ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 40 страница



**** — необходимость всех вещей. Ред.


311

когда одна причина, связанпая с другой причиной, по-
рождает из себя явление» (стр. 377).




Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась
идея „связи всего", „цепи причин". Сравнение
того, как в истории человеческой мысли пони-
мались эти причины, дало бы теорию познания
бесспорно доказательную.


 


Том II.

Толкуя об „огне", Лассаль, 1000 раз повторяясь,
доказывает, что это у Гераклита „принцип". Настаивает
особенно на идеализме Гераклита (стр. 2 5 — что прин-
цип развития, des Werdens *, у Гераклита logisch -
praexistent **, что его философия = Idealphilosophie .
Sic!! ***) (стр. 25).

((Натяжки под Гегеля!))

Гераклит принимал «чистый и абсолютно немате-
риальный огонь» (стр. 28 „ Timaeus ", про Heraclei-
tos ****)...

На стр. 56 (т. II) Лассаль приводит цитату

|из Clemens Al. Stromata ***** V; гл. 14| о Ге-
раклите, которая в буквальном переводе гласит:

NB

«Мир, единый из всего, не создан никем из
богов и никем из людей, а был, есть и будет
вечно живым огнем, закономерно воспламеняю-
щимся и закономерно угасающим»...

Очень хорошее изложение начал диалектического материализма. Но на стр. 58 Лассаль дает такой „freie Übersetzung" ****** этого отрывка:

«Мир------ был, есть и будет непрерывным становле-
нием, постоянно, но попеременно, переходя из бытия в
(текущее) небытие, и из последнего в (текущее) бытие».

* — становления. Ред.
** — логически-предшествующий. Ред.
*** — идеалистическая философия. Так!! Ред.
**** — «Тимей», про Гераклита. Ред.
***** — Клемента Александрийского. Ковры. (В переносном смыс-
ле
— книги смешанного содержания. ) Ред.
****** — «вольный перевод». Ред


312


Превосходный образчик, как Лассаль verballhornt * Гераклита под Гегеля, портит живость, свежесть, наивность, историческую цельность Гераклита натяжками под Гегеля (а для натягивания этих натяжек Лассаль десятками страниц пережевывает Гегеля).

II-ой отдел II-ой части („Физика", стр. 1 2 6 2!!!
Н-го тома) совершенно певыносимы. Гераклита здесь
на грош, жвачки Гегеля и натяжек на рубль. Это
можно только перелистывать — чтобы им сказать, что
этого не следует читать!

Из III отдела («Учение о познании») цитата из Ф и-
л о н а:

«Ибо единое есть то, что состоит из двух про-

NB

тивоположностеи, так что при разрезании попо-
лам эти противоположности обнаруживаются.
Не это ли положение поставил, по словам элли-
нов, их великий и славный Гераклит во главу
своей философии и гордился им как новым
открытием»... ((265)).

NB

И следующая цитата тоже из Филона:
... «Точно так же и части вселенной поделены
на две половины и взаимно друг другу противо-
поставлены: земля — на горы и равнину, вода —
на пресную и соленую... Равным образом атмо-
сфера на зиму и лето, а также на весну и осень.
Это-то и послужило Гераклиту материалом для
его сочинений о природе; заимствовав от нашего теолога идею противоположностей, он иллю-
стрировал ее многочисленными и тщательно раз-
работанными примерами (Belege)» (стр. 267).
Критерий истины, по Гераклиту, не consensus om-
nium, не согласие всех (стр. 285) — он был бы тогда
subjectiver Empiriker ** (стр. 284). Нет, он objectiver
Idealist ***
(285). Критерий истины для него, незави-
симо от субъективного мнения всех людей, согласие с
идеальным законом тождества бытия и небытия (285;.

• — исправляет (иронически). Ред.
*» — субъективный эмпирик. Ред.
*** — объективный идеалист. Ред.


313






Ср. Marx 1845 в тезисах


о Фейербахе! 162 Лассаль
здесь реакционен.


Вот где ясно, что
Лассаль гегельянец
старого типа, идеа-
лист.


На стр. 337, цитируя, между прочим, Бюхнера (при-
мечание 1), Лассаль говорит, что Гераклит „ту же са-
мую мысль" высказывал a priori, как и „современная
физиология" («мысль есть движение материи»).

 

Явная натяжка. В цитатах о Гераклите говорится лишь, что душа есть тоже процесс превращения — движущееся познается движущимся.

Цитата из Chalcidius (in „Timaeus") *:

... «Гераклит же связывает наш разум с божествен-
ным разумом, правящим и руководящим Вселенной,
и говорит, что вследствие неизменного сопутствования
он обладает знанием властного указа разума, и когда
дух отдыхает от деятельности чувств, он предсказы-
вает грядущее» (стр. 342).

Из Clemens (Stromata, V):

... «вследствие своей невероятности ускользает (именно
истина) от того, чтобы быть познанной»... (347).

Гераклит-де „отец объективной логики" (стр. 351),
ибо у него „натурфилософия" umschlagt ** в филосо-
фию мысли, „мысль признается принципом бытия" (350)
etc. etc. a la Hegel... Недостает-де Гераклиту момента
субъективности...




§ 36. «Кратил Платона», стр. 373—396


 


В § о „Кратиле" Лассаль доказывает, что в этом
диалоге Платона Кратил выведен (еще не как софист и
субъективист, каковым он стал впоследствии, а) как
верный ученик Гераклита, излагающий действительно
его, Гераклита, теорию о сущности и происхожде-
нии слов и языка, как подражания природе

* — Халкидия (в «Тимее»). Рев,
*• — превращается. Ред.


314

(«подражание сущности вещей», стр. 388), сущности
вещей, «подражание богу и его отображение», «под-
ражание богу и Вселенной» (ibid. ) 163.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ergo *:
История философии



вот те области
знания, из ко-
их должна сло-
житься теория
познания и диа-
лектика

грече-
ская
фило-
софия
наме-
тила
все сии

мо-
менты

» отдельных наук

» умственного развития ребенк

»       »            » животны

» я з ы к a NB:

                       + психология
                       + физиология
                       органов чувств

kurz **, исто- рия познания вообще
 
вся область знания
   

... «Мы показали, — говорит Лассaль, — что то» (вы-
шеуказанное) «тождество в понятии (именно тождество,
а не только аналогия) между словом, именем и законом
является во всех отношениях принципиальным воззре-
нием гераклитовской философии и играет в ней чрезвы-
чайно важную и значительную роль»... (393).

NB

NB

очень

важно!

... «Имена для него» (для Гераклита) «суть
законы бытия, они для него — общее вещей,
как законы для него — «общее всех»»... (394).
И Гиппократ-де именно гераклитовские
мысли выражает, говоря: «Имена суть законы природы». «Ибо как законы, так и имена для эфесца... равным образом только продукты и осуществления всеобщего, и те и другие для него достигнутое чисто всеобщее, идеальное бытие, освобожденное от грязи чувственной действительности»... (394).

Платон разбирает и опровергает философию Герак-
лита в „К р а т и л е" и „Т е э т е т е", причем (осо-

* — Следовательно. Ред.
** — кратко. Ред,


315

бенно в последнем) смешивает Гераклита (объективного
идеалиста и диалектика) с субъективным идеалистом
и софистом Протагором (человек мера всех вещей).
И Лассаль доказывает, что в развитии идей из Герак-
лита действительно проистекали (1) софистика (Прота-
гор) и (2) платонизм, „идеи" (объективный идеализм).

 

Впечатление получается такое,

что идеалист
Лассаль оставил в тени

материализм или

материа-
листические тенденции Гераклита,

натягивая его

под Гегеля.      

(IV. Ethik, стр. 427-462. )

В отделе об этике — nil *.

На стр. 458—459 Лассаль говорит, что Nemesios
говорил, что Гераклит и Демокрит отрицали провиде-
ние ( ), а Цицерон („De fato" **) говорит, что
Гераклит, как и Демокрит и др. (и Аристотель), при-
знает фатум — необходимость.

Naturnotwen-
digkeit ***
у Лассаля

... «Этот рок должен обозначать лишь
собственную имманентную природную
необходимость
предмета, его природ-
ный закон»... (459).

(Стоики, по Лассалю, — все взяли у Гераклита,
опошлив его, сделав односторонним, стр. 461. )

 

Указатель гелертерски, etc. etc. к но книге Лассаля составлен бестолково: тьма имен учено, антиков

В общем,
саля не стоит читать.


****, верен отзыв Маркса. Книгу Лас-


* — ничего. Ред.
** — «О роке». Ред.
*** — необходимость природы. Ред.
**** — summa summarum — в общем итоге. Ред.


316

К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ 164

Раздвоение единого и познание противоречивых ча-
стей его (см. цитату из Филона о Гераклите в начале
III части („О познании") Лассалевского „Гераклита" *)
есть суть (одна из „сущностей", одна из основных,
если не основная, особенностей или черт) диалектики.
Так именно ставит вопрос и Гегель (Аристотель в своей
„Метафизике" постоянно бьется около этого и бо-
рется
с Гераклитом respective с гераклитовскими
идеями 165).

Правильность этой стороны содержания диалектики
должна быть проверена историей науки. На эту сто-
рону диалектики обычно (например, у Плеханова) обра-
щают недостаточно внимания: тождество противополож-
ностей берется как сумма примеров |„например,
зерно"; „например, первобытный коммунизм". Тоже
у Энгельса. Но это „для популярности"... ), а не как

закон познания (и закон объективного мира).

В математике +и -. Дифференциал и интеграл.

» механике действие и противодействие.

» физике положительное и отрицательное электри-
чество.

» химии соединение и диссоциация атомов.

» общественной науке классовая борьба.


* См. настояний том, стр. 312, Ред,


Тождество противоположностей („единство" их, мо-
жет быть, вернее сказать? хотя различие терминов


317

тождество и единство здесь не особенно существенно.
В известном смысле оба верны) есть признание (откры-
тие) противоречивых, взаимоисключающих, противопо-
ложных тенденций во всех явлениях и процессах
природы (и духа и общества в том числе). Условие
познания всех процессов мира в их „самодвижении",
в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть
познание их как единства противоположностей. Раз-
витие есть „борьба" противоположностей. Две основные
(или две возможные? или две в истории наблюдаю-
щиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие
как уменьшение и увеличение, как повторение, и раз-
витие как единство противоположностей (раздвоение
единого на взаимоисключающие противоположности и
взаимоотношение между ними).

При первой концепции движения остается в тени
само движение, его двигательная сила, его
источник, его мотив (или сей источник переносится
во вне — бог, субъект etc. ). При второй концепции
главное внимание устремляется именно на познание
источника „с а м о"движения.

Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая —
жизненна. Только вторая дает ключ к „самодвиже-
нию" всего сущего; только она дает ключ к „скачкам",
к „перерыву постепенности", к „превращению в проти-
воположность", к уничтожению старого и возникнове-
нию нового.

Единство (совпадение, тождество, равнодействие) про-
тивоположностей условно, временно, преходяще, реля-
тивно. Борьба взаимоисключающих противоположно-
стей абсолютна, как абсолютно развитие, движение.



NB: отличие субъективизма (скептицизма и софи-
стики etc. ) от диалектики, между прочим, то, что в
(объективной) диалектике относительно (релятивно)
и различие между релятивным и абсолютным. Для
объективной диалектики в релятивном есть абсолютное.
Для субъективизма и софистики релятивное только
релятивно и исключает абсолютное.


 


318

У Маркса в „Капитале" сначала анализируется самое
простое, обычное, основное, самое массовидное, самое
обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение
буржуазного (товарного) общества: обмен товаров.
Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой
„клеточке" буржуазного общества) все противоречия
(respective зародыши всех противоречий) современного
общества. Дальнейшее изложение показывает нам раз-
витие рост и движение) этих противоречий и этого
общества, в сумме * его отдельных частей, от его начала
до его конца.

Таков же должен быть методизложения (respective изу-
чения) диалектики вообще (ибо диалектика буржуазного
общества у Маркса есть лишь частный случай диалек-
тики). Начать с самого простого, обычного, массовид-
ного etc., с предложения любого: листья дерева зелены;
Иван есть человек; Жучка есть собака и т. п. Уже здесь
(как гениально заметил Гегель) есть диалектика:
отдельное есть общее (ср. Aristoteles, Metaphysik,
пер. Швеглера. Bd. II, S. 40, 3. Buch, 4. Kapitel, 8—9:
„denn naturlich kann man nicht der Meinung sein, daB
es ein Haus — дом вообще — gebe aufier den sichtbaren
Hausern", „


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!