Первое из них прошло 10 июля 1750 года в кожевенном амбаре отчима Фёдора, купца Полушкина — это была «Эсфирь» Жана Расина в переводе Фёдора Волкова. Специальное театральное здание («театральная хоромина») открылось на берегу Волги 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев», были изготовлены костюмы, декорации; сложился постоянный репертуар. Слух о молодых ярославцах дошёл до императрицы Елизаветы Петровны, которая в январе 1752 года вызвала их в Петербург специальным указом. С тех пор основатель театра в Ярославль больше не возвращался.

Театр Фёдора Волкова в Ярославле принято считать первым русским публичным общедоступным профессиональным театром. Разумеется, в те времена в России существовало немало театральных трупп, прежде всего иностранных, «баловались театром» школяры, нередки были разовые постановки театральных действ «по случаю». Тем не менее, ярославский театр Фёдора Волкова считается первым. Именно он впервые отвечал всем характеристикам, заложенным в определении — Русский Публичный Профессиональный Театр. Русский — потому что здесь русские актёры играли пьесы на русском языке. Публичный — потому что он был общедоступным, в отличие от театров дворцовых, домашних или школьных; ранжир публики в зале зависел именно от цены на билет, а не от социального статуса. Профессиональный — потому что актёры получали зарплату за свой труд, актёрство стало их профессией. Наконец, Театр — потому что это была не труппа, не отдельная постановка, а именно театр с организационной точки зрения — с постоянным репертуаром, с билетным хозяйством, со всей «матчастью» — зданием, декорациями, костюмами (когда «волковцы» уезжали по вызову Елизаветы Петровны в Петербург, одних костюмов набралось на 19 подвод).

 

 

  «Уединенный пошехонец» — первый в России провинциальный журнал. Издавался в течение 1786 года в Ярославле Η. Ф. Уваровым, А. Н. Хомутовым и Н. И. Коковцевым, под редакцией В. Д. Санковского. В 1787 году выходил под названием «Ежемесячное сочинение». Выходил при участии и активной поддержке ярославского генерал-губернатора А. П. Мельгунова и завершился в связи с его болезнью и смертью. Среди авторов — учителя М. В. Розин и И. Ф. Фортунатов, семинарист В. Васильевский, архиепископ Арсений (Верещагин), В.Д. и Н. В. Санковские. Многие статьи печатались анонимно. Тираж журнала едва ли превышал сотню экземпляров. Очевидно, он распространялся бесплатно или по благотворительной подписке среди ярославского дворянства, а возможно, и шире.

Журнал был органом масонского кружка А. П. Мельгунова, идейные установки которого отразились в названии журнала, который рассматривался как средство духовного влияния, воспитания читающей публики. На его страницах последовательно излагается социально-философская программа издателей. В её основе — просвещенно-монархический идеал, совмещающийся с масонской заботой о нравственном самосовершенствовании, с проповедью уединения и практикой размышления на возвышенные темы. Второе объяснение названия журнала связывает его с подмосковной усадьбой Мельгунова Суханово, куда, согласно легенде, он удалялся с Санковским для работы над изданием.

Похвалы Екатерине II как просвещённой государыне сочетаются в журнале с советами, обращёнными к местным помещикам. Им рекомендовано разумно устраивать свои отношения с крестьянами. Высказывается и мнение о том, что принудительный труд на земле «пленников или преступников» оскорбляет её и мешает изобильному приношению плодов. Предметом критики становятся моральные пороки дворянства: лень, безделье, расточительность, пренебрежение крепостными. Достоинствами же видятся образованность, любовь к книгам, разумность, а также добродетельность, каковая является не сословным отличием, а общим достоянием всех высоких душ.

Призывы к осознанию своего общественного долга и к деятельному участию в жизни сменяются в журнале меланхолическими размышлениями о бренности живущего, о скоротечности человеческой жизни, об изменчивости и непостоянстве в мире, который «желает, подвержен, быть обману». Авторы журнала предлагают отрешиться от светской суеты и в мирном уединении искать покоя и гармонии в общении с природой, вдали от городов, в сосредоточенном труде на земле, в размышлениях и занятиях науками. Человеку приличествует «жизнь смешенная с злоключениями», которая научает его «познавать самого себя и изыскивать в себе способы к поправлению» — и в это же время личности, не понимаемой обществом, достойно уйти из него в пустыни и дебри, к тем близким людям, которые способны к благодарности и любви.

Человек, по логике авторов журнала, призван к самовоспитанию. Это воспитание духовно развитой, душевно богатой и щедрой личности в процессе упорного и напряжённого переживания и осмысления проблем собственного существования. В «Уединенном пошехонце» были опубликованы «Сведения о Ярославском наместничестве», историко-географические очерки о городах и уездах Ярославского наместничества. Они были одним из этапов составления топографического описания края. В «Ежемесячном сочинении» краеведческих материалов было значительно меньше.

Ныне журнал существует в считанных экземплярах и является библиографической редкостью. Л. Н. Трефолев пытался переиздать комплект журнала.

 

Ансамбль средневекового русского монастыря.

 

Спасо-Преображенский монастырь - старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу р. Которосли близ ее впадения в Волгу. Точная дата основания неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 г. гласит: "князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения". Возникнув как «городовой» княжеский монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя - князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев - представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов - известен фрагмент надгробия ктитора Богоявленского храма - Алексея Авраамовича Зубчанинова (древний некрополь Спасо-Преображенского монастыря был утрачен уже к началу XIX века, сохраняются фрагменты отдельных надгробных плит). На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.

В 1463г. произошло событие, определившее существование Спасо-Преображенского собора на долгие годы - в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

Монастырь посещали почти все русские великие князья, цари и императоры, начиная с Ивана III, жалуя его при этом своими милостями. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов, они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд (т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот. К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход.

Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени», когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности. В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.

В XVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» - светских людей. В 1764 г. Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея огромными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14000 крепостных душ.

Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери «Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1747 г. открывается Славяно-Латинская семинария - одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения - уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной.

В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 г. новой святыни - чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней - Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 г., после подавления белогвардейского мятежа. Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Архитектурный ансамбль монастыря занимает достойное место в истории древнерусской архитектуры. Он складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216-1224 гг.) и сопридельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224 гг.), расположенные ныне в подклете церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, созданный почти заново в начале XVI века по распоряжению Ивана III и при участии московских зодчих, отвечал уровню лучших столичных сооружений. Монастырь-крепость, выдержавший тяжелейшую вражескую осаду - двадцатичетырехдневную оборону в период литовско-польской интервенции (XVII век), делали непреступным глубокие рвы с водой, высокие каменные стены с бойницами, массивные квадратные башни, из которых две - Угличская и Богородицкая - сохранились и поныне. Самая мощная и крупная боевая башня, приспособленная для длительной обороны, поднималась над аркой Святых ворот, которые в свою очередь имели дополнительные боевые укрепления.

Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х гг. была разобрана сопридельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827 - 1831 гг. возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я.Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

Святые ворота 1516 г. - самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI века в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563-1564 гг. живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались в XVII, XVIII и XIX вв., в результате чего здание получило дополнительные объемы - дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо.

К западу от соборной площади располагается корпус трапезной палаты с церковью Рождества (16 в.) и настоятельскими покоями(17 в.)

Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции. Можно предположить, что участие в строительных работах Спасо-Преображенского монастыря послужило для ярославских мастеров большой школой и именно эти памятники положили начало развитию в XVII веке самобытной ярославской архитектуры. Частично это уже видно на постройках монастыря XVII века - келейном братском корпусе и настоятельских покоях, в оформлении которых значительно повышается роль декора.

Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е гг. XVI столетия. После военных событий начала XVII века возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в I половине XVII века. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая (1623 г.) и Углическая (1635 г.) крепостные башни и прясло стены между ними.

На восточной стороне центральной монастырской площади, отсекая старый хозяйственный двор, располагается массив звонницы. Звонница – самое высокое сооружение монастыря (около 32 м). Ее основная нижняя часть была построена в второй половине XVI века в виде мощной стены с двумя приземистыми арками звона во втором ярусе и двумя широко поставленными каменными шатрами. Основания шатров до сих пор видны внутри звонницы, на стыке старого массива с надстроенным позднее объемом. В нижнем ярусе располагалась церковь “иже под колоколы” с первоначальным посвящением во имя Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня, переосвященного в 1860 году во имя Печерской Богоматери. В ее южной части в конце XVII века был устроен придел Александра Свирского.

Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х гг. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950-1960-е гг. В настоящее время ведется реставрация памятников архитектуры ансамбля Спасо-Преображенского монастыря - Большой Звонницы, Богоявленской башни, здания погребов.

   


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!