ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 39 страница







Если Магх не оставил „Логики" (с большой буквы),
то он оставил логику „Капитала", и это следовало бы
сугубо использовать по данному вопросу. В „Капи-
тале" применена к одной науке логика, диалектика и
теория познания


не надо 3-х слов: это одно и то же


материализма, взявшего все ценное у Гегеля и дви-
нувшего сие ценное вперед.


 


Товар — деньги — капитал


производство абсолютной Mehrwert *
производство относительной Mehrwert.




История капитализма и анализ понятий,
резюмирующих ее.


 


Начало — самое простое, обычное, массовидное, непо-
средственное „бытие": отдельный товар („Sein" в по-
литической экономии). Анализ его как отношения

• — прибавочной стоимости. Ред.


302


социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индук-
тивный, — логический и исторический (формы стои-
мости).

Проверка фактами respective практи-
кой есть здесь в каждом шаге анализа.

Ср. к вопросу о сущности versus явление

— цена и стоимость — спрос и предложение

versus Wert

(= kristallisierte Arbeit)*

— заработная плата и цена рабочей силы.

Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г.                         Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XII

* — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.


303

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ

«ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА ТЕМНОГО

ИЗ ЭФЕСА» 156

Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г.                    Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XII


305

Ф. ЛАССАЛЬ. «ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

ТЕМНОГО ИЗ ЭФЕСА»

2 ТОМА. БЕРЛИН, 1858 (379 + 479 стр. )

(Bern: Log. 119. 1)

В эпиграфе, между прочим, из Гегеля — из его
„Истории философии" — что нет ни одного положения
Гераклита, которое бы он не взял в свою логику.

 

Гегель. Сочинения, том XIII, Моя цитата „Vorlesungen iiber Philosophie" 157. стр. die 328 * [246] Geschichte ** der

Понятно, почему Магх назвал это сочинение Лассаля
„ученическим" (см. письмо к Энгельсу от... 158): Лассаль
просто повторяет Гегеля, списывает его, пережевывает
миллион раз по поводу отдельных мест Гераклита,
снабжая свой труд невероятной бездной ученейшего,
гелертерского-архи, балласта.

Отличие от Магх'а: у Магх'а тьма нового и интересует
его только движение вперед о т Гегеля и от Фейербаха
дальше, от идеалистической диалектики к материа-
листической. У Лассаля рюминирование Гегеля на
взятую частную тему: в сущности, списывание Гегеля
по поводу цитат из Гераклита и о Гераклите.


* Hegel. Werke, Bd. XIII, Berlin, 1833. Ред.
•• Гегель. Сочинения, т. IX, 1932. Ред.


Лассаль разделил свой труд на 2 части: «Об-
щая часть. Введение» (т. I, стр. 1—68) и «Историче-
ская часть. Фрагменты и свидетельства» (остальное).
Глава III в общей части: «Краткое логическое раз-
витие гераклитовской системы» (45—68 стр. ) — дает


306


квинтэссенцию метода — выводов Лассаля. Эта глава —
чистое списывание, рабское повторение Гегеля по по-
воду
Гераклита! Учености и тут (а еще больше в исто-
рической части) тьма, но это ученость низшего сорта:
задали задачу — отыскать гегелевское в Гераклите.
Strebsamer * ученик выполняет ее „блестяще", перечи-
тывая у всех древних (и новых) писателей в с е о Ге-
раклите и в с е толкуя под Гегеля.

Marx в 1844—1847 гг. ушел от Гегеля к Фейербаху
и дальше Фейербаха к историческому (и диалекти-
ческому) материализму. Лассаль в 1846 г. начал (Пре-
дисловие, стр. III), в 1855 г. возобновил и в VIII. 1857 г.
(Предисловие, XV) кончил работу голого, пустого, ник-
чемного, гелертерского пережевывания гегельянщины!!

Отдельные главы II части интересны и небесполезны
лишь по переводам отрывков из Гераклита и по популя-
ризации Гегеля, но это не устраняет всех указанных
недостатков.

Иногда прямо прелестна по своей детской наивности
философия древних и Гераклита, например, стр. 162—
«чем объяснить, что моча тех, которые поели чеснока **,
пахнет чесноком?»

И ответ: «не тем ли, что, как говорят некоторые из по-
следователей Гераклита, один и тот же огненный про-
цесс превращения происходит как в мироздании, так и
в (органических) телах, а затем после охлаждения вы-
ступает там (в мироздании) как влага, здесь прини-
мает форму мочи, а превращение ( ***) из
пищи сообщает запах того, из чего она благодаря сме-
шению с ним возникла?»... (162—163).

Гераклит

о золоте

и товарах

На стр. 221 if. Лассаль цитирует Плу-
тарха, который говорит о Гераклите:

... «как из огня все создается путем превра-
щения, так и огонь из всего, подобно тому
как за золото мы имеем вещи, а за вещи
золото»...

• — Старательный. Ред.
** Слово «чеснока» написано В. И. Лениным над словом «Knob-
lauch» Ред.

* * * — испарение. Ред.


307


неверно

идеализм

Лассаля

По этому поводу Лассаль говорит о
стоимости (Wert) (стр. 223 NB)
| и о Function des Geldes * |, по-гегелевски
развивая ее (как «выделившееся абстракт-
ное единство») и добавляя:... «что это

единство, деньги, не является чем-то дей-
ствительным,
а представляет собой нечто
только идеальное (курсив Лассаля), видно

из того» etc...

(Но все же NB, что это писано в книге, вышедшей
в 1858 г., предисловие датировано августом 1857. )
В примечании 3 на стр. 224 (224—225 стр. ) Лассаль
еще подробнее говорит о деньгах, что-де Гераклит не был
„националь-экономом", что-де деньги ((только (??)))
Wertzeichen etc. etc. ** («всякие деньги — только иде-
альное единство, или выражение стоимости, всех реаль-
ных, находящихся е обращении продуктов») (224) etc.


 

Так как Лассаль здесь

говорит смутно о

moderne

Entdeckungen auf diesem

Gebiet *** — теории

стои-
мости и денег,

то можно предположить, что

он имеет

в виду именно беседы и

письма Маркса.    
         

Стр. 225—228. Лассаль приводит большой о т р ы-
в о к
из Плутарха, доказывая далее (убедительно), что
речь идет именно о Гераклите, что Плутарх здесь изла-
гает «в основных чертах спекулятивную теологию Ге-
раклита» (стр. 228).


* — функции денег. Ред.
** — знак стоимости и т. д. и т. д. Ред.
•** — современных открытиях в этой области. Ред.


Отрывок хорош: передает дух греческой философии,
наивность, глубину, переходы-переливы 159.

 

Лассаль вычитывает у Гераклита теологии и „объективную логику" одним словом, Гегель „по поводу" и целую систему (sic!!) и т. д. — Гераклита!!

 

Бесконечное подчеркивает и (поистине утомительное) число раз пережевывает Лассаль, что Гераклит

308

не только признает во всем движение, что его прин-
цип движение или становление (Werden), но что
именно все дело в понимании „процессирующего
тождества безусловных (schlechthin) противополож-
ностей" (стр. 289 и многие другие). Лассаль, так
сказать, вбивает колотушкой в голову читателя ту
гегелевскую мысль, что в абстрактных понятиях
(и в их системе) нельзя иначе выразить принцип
движения, как принципом тождества противополож-
ностей. Движение и Werden, вообще говоря, могут
быть без повторения, без возврата к исходному
пункту и тогда такое движение не было бы
„тождеством противоположностей". Но и астроно-
мическое и механическое (на земле) движение и
жизнь растений и животных и человека — все это
вбивало человечеству в головы не только идею дви-
жения, но именно движения с возвратами к исход-
ным пунктам, т. е. диалектического движения.

Наивно и прелестно выражено это в знаменитой фор-
муле (или изречении) Гераклита: „нельзя войти дважды
в одну и ту же реку" — а в сущности (как сказал уже
Кратил —"ученик Гераклита) и одного раза нельзя
(ибо пока все тело опустится в воду, вода будет уже
не прежняя).

(NB: Этот Кратил диалектику Гераклита доводил
до софистики, стр. 294—295 и многие другие, говоря:
ничто не истинно, ничего ни о чем сказать нельзя.
Отрицательный (и только отрицательный) вывод из
диалектики. У Гераклита же наоборот был принцип:
„все истинно", во всем есть (доля) истины. Кратил
только „двигал пальцем" в ответ на все, показывая,
что все движется, ничего ни о чем сказать нельзя.



Лассаль совершенно не знает чувства меры
в этом сочинении, прямо-таки топя Гераклита
в Гегеле. Это жаль. Гераклит в меру, как
один из основоположников диалектики, был бы
архиполезен: из 850 страниц Лассаля надо бы
сделать 85 страниц квинтэссенции и перевести на

 

 

309

русский: „Гераклит как один из основополож-
ников диалектики (по Лассалю)". Могла бы выйти
полезная вещь

Основной закон мира, по Гераклиту, ( , иногда
 *) есть „закон превращения в противополож-
ность" (стр. 327) ( , ).

Лассаль излагает смысл как «закон раз-

вития» (стр. 333), приводя, между прочим,

слова Nemesius: «Демокрит, Гераклит и Эпикур
полагают, что ни для всеобщего, ни для единичного
не существует провидения» (ib. ).

И слова Гераклита: «Мир не создан никем из богов
и никем из людей, но он есть вечно живой огонь и всегда
будет им» (ibid. ).

 

Странно, что, пережевывая

религиозную фило-
софию Гераклита, Лассаль ни разу не цитирует и
не называет Фейербаха! Как относился вообще
Лассаль к Фейербаху? Как

идеалист-гегельянец?

Поэтому-де Филон (Philo) сказал про учение Гера-
клита,

... «что оно» (die Lehre **), «подобно уче-
нию стоиков, все выводит и з мира и в мир,
но не верит, чтобы что-нибудь произошло
от бога» (334).
Пример „отделки" под Гегеля:
Знаменитый отрывок Гераклита (по Stobaeus) о „Das
Eine Weise" *** ( ) Лассаль переводит:

«Сколько я ни слыхал рассуждений, никто не до-
стиг познания того, что мудрое есть ото всего (т. е.
ото всего существующего) отделенное» (344)
— считая слова „зверь или бог" вставкой, отвер-
гая переводы Риттера («мудрость далека от всех»)
(344) и Шлейермахера «мудрое отделено ото всего» в
смысле „познания" отличного от знания частностей.

* — логос, иногда необходимость. Ред.
"
— учение. Ред.
**• — «едином мудром». Ред.

 

 

310

По Лассалю смысл сего такой:
что «абсолютное (мудрое) чуждо всякому чувствен-
ному наличному бытию, что оно отрицательное»
(349) — т. е. Negative * = принцип отрицания,
принцип движения. Ясная подделка под Гегеля!
Вкладывание Гегеля в Гераклита.




Куча подробностей о связи (внешней) Герак-
лита с персидской теологией, Ормузд — Ари-
ман 160, с учением магии etc. etc. etc.


 


Гераклит сказал: „время есть тело" (стр. 358)... это-де
в смысле единства бытия и ничто. Время есть чистое
единство бытия и небытия и т. д. !

Огонь у Гераклита-де = принцип движения [а не про-
сто огонь], нечто-де подобное огонь в учении философии
(и религии) персидской! (362).

Если-де Гераклит первый употребил термин
(„слово") в смысле объективном (закон), то и сие взято
из персидской религии... (364).

— Цитата из Зенд-Авесты l6l (367).

В § 17 об отношении ** Лассаль

толкует эти идеи Гераклита в смысле „необходи-
мо с т и", „с в я з и"
(376).

 

NB: „связь всего" ( ) (стр. 379)

Платон-де (в „Т h е а е t е t е s " ***) выражает ге-
раклитовскую философию, говоря:

«Необходимость связывает существенность бытия»...

«Гераклит есть источник того обычного для стоиков
представления, что , rerum omnium necessi-

tas ****, выражает с в я з ь и сцепление, illigatio»... (376).

Cicero: «Роком я называю то, что греки называют
т. е. порядок и лоследовательность причин,

* — отрицательное. Ред.

** — справедливости к необходимости. Ред.

*** — «X е э m е m е». Ред.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!