Ярославская иконопись XII - XVII вв.



     В числе основных художественных богатств Ярославля – иконы. Рассмотрим некоторые из них.

Спас Вседержитель – нач. XIII в. Единственная ярославская икона домонгольского периода. Стоит особняком среди ранних ярославских икон. Они импульсивны, охристого коричневого цвета. Здесь – более светлые тона, созерцательность. Сочетание цветов на иконе гармонично.                             По краям сохранились углубления, видимо, следы от драгоценных камней, которыми была украшена икона. Напоминает произведения, связанные с владимирской традицией, очевидно, что мастер, ее создававший, ориентировался на греческие и владимирские образцы. Устная легенда утверждает, что икона принадлежала ярославским князьям 13 века Василию (1238 – 1249) и Константину (1249 – 1257, погиб на Туговой горе), ведущим свой род от Всеволода Большое Гнездо, великого владимирского князя, Сына Юрия Долгорукого, внука Владимира Мономаха. Может быть, эта икона привезена кем-то из членов семьи из Владимира. Начиная с 1380 года, когда

ярославская дружина выступила на Куликовом поле под знамением Дмитрия

Донского, Ярославль попадает в сферу московской политики. В 15 веке он вошел в состав Московского княжества.

Богоматерь Толгская с житием – 17 век.   

 

 

       Как Владимир чтил Богоматерь Владимирскую 12 века, Новгород – Богоматерь Знамение 12 века, так покровительницей Ярославль считалась эта икона.

         «Сказание об иконе Толгской Богоматери» рассказывает, что в 1314 году ростовский архиепископ Трифон ехал из Ростова в Ярославль, но неподалеку от Ярославля заночевал на берегу Волги. Ночью все уснули. Около 12 ночи он проснулся от сильного свечения, вышел из шатра и обнаружил, «столп огненный, сияющ неизреченным светом от земли и до небеси. И мост устроен некако Божиим повелением, преславно утвержден через великую Волгу реку»… Он перешел через мост, там увидел икону на пять локтей над землей. Он молился, а потом ушел обратно и никому ничего не сказал. Но утром оказалось, что у него пропал посох, и нигде не могли его найти. Он понял, что это знак о том, что нельзя скрывать свое видение, и обо всем рассказал. Посох нашли там, где и икону. На этом месте был заложен храм, а потом и монастырь, где хранилась икона, от которой было много чудес. Потом – в музей, потом – опять в монастырь.  Первоначальный образ 14 века возвращен Толгскому монастырю.

    Лик, изображенный на иконе, полон драматизма – сумрачно-смуглый лик, запавшие глаза, печальные губы. Печаль и скорбь – как и во всем искусстве периода монголо-татарского ига.

  С иконы был выполнен спискок в 17 веке. В нем проявились  черты зрелой ярославской школы. Образ умиротворенный, спокойный, в клеймах изображена история одноименной иконы 14 века, начиная с ее явления. Сцены из жизни Толгского монастыря изобилуют деталями. В нескольких клеймах показаны монастырские постройки, Ярославль, обнесенный рубленой деревянной стеной.  В повествовании о чудесах – реалистичность. Мужик тонет в полынье, а другой в красной рубахе ползет к нему.

      В трех последних клеймах изображен крестный ход в городе по случаю мирового поветрия 1652 года. То есть эта икона – не только священный предмет, памятник живописи, но еще и исторический документ.

Богоматерь Корсунская – сер. XVII в. Происходит из церкви Димитрия Солунского в Ярославле.
Реставрировалась в 1950 году Д. М. Тюлиным.

Эпитет «Корсунская» происходит от названия византийского города Херсонес в Крыму, который на Руси был известен под именем Корсуни. «Корсунскими» в XVI–XVII веках именовались древние святыни византийского и русского происхождения, появление которых связывали с эпохой князя Владимира, захватившего Корсунь и принявшего крещение в этом городе. Предания сообщают о нескольких иконах Богоматери с таким названием (празднование в их честь совершается 9/22 октября). Одна из них была принесена из Корсуни в Киев князем Владимиром. Затем ее поставили в новгородском Софийском соборе, а позже перенесли в Успенский собор Московского Кремля. Другая Корсунская икона, копия чудотворного образа, находившегося в Эфесе, хранилась в Торопце и, согласно легенде, была написана в XII веке для княжны Ефросинии Полоцкой. Еще одна Корсунская икона Богоматери находилась в нижегородском Благовещенском монастыре.

Несмотря на общее название, эти иконы принадлежали к разным иконографическим типам. Чаще всего Корсунскими назывались иконы Богоматери Умиление, близкие к публикуемой иконе из Ярославля. Отличительной чертой таких икон является оплечное изображение Богоматери и Младенца. Как правило, иконы Богоматери Корсунской были домашними образами небольшого размера. Ярославский памятник — редкий пример крупной иконы с таким изображением, предназначенной для местного ряда иконостаса.

Композиция иконы из церкви Димитрия Солунского сосредотачивает внимание зрителя на ликах и жестах Богоматери и Младенца. В подчеркнуто крупном образе воплощена идея покровительства и любви Богоматери к миру. Возможно, что графичность ликов, миндалевидный разрез глаз, форма носа с изгибом на конце и рисунок полной нижней губы передают черты греческого прототипа иконы. Выразительны жесты красивых рук с тонкими гибкими пальцами. Пальцы правой руки Младенца, сжимающей свиток, сложены в жесте, напоминающем именословное благословение, левой рукой он держит край мафория Богоматери. Руки Богоматери заключают Младенца в нежные объятья: левая рука с согнутым мизинцем видна из-под укрывающего Младенца края мафория, а правая простерта в молитвенном жесте.

Икона «Богоматерь Корсунская» принадлежит к одному из направлений ярославской живописи первой половины XVII века, для которого характерна монументализация образцов, созданных в предшествующие десятилетия.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!