ЧАСТЬ 16. ОТКРЫТЫЙ ПРИЗЫВ (НАЧАЛО)



Открытый призыв (начало)

Прошло несколько лет, в течение которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не призывал открыто курайшитов к Исламу. Мусульмане старались не демонстрировать свое поклонение, опасаясь упрямства курайшитов. Для совершения намаза они удалялись в горы в окрестностях Мекки, где молились тайно.

Когда же число мусульман превысило тридцать человек, понадобилось место, где они могли бы собираться, и где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мог бы их обучать и наставлять. Таким местом был выбран дом аль-Аркама ибн Абу аль-Аркама. Мы уже упоминали его в числе первых мусульман.

Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал людей к Исламу тайно, пока не были ниспослан аят суры «аль-Хиджр»:

فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ


Смысл: «Провозгласи (о Мухаммад!) то, что тебе велено, и отстранись от язычников»[1].

После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приступил к открытому призыву, повинуясь повелению Господа, и полагаясь на Его помощь.

Он, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на холм ас-Сафа и стал громко взывать: «О бану Фихр! О бану ꞌАди». Курайшиты собрались, и тот, кто не мог выйти сам, посылал гонца узнать, в чем дело. Пришел и Абу Ляхаб ибн Абдуль-Мутталиб.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним:

- Скажите, если бы я сообщил вам, что в этой долине конница, которая готовится напасть на вас, поверили бы вы мне?

Курайшиты ответили:

- Да, ведь мы никогда не слышали от тебя ни слова лжи!

Тогда он сказал:

- Я же предупреждаю вас: страшное наказание близко!

Абу Ляхаб сказал:

- Чтобы ты пропал! И ради этого ты нас собрал?!

И Всевышний Аллах ниспослал о нем аяты:

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ
مَا أَغْنَىٰ عَنْهُ مَالُهُ وَمَا كَسَبَ

سَيَصْلَىٰ نَارًا ذَاتَ لَهَبٍ

وَامْرَأَتُهُ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ
فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِنْ مَسَدٍ


Смысл: «Чтобы пропали руки Абу Ляхаба и сам он пропал! Не помогло ему богатство, и ничего он не приобрел. Попадет он в пылающий огонь. И его жена – носильщица дров, на шее у нее будет веревка из пальмовых волокон» (сура «аль-Масад», аяты 1 – 5).

Смысл того, что она названа «носильщицей дров» в том, что она обильно распространяла среди женщин слухи и сплетни, среди которых было много лжи о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует[2].

Затем Аллах ниспослал аяты суры «аш-Шуꞌара»[3]:

وَأَنذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ


Смысл: «Предостереги своих ближайших родственников».

Имеется в виду бану Хашим, бану аль-Мутталиб, бану Науфаль и бану Абду-Шамс, потомков Абду-Манафа.

وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِمَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ


Смысл: «Будь добр к верующим, которые следуют за тобой».

 

فَإِنْ عَصَوْكَ فَقُلْ إِنِّي بَرِيءٌ مِّمَّا تَعْمَلُونَ


Смысл: «Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я не имею отношения к тому, что они делают»».

 

[1] Аят 94.

[2] Насчет смысла этого выражения есть несколько мнений у толкователей Корана. Первое: это иносказательное выражение для обозначения того, что она разносила слухи и сплетни. Второе: в аду она будет носить вязанки дров для огня, в котором будет гореть ее муж. Третье: она названа так, поскольку разбрасывала колючки на дороге, по которой ходил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Четвертое: в аду ее грехи будут подобны вязанке дров, перевязанной веревкой из пальмовых волокон, и ей придется постоянно носить это бремя (Тафсир аль-Куртуби, «Тафсир аль-кабир» имама ар-Рази).

[3] Аяты 214 – 215.

 

ЧАСТЬ 17. ОТКРЫТЫЙ ПРИЗЫВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал родственников и сказал им:

- Поистине, разведчик не станет лгать своим близким! Клянусь Аллахом, даже если бы я лгал всем людям, то не стал бы лгать вам. Если бы обманывал всех людей, то не стал бы обманывать вас.

Клянусь Аллахом, помимо которого нет никого и ничего достойного поклонения, поистине, я – посланник Аллаха к вам, в частности, и ко всем людям, в целом! Клянусь Аллахом, вы обязательно умрёте подобно тому, как вы засыпаете, и вы обязательно будете воскрешены подобно тому, как вы просыпаетесь, и вас обязательно призовут к отчёту за то, что вы делаете, и, поистине, вам воздастся благом за благое, и вы будете наказаны за дурное! После этого вы навечно попадете либо в рай, либо в ад![1]

 

И все родственники говорили с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мягко, кроме его дяди Абу Ляхаба, который стал его заклятым врагом. Он сказал:

 

- Остановите его, пока он не настроил против себя всех арабов. Если вы отдадите им его потом, это будет унижением, а если будете защищать, вас всех убьют.

 

Абу Талиб ответил на это:

 

- Мы будем его защищать, пока живы.

 

После этого все разошлись.

 

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал открытый призыв, курайшиты принялись издеваться и насмехаться над ним. Когда он проходил мимо, язычники говорили:

 

- Вот идет Сын Абу Кабши, с ним говорят с неба![2]

 

Или они говорили:

 

- Это сынок Абдуль-Муталлиба, с ним говорят с неба.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал их идолов и говорил о слабости их умов:

 

- Клянусь Аллахом, люди, вы противоречите вере вашего предка Ибрахима!

 

Это породило в предводителях курайшитов гнев и обиду за своих божеств, которым поклонялись их предки. Они отправились к его дяде Абу Талибу, предводителю бану Хашим, который взял Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, под свое покровительство, и потребовали выдать им его. Но Абу Талиб вежливо, но настойчиво отказал им, и они ушли ни с чем[3].

 

Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смог вести свой призыв, и ничто не могло ему помешать. Курайшиты по поры скрытно копили гнев и чувство враждебности к Посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, подогревая злобу друг друга.

 

Затем они снова отправились к Абу Талибу и сказали ему:

 

- Поистине, ты пожилой, уважаемый нами человек. Мы попросили у тебя выдать нам твоего племянника, но ты нам его не выдал. Но, клянемся Аллахом, мы не в состоянии терпеть того, кто ругает наших богов и считает нас глупцами.

 

 

И действительно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал их за отказ воспользоваться данным им Аллахом разумом в ответ на их доводы, что они не следуют за истиной, потому что их предки поклонялись идолам[4].

 

[1] Хадис об этом передали Бухари и Муслим.

[2] Абу Кабша – это муж Халимы ас-Са'дийи, кормилицы Мухаммада. Его сыном курайшиты называли Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в издевку.

[3] В «Сире» Ибн Хишама эта история передана так:

 

Знатные курайшиты отправились к Абу Талибу и сказали: «О Абу Талиб, поистине, сын твоего брата подверг поношению наших богов, оскорбил нашу религию, объявил глупцами нас самих и назвал заблудшими наших предков, и ты должен либо остановить его, либо дать нам сделать это самим, ведь ты, как и мы, не согласен с ним, и мы избавим тебя от него!»

 

Выслушав их, Абу Талиб мягко поговорил с ними, и они покинули его, а Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, продолжал делать своё дело, открыто исповедуя религию Аллаха и призывая к ней других.

[4] Имам ас-Сануси пишет в «Шарх аль-Мукаддимат»:

 

«Причиной этого вида многобожия (ширк слепого следования за предками) стало то, что людьми овладели различные страсти и глупость, в результате чего они стали упрямо следовать за отцами и дедами в их ложных верованиях, приносящих лишь вред в земной жизни и жизни вечной. Всевышний Аллах оказал им милость, ниспослав правдивого пророка, который сообщил им о слабоумии их предков, которое привело их к заблуждению и вечной гибели. И он объяснил им это настолько ясно, что после его объяснения не могло остаться никаких сомнений и недопонимания. Но они не послушали его, не стали размышлять над его словами, хотя знали, что этот человек всегда был известен среди них свой правдивостью, честностью и разумом, что его нельзя было заподозрить ни в чем плохом. Они не могли не понимать, что его к этому (призыву к Исламу) привели не корыстные земные цели, он желал только наставить их на истинный путь и спасти от мук, которые постигли их отцов и дедов. Но они продолжили следовать за теми в их заблуждениях и не стали размышлять».

 

Подробнее о язычестве поздней джахилии см. https://azan.ru/durus/read/chast-7-shirk-pozdney-dzhahilii-1303

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!