ИМПЕРИАЛИЗМ, СОЦИАЛИЗМ И ОСВОБОЖДЕНИЕ УГНЕТЕННЫХ НАЦИЙ 12 страница



В этих словах открыто выражено то, что всегда и повсюду прикрыто делала буржуа­зия. Массам нужны «радикальные» слова, чтобы массы верили в них. Оппортунисты готовы повторять их лицемерно. Им полезны, нужны такие партии, каковы были с.-д. партии II Интернационала, ибо они породили защиту буржуазии социалистами в кри­зис 1914—1915 гг.! Совершенно ту же политику, как немец Monitor, ведут фабианцы и либеральные вожди тред-юнионов в Англии61, оппортунисты и жоресисты62 во Фран­ции. Monitor — оппортунист откровенный или циничный. Посмотрите на другой отте­нок, на оппортуниста прикровенного или «честного». (Энгельс справедливо сказал од­нажды, что «честные» оппортунисты самые опасные для рабочего движения .) Образ­чик таковых — Каутский.

В № 9 «Ν. Ζ.» 26. XI. 1915 г. он пишет, что большинство официальной партии нару­шает ее программу (сам Каутский защищал политику этого большинства целый


____________________ ОППОРТУНИЗМ И КРАХ II ИНТЕРНАЦИОНАЛА___________________ 107

год после войны и оправдывал ложь «защиты отечества»!). «Оппозиция против боль­шинства растет» (272). («Die Opposition gegen die Mehrheit im Wachsen ist».) Массы «оппозиционны» («oppositionell»). «Nach dem Kriege»... (nur nach dem Kriege?)... «werden die Klassengegensätze sich so verschärfen, daß der Radikalismus in den Massen die Oberhand gewinnt» (272)... Es «droht uns nach dem Kriege» (nur nach dem Kriege?) «die Flucht der radikalen Elemente aus der Partei u. ihr Zustrom zu einer Richtung antiparlamentarischer» (?? soll heißen: außerparlamentarischer) «Massenaktionen»... «So zerfällt unsere Partei in zwei Extreme, die nichts Gemeinsames haben...»

Каутский хочет представлять «золотую середину», примирять эти «2 крайности», «не имеющие между собой ничего общего»!! Он признает теперь (16 месяцев после начала войны), что массы революционны. И, осуждая тут же революционные действия, называя их «Abenteuer» «in den Straßen» (S. 272) , Каутский хочет «примирить» рево­люционные массы с «неимеющими с ними ничего общего» оппортунистами-вожаками — примирить на чем? На словах! На «левых» словах «левого» меньшинства в рейхс­таге!! Пускай меньшинство осуждает, как Каутский, революционные действия, назы­вает их авантюрой, но кормит массы левыми словами — и тогда в партии будет един­ство и мир... с Зюдекумами, Легинами, Давидами, Моппог'ами!!

Да ведь это целиком та же программа Monitor'a, программа буржуазии, лишь выра­женная «добрым голосом», «сладенькими фразами»! ! И эту программу проводил также Wurm, когда в заседании с.-д. фракции рейхстага 18. III. 1915 er «warnte die Fraktion den Bogen zu überspannen; in den Arbeitermassen wachse die

— «После войны»... (только после войны?)... «классовые противоречия так обострятся, что в массах перевес окажется на стороне радикализма» (272)... «Нам угрожает после войны» (только после войны?) «бегство радикальных элементов из партии и их присоединение к сторонникам противопар-ламентских» (?? следовало бы сказать: внепарламентских) «массовых действий»... «Таким образом, наша партия рас­падается на два крайних лагеря, не имеющих ничего общего между собой...» Ред.

— «уличными авантюрами» (стр. 272). Ред.


108_______________________________ В. И. ЛЕНИН

Opposition gegen die Fraktionstaktik; es gelte, beim marxistischen Zentrum zu verharren». (S. 67 «Klassenkampf gegen den Krieg! Material zum «Fall Liebknecht»». Als Manuskript gedruckt.)

Заметьте, что здесь от имени всего «марксистского центра» (Каутский в том числе) признается, что массы революционны! И это 18. III. 1915!!! Через 8V2 месяцев, 26. XI. 1915, Каутский опять предлагает успокоить революционные массы левыми речами! !

Оппортунизм Каутского отличается от оппортунизма Monitor'a только словами, только оттенками, только способами достижения одной цели: сохранения влияния оп­портунистов (т. е. буржуазии) на массы, сохранить подчинение оппортунистам (т. е. буржуазии) пролетариата!! Очень метко назвали Паннекук и Гортер позицию Каутско­го «пассивным радикализмом» (verbiage , как говорят французы, прекрасно изучившие эту разновидность революционности на своих «родных» образцах! !). Но я бы предпо­чел назвать это прикровенным, робким, лицемерным, слащавым оппортунизмом.

По сути дела 2 направления в социал-демократии отличаются теперь вовсе не слова­ми и не фразами. По части соединения «защиты отечества» (т. е. защиты грабежей буржуазии) с фразами о социализме, интернационализме, свободе народов и т. п. Ван­дервельде, Ренодель, Самба, Гайндман, Гендерсон, Ллойд Джордж не уступят Легину, Зюдекуму и Каутскому с Гаазе! Действительное различие начинается именно с полного отрицания защиты отечества в данной войне, с признания революционных действий в связи с ней, во время нее и после нее. И в этом, единственном серьезном вопросе, един­ственно деловом, Каутский и Кольб с Гейне едино суть.

Сравните фабианцев в Англии и каутскианцев в Германии. Первые почти либералы, никогда не признавав-

— он «предупреждал фракцию не перегибать палку; в рабочих массах растет оппозиция против так­тики фракции; надлежит держаться марксистского центра» (Стр. 6 7 «Классовая борьба против войны! Материал к «Делу Либкнехта»». На правах рукописи.) Ред.

— болтовня Ред.


____________________ ОППОРТУНИЗМ И КРАХ II ИНТЕРНАЦИОНАЛА___________________ 109

шие марксизма. Энгельс писал о фабианцах 18 января 1893 г.: «... шайка карьеристов, достаточно рассудительных, чтобы понимать неизбежность социального переворота, но ни в коем случае не желающих доверить эту исполинскую работу исключительно не-зрелому пролетариату... Их основной принцип — страх перед революцией...» .ИИ ноября 1893 г.: «высокомерные буржуа, милостиво снисходящие к пролетариату, чтобы освободить его сверху, если бы только он захотел понять, что такая серая необразован­ная масса не может сама себя освободить и ничего не может достигнуть без милости этих умных адвокатов, литераторов и сентиментальных баб...» . Как далеки от них ка­утскианцы по своей «теории»! А на практике, в их отношении к войне, те и другие вполне совпадают! Наглядное доказательство того, как выветрился весь марксизм у ка­утскианцев, как превратился он в мертвую букву, в лицемерную фразу.

Какими явными софизмами опровергали каутскианцы после войны тактику револю­ционных пролетарских действий, единогласно принятую социалистами в Базеле, можно видеть из следующих примеров. Каутский выдвинул теорию «ультраимпериализма». Он разумел под этим замену «борьбы национальных финансовых капиталов между со­бой общею эксплуатациею мира интернационально-объединенным финансовым капи­талом» («Ν. Ζ.» № 5, 30. IV. 1915, S. 144). При этом сам Каутский добавлял: «Осущест­вима ли подобная новая фаза капитализма, для решения этого нет еще достаточных предпосылок»!! На основании того, что «мыслима» новая фаза, которую сам же ее со­чинитель не решается даже объявить «осуществимой», отрицаются революционные за­дачи пролетариата теперь, во время заведомо наступившей фазы кризиса и войны! И отрицает революционные действия тот самый авторитет II Интернационала, который в 1909 г. писал целую книгу «Путь к власти», переведенную почти на все главные евро­пейские языки и доказывавшую связь грядущей войны с революцией, доказывавшую, что «революция не может быть преждевременной»! !


110__________________________ В. И. ЛЕНИН

В 1909 году Каутский доказывает, что миновала эпоха «мирного» капитализма, гря­дет эпоха войн и революций. В 1912 году Базельский манифест именно этот взгляд кладет в основу всей тактики социалистических партий мира. В 1914 году наступает война, наступает «экономический и политический кризис», предвиденный Штутгартом и Базелем. И Каутский выдумывает теоретические «отговорки» против революционной тактики!

П. Б. Аксельрод проводит те же идеи в чуточку более «левой» фразеологии: он пи­шет в свободной Швейцарии и желает влиять на русских революционных рабочих («Die Krise und die Aufgaben der internationalen Sozialdemokratie». Zürich, 1915*). Здесь мы читаем приятное для оппортунистов и буржуа всего мира открытие, что «das Internationalisierungsproblem der Arbeiterbewegung ist mit der Frage der Revolutionisierung unserer Kampfesformen und Methoden nicht identisch» (37) и что «Der Schwerpunkt des Internationalisierungsproblems der proletarischen Befreiungsbewegung liegt in der weiteren Entwicklung u. Internationalisierung eben jener Alltagspraxis» (40)... «beispielsweise müssen die Arbeiterschutz-u. Versicherungsgesetzgebung... zum Objekt ihrer (der Arbeiter) internationalen Aktionen u. Organisationen werden» (39) .

Разумеется, не только Зюдекумы, Легины и Гайндманы с Вандервельде, но и Ллойд Джорджи, Науманы и Брианы всецело одобрят такой «интернационализм»! Аксельрод защищает «интернационализм» Каутского, не приведя и не разобрав ни единого довода его за защиту отечества. Аксельрод — как и франкофильские социал-шовинисты — бо­ится даже вспомнить, что Базельский манифест говорит именно о революционной так­тике. Для будущего, — неопределенного, неизвест-

* — «Кризис и задачи международной социал-демократии». Цюрих, 1915. Ред.

— «проблема интернационализации рабочего движения не тожественна с вопросом революциони­зирования наших форм и методов борьбы» (37) и что «центр тяжести проблемы интернационализации пролетарского освободительного движения лежит в дальнейшем развитии и интернационализации имен­но той повседневной практики» (40)... «например, законодательство по охране труда и страхованию должно... стать объектом их (рабочих) интернациональных действий и организаций» (39). Ред.


____________________ ОППОРТУНИЗМ И КРАХ II ИНТЕРНАЦИОНАЛА___________________ Ш

ного будущего, — Аксельрод готов бросить самые левые, ррреволюционные фразы о том, как будущий Интернационал выступит — entgegentreten wird (den Regierungen im Falle der Kriegsgefahr) «mit der Entfachung eines revolutionären Sturmes»... «Einleitung der sozialistischen Revolution» (14) . Не шутите!! А когда речь идет о применении именно теперь, во время теперешнего кризиса, революционной тактики, Аксельрод отвечает ganz à la Kautsky: «revolutionäre Massenaktionen»... эта тактика... «hätte noch eine gewisse Berechtigung, wenn wir unmittelbar am Vorabend der sozialen Revolution ständen, ähnlich wie es etwa in Rußland seit den Studentendemonstrationen des J. 1901 der Fall war, die das Herannahen entscheidender Kämpfe gegen den Absolutismus ankündigten» ... (40—41) и дальше громы против «Utopien» «Bakunismus» , вполне в духе Кольба, Гейне, Зю-декума и Легина! ! Но пример России особенно наглядно разоблачает Аксельрода. С 1901 по 1905 г. прошло 4 года, и никто не мог ручаться в 1901 г., что революция в Рос­сии (первая революция против абсолютизма) наступит через 4 года. Совершенно таково же положение Европы перед соц. революцией. Никто не может ручаться, наступит ли первая революция этого рода через 4 года. Но что революционная ситуация есть нали­цо, это факт, предсказанный в 1912 г. и наступивший в 1914 г. Демонстрации рабочих и голодающих горожан в России и в Германии 1914 года также несомненно «ankündigen das Herannahen entscheidender Kämpfe» . Прямой и безусловный долг социалистов — поддерживать и развивать эти демонстрации и всякого рода «революционные массо­вые

— выступит (против правительств в случае опасности войны) «и подымет революционную бурю»... «Пролог социалистической революции» (14). Ред.

— тактика «революционных массовых выступлений»... эта тактика... «имела бы еще некоторое оп­равдание, если бы мы стояли непосредственно накануне социальной революции, подобно тому, как это было, например, в России, где студенческие демонстрации 1901 года явились предвестниками прибли­жения решающих битв против абсолютизма». Ред. — «утопий». Ред.

— «бакунизма». Ред.

— «предвещают приближение решающих битв». Ред.


112__________________________ В. И. ЛЕНИН

действия» (стачки, экономические и политические, движение в войске вплоть до вос­стания и гражданской войны), давать им ясные лозунги, создавать нелегальную органи­зацию и литературу, без которой нельзя звать массы к революции, помогать им осоз­нать ее, организоваться для нее. Именно так поступали с.-д. в России 1901 г. перед «Am Vorabend» буржуазной революции (которая началась в 1905 г., но не кончилась и в 1915). Именно так обязаны поступать с.-д. в Европе 1914— 1915 гг. «am Vorabend» der sozialistischen Revolution . Революции никогда не рождаются готовыми, не выходят из головы Юпитера, не вспыхивают сразу. Им предшествует всегда процесс брожений, кризисов, движений, возмущений, начала революции, причем это начало не всегда раз­вивается до конца (например, если слаб революционный класс). Аксельрод выдумывает отговорки, отвлекая с.-д. от их долга помогать развитию революционных движений, уже начинающихся на почве уже наличной революционной ситуации. Аксельрод за­щищает тактику Давида и фабианцев, только прикрывая свой оппортунизм левыми фразами.

«Den Weltkrieg in einen Bürgerkrieg umwandeln zu wollen wäre Wahnsinn gewesen» , — пишет вождь оппортунистов Э. Давид («Die Sozial-demokratie im Weltkrieg», Brl., 1915, S. 172 ), возражая на манифест ЦК нашей партии РСДРП, опубликованный 1. XI. 1914 и бросивший этот лозунг и добавивший «Wie groß die Schwierigkeiten dieser Umwandlung zur gegebenen Zeit auch sein mögen, — die Sozialisten werden niemals ablehnen, die Vorarbeiten in der bezeichneten Richtung systematisch, unbeugsam und energisch auszuführen, falls der Krieg zur Tatsache geworden ist» (zitiert bei David. S. 171 ). Заметим, что за месяц

— «кануном». Ред.

— «накануне» социалистической революции. Ред.

— «Было бы безумием захотеть превратить мировую войну в гражданскую». Ред. — «Социал-демократия во всемирной войне», Берлин, 1915, стр. 172. Ред.

— «Как бы ни казались велики трудности такого превращения в ту или иную минуту, социалисты никогда не откажутся от систематической, настойчивой, неуклонной подготовительной работы в этом направлении, раз война стала фактом» (цитировано у Давида, стр. 171). Ред.


____________________ ОППОРТУНИЗМ И КРАХ II ИНТЕРНАЦИОНАЛА___________________ 113

до выхода книги Давида (1. V. 1915 г.) наша партия опубликовала (№ 40 «С.-Д.», 29. III) резолюции о войне: систематические «шаги по пути превращения империалистской войны в гражданскую» определялись в них следующим образом: 1) отказ от вотирова­ния военных кредитов etc; 2) разрыв «Burgfrieden» ; 3) создание нелегальной организа­ции; 4) поддержка братанья солдат в траншеях; 5) поддержка всякого рода революци­онных массовых выступлений пролетариата вообще.

О, храбрый Давид! В 1912 г. он не находил «безумной» ссылку на пример Париж­ской Коммуны. В 1914 г. он подпевает буржуазии: «безумие»! !

Вполне согласную с Давидом оценку революционной тактики дал Плеханов, типич­
ный представитель социал-шовинистов «4-ного согласия». Он назвал мысли о..............

именно «Vorabend» социальной революции, от которого может пройти и 4-и более лет до «entscheidende Kämpfe» . Это есть именно начатки, пусть слабые, но все же зачатки «пролетарской революции», о которой говорил Базель и которая никогда не станет сразу сильной, а неизбежно пройдет стадии сравнительно слабых зачатков.

Поддержка, развитие, расширение, обострение революционных массовых действий и революционного движения. Создание нелегальной организации для пропаганды и аги­тации в этом направлении, для помощи массам осознать движение и его задачи, его средства, его цели. К этим 2-м пунктам неизбежно сводится всякая практическая про­грамма деятельности с.-д. во время данной войны. Все остальное — оппортунистиче­ская, контрреволюционная фраза, какими бы левыми, лжемарксистскими, пацифист­скими вывертами она ни украшалась.

— «гражданского мира». Ред.

На этом рукопись обрывается Последующий текст печатается по сохранившейся неполной (недос­тает начала) странице. Ред. — «канун». Ред. — «решающих битв». Ред.


114__________________________ В. И. ЛЕНИН

И если нам возразят, как обычно возражают рутинеры II Интернационала: о! эти «русские» способы! ! («Die russische Taktik» — Kap. VIII bei David ), — то мы ответим простой ссылкой на факты. В Берлине 30. X. 1915 несколько сот (einige Hundert) жен­щин демонстрировали перед Parteivorstand'oM и через свою депутацию заявили ему: «Die Verbreitung von unzensierten Flugblättern und Druckschriften und die Abhaltung nicht genehmigter Ver Sammlungen wäre bei dem großen Organisationsapparat heute leichter möglich als zur Zeit des Sozialistengesetzes. Es fehlt nicht an Mitteln und Wegen, sondern offensichtlich an dem Willen» (курсив мой) («Berner Tagwacht» № 271).

Должно быть, эти берлинские работницы совращены «бакунистским» и «авантюри­стическим», «сектантским» (siehe Kolb & К0 ***) и «безумным» манифестом ЦК русской партии от 1. XI.

Написано в конце 1915 г.

Впервые напечатано в 1924 г.

в журнале                                                                          Печатается по рукописи

«Пролетарская Революция» № 5

* — «Русская тактика» — глава VIII у Давида). Ред.

— «Распространять нелегальные листовки и брошюры и устраивать неразрешенные собрания было бы теперь, при наличии большого организационного аппарата, легче, чем во времена исключительного закона против социалистов. Не ощущается недостатка в средствах и путях, но нет, очевидно, достаточ­ной воли». Ред.

*** — смотри Кольб и К0. Ред.


115

ОППОРТУНИЗМ И КРАХ II ИНТЕРНАЦИОНАЛА66

I

Действительно ли перестал существовать II Интернационал? Авторитетнейшие его представители, как Каутский и Вандервельде, упорно отрицают это. Ведь ничего не случилось, за исключением разрыва сношений; все обстоит благополучно; такова их точка зрения.

Для того, чтобы выяснить истину, обратимся к манифесту Базельского конгресса 1912 года, который относится как раз к данной империалистской мировой войне и был принят всеми социалистическими партиями мира. Следует отметить, что ни один со­циалист не посмеет в теории отрицать необходимость конкретно-исторической оценки каждой войны.

Теперь, когда война разразилась, ни откровенные оппортунисты, ни каутскианцы не решаются ни отрицать Базельский манифест, ни сопоставлять с его требованиями пове­дение социалистических партий во время войны. Почему? Да потому, что манифест полностью разоблачает и тех и других.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!