Слитность как решение «трудных» (не очень понятных) слов



 

 

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать ему некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, командовавшего передовою армией.

 

Это предложение (Л. Толстой, «Война и мир») является моделью ППП в паузной речевой пунктуации, когда все внимание будет направлено на паузы и их проверку. Но придется контролировать все позиции в момент письма, а не только одну паузу.

– Как насчет эрцгерцога? – это попутный вопрос, как бы между прочим. Я уверена, что это слово ты слышишь в первый раз и, скорее всего, в последний. Мне важен не ответ, а решение. Вот здесь на занятиях у меня обычно не было разочарований, потому что я всегда слышу уверенный ответ: «слитно». После темы с частичкой «пол» происходит окончательный разрыв с прошлым. Слитность решает!

Про дефис («эрц‑герцог») нет ни одного голоса, алгоритм «полуслитные» практически снят с контроля, и там точно речи не шло про «эрц».

В позицию «легко» эрцгерцога тоже не отнесешь. Это, что и говорить, трудное слово.

Тот же механизм будет работать по позициям «приставки» (см. соответствующую главу) в трудных, зачастую малопонятных словах: «трансатлантический», «гиперсексуальный», «интерактивный», «сверхзадача», «супертрудный», «квинтэссенция», «экстраординарный»…

 

Таким образом, позиция «слитность» в курсе БП – основополагающая и базовая по совокупности данных наблюдений над ошибками, а главное, способами их выправления; она является системной и первой в минимальном ряду позиций, которые мы считаем стратегически значимыми.[3]

 

 

Глава 2

КВАГИ

 

После первой твоей победы на границах слов (слитность) жить стало легче, но еще на тебя со всех сторон наступают КВАГИ[4].

КВАГИ – это неправильное, искаженное написание слов, которые в нашей программе без правил (БП) вполне соответствуют позиции «легко» и «опора на речь».

 

КВАГИ: правЕльный, диковЕнный, плОкат, привЕлегия, утрОмбовать, симпОтЕзировать, кОлибр.

Опора на речь: правильный, диковинный, плакат, привилегия, утрамбовать, симпатизировать, калибр.

 

Инструкция :

Бороться с КВАГАми начинай сразу, как только ты узнал об их существовании. Ничего так не действует на КВАГИ, как четкая и внятная речь вслух.

Ты поймешь, как действовать, как только у тебя появится материал для наблюдения . Он появится у тебя минут через 15‑20, когда ты выполнишь два несложных действия. Они заключаются в следующем:

1‑е действие. Сейчас ты напишешь словарный диктант – так, как умеешь, как получится. Ты должен писать его абсолютно спокойно, не заботясь о результатах, так как никакую оценку тебе никто ставить не будет. Более того – тебя это удивит, но это правда – чем больше ты сделаешь ошибок сейчас в этом словарном диктанте – тем лучше: у тебя будет больше материала, чтобы сразу же сделать правильный вывод.

2‑е действие. Сейчас ты перевернешь страницы, сверишь свой диктант и исправишь сам свои ошибки.

Что делать дальше, узнаешь сразу же, как только выполнишь два этих действия.

 

Ст(а/о)б(е/и)л(е/и)зация

Утр(а/о)мбовать

Б(и/е)рюзовый

Арм(а/о)тура

Г(е/и)рлянда

Пр(и/е)в(и/е)легия

Л(о/а)б(и/е)ринт

Эк(и/е)п(и/е)ровка

Мульт(и/е)пл(е/и)к(а/о)ц(и/е)оный

Гл(а/о)д(и/е)цинты

Б(а/о)гряный

Тр(и/е)в(и/е)альный

В(и/е)(а/о)дук

Ре(а/о)н(и/е)мация

Респ(е/и)р(а/о)торный

Д(и/е)сс(и/е)дент

Экв(и/е)л(е/и)брист

Ф(а/о)льс(е/и)ф(е/и)кация

Тр(а/о)нкв(е/и)л(е/и)затор

Рег(и/е)он

С(и/е)мп(а/о)т(и/е)зировать

В(е/и)брировать

В(и/е)ртуозный

В(е/и)трина

Аб(и/е)тур(е/и)ент

(А/О)мбр(а/о)зура

(А/О)мпл(е/и)туда

(А/О)ранж(и/е)ровка

(А/О)рт(е/и)куляция

Д(и/е)(о/а)п(а/о)зон

Ижд(е/и)венец

Иллюм(и/е)нация

Ин(и/е)ц(е/и)(а/о)тива

Ин(е/и)ц(е/и)алы

Л(е/и)кв(и/е)дировать

Мун(е/и)ц(е/и)пальный

К(а/о)либр

Трансп(а/о)рант

Д(и/е)сц(и/е)плина

П(о/а)в(е/и)льон

М(и/е)л(е/и)т(а/о)ризм

Исправлять ошибки нужно вот так (точно по инструкции):

 

 

То есть не только надписать сверху своей ошибки правильную букву, но еще обязательно – и покрупнее, пожалуйста – написать ее рядом со словом. Вот и все!

Если в этом диктанте ты сделал ошибок десять или больше – у тебя есть материал для вывода! Этот вывод должен поразить тебя своей простотой. Не ищи ничего другого, кроме того, что ты уже и так видишь! А видишь ты то, чего нельзя не заметить. Выскажи вслух самому себе свои наблюдения (и не бойся!) а затем посмотри на ответы:

Стабилизация, утрамбовать, бирюзовый, арматура, гирлянда, привилегия, лабиринт, экипировка, мультипликационный, гладиолусы, гиацинты, багряный, тривиальный, виадук, реанимация, рецидивист, реабилитировать, респираторный, диссидент, эквилибрист, фальсификация, транквилизатор, регион, симпатизировать, вибрировать, виртуозный, витрина, абитуриент, амбразура, амплитуда, аранжировка, артикуляция, диапазон, иждивенец, иллюминация, инициатива, инициалы, ликвидация, муниципальный, калибр, транспарант, дисциплина, павильон, милитаризм.

 

Ты все правильно заметил, ведь ответ у тебя перед глазами. Да, там везде вместо «О» и «Е» – «А» и «И». Везде только они. Но суть не в этом, а в том, что все эти «трудные» «словарные» слова (а это они и есть – в них же нет проверки) пишутся один в один с тем, как они произносятся и слышатся ! Именно так, и ни в коем случае не наоборот. То есть слова, которые показались тебе такими «трудными», на самом деле это позиция «легко» . Эту позицию мы еще называем «опора на речь» . Скажи их вслух – внятно и четко (ни в коем случае – не по слогам! Просто скажи вслух так, как они сами без усилий произносятся). Вот так их и пиши: опора на речь! Это позиция «легко »! Ошибки, которые ты сделал – это и есть КВАГИ. (См. сноску в начале этой главы, если ты забыл, что означает это слово.)

КВАГИ – яркий показатель неуверенности при письме. Человеку не очень грамотному кажется, что письменная речь и устная – две большие разницы; он привык думать, что письмо тем и отличается от речи, что надо писать все наоборот. «Пиджак», «плакат», «багряный», «бирюза» – ведь простые слова, без особенностей; но многим (и очень многим) кажется, что это уж было бы слишком просто: взять и написать их так, какие они и есть, – как прозвучат и как слышатся; нет, мол, – рассуждают они, – здесь что‑то не то, не может такого быть: «пЕджак», «плОкат», «бОгряный», «бЕрюза» – вот их выбор. Подавляющее большинство «трудных» «словарных» слов иностранного происхождения. Они заимствованы из разных «носителей» – в нашем случае это неважно: не будем углубляться в дебри происхождения слов – этимологии – у нас другие задачи. Но главная тенденция – закономерность – вот в чем. Русские слова их отразили без затей и похожими на то, какими они были, будучи «иностранными» (тюркскими, латинскими, древнегреческими, французскими, английскими). Их написание в словарях предельно простое: оно чаще всего соответствует транскрипции. И таких слов подавляющее большинство: заимствованные слова превосходят по численности исконные (русские) слова во много раз.

КВАГИ – самый вредоносный тип ошибок. Они берут начало в системе школьной грамматики. Как только человек переступил порог школы на него начинает влиять главная грамматическая установка в школьном обучении – «несоответствие» речи и письма («безударные гласные», зубрежка «словарных» слов без системы и опоры и т. д.). В результате у большинства учащихся это порождает массу однотипных ошибок, которые к тому же остаются невыявленными как самые вредные и опасные. Иначе говоря, их просто никто «не знает в лицо».

Вот они – мнимые грамматизмы – самые главные и опасные наши враги. «ПравЕльный», «подлЕнный», «истЕнный», «кЕрпич», «транспОрант», «остОновка», «преподОвать», «куриННый», «сверхЪурочный», «привЕлегия».

А вот ошибки типа «фонетическое письмо» («скИлет», «панАрама», «линолИум») к этой группе не относятся – ничего вредного в них нет и они не опасны . Во‑первых, таких слов, которые пишутся иначе, чем произносятся и смысл которых ты лично знаешь – а это очень важный момент до крайности мало: настолько, что ими можно было бы смело пренебречь – в пользу умения писать подавляющее большинство. Во‑вторых, всех уже именно так как раз и научили писать (и думать) с первого класса: «портфель», «ко нспект», «бе нзин», «пе нал», «ве нтилятор», «кро вать», «со бака»; «ко за – козы», «гро за – грозы» и т. д.

Ты сейчас (а эта книга адресована прежде всего к учащимся старших классов и тем, кто уже закончил школу) никогда не напишешь «пАртфель», «кАнспект» и «сАбака». Наблюдая и систематизируя ошибки учеников на огромном количестве примеров, я с уверенностью могу это утверждать. А вот КВАГИ – это сколько угодно, в больших количествах.

Проведем небольшой эксперимент, во‑первых, ты сможешь проверить себя (сколько всего ошибок ты сделал), во‑вторых, мы сравним качество ошибок.

Выбери правильную букву, лишнюю соответственно зачеркни:

 

П(о/а)ртфель, б(е/и)нзин, б(е/и)тон, б(а/о)гряный, б(е/и)рюзовый, преп(о/а)д(о/а)вать, д(е/и)р(е/и)жер, х(а/о)л(а/о)стяк, оп(а/о)здал, прив(е/и)легия, к(о/а)нспект, трансп(о/а)рант, к(а/о)мпьютер, (а/о)ранж(е/и)ровка, с(и/е)нт(е/и)затор, арт(и/е)ллерия, диков(е/и)нный, утр(о/а)мбовать, к(о/а)либр, ижд(и/е)венец, тр(и/е)в(и/е)альный, в(и/е)(а/о)дук, к(е/и)р(о/а)син, ст(о/а)д(е/и)он, в(и/е)рн(и/е)саж, т(и/е)атр, п(а/о)м(е/и)дор, р(е/и)ст(о/а)врация, р(е/и)ц(е/и)д(е/и)вист, м(и/е)л(е/и)т(а/о)ризм, д(е/и)(а/о)п(а/о)зон, тр(а/о)нкв(е/и)л(е/и)затор, эк(е/и)п(е/и)ровка, р(е/и)(а/о)б(е/и)л(е/и)тировать, к(о/а)мпресс, г(е/и)(а/о)цинты, ампл(е/и)туда, мульт(е/и)пл(е/и)к(о/а)ц(е/и)оный, д(и/е)в(а/о)львация, ин(е/и)ц(и/е)(а/о)тива, п(а/о)зиция.

 

Теперь ты можешь проверить свой результат:

 

Портфель, бензин, бетон, багряный, бирюзовый, преподавать, дирижер, холостяк, опоздал, привилегия, конспект, транспарант, компьютер, аранжировка, синтезатор, артиллерия, диковинный, утрамбовать, калибр, иждивенец, тривиальный, виадук, керосин, стадион, вернисаж, театр, помидор, реставрация, рецидивист, милитаризм, диапазон, транквилизатор, экипировка, реабилитировать, компресс, гиацинты, амплитуда, мультипликационный, девальвация, инициатива, позиция.

 

Ну как? А теперь следующее действие: слова, где ты сделал ошибки, выпиши в столбик и исправь ошибки по образцу (так, как мы это уже делали в словарном диктанте).

 

 

Теперь ты сам видишь: практически все твои ошибки на гласные – это именно КВАГИ.

Итак, вторая по значимости задача после умения писать СЛИТНО – это преодоление КВАГОВ. Ты уже практически решил эту задачу, потому что мы уже сделали главное: 1) выделили их из потока всех остальных ошибок в отдельную группу; 2) приглядевшись к ним внимательно, пришли к выводу: это позиция «легко» – трудности нет – опора на речь.

Ничего так не действует на КВАГИ, как четкая и внятная речь вслух.

 

Глава 3

Регулярные блоки

 

Мы договорились – орфографическими словарями не пользоваться. И правильно сделали. Учить или запоминать слова по словарю – изнурительная, бессмысленная и тупая работа. Школьная практика не дает опоры или какой‑либо системы в этой работе: учи подряд от буквы «а» до буквы «в» («г», «д» и т. д.). А там все перемешано: все эти слова объединяет только то, что они начинаются на одну и ту же букву. Поэтому никому еще не удалось добиться умения их писать на всю жизнь. Можно, конечно, напрячься, выучить пару десятков слов как попало, написать какой‑нибудь очередной словарный диктант на «4» – а возьмись снова писать те же слова через день – окажется, что ты все уже забыл или еще того лучше: если они тебе встретятся в тексте, то ты их даже не узнаешь. У тебя, конечно, был классе в 4–5‑м так называемый «словарик» из полтетради поперек, так как школьная программа (ШП) заставляет всех заводить такой. Это продолжается годами и десятилетиями. И у меня тоже в 4‑м классе был такой же.

Только толку от этого никакого. Такой словарик – это копилка двоек: туда мы писали слова под диктовку, затем, естественно, сдавали на проверку, а потом получали обратно с большим количеством красных исправлений и обидных оценок.

С этим покончено! Мы идем другим путем. Делим все слова (все, какие есть, какие нам известны) на

 

Как ты считаешь, каких больше? Правильно: иностранных! С ними мы поступим радикально: ошибки, которые в них обычно делаются (на гласные, разумеется), мы назвали КВАГАМИ, а затем смело и решительно перевели их в позицию «легко» – опора на речь.

Остались русские слова (русского происхождения, «исконные»). Сейчас мы узнаем, что с ними делать. Уж, конечно, учить их не будем.

Для того чтобы их писать всегда правильно и никогда не ошибаться, вообще ничего не надо учить.

В них есть регулярные блоки – это такое сочетание букв, которое всегда одинаково в огромном количестве слов – один и тот же блок в тысячах слов. Наше ухо отлично слышит эти блоки, они быстро и сразу видны глазу, и их в тот же момент должна «увидеть» рука – и сразу обвести в кружок.

БЛОКИ:

1) никогда не меняются;

2) не проверяются;

3) помогают писать «словарные» слова русского происхождения.

Вот они:

 

 

Все наши графические обозначения, которые мы делаем (они называются text‑control), обязательно надо делать в тот же момент, когда ты пишешь слово , а не потом. И той же ручкой!

Сейчас сделаем маленькие, но ценные примечания к позициям алгоритма «регулярные блоки».

К первой («оло»–«оро»–«ере»).

1. Их нет (этих блоков) в иностранных словах (иностранного происхождения).

Вот смотри: знакомые, привычные слова.

Карандаш, сарафан, каравай, караван, саранча, каланча, таракан, тарабарщина, Караганда, каракатица, тарантас, барабан .

Что в них «иностранного»?

Сначала вопрос. Кстати, договоримся о вопросах, я всегда задаю вопросы очень простые . На них и ответы тоже должны быть очень простые . Самый правильный ответ – это тот, который пришел в голову сразу . Никогда не задумывайся: как бы «поумнее» высказаться, «выразить свою мысль». На простой вопрос самый правильный ответ – это быстрый ответ .

Итак, вопрос. Еще раз посмотри на слова и скажи, что у них общего (только не надо говорить «ара», потому что это уже не очень простой ответ). А простой ответ такой: у них у всех буква «а» повторяется 3 раза (а иногда даже 4). Сейчас возьми ручку и поставь цифры под каждой буквой «а».

Это признак того, что все эти слова – не русские, в русских такого не может быть. Такое бывает только в словах тюркского происхождения. (Нам в университете на лекции один профессор очень просто объяснил: ну, тюрки – или турки – никакой разницы.) Так оно и есть. Это слова восточного происхождения – результат монголо‑татарского влияния (300 лет все‑таки). По‑научному, когда в словах повторяется много одинаковых гласных, это называется закон слогового сингармонизма. Но уж, конечно, нам такая терминология ни к чему. Хватит и того, что мы уже и так это узнали и даже приняли к сведению.

Кроме «тюркских» могут быть другие заимствования. Вопрос: что, на твой взгляд, «иностранного» в этих словах?

 

 

Это простой вопрос, и поэтому ты сразу скажешь, что в слове «парадокс » есть «кс », как и во многих других словах: «кс ерокс », «микс ер», «такс и», «Макс им», «Кс ения», «Алекс андр», «Алекс ей». То есть, собственно, икс . Эти слова так и пишут – через икс (x ): Xerox, mixer, taxi, Maxim, Alexander, paradox. Этот икс – кс (х ) – везде признак греческого происхождения слова. Что касается слов «дирижЁр» и «парашЮт», то не надо долго объяснять, что они уж никак не русские, стоит их только прочитать вслух в соответствии с их написанием! Теперь что касается «территории». Возможно, и даже, скорее всего, ты не знал, что все удвоения согласных в словах – это признак того, что слова «иностранные»: «террор», «баррикада», «терраса», «аббат», «аккуратный», «аккордеон», «аккумулятор», «аллея», «коллега», «гамма», «симметрия», «аппарат», «аппетит», «трасса», «класс», «аттракцион», «атташе». (Удвоения по типу 1+1 сейчас не принимаем во внимание: «баня – банный», «карман – карманный», «бесследный», «беззубый» – где это происходит – на стыке морфем (частей слова).)

2. Их (блоков «оро»–«оло»–«ере») нет на стыке приставки с корнем. Где этот «стык» и как его искать, покажу на простом примере: на слове «народ» (понятно, что ты вряд ли ты напишешь это слово через «оро», но у тебя могут быть вопросы: это русское слово? Да. А где же тогда блок «оро»?).

А его нет на стыке приставки с корнем. А стык здесь есть. Он определяется – смотрим на слово: есть такая приставка «на»? Конечно: «на писал», «на право» и т. д. Теперь закрой ее в слове «народ» пальцем и подставь любую другую. Если замена возможна, значит здесь есть этот самый стык! Достаточно одной: «на род» / «у род», чтобы понять, что замена возможна.

Таким образом, у нас остались позиции № 2 и 3 – блоки «има», «ина», «ило».

Блок «има» – исконно русский блок, довольно древний, происходит от древних русских букв, которых сейчас уже давно нет, но раньше были – назывались «юсами» – «юс малый» и «юс большой». Отсюда и современное «има»: «занимаюсь», «понимаю», «внимание», «выжимать», «обниматься» и так далее.

А блоки «ина» и «ило» нам важны не столько полные, сколько «частичные»:

«истина » – «истин ный»

«диковина » – «диковин ный»

«подлина » – «подлин ный»

«правило » – «правил ьный»

Слова «истина », «диковина » простые, это позиция «легко». Но зато многие пишут «истенный», «диковенный» и «подленный»! Это КВАГИ – самые зловредные ошибки, о них было в главе «КВАГИ».

Как видишь, блоки довольно часто встречаются в словах по два сразу – и это отлично. Значит, ошибки в таких словах исключаются. Гарантом этого и являются блоки: они никогда не меняются, их не надо проверять. Значит, это – позиция «легко».

Учить блоки не надо. Они должны не запоминаться, а усваиваться сами. Это произойдет сразу на нескольких уровнях:

1) слухоречевом – первое действие;

2) зрительно‑моторном (рукодвигательном) – второе действие.

Третье действие будет постоянным: всегда при письме (и чтении в том числе) ты будешь видеть эти блоки, а при письме их надо будет сразу же обводить (той же ручкой и в тот же момент).[5]

 

 

Глава 4

Проверка «скажи иначе»

 

А если нет блоков , но слово «русское»?

Тогда проверка «скажи иначе»! Эта проверка – одна из двух, которыми мы пользуемся в нашей программе «БП». У нас есть всего две (!) проверки на весь курс обучения. Проверка «скажи иначе» делается не «тупым подбором слов» по типу: «коза‑козы», «гроза‑грозы» (подобные «проверки» запрещены, а позиции сняты с контроля), а совсем иначе. Если есть трудность, надо объяснить самому себе смысл слова (выражения или действия) как можно более просто и как можно более кратко , но подробно, пользуясь словами: «это то, что…» или «это то, где надо…», или «это означает…». Такая проверка всегда приведет тебя к правильному ответу; благодаря такой проверке ты увидишь в слове то, чего раньше никогда не видел; благодаря ей слово повернется к тебе новой, неожиданной стороной – и будет ответ. Проверка «скажи иначе» не требует от тебя никаких усилий: не надо напрягаться и делать что‑то особенное. Это самая простая и естественная проверка – красная кнопка и скорая помощь – и она работает по очень многим позициям!

Пока поработаем по одной: гласные в русских словах, где нет блоков. В таблице представлен образ ец, как надо действовать, а как, наоборот, нельзя.

Проверкой «тупым подбором слов» пользоваться ни в коем случае нельзя, несмотря на то что она может дать и правильный ответ (наедине – единый). Наша задача – построить правильный стереотип поведения при письме (ППП), это решающим образом изменит твое речевое и грамматическое мышление, научит тебя правильно думать.

 

 

Даже те русские слова, которые, как тебе всегда казалось, вообще никакой проверки не имеют и их только и осталось, как «учить», – имеют проверку! Это проверка «скажи иначе»: красная кнопка и скорая помощь.

Вот «трудное» «словарное» слово к(о/а)лея.

Делай проверку «скажи иначе»: объясни самому себе, что значит это слово.

Что значит «колея»? Это след от колеса. Слово «колесо» писать умеешь? Ну да, оно намного проще, чем «колея» (во‑первых, потому, что более частотно). «Колесо» – это позиция «легко»: ты никогда в нем не ошибешься, но не можешь объяснить, почему. Сейчас я тебе это объясню.

«Колесо», «кольцо», «коло дец» – это русские слова, объединенные древним русским словом «коло » – кольцо, круг. В нем есть русский блок – «оло». Обведи блок – и, кроме «к», ничего не осталось от слова «коло». А если поставить слева букву «о», то получится слово «около » (напоминаю «коло » – это значит круг). «Около» – это значит «вокруг» (помнишь про «стык» – правильная вещь. «Около» – это то, что можно обвести в круг – вокруг себя). Исконный русский блок «оло» связан не с грамматикой, а с языческими культовыми традициями русского народа. Там круг обозначал солнце, коло дец строился по его подобию, но противополо жности (вниз, под землей). И по сей день ты постоянно соприкасаешься с культовым блоком «оло», где бы ты ни был и что б ты ни делал: что около и что вокруг, – это то, что окружает («круж» и «круг» – одно и то же: даже когда ты взял круж ку, она тебе тут же напомнит о своем исконном, русском происхождении). Круж ка – круг лая, круж ок, окруж ность. «Округ » – это то, что можно обвести вокруг.

Круг замкнулся. «Оло» – это круг. Колея – это след от колеса, колесо – это круг («коло»). Частичный блок, за более точными изменениями которого мы следить не будем, потому что достаточно установить ту простую связь, которая сразу же проявилась в результате правильной проверки «скажи иначе»: колея – это след от колеса. Так и будем дальше действовать.

Принято считать, что слов в словаре очень много (это правда – кто бы сомневался), и они все такие разные (да ну? неужели?), и поэтому, для того чтобы научиться их все правильно писать, необходимы невероятные, сверхъестественные усилия, способности и долгие годы жизни.

Это вредное и глупое заблуждение, которое происходит, во‑первых, от неумения структурировать свою деятельность (то есть ставить перед собой необходимые задачи в правильном порядке), а во‑вторых, конечно же, от невежества (то есть от незнания очевидных закономерностей). Именно на этих заблуждениях построена вся нормативная грамматика ШП.

 

Наши действия:

1. Сразу отбросим те слова, смысл которых нам неведом. Это – нулевой словарный балласт. Они есть в словаре, но их нет в нашей картотеке. Мы не ставим перед собой задач, которые не имеют решения: писать правильно все слова, которые есть в словарях. Мало ли что там есть: если ты не знаешь, что такое «престидижитатор» или «абака» – какое тебе дело, как их правильно писать!

Оставляем те, которые мы понимаем и знаем, – вот именно они нам и нужны.

2. Те, что остались, делим на группы. Теперь их можно структурировать. Мы любим минимальное количество позиций. Они следующие.

 

Все слова делим на две группы.

 

 

Это был рабочий алгоритм. Теперь разгрузим его от примеров.

 

 

Комментарии для тех, кто не готов к принятию простых решений.

1. Позиция «регулярные блоки» у нас уже отработана. Блоки не меняются и не проверяются. Они усвоены. Они не имеют вариантов. Значит, это – позиция «легко».

2. Позиция «проверка скажи иначе» делается правильно, а не «тупым подбором слов». Все, что можно проверить, – это позиция «легко.

3. «Иностранные» слова – это позиция «опора на речь»; то есть позиция «легко».

4. Четвертой позицией являются слова, которые не требуют контроля, так как при письме никто не замечает, «как их надо правильно писать». Типа: «собака», «портфель», «бензин». Эту позицию сейчас мы не будем учитывать. Мы ее сосчитаем, но с контроля снимем. Ни в коем случае сейчас на ней нельзя останавливать внимание. Лучше всего считать, что ее нет вообще, позиция № 0, нулевая.

Вот так теперь выглядит наш «словарик»: не полтетрадки, по горизонтали отрезанной ножницами, как в 5‑м классе, а радикально взрезающий всю словарную лексику.

Убедись, что это намного круче, чем учить слова по словарю от буквы А до буквы Г, Д (и т. д.).

Теперь мы можем весь свой опыт по ошибкам строго структурировать. А по‑простому говоря, разнести их по минимальному количеству позиций.

Итак, мы знаем, что основные ошибки при письме – это «Шпионы» и «КВАГИ».

 

 

I. В борьбе со «Шпионами» мы оставили одну позицию «СЛИТНОСТЬ».

 

 

II. Ошибки в гласных – это письмо «наоборот», то есть, собственно, квази‑грамматизм – ложные, мнимые грамматизмы («КВАГИ»).

Из этого мы вывели два основных закона ППП:

1. Где трудно – там слитно!

2. Опора на речь!

Это главные позиции, которые должны быть подконтрольны всегда. Именно на них в первую очередь должно быть направлено все внимание.

 

 

Часть II


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!