ИМПЕРИАЛИЗМ, СОЦИАЛИЗМ И ОСВОБОЖДЕНИЕ УГНЕТЕННЫХ НАЦИЙ 8 страница



что рабочие какой-либо определенной страны свергнут буржуазию до осуществления хотя бы одного коренного демократического преобразования полностью. Но совершен­но немыслимо, чтобы пролетариат, как исторический класс, мог победить буржуазию, если он не будет подготовлен к этому воспитанием в духе самого последовательного и революционно-решительного демократизма.

Империализм есть прогрессирующее угнетение наций мира горсткой великих дер­жав, есть эпоха войн между ними за расширение и упрочение гнета над нациями, эпоха обмана народных масс лицемерными социал-патриотами, т. е. людьми, которые под предлогом «свободы наций», «права наций на самоопределение» и «обороны отечест­ва» оправдывают и защищают угнетение большинства наций мира великими держава­ми.

Поэтому в программе с.-д. центральным местом должно быть именно то разделение наций на угнетающие и угнетенные, которое составляет суть империализма и которое лживо обходят социал-шовинисты и Каутский. Это разделение не существенно с точки зрения буржуазного пацифизма или мещанской утопии мирной конкуренции независи­мых наций при капитализме, но оно как раз существенно с точки зрения революцион­ной борьбы против империализма. А из этого разделения должно вытекать наше, по­следовательно демократическое, революционное и соответствующее общей задаче немедленной борьбы за социализм, определение «права наций на самоопределение». Во имя этого права, отстаивая его нелицемерное признание, с.-д. угнетающих наций долж­ны требовать свободы отделения наций угнетенных, — ибо в противном случае при­знание равноправия наций и интернациональной солидарности рабочих было бы на де­ле лишь пустым словом, лишь лицемерием. А с.-д. угнетенных наций во главу угла должны ставить единство и слияние рабочих угнетенных наций с рабочими угнетаю­щих наций, — ибо в противном случае эти с.-д. окажутся невольно союзниками той или иной национальной буржуазии, всегда предающей интересы народа и демократии, все­гда


64___________________________ В. И. ЛЕНИН

готовой, в свою очередь, к аннексиям и к угнетению других наций.

Поучительным примером может служить постановка национального вопроса в конце 60-х гг. прошлого века. Мелкобуржуазные демократы, чуждые всякой мысли о классо­вой борьбе и о социалистической революции, рисовали себе утопию мирной конкурен­ции свободных и равноправных наций при капитализме. Прудонисты вовсе «отрицали» национальный вопрос и право наций на самоопределение с точки зрения непосредст­венных задач социальной революции. Маркс высмеивал французский прудонизм, пока­зывал его родство с французским шовинизмом («вся Европа может и должна сидеть тихо и смирно на своей задней, пока господа во Франции отменят нищету»... «под от­рицанием национальностей они, сами того не сознавая, понимают, кажется, их погло­щение образцовой французской нацией»). Маркс требовал отделения Ирландии от Англии, — «хотя бы после отделения дело и пришло к федерации» — и требовал его не с точки зрения мелкобуржуазной утопии мирного капитализма, не из «справедливости к Ирландии» , а с точки зрения интересов революционной борьбы пролетариата угне­тающей, т. е. английской, нации против капитализма. Свободу этой нации связывало и уродовало то, что она угнетала другую нацию. Интернационализм английского проле­тариата оставался бы лицемерной фразой, если бы он не требовал отделения Ирландии. Не будучи никогда сторонником ни мелких государств, ни государственного дробления вообще, ни принципа федерации, Маркс рассматривал отделение угнетенной нации, как шаг к федерации и, следовательно, не к дроблению, а к концентрации и политической и экономической, но к концентрации на базе демократизма. С точки зрения Парабеллума, Маркс вел, вероятно, «иллюзорную борьбу», когда выставлял это требование отделения Ирландии. А на деле только такое требование было последовательно революционной программой, только оно отвечало интернационализму, только оно отстаивало концен­трацию не ио-империалистически.


_____________ РЕВ. ПРОЛЕТАРИАТ И ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ_____________ 65

Империализм наших дней привел к тому, что угнетение наций великими державами стало общим явлением. Именно точка зрения борьбы с социал-шовинизмом велико­державных наций, которые ведут теперь империалистскую войну ради укрепления гне­та над нациями и которые угнетают большинство наций мира и большинство населения земли, именно эта точка зрения должна быть решающей, главной, основной в нацио­нальной программе с.-д.

Посмотрите же на теперешние направления с.-д. мысли в этом вопросе. Мелкобур­жуазные утописты, мечтающие о равенстве и мире наций при капитализме, уступили место социал-империалистам. Воюя с первыми, Парабеллум воюет с ветряными мель­ницами, играя невольно на руку вторым. Какова программа социал-шовинистов в на­циональном вопросе?

Либо они вовсе отрицают право на самоопределение, приводя доводы вроде пара-беллумовских (Кунов, Парвус, русские оппортунисты: Семковский, Либман и пр.). Ли­бо они признают это право явно лицемерным образом, именно не применяя его как раз к тем нациям, которые угнетены их собственной нацией или военным союзником соб­ственной нации (Плеханов, Гайндман, все франкофильские патриоты, затем Шейдеман и пр. и пр.). Наиболее благовидную, и потому наиболее опасную для пролетариата, формулировку социал-шовинистской лжи дает Каутский. На словах он за самоопреде­ление наций, на словах он за то, чтобы с.-д. партия «die Selbständigkeit der Nationen allseitig (!!) und rückhaltlos (??) achtet und fordert»* («Neue Zeit», 33, II, S. 241; 21. V. 1915). А на деле он приспособляет национальную программу к господствующему соци­ал-шовинизму, искажает и урезывает ее, не определяет точно обязанностей социали­стов угнетающих наций и даже прямо фальсифицирует демократический принцип, го­воря, что требовать «государственной самостоятельности» (staatliche Selbständigkeit) для каждой нации

— «всесторонне (! !) и безоговорочно (??) уважала и отстаивала самостоятельность наций». Ред.


66___________________________ В. И. ЛЕНИН

значило бы требовать «чрезмерного» («zu viel», «Neue Zeit», 33, Π, 77; 16. IV. 1915). Довольно, изволите видеть, «национальной автономии»!! Как раз тот главный вопрос, которого не позволяет касаться империалистская буржуазия, — вопрос о границах го­сударства, строящегося на угнетении наций, Каутский и обходит, выкидывая из про­граммы самое существенное в угоду этой буржуазии. Буржуазия готова обещать какое угодно «равноправие наций» и какую угодно «национальную автономию», лишь бы пролетариат остался в рамках легальности и «мирно» подчинился ей в вопросе о грани­цах государства! Национальную программу социал-демократии Каутский формулирует реформистски, а не революционно.

Национальную программу Парабеллума, вернее его уверения, что «мы против аннек­сий», Parteivorstand*, Каутский, Плеханов и К0 подписывают обеими руками, именно потому, что эта программа не разоблачает господствующих социал-патриотов. Эту про­грамму подпишут и буржуа-пацифисты. Прекрасная общая программа Парабеллума («революционная массовая борьба против капитализма») служит ему, — как и прудо­нистам 60-х годов, — не для того, чтобы в соответствии с ней, в духе ее выработать не­примиримую, столь же революционную программу в национальном вопросе, а для то­го, чтобы очистить здесь поле перед социал-патриотами. Большинство социалистов мира принадлежит в нашу империалистскую эпоху к нациям, угнетающим другие на­ции и стремящимся расширить это угнетение. Поэтому наша «борьба против аннексий» останется бессодержательной, нисколько не страшной для социал-патриотов борьбой, если мы не будем заявлять: тот социалист угнетающей нации, который не ведет и во время мира и во время войны пропаганды свободы отделения угнетенных наций, не со­циалист и не интернационалист, а шовинист! Тот социалист угнетающей нации, кото­рый не ведет этой пропаганды вопреки запретам правительств, т. е. в свободной, т. е. в нелегальной

— Правление Германской с.-д. партии. Ред.


_____________ РЕВ. ПРОЛЕТАРИАТ И ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ_____________ 67

печати, остается лицемерным сторонником равноправия наций!

Про Россию, которая не завершила еще своей буржуазно-демократической револю­ции, Парабеллум сказал оону-единственную фразу:

«Selbst das wirtschaftlich sehr zurückgebliebene Rußland hat in der Haltung der Polnischen, Lettischen, Armenischen Bourgeoisie gezeigt, daß nicht nur die militärische Bewachung es ist, die die Völker in diesem «Zuchthaus der Völker» zusammenhält, sondern Bedürfnisse der kapitalistischen Expansion, für die das ungeheure Territorium ein glänzender Boden der Entwicklung ist» .

Это не «социал-демократическая точка зрения», а либерально-буржуазная, не интер­националистская, а великорусско-шовинистская. Видимо, с этим последним шовиниз­мом очень мало знаком Парабеллум, столь превосходно борющийся с немецкими соци­ал-патриотами. Чтобы сделать из этой фразы Парабеллума социал-демократическое по­ложение и с.-д. выводы, ее надо переделать и дополнить следующим образом:

Россия есть тюрьма народов не только в силу военно-феодального характера цариз­ма, не только потому, что буржуазия великорусская поддерживает царизм, но и потому, что буржуазия польская и т. д. интересам капиталистической экспансии принесла в жертву свободу наций, как и демократизм вообще. Пролетариат России не может ни идти во главе народа на победоносную демократическую революцию (это его ближай­шая задача), ни бороться вместе со своими братьями-пролетариями Европы за социали­стическую революцию, не требуя уже сейчас полностью и «rückhaltlos» свободы от­деления всех угнетенных царизмом наций от России. Мы требуем этого не независимо от нашей революционной борьбы за социализм, а потому, что эта

— «Даже очень отставшая в хозяйственном отношении Россия показала на поведении польской, ла­тышской и армянской буржуазии, что не только военная стража удерживает народы в этой «тюрьме на­родов», но и потребности капиталистической экспансии, для которой громадная территория является блестящей почвой для развития». Ред. " — «безоговорочно». Ред.


68___________________________ В. И. ЛЕНИН

последняя борьба останется пустым словом, если не связать ее воедино с революцион­ной постановкой всех демократических вопросов, в том числе и национального. Мы требуем свободы самоопределения, т. е. независимости, т. е. свободы отделения угне­тенных наций не потому, чтобы мы мечтали о хозяйственном раздроблении или об идеале мелких государств, а, наоборот, потому, что мы хотим крупных государств и сближения, даже слияния, наций, но на истинно демократической, истинно интерна­ционалистской базе, немыслимой без свободы отделения. Как Маркс в 1869 г. требовал отделения Ирландии не для дробления, а для дальнейшего свободного союза Ирландии с Англией, не из «справедливости к Ирландии», а ради интереса революционной борь­бы английского пролетариата, так и мы считаем отказ социалистов России от требова­ния свободы самоопределения наций, в указанном нами смысле, прямой изменой демо­кратии, интернационализму и социализму.

Написано на немецком языке

не ранее 16 (29) октября 1915 г.

Подпись: N. Lenin

Впервые напечатано в 1927 г.                                                         Печатается по переводу

в Ленинском сборнике VI                                                              с немецкого, сделанному

Н. К. Крупской, с поправками В. И. Ленина



Первая страница письма В. И. Ленина «Секретарю «Лиги социалистической пропаганды»». — Ноябрь 1915 г.

Уменьшено


69


71

СЕКРЕТАРЮ «ЛИГИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ»39

Дорогие товарищи!

Мы очень обрадовались, получив вашу листовку. Ваше обращение к членам социа­листической партии с призывом бороться за новый Интернационал, за подлинный ре­волюционный социализм, которому учили Маркс и Энгельс, против оппортунизма, в особенности против тех, кто стоит за участие рабочего класса в оборонительной войне, полностью соответствует позиции, которую наша партия (Российская социал-демократическая рабочая партия, Центральный Комитет) заняла с самого начала этой войны и которую она всегда занимала на протяжении более 10 лет.

Мы шлем вам самые искренние приветы и наилучшие пожелания успеха в нашей борьбе за истинный интернационализм.

В нашей печати и нашей пропаганде мы по ряду вопросов расходимся с вашей про­граммой. Мы считаем совершенно необходимым указать вам вкратце на эти расхожде­ния, для того чтобы немедленно предпринять серьезные шаги с целью согласования во всех странах международной борьбы не идущих на компромисс революционных со­циалистов, в особенности марксистов.

Мы подвергаем самой суровой критике старый, второй (1889—1914) Интернацио­нал, мы объявляем его мертвым и не заслуживающим того, чтобы его восстановили на старой основе. Но мы никогда не говорим в нашей печати, что до сих пор слишком большое место уделялось так называемым «непосредственным требованиям» и что


72___________________________ В. И. ЛЕНИН

это может привести к выхолащиванию социализма. Мы утверждаем и доказываем, что все буржуазные партии, все партии, кроме революционной партии рабочего класса, лгут и лицемерят, когда говорят о реформах. Мы стараемся помочь рабочему классу добиться хотя бы самого незначительного, но реального улучшения (экономического и политического) его положения, и мы всегда добавляем, что никакая реформа не может быть прочной, подлинной и серьезной, если она не поддерживается революционными методами борьбы масс. Мы всегда учим, что социалистическая партия, не соединяю­щая этой борьбы за реформы с революционными методами рабочего движения, может превратиться в секту, может оторваться от масс и что это является наиболее серьезной угрозой успеху подлинного революционного социализма.

Мы всегда защищаем в нашей печати внутрипартийную демократию. Но мы никогда не высказываемся против централизации партии. Мы за демократический централизм. Мы говорим, что централизация германского рабочего движения является не слабой, а сильной и положительной его чертой. Порок современной социал-демократической партии Германии заключается не в централизации, а в преобладании оппортунистов, которые должны быть исключены из партии, особенно теперь, после их предательского поведения во время войны. Если бы при каждом данном кризисе маленькая группа (на­пример наш ЦК является маленькой группой) могла направлять широкие массы в сто­рону революции, это было бы очень хорошо. При всех кризисах массы не могут дейст­вовать непосредственно, массы нуждаются в помощи со стороны маленьких групп цен­тральных учреждений партий. Уже с самого начала этой войны, с сентября 1914 года, нага Τ TTC внушал массам, чтобы они не верили лживым фразам об «оборонительной войне» и чтобы они порвали с оппортунистами и так называемыми «джинго-социалистами» (так мы называем «социалистов», которые теперь стоят за оборони­тельную войну). Мы думаем, что эти централистические мероприятия нашего Цен­трального Комитета были полезны и необходимы.


______________ СЕКРЕТАРЮ «ЛИГИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ»______________ 73

Мы соглашаемся с вами, что мы должны быть против цеховых союзов и за промыш­ленные союзы, т. е. за крупные, централизованные профсоюзы и за наиболее деятель­ное участие всех членов партии в экономической борьбе и во всех профсоюзных и коо­перативных организациях рабочего класса. Но таких людей, как г. Легин в Германии и г. Гомперс в США, мы считаем буржуями, и их политику — не социалистической по­литикой, а националистической буржуазной политикой. Гг. Легин, Гомперс и подобные им люди не являются представителями рабочего класса: они представляют лишь ари­стократию и бюрократию рабочего класса.

Мы всецело сочувствуем вам, когда при политическом выступлении вы требуете «массового выступления» рабочих. Германские революционные интернационалисты-социалисты также требуют этого. В нашей печати мы стараемся подробнее определить, что именно нужно понимать под таким политическим массовым выступлением, как, например, политические забастовки (очень обычные в России), уличные демонстрации и гражданская война, которая подготовляется настоящей империалистской войной ме­жду нациями.

Мы не проповедуем единства внутри теперешних (преобладающих во II Интерна­ционале) социалистических партий. Наоборот, мы настаиваем на разрыве с оппортуни­стами. Война, это — лучший наглядный урок. Во всех странах оппортунисты, их лиде­ры, их наиболее влиятельные газеты и журналы стоят за войну, другими словами, они действительно объединились с «их» национальной буржуазией (средним классом, капи­талистами) против пролетарских масс. Вы говорите, что в Америке есть также социали­сты, которые высказывались в пользу оборонительной войны. Мы убеждены, что союз с такими людьми — преступление. Такой союз является союзом с национальным сред­ним классом и капиталистами и разрывом с международным революционным рабочим классом. А мы стоим за разрыв с националистскими оппортунистами и за союз с меж­дународными революционерами-марксистами и партиями рабочего класса.


74___________________________ В. И. ЛЕНИН

Мы никогда не возражаем в нашей печати против объединения Социалистической партии с Социалистической рабочей партией (S. P. and S. L. Р.) в Америке . Мы всегда ссылаемся на письма Маркса и Энгельса (особенно к Зорге, активному члену американ­ского социалистического движения), где оба осуждают сектантский характер СРП (S. L. Р.)41.

Мы вполне согласны с вашей критикой старого Интернационала. Мы участвовали в Циммервальдской конференции (Швейцария 5—8. IX. 1915 г.). Мы образовали там ле­вое крыло и предложили нашу резолюцию и проект манифеста. Мы только что опубли­ковали эти документы на немецком языке, и я посылаю их вам (вместе с немецким пе­реводом нашей брошюры «Социализм и война»), надеясь, что в вашей Лиге есть това­рищи, знающие немецкий язык. Если бы вы могли помочь нам издать эти вещи на анг­лийском языке (это возможно только в Америке, после чего мы послали бы их в Анг­лию), мы охотно приняли бы вашу помощь.

В нашей борьбе за истинный интернационализм и против «джинго-социализма» мы в нашей печати всегда указываем на оппортунистических вождей СП (S. Р.) в Америке, которые стоят за ограничение иммиграции китайских и японских рабочих (особенно после конгресса в Штутгарте в 1907 г. и вопреки его решениям). Мы думаем, что нельзя быть интернационалистом и в то же время стоять за подобные ограничения. Мы утвер­ждаем, что если только американские и особенно английские социалисты, принадле­жащие к правящей и угнетающей нации, не против каких бы то ни было ограничений иммиграции и обладания колониями (Гавайские острова), если они не стоят за полную независимость последних, то такие социалисты в действительности — «джинго».


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!