РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ 4 страница



А когда мы признаем революцию конченной, мы прямо и открыто скажем это. Мы снимем с нашей платформы перед всем народом все наши непосредственно-революционные лозунги (вроде учредительного собрания). Мы не будем обманывать себя и других иезуитскими софизмами (вроде плехановской «полновластной Думы» для кадетов ). Мы не будем оправдывать реакции, называть реакционный конститу­ционализм почвой для здорового реализма. Мы скажем и докажем пролетариату, что измены буржуазии и шатания мелких хозяйчиков погубили революцию буржуазную, и что сам пролетариат подготовит и проведет теперь новую, социалистическую револю­цию. И поэтому на почве упадка революции, т. е. полной измены буржуазии, мы уже ни в каком случае не пойдем ни в какие блоки не только с оппортунистической, но даже и с революционной буржуазией, — ибо упадок революции означал бы превращение бур­жуазного революционизма в пустую фразу.

Вот почему нас нисколько не задевают те сердитые слова, которых так много броса­ет Ларин по нашему адресу, крича о близком кризисе большевизма, о том, что он вы­дохся, что мы волочились всегда за меньшевиками и т. д. Все эти попытки кольнуть и ущипнуть вызывают только снисходительную улыбку.

От большевиков отпадали и будут отпадать отдельные лица, но в нашем направле­нии не может быть

См. настоящий том, стр. 140. Ред.


170__________________________ В. И. ЛЕНИН

кризиса. Дело в том, что мы с самого начала (см. «Шаг вперед, два назад» ) заявляли: никакого особого «большевистского» направления мы не создаем, мы отстаиваем лишь везде и всегда точку зрения революционной социал-демократии. А в социал-демократии, вплоть до социальной революции, неизбежно будут оппортунистическое и революционное крыло.

Достаточно беглого взгляда на историю «большевизма», чтобы убедиться в этом.

1903—1904 год. Меньшевики проповедуют демократизм в организации. Большевики называют это интеллигентской фразой, впредь до открытого выступления партии. Меньшевик Рабочий в женевской брошюре (1905 г.)107 признает, что на деле никакого демократизма у меньшевиков не было. Меньшевик Ларин признает, что их «разговоры о выборном начале» были «придумыванием», были попыткой «обмануть историю» и что на деле в меньшевистской «СПБ. группе выборного начала не было еще и осенью 1905 года» (с. 62). А после октябрьской революции большевики первые сразу объявили в «Новой Жизни» переход к демократизму в партии на деле .

1904 год, конец. Земская кампания. Меньшевики тянутся за либералами. Большеви­
ки не отрицают (вопреки часто распространяемой басне) «хороших демонстраций» пе-

*** ред земцами, но отвергают «плохие рассуждения интеллигентов» , говоривших, что

на арене борьбы две силы (царь и либералы), что выступление перед земцами есть де­монстрация высшего типа. Теперь меньшевик Ларин сам признает, что земская кампа­ния была «придумыванием» (стр. 62), была «мудрой и хитрой штукой» (с. 57).

1905 год, начало. Большевики открыто и прямо ставят вопрос о восстании, о подго­
товке к нему. В резолюции III съезда они предсказывают соединение стачки с вос-

См. Сочинения, 5 изд., том 8, стр. 185—414. Ред. " См. Сочинения, 5 изд., том 12, стр. 83—93. Ред.

В № 1 женевского «Вперед» (январь 1905 г.) фельетон, посвященный критике «плана земской кам­пании», носил заглавие: «О хороших демонстрациях пролетариев и плохих рассуждениях некоторых ин­теллигентов». (См. Сочинения, 5 изд., том 9, стр. 137—143. Ред.)


КРИЗИС МЕНЫТТКВИЗМА_____________________________ 171

станием. Меньшевики виляют, отговариваются от задач восстания, толкуют о воору­жении масс жгучей потребностью самовооружения.

1905 г., август — сентябрь. Меньшевики (Парвус в новой «Искре»109) зовут участво­вать в булыгинской Думе. Большевики зовут к активному бойкоту ее, к непосредствен­ной проповеди восстания.

1905 г., октябрь — декабрь. Народная борьба в форме стачек и восстаний смела бу­
лыгинскую Думу. Меньшевик Ларин признает в письменном заявлении на Объедини­
тельном съезде, что меньшевики в эпоху высшего подъема революции действовали по-
большевистски. В зачаточных органах временного правительства мы, с.-д., участвуем
вместе и рядом с революционной буржуазией.

1906 г., начало. Меньшевики в тоске. В Думу не верят и в революцию не верят. Они
зовут выбирать в Думу для бойкота Думы (Ларин, с. 57). Большевики выполняют свой
долг революционеров, делая все возможное для бойкота второй Думы, которой не ве­
рил никто в революционных кругах.

1906 г., май — июнь. Думская кампания. Бойкот не удался в силу измены буржуа­зии. Большевики ведут революционную работу на новой, хотя и худшей почве. Во вре­мя Думы наша тактика, революционных с.-д., еще яснее отделяется от оппортунизма в глазах всего народа: критика к.-д. в Думе, борьба за освобождение трудовиков от влия­ния к.-д., критика думских иллюзий, проповедь революционного сближения левых групп Думы.

1906 г., июль. Разгон Думы. Меньшевики мечутся, высказываясь за немедленную стачку-демонстрацию и за частичные выступления. Большевики протестуют. Ларин, говоря об этом, умалчивает о протесте 3-х членов ЦК, напечатанном для членов пар­тии. Ларин говорит неправду об этом инциденте. Большевики указывают на нелепость демонстрации, стоят за более позднее восстание . Меньшевики подписывают

См. Сочинения, 5 изд., том 13, стр. 325—326. Ред.


172__________________________ В. И. ЛЕНИН

призывы к восстанию вместе с революционной буржуазией.

1906 г., конец. Большевики признают, что измены буржуазии заставляют пойти в обходный путь, пойти в Думу. Долой всякие блоки! Долой в особенности блоки с каде­тами! Меньшевики за блоки.

Нет, товарищ Ларин, нам не приходится стыдиться такого хода борьбы между рево­люционным и оппортунистическим крылом Российской социал-демократии!

«Пролетарий» № 9,                                                                  Печатается по тексту

7 декабря 1906 г.                                                                     газеты «Пролетарий»


173

РАБОЧИЙ СЪЕЗД И СЛИЯНИЕ С ЭСЕРАМИ

(ЗАМЕТКА)

Как известно уже нашим читателям из № 9 «Пролетария»110, меньшевик Ю. Ларин высказывается в своей брошюре за беспартийный рабочий съезд и за слияние социал-демократической партии с эсерами, п. п. с. и вообще со всеми «социалистическими» партиями. При этом Ю. Ларин сам указывает, что число членов в партии эсеров неиз­вестно. Социалисты-революционеры, по его словам, считают 50—60 тыс. членов в сво­ей партии. Допуская тут преувеличение, Ю. Ларин говорит, что меньше 30 тыс. членов нельзя считать у эсеров.

Мы не знаем, откуда взял Ларин цифру 50—60 тыс. Источника он не указывает. В эсеровской литературе мы таких «данных» не встречали. Единственные изданные пол­ностью протоколы первого съезда партии эсеров (в декабре 1905 г.) не содержат ника­ких данных о числе членов с.-р. партии. Таких данных и не могло быть, ибо выборы на партийный съезд всеми членами партии и притом пропорционально определенному числу членов партии никогда никакой партией кроме социал-демократической в России не производились. Только социал-демократическая партия провозгласила этот принцип в ноябре 1905 г. в газете «Новая Жизнь» от имени ЦК большевиков111, причем Всерос­сийская конференция большевистских организаций в декабре 1905 г.112 состояла уже из представителей, выбранных по одному от каждых 300 членов партии. Впервые


174__________________________ В. И. ЛЕНИН

на Объединительном (Стокгольмском) съезде РСДРП было применено представитель­ство на указанных началах по отношению ко всей партии, причем контролирующим (до известной степени) элементом был состав Организационного комитета по созыву съез­да: поровну от двух борющихся фракций, большевиков и меньшевиков.

Итак, остается совершенно неизвестным, откуда взял Ларин максимальную цифру в 50—60 тысяч. А посредством этой цифры (около трети числа членов РСДРП) он вну­шал читателям мысль о полной обеспеченности преобладания социал-демократов над эсерами при слиянии обеих партий. В фельетоне № 9 «Пролетария» уже отмечена была ошибка Ларина и указано, что на деле вместо «мира и положительной работы» получи­лось бы от такого слияния лишь увеличение раздоров, не говоря уже о принципиальной недопустимости слияния. Интересным подтверждением сказанного нами тогда явилась статья Леона Реми во французской социалистической газете «L'Humanité»113 от 17 де­кабря 1906 г. (н. ст.). Со слов официального заграничного органа партии эсеров «Tribune Russe» , Леон Реми сообщает, что «Совет» партии эсеров «считает в партии эсеров около 150 000 организованных членов, а если держаться несколько более широ­кого толкования понятия членства, толкования, которое дают уставу некоторые обла­стные комитеты, то 200 000».

Чтобы читатели могли судить о том, как получилась эта забавная цифра, приводим все имеющиеся в статье Реми данные по районам. Северо-запад — 21 тыс.; Поволжье — 14 тыс. («а если считать всех, принимающих программу партии, то почти вдвое»); Кавказ Северный — 21 тыс.; Закавказье — 17,9 тыс.; Центр — 26 тыс. (в том числе в Москве 5000. Странно, что этих пяти тысяч до сих пор не могут рассмотреть даже в лу­пу наши московские товарищи); Север — 20 тыс.

Предлагаем читателю решить задачу: кто обнаружил больше легкомыслия — 1) эсе­ры, 2) Ларин или 3) Плеханов и Аксельрод?


______________________ РАБОЧИЙ СЪЕЗД И СЛИЯНИЕ С ЭСЕРАМИ_____________________ 175

Если двое последних отрекутся в вопросе о слиянии с эсерами от своего горячего поклонника Ю. Ларина, то дело от этого нисколько не улучшается. Стоит только поду­мать о разграничении «всероссийских представителей» от рабочих промышленных и сельских, от батраков или поденщиков и от крестьян, от кустарей или ремесленников и от рабочих и т. д.

«Пролетарий» №10,                                                                  Печатается по тексту

20 декабря 1906 г.                                                                    газеты «Пролетарий»


176

ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО СОЮЗНИК В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Так озаглавил К. Каутский последнюю главу своей статьи в только что вышедших номерах «Neue Zeit» : «Движущие силы и перспективы русской революции». Как и другие работы Каутского, эта статья выйдет, несомненно, вскоре в русском переводе. Ознакомиться с ней безусловно необходимо всем социал-демократам, — не потому, что от немецкого теоретика марксизма можно было ждать ответа на злободневные вопросы нашей тактики (плохи были бы русские с.-д., если бы они ждали таких ответов издале­ка), — а потому, что Каутский замечательно логично рассматривает основы всей с.-д. тактики в буржуазной российской революции. Всем членам нашей партии, всем созна­тельным рабочим, заваленным мелкой будничной работой, оглушенным избитыми по­шлостями беспринципных либерально-буржуазных писак, особенно важны такие про­изведения вдумчивых, знающих и опытных с.-д., которые позволяют подняться выше обыденщины, вникнуть в коренные вопросы тактики пролетариата, представить себе яснее принципиальные тенденции и самые методы мышления разных течений в социал-демократии.

Новейшая статья Каутского особенно важна в этом отношении, ибо она дает воз­можность сравнить характер вопросов, заданных Плехановым Каутскому (среди дру­гих иностранных социалистов), со способом ответа Каутского на некоторые из этих во­просов.


_______________ ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО СОЮЗНИК В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ______________ 177

Плеханов, которого кадет Мельгунов метко назвал сегодня (10 декабря) в «Товари­ще» «прежним лидером и теоретиком русской социал-демократии», спрашивал Каут­ского (1) об «общем характере» русской революции: буржуазная она или социалисти­ческая? (2) об отношении с.-д. к буржуазной демократии и (3) о тактике с.-д. при выбо­рах в Думу.

Вождь русских оппортунистов желал выудить от Каутского одобрение блоков с к.-д. Вождь немецких революционных с.-д. разгадал, что автор вопросов подсовывает ему ответ на то, о чем прямо не говорится в вопросах, и предпочел ответить Плеханову спокойным, обстоятельным, пропагандистски написанным разъяснением того, как дол­жен марксист ставить вопросы о буржуазной революции и о буржуазной демократии вообще. Присмотримся же внимательнее к этому разъяснению Каутского.

Поверхностно было бы рассматривать русскую революцию как движение, направ­ленное к свержению абсолютизма. Надо рассматривать ее как пробуждение широких масс народа к самостоятельной политической деятельности. Такова основная посылка Каутского.

Это значит вот что. Поверхностен был бы тот анализ задач социал-демократии, ко­торый ограничивается указанием на достижение политической свободы (свержения аб­солютизма) и «общность» этой задачи у разных классов. Надо посмотреть на положе­ние масс, на объективные условия их жизни, на различие классов внутри их, на реаль­ное содержание той свободы, к которой они на деле стремятся. Не из общей фразы на­до выводить единство интересов, не от «политической свободы» вообще заключать к совместной борьбе разных классов, — а, наоборот, из точного анализа положения и ин­тересов разных классов надо выводить, насколько именно и в чем именно тождествен­на или совпадает (и совпадает ли?) их борьба за свободу, их стремление к свободе. Не по-кадетски, не по-либеральному следует рассуждать, не так, как гг. Прокоповичи и К0, а по-марксистски.


178__________________________ В. И. ЛЕНИН

Далее. Если исходная точка — интересы масс, то гвоздь русской революции — аг­рарный (земельный) вопрос. О поражении или победе революции надо заключать не на основании насилий правительства и проявлений «реакции» (которая всецело заполняет внимание многих кадетообразных с.-д.), а на основании учета положения массы в борь­бе за землю.

Сельское хозяйство есть основа народного хозяйства России. Земледелие в упадке, крестьяне разорены. Даже либералы (Каутский цитирует кадетов Петрункевича и Ма­нуйлова) сознают это. Но, указывая на общность этого взгляда у либералов и социали­стов, Каутский не удовлетворяется этим. Он не позволяет себе сделать отсюда кадет­ский вывод: «значит, с.-д. должны поддерживать кадетов». Он сразу переходит к анали­зу классовых интересов и показывает неизбежность половинчатости либералов в аг­рарном вопросе. Признавая упадок земледелия вообще, либералы не понимают капита­листического характера земледелия и вытекающего отсюда вопроса об особых причи­нах задержки именно капиталистической, а не иной какой, эволюции.

И Каутский подробно разбирает одну из этих особых причин, именно недостаток ка­питала в России. Заграничный капитал играет у нас особенно выдающуюся роль. Это задерживает капиталистическое развитие земледелия. Вывод Каутского: «Упадок сель­ского хозяйства, наряду с ростом сил промышленного пролетариата, является главной причиной современной русской революции».

Вы видите: Каутский изучает, внимательно и осторожно, особый характер буржуаз­ной революции в России, а не обходит этих особенностей, подобно кадетам и кадето-образным с.-д., посредством доктринерской ссылки на «общий характер» всякой бур­жуазной революции.

Дальше Каутский разбирает разрешение аграрного вопроса. Он не довольствуется и здесь избитой либеральной фразой: вот и кадетская Дума за землю для крестьян (смот­ри писания Плеханова). Нет. Он пока-


_______________ ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО СОЮЗНИК В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ______________ 179

зывает, что одно увеличение надела без громадной денежной помощи крестьянину есть ничто. Абсолютизм не в состоянии действительно помочь крестьянству. А либералы? Они требуют выкупа. Выкуп же не может не разорить крестьян. «Только конфискация крупного землевладения» (курсив Каутского) способна значительно увеличить земель­ный надел крестьянина, не возлагая на него нового бремени. Но либералы самым реши­тельным образом противятся конфискации.

На этом рассуждении Каутского стоит остановиться. Кто сколько-нибудь обстоя­тельно знаком с партийными оттенками в революционных кругах России, тот знает, что оппортунисты обеих революционных партий, именно по вопросу о выкупе, не только заразились либеральным взглядом, но извращали еще при этом Каутского. Наши мень­шевики и на Объединительном съезде и на целом ряде собраний в Петербурге (напри­мер, Дан в своих летних отчетах о съезде перед питерскими рабочими) указывали на неправильность того пункта аграрной программы, который прошел при помощи боль­шевиков, потребовавших вставить непременно конфискацию вместо «отчуждения» (смотри первоначальный проект Маслова). Наши меньшевики говорили, что это невер­но, что настаивать на конфискации может только вульгарный революционизм, что для социального переворота не важно, будет ли выкуп или нет, и при этом ссылались на брошюру Каутского «Социальная революция», где Каутский по отношению к социали­стической революции вообще разъясняет допустимость выкупа. И эсеровские меньше­вики, полукадеты энесы, совершенно так же защищали свой поворот к либерализму в вопросе о выкупе (в одном из выпусков «Народно-Социалистического Обозрения»116) и также ссылались на Каутского.

Каутский, вероятно, не знает ни поведения меньшевиков в этом вопросе, ни значе­ния политики энесов и их группы. Но своей постановкой вопроса о выкупе в русской революции он дал опять-таки всем нашим оппортунистам замечательное поучение на­счет того, как не следует рассуждать. Нельзя из общих посылок


180__________________________ В. И. ЛЕНИН

о соотношении выкупа и конфискации в разных революциях, или в социалистической революции вообще, делать вывода о выкупе в России 19051906 годов. Надо поступать наоборот. Надо разобрать, какие классы у нас в России вызвали особенности нашей по­становки вопроса о выкупе, из интересов этих классов вывести политическое значение данного вопроса в данной революции и тогда уже оценить правильность или непра­вильность взглядов разных партий.

Само собою разумеется, что, идя таким путем, Каутский пришел не к затушевыва­нию различия между либералами и революционерами в вопросе о выкупе (к чему все­гда приходят плехановцы и энесы), а к выяснению глубины этого различия. Плеханов, задавая свои вопросы Каутскому, прикрывал различие «оппозиционного» и «револю­ционного» движения посредством отстранения конкретных вопросов. Каутский сбро­сил прочь эти плехановские прикрытия, извлек на свет божий важный вопрос о выкупе и показал Плеханову, что против революционного движения крестьян борются «по-своему» не только черносотенцы, но и либералы.

«Без отмены постоянного войска, — пишет Каутский, — без прекращения постройки военного флота, без конфискации всего состояния царской фамилии и монастырей, без государственного банкротства, без конфискации крупных монополий, поскольку они находятся еще в руках частных лиц, жел. дорог, нефтяных источников, горных рудни­ков, железоделательных заводов и пр. — неоткуда взять те громадные суммы, которые необходимы для русского сельского хозяйства, чтобы вырвать его из его ужасного со­стояния».


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!